Функции речи в процессе коммуникации. виды речевой деятельности
Содержание:
Формы
Существуют следующие формы речевого общения:
- Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример , чтение студентам лекции преподавателем.
- Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример , любой диалог.
- Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример , политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.
Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:
Формы общения дошкольников со взрослыми:
Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами. При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.
Внеситуативно-познавательная форма общения
Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации , например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.
Внеситуативно-личностная
Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.
Ситуативно,деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
- Эмоционально-практическая. Обусловлена тем, что к двухгодичному возрасту у ребенка возникает потребность во взаимодействии со своими сверстниками в его деятельности. Коммуникация в это время происходит посредством жестов и мимики.
- Ситуативно-деловая. Возникает примерно к 4 году жизни ребенка. В данное время в деятельности дошкольника преобладают сюжетно-ролевые игры, действия все больше принимают коллективный характер. Потребность в данной форме коммуникации выходит практически на первый план во взаимодействии ребенка с его окружением.
- Внеситуативно-деловая. Заключается в коммуникации со сверстниками с целью планирования взаимодействия. Носит внеситуативный характер. В это время возникает повышенный интерес к личности собеседника, а главным средством коммуникации становится речь.
Формы коллективного общения. В процессе своей деятельности воспитателям требуется освещать свою деятельность, сотрудничать с родителями детей, в связи с чем выделяются следующие формы коллективного общения:
- Общие родительские собрания. На собраниях координируются действия воспитателей и родителей по воспитанию детей, выносятся вопросы образования, оздоровления и проблемы воспитания.
- Родительская конференция. Данная форма взаимодействия отличается от собрания тем, что на конференции присутствуют представители общественности , врачи, педагоги-психологи и другие, что позволяет затронуть более обширную область вопросов в воспитании, поведении и здравоохранения детей.
- Групповые собрания родителей. На них родители могут более подробно ознакомиться с методами воспитания детей.
Перцептивная сторона общения
Определение 2
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
- познание своей личности при помощи выстраивания коммуникативных связей;
- понимание оппонента и познание его личности;
- прогноз поведенческой модели партнера по общению.
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
- Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
- Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
- Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Определение 3
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Определение 4
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
В каких формах происходит общение?
Формы общения между людьми могут различаться, в зависимости от условий, социального уровня, целей и прочих факторов. Можно выделить следующие:
- Контакт масок. Это формальные коммуникации, в которых принято соблюдать строгость, вежливость, участие или же безразличие по отношению к собеседнику. Такие формы общения применяются в официальной обстановке, когда нужно лишь донести или получить информацию, а не понять оппонента и проникнуться его личностью.
- Примитивное общение. Ему предшествует оценка собеседника с точки зрения «полезности». Если ответ будет положительным, то с ним завязывают общение. В противном случае он может быть отвергнут.
- Формально-ролевое общение. Ситуация, когда и содержание речи и средства ее донесения строго регламентированы. При этом важна не личность собеседника, а его социальный статус.
- Неформальное общение. Любые контакты между людьми за пределами официальных рамок. Такое общение не регламентировано и может проходить с использованием любых средств передачи информации.
- Деловое общение. Происходит с учетом личностных особенностей собеседника. Тем не менее на первое место выходят именно официальные взаимоотношения.
- Духовное общение. Доверительно-неформальная форма, которая может использоваться между близкими знакомыми, родственниками и так далее. Может быть поднята абсолютно любая тема, а также использованы любые методы донесения информации. При этом каждый участник беседы хорошо знаком с особенностями личности собеседника.
- Манипулятивное общение. Подразумевает извлечение личной выгоды путем воздействия на собеседника.
- Ритуальное общение. Происходит в соответствии со сценариями или нормами, принятыми в определенных условиях.
- Светское общение. Отличается беспредметностью и формализованностью. Собеседники говорят не о том, что думают, а о том, что вписывается в рамки, созданные обществом.
Речь как средство коммуникации.
Коммуникация – это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.
Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.
Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.
Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е
текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр
В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.
Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.
Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.
Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.
Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.
Адресант – это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.
Основная суть коммуникации – это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.
Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно. Существует и нормативная, или литературная, речь
Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления
Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.
Понятие об общении
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.
Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпре-тируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение)
Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком
К определению понятия «общение» существуют различные подходы (табл. 1).
Таблица 1
Экспликация понятия общения в трактовке различных авторов
Автор | Определение общения |
А.В. Петровский | «Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности» |
Н.И. Конюхов | «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» |
А.А. Бодалев | «Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различ-ных средств коммуникации для установления взаимо-отношений между людьми» |
В.М. Соковнин | «Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» |
М.В. Гамезо,
И.А. Домашенко |
«Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого» |
В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.
Средства речевого общения
Единицей коммуникативного общения между людьми является слово, как своеобразный речевой инструмент, который может быть выражен устно или же в письменном виде. Слова, в качестве информационной единицы, формируют определенные предложения, которые, в зависимости от необходимости и постановки, могут как запрашивать информацию, так и утверждать ее. Постановка слов и формирование определенных предложений напрямую зависит от того, какую из существующих языковых систем используют собеседники. Как средства речевого общения, слова обладают достаточно обширной функциональностью. Совершенно логично, что любая форма языковой системы выступает центральным элементом возможности вербального контакта и обмена информацией между людьми в социуме.
Между тем, речь и язык также играю познавательную функцию. Это выражается в том, что именно посредством речи сознание человека способно выражать специфику своей деятельности и благодаря ей же – воспринимать окружающий мир. Также стоит подчеркнуть аккумулятивную функцию речи – именно посредством речи и языковых систем выполняется сохранение определенных знаний и жизненного опыта. Человек черпает познания различного характера и всех жизненных сфер из тех же книг, дневников, памяток, которые создаются. В свою очередь, посредством письменной речи.
Также речь играет конструирующую функцию, поскольку именно в виде речи человек формирует свои мысли и рассуждения, даже если он осуществляет это в виде внутреннего монолога. Также существует эмоциональная функция речи, заключающаяся в выражении субъектом чувств и эмоций, и контактоустанавливающая, делающая доступным установление контакта между несколькими индивидами.
перейти наверх
Виды речевого общения
Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.
Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.
Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.
Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.
Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.
Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.
Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.
Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.
Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.
Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.
Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.
Невербальное общение — это мы унаследовали
Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.
Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).
» alt=»»>
Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить
Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.
Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией
Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения
Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).
Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.
Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?
Что такое речевое общение?
Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.
Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).
Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.
Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.
- Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
- Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
- Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
- Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
- Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.
- Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.
Как нас много?
Существует разделение на виды устно-речевого общения, связанное с количеством участников. Принято говорить о монологах и диалогах. При этом оценивают роли участников взаимодействия и их способность меняться местами. Возможен вариант, когда один говорит, второй слушает, а также путь общения, при котором участники меняются этими ролями.
Диалог – слово, образованное в греческом языке и обозначающее высказывание мнения двумя и более участниками. При монологе один человек говорит, прочие слушают. При этом формате взаимодействия обмена репликами, а значит, мнениями, не происходит.
Как правило, монолог можно определить по непрерывности речи, при этом высказывание – сверхфразовое, объемное. Речь логична и последовательна, имеет смысл, завершена, направлена на коммуникативность, раскрывает одну тему. Как правило, монолог довольно сложен синтаксически.
Постулаты речевого общения Г.П.Грайса
Ученый выделяет четыре основных категории:
- категория количества
- категория качества
- категория способа
- категория отношения
Г.П.Грайс
Однако Грайс выделяет и более конкретные постулаты:
категорию количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты:
-Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).
-Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
к категории качества Г.П.Грайс относит общий постулат «Старайся, чтоб высказывание было истинным», а также два более конкретных:
-Не говори того, что ты считаешь ложным.
-Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. С категорией Отношения, по мнению ученого, связан один- единственный постулат релевантности (Не отклоняйся от темы).
категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат — Выражайся ясно — и несколько частных постулатов:
-Избегай непонятных выражений.
-Избегай неоднозначности
-Будь краток (избегай ненужного многословия).
-Будь организован.
категория отношения связана с релевантностью, то есть соответствием высказывания предмету разговора: «Не отклоняйся от темы».