Рационально-эмоциональная поведенческая терапия, или что такое рэпт?

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

Рациональная психотерапия Дюбуа

РП представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная — когнитивно-поведенческая психотерапия — по своей сути являются вариантами метода РП. Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия РП по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи рациональной психотерапии заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов РП, хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики.

РП имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования. Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р. п

законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики

Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: «Мои переживания уникальны и неповторимы», «Мои проблемы носят случайный характер». Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.

Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, ситуация, в которой человек оказался, толчок из внешнего мира, стимул или, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте (см. также триггер (психология)). Но «А» сами по себе — это только активаторы

Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё, то есть «В» (англ. beliefs): к «В» относятся убеждения, цели, физиологическая предрасположенность, установки, взгляды, представления человека об «А», мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы относительно «А», внутренний разговор человека с собой, избирательное внимание, избирательное невнимание, избирательная память и др. И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences), то есть эмоциям или поведению

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, а иррациональные взгляды (и возникающие на их основе психологические проблемы) — к саморазрушению и иррациональному поведению.

Философия долженствования, она же абсолютистская, приводит к образованию множества иррациональных представлений о мире, центральных иррациональных идей, основными производными которых являются:

  • драматизация — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» и. п.;
  • отрицание своей толерантности (низкая устойчивость к фрустрации и дискомфорту) — неспособность переносить дискомфорт и трудности, которые возникают при различных неудачах, препятствиях, проблемах.

Таким образом, «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. И чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, а недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Что такое рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия — это метод лечения психических расстройств и некоторых соматических заболеваний через разъяснения и логическое убеждение. Клиенту подробно и обстоятельственно объясняются причины проблем, предоставляются аргументы и факты, доказывается ошибочность его суждений и установок. После того, как он это осознаёт, проводится коррекция личностных ценностей.

Основоположник — швейцарский невропатолог, психотерапевт, психолог Поль Шарль Дюбуа (1848-1918).

Основная работа — «Психоневрозы и их психическое лечение» (1912).

Рациональная психотерапия включает в себя изучение личности клиента и причин, вызвавших проблемы. Без этих моментов курс лечения может оказаться неэффективным. Чтобы переориентировать, переубедить, нужно знать, на какие болевые точки (эмоциональные и соматические) воздействовать.

Пример. 32-летнюю женщину стали мучить приступы удушья и одышка. Медицинское обследование не выявило патологий лёгких. Её направили к рациопсихотерапевту. Используя рентген-снимки и результаты анализов, он пытался убедить клиентку, что её болезнь — надумана и не имеет под собой физиологических оснований. Он действовал достаточно грамотно, правильно подбирая методы, техники работы, доводы. Однако приступы продолжались.

Тогда на один из сеансов был приглашён клинический психолог. Он выяснил, что муж женщины — тиран, деспот и манипулятор, который практически «душил» её своими требованиями и издевательствами. Это стало переломным моментом в лечении. Рациональный психотерапевт убедил клиентку в том, что жить так нельзя и нужно развестись. Когда она решилась на это, приступы прекратились.

Основным достоинством рациональной психотерапии является непосредственное участие клиента в лечении. К плюсам также относится быстрое выздоровление и решение проблем. Профессиональный специалист способен помочь всего за один сеанс

Однако здесь имеет важное значение уровень интеллектуального развития пациента: чем он выше, тем меньше времени потребуется

Убеждения об обстоятельствах и оспаривание убеждений

Фундаментальная предпосылка REBT заключается в том, что людей эмоционально беспокоят не неблагоприятные обстоятельства, а то, как они строят свои взгляды на эти обстоятельства через свой язык, оценочные убеждения, значения и философию о мире, себе и других. Эта концепция была приписана еще философу- стоику Эпиктету , который часто упоминается как использующий аналогичные идеи в древности.

В РЭПТЕ, клиенты , как правило , учатся и начинают применять эту предпосылку, изучая ABCDEF модель психологического нарушения и изменений. Следующие буквы обозначают в данной модели следующие значения:

A — dversity
B — Разработанное б elief в лице Бедственной
C — с onsequences Верований этого человека то есть, B
Д — человек г isputes А, В и С. В последней мысли
E — The е ffective новая философия или вера , которая развивается в этом человеке через возникновение D в их умах А и В
F — Разработанная F eelings самого себя либо в точке , так и после точки С , или в точке после точки Е.

В ABC модели заявляет , что это не , dversity (или событие ctivating) , которые вызывают беспокоили и дисфункциональные эмоциональные и поведенческие C s, с onsequences, но и то , что люди , B , нерационально б elieve о А , в dversity. , Dversity может быть внешняя ситуация, или мысль, чувство или другой вид внутреннего события, и оно может относиться к событию в прошлом, настоящем или будущем.

В B s, иррациональные убеждения , которые являются наиболее важными в ABC моделях являются явными и скрытыми философскими смыслами и предположение о событиях, личных желаниях и предпочтениях. В B s, б eliefs , которые являются наиболее значимыми являются весьма оценочный и состоят из взаимосвязанных и интегрированных когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов и размеров. Согласно РЭПТУ, если оценочному человеку В , б elief о А , событие ctivating является жестким, Абсолютистским, вымышленным и дисфункциональным, то C , эмоциональная и поведенческая с onsequence, скорее всего, будет обреченно на провале , и разрушительными. С другой стороны , если вера человека является предпочтительной, гибкой и конструктивной, то C , эмоциональная и поведенческая с onsequence, вероятно, будет самостоятельно помогать и конструктивны.

Через РЭПТ, понимая роль их опосредующие, оценочный и философски основе нелогичным, нереальным и пагубным смыслы, интерпретации и предположения в нарушение, люди могут научиться распознавать их, а затем перейти к D , г isputing и сомнению доказательства для них . В E, эффективной новой философии, они могут признать и укрепить идею, что не существует никаких доказательств каких-либо психопатологических явлений, которые должны , должны или должны отличаться от здоровых построений, и присоединиться к более конструктивным и самопомощным философиям. Эта новая разумная перспектива приводит к F , новые F eelings и поведения ассигновать на А они обращаются в упражнении.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка;
  • преувеличение негатива;
  • подавленное состояние;
  • фрустрация;
  • отрешённость;
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания;
  • корректирует личностные установки, переориентирует;
  • убеждает;
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания;
  • гнозиса;
  • восприятия;
  • речи;
  • праксиса;
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:

Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:

  • описание клиентом своих ведущих эмоций;
  • психотерапевт в диалоге указывает ему на их разрушающее, отрицательное действие и убеждает в том, что от них необходимо освобождаться;
  • прослушивание музыкального произведения;
  • анализ тех эмоций, которое оно вызвало;
  • вывод о том, какие эмоции лучше, приятнее, полезнее: те, что владели клиентом в начале сеанса или в конце.

Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.

Особенности рациональной психотерапии

Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики. Представляется, что врач, работающий в системе Р

п., должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых), учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).К достижением Р. п

в области медицины можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия («функциональное» — обратимое, преходящее и «органическое» — стойкое, «динамика выздоровления» и т. д.). Работая в ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, — восходя от симптома к синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями, дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации. Также представляются перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

Приложения и интерфейсы

Приложения и интерфейсы REBT используются для решения широкого круга клинических проблем в традиционных психотерапевтических условиях, таких как индивидуальная, групповая и семейная терапия . Он используется в качестве общего лечения огромного количества различных состояний и психологических проблем, обычно связанных с психотерапией .

Кроме того, REBT используется для решения доклинических проблем и проблем, связанных с проживанием, посредством консультирования , консультаций и обучения, связанных с проблемами, включая отношения, социальные навыки, смену карьеры, управление стрессом , тренировку самоуверенности, горе, проблемы со старением, деньги, контроль веса. В последнее время количество сообщений об использовании REBT в спорте и физических упражнениях увеличилось, и эффективность REBT была продемонстрирована в целом ряде видов спорта.

REBT также имеет множество интерфейсов и приложений через ресурсы самопомощи, консультации по телефону и через Интернет, семинары и семинары, рабочие места и образовательные программы и т. Д. Это включает Rational Emotive Education (REE), где REBT применяется в образовательных учреждениях, обучение рациональной эффективности в бизнесе. а также рабочие настройки и SMART Recovery (обучение самопомощи и восстановлению) для поддержки тех, кто избавляется от зависимости, в дополнение к широкому спектру специализированных лечебных стратегий и приложений.

Черты РЭПТ

Чтобы говорить о рациональной терапии эмоционального поведения, нам нужно взглянуть на это с двух точек зрения. Первый — это терапевтический подход, который будет относиться к его стратегиям и методам. Второе — это отношения, которые развиваются с пациентом, то, как терапевт взаимодействует с ними.

Отношение терапевта будет иметь следующие характеристики:

Активность: важно, чтобы специалист занимал активную позицию и предлагал пациенту альтернативы своим иррациональным убеждениям.

Вербальная активность: важно, чтобы диалог был плавным и активным с обеих сторон, поскольку эта терапия основана на обсуждении.

Обучение специалист должен вести себя как хороший профессор, обучая своего ученика генерировать изменения в себе.

Содействовать изменениям в философии жизни пациента. Важно содействовать изменению мышления пациента в его философии жизни.

Будьте гибкими: каждый пациент — снежинка, со своим собственным уникальным мышлением. Если специалист не обладает гибкостью и не знает, как адаптироваться, он не сможет генерировать изменения у своих пациентов.

Отношения специалист-пациент

Отношения между пациентом и специалистом будут основываться на следующих принципах:

  1. Безусловное принятие: не должно быть никакого суждения, положительного или отрицательного, по отношению к пациенту. Специалист должен показать своим пациентам, что они приняты, как и все остальные. Что они люди, подвержены ошибкам и не бесполезны.
  2. Сочувствие: понимание мыслительного процесса пациента является неотъемлемой частью понимания природы его убеждений. Специалисты должны понимать философию жизни каждого пациента, чтобы помочь ему измениться.
  3. Будьте искренни: специалист должен быть открытым и доступным. Они могут даже говорить о своей личной жизни, когда это кажется уместным, чтобы показать пациенту, что мы все переживаем неудачи и совершаем ошибки. Личный опыт мало помогает в решении, но он помогает нормализовать определенные эмоции.
  4. Наличие чувства юмора: это один из ключевых аспектов РЭПТ, так как это терапия, основанная на беспокойстве и спокойствии. Специалист должен использовать юмор, чтобы выделить аспекты иррациональных убеждений. В этом смысле специалист должен помнить, что чувствительность каждого пациента различна.
  5. Неформальный терапевтический стиль: РЭПТ лучше работает в расслабленной обстановке, которая сильно отличается от обычных формальностей терапии. Пациент должен рассматривать терапию как дружескую и веселую беседу, время, когда он может спокойно рассказать о своих проблемах и убеждениях.

Наследие Эллиса

РЭПТ является интересной и обычно удовлетворительной терапией для пациентов. Это помогает им изменить свою философию жизни и принять более защитный стиль, когда сталкиваются с проблемами, которые вызывают беспокойство или депрессию. Эта терапия сделала Альберта Эллиса одной из самых важных фигур в психологии.

Упражнения

Рациональную психотерапию можно использовать самостоятельно, в домашних условиях. Если чувствуете, что в жизни не хватает рационального зерна, рекомендуется выполнять специальные упражнения, собранные в комплекс под названием «Десять заповедей». Для проработки каждой заповеди даётся 10 дней (итого курс полного изменения личностных составляющих — 100 дней). Результаты записываются ежедневно в «Дневник эмоций».

Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»

Рациональная психотерапия позволяет избавиться не только от проблем психологического плана. Она успешна в лечении соматических заболеваний, развивающихся на основе психотравм. На это способны далеко не все современные направления. Поэтому она пользуется заслуженной популярностью.

Что такое Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Психотерапия базируется на теории личности. То есть каждый психотерапевт в работе использует какой-то подход (один или комбинацию). Об этом подробнее читайте в статье Сколько консультации надо для результата

Он помогает в 99% случаях, потому что опирается на способность психики здорового человека к самовосстановлению. Надо просо правильно запустить процесс восстановления.

Р- рациональная, то есть основанная на обсуждении, здравомыслии.

Э – эмоциональная, то есть задействующая эмоции.

П – поведенческая, то есть меняющая поведение.

Т –терапия, то есть развивающийся процесс, а не разовое явление.

Сегодняшнее практическое занятие начинаем с главной формулы РЭПТ

Мысли-требования

Самое важное — научиться распознавать иррациональные мысли или убеждения по их безусловным, жестким требованиям. Если мы что-то не принимаем в ситуации, то нас как будто сводит судорогой

Так действуют мысли вроде: «Это не должно произойти», «Не может такого быть», «Все должно быть так», «Я должен», «Они должны» и т. п.

Но такие мысли-требования не всегда лежат на поверхности. Иногда приходится долго копаться в себе. Опыт приходит с практикой. Зачастую люди сразу начинают интерпретировать. Например: «Они это специально, чтобы меня помучить», «Не больно-то им хочется». Или делают негативный прогноз: «Опять ничего не получится», «Им опять не понравится».

Трюк заключается в том, чтобы на время принять эти прогнозы и интерпретации за действительность и копнуть еще глубже: если это правда, то от каких мыслей я чувствую себя так-то и так-то и веду себя соответственно? А так как мы знаем, что в основе иррационального поведения почти всегда лежит императивная позиция (жесткое требование, обуславливающее определенное, столь же жесткое ожидание), можно задать самому себе вопрос: чего же я ожидаю?

Или: что я перестал принимать (в самом себе, в других, в ситуации)?

То, что Маргрит хочет сдать зачет, это понятно. В ней говорит рациональное начало. Но затем она начинает требовать от себя идеального ответа и высшей оценки, таким образом неосознанно нагнетая внутреннюю тревогу. Когда она провалит зачет, неконструктивные чувства окончательно захлестнут ее. А от этого ей станет еще хуже. Теперь ясно, почему Маргрит предпочитает не готовиться к зачету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector