4 фактора, которые влияют на формирование и развитие личности

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Среда обитания

Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.

Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.

Сторонники теории “среды” считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.

Итак, есть два базовых условия – внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Культура

Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель

В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности

Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия

Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Роль воспитания родителями

Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.


Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником

Факторы развития личности в психологии

Развитие и становление личности человека происходит во время социализации. На формирование характера, мотивов поведения и духовность оказывает сильное влияние окружение человека — та среда, в которой он обитает. От этого никуда не деться. Ребенок растет и впитывает в себя всё то, что видит и ощущает вокруг, и это является базой для формирования мировоззрения.

Факторы развития личности в педагогике — это те духовные силы, которые оказывают влияние на процесс формирования индивидуума во всех сферах жизни. Они оказывают влияние на человека на протяжении всей его жизни, начиная с колыбели.

Факторы развития личности делятся на 2 типа:

  1. внешние;
  2. внутренние.

К внешним относится среда проживания и воспитания, социум. К внутренним относится личная активность человека, его стремление (ибо его отсутствие) к развитию.

Также существует иная систематизация факторов:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • среда.

Каждый человек рождается с определенным генотипом, в котором записана предрасположенность к чему-либо. Например, ребенок наследует от родителей уровень интеллекта на 60%, остальные 40% интеллектуального развития — это влияние окружающей среды.

Воспитание — это прививка социума, вакцина. Оно формирует человека, определяет набор его желаний и устремлений, навыков и умений. Например, деревенские девушки могут ловко подоить корову и козу, а городские не знают, с какой стороны к животному подходить. Задача общества (детский сад, школы) — привить (воспитать) безопасное поведение. Одним словом, чтобы не вырос новый преступник.

Среда, в которой живет человек, так же оказывает свое влияние на формирование личности. Например, в мусульманской среде ребенок будет верить в Аллаха, а в христианской среде будет почитать Троицу. Среда тоже формирует вкусы, приоритеты, определяет набор желаний. Только это всё направлено на социальное потребление.

Типология Майерс-Бриггс

В 1940 годах на основе типологии Юнга, появляется новая типология Майерс — Бриггс. Она стала очень популярной в Европе и США. На ее основе была создана система психологического тестирования. Психологические тесты являются наиболее действенной и популярной формой самодиагностики развития.

Всем людям нравится проходить психологические тесты. На первый взгляд простые вопросы, дают человеку исчерпывающую информацию о нем самом.

Тестирование используется как в бизнесе, так и в частной жизни. Они помогают выпускникам определиться с выбором будущей профессии, принять на работу человека именно на подходящую ему должность. А также помогают человеку разобраться в себе самом и понять, в каком направлении необходимо развиваться.

Типы личности тест Майерса-Бригса был переведен на 30 языков мира и применяется в области самопознания и личностного роста, карьерном росте, развитии организаций, семейных консультациях, решении проблем личного характера. Широко применяется в системе образования и тренингах межличностного взаимодействия.

Тест предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, которые определяют ориентацию сознания человека, ориентирование в ситуации, основу принятия решений, способ подготовки решений. Тест определяет, как человек реагирует на изменения, лидерские качества, способы использования информации и карьерная ориентация.

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Роль родителей в становлении личности ребенка

Виды стресса в психологии — их особенности и пути решения

В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.

Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.

Влияние личностного роста на успешность

Личностный рост и успешность взаимосвязаны, и одно влияет на другое. Как только человек достигает даже маленького успеха, он уверенно берется за новые свершения. В свою очередь, вырабатываются новые положительные качества, которые мотивируют на новые успехи. Появляются и навыки, которые делают женщину или мужчину способными добиваться большего.

Таким образом, психологический рост личности – несложный процесс. Достаточно каждый день совершать маленькие шаги на пути к своим целям, формировать полезные привычки и можно стать самоактуализированной личностью, которую не смогут сломить максимальные трудности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:

  1. В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
  2. От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
  3. В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
  4. Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.

Становление личности наиболее активно происходит у детей

  1. Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
  2. Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

Влияние семьи на формирование личности

Главенствующую роль играет семейный круг. Влияние семьи достаточно велико, так как оно является первоначалом каждой личностной сущности. Родители вкладывают все силы и знания в наше развитие с самого младшего возраста. Они помогают нам осознать себя, учат правилам жизни и её закономерностям, участвуют в развитии наших способностей и умений.

Теги:

Вам будет интересно почитать:

  • Как отучить ребёнка от соски правильно. В каком возрасте лучше отучать ребёнка от соски без плача и травм Как перестать ревновать любимого человека и почему нужно перестать накручивать себя прямо сейчас.

Обзор психологических игр на примере трансакционного анализа по книге Э. Бёрна “Игры, в которые играют люди”

Как перестать раз и навсегда хотеть есть сладкое и мучное. Советы психолога как справиться с привычкой пищевой зависимости от сладостей

Наследственность

Наследственность является биологическим фактором, влияющим на развитие личности. Структуру наследственности можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Рис.1

Как видно из схемы наследственность формируется множеством факторов. Поэтому для того чтобы рассматривать влияние наследственности на развитие личности необходимо учитывать каждую составляющую отдельно и только после этого формировать выводы.

Задатки мышления и речи, а также прямохождение и другие признаки вида формируют анатомно-физиологическую структуру наследственности.

Физические особенности человека также передаются по наследству. Например, цвет волос, основные черты лица, признаки определенной расы, телосложение.

От поколения к поколению передаются и физиологические особенности организма. В частности группа крови и скорость обмена веществ.

Особенности нервных процессов в организме, формирующие типы нервной деятельности являются биологическим фактором и формируют наследственность.

По наследству также передаются некоторые заболевания или предрасположенность к ним. Это часто оказывается важнейшим обстоятельством, влияющим на развитие личности.

Отдельно следует обозначить задатки, как часть наследственного фактора. По сути, они являются частью анатомно-физиологической системы. Но им принадлежит особая роль в развитии. Задатки являются предпосылками развития способностей

Именно от этих топологических свойств нервной системы зависит внимание, уровень работоспособности, скорость образования связей, в том числе временных. Выделяются из этой группы специальные задатки к тому или иному виду деятельности

Например, спортивные, музыкальные, математические и другие. Следует отметить, что в случае отсутствия благоприятных внешних условий и сопутствующей деятельности способности не будут развиваться даже при наличии задатков. Если условия для развития будут положительными, а деятельность, направленная на развитие активной, возможно достижение высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.

До сих пор остается открытым вопрос наследования моральных качеств. В отечественной педагогике превалирует мнение, что моральные качества приобретаются во взаимодействии с внешней средой и не наследуются. Эту теорию подтверждают ученые, занимающиеся расшифровкой генома человека. У человека отсутствуют гены агрессии, добра, зла или другие «нравственные гены». В западной педагогике наоборот нравственность обуславливается наследственностью, природой человека. Отправной точкой в развитие данной теории является наличие инстинктов.

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями

Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано

Развитие личности в педагогике

К основным понятиям науки относятся:

  • Воспитание.
  • Образование.
  • Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие.
  • Развитие.
  • И самосовершенствование.

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе.

Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания.

Воспитание – это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, аффилиации, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов детей, их развитии в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Взращивание личности происходит на основе формирования:

  • Определенного отношения к окружающему миру.
  • Мировоззрения.
  • Поведения.

Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. Она у подростков и детей проявляется посредством игры, учения и труда.

По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. А также она может быть:

  • Активной. К примеру, познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию.
  • И пассивной.

Все проявления активности имеют единый источник – потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам.

Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить следующими этапами:

  • Стадия первичного формирования.
  • Становление личности (от рождения до фазы взросления).
  • Последующее формирование.

Последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. Теперь дадим несколько рекомендаций родителям, как воспитать в ребенке личность. Следует придерживаться таких принципов:

Принятие. Нужно принимать своего ребенка таким, каков он есть, не пытаться переделать и не сравнивать с другими детьми. К примеру, если малыш спокоен, не нужно отдавать его в динамичный вид спорта и заставлять заниматься нелюбимым делом. Он индивидуален, и во многом его поведение будет зависеть от темперамента. Терпение. Многие дети в период возрастного кризиса непослушны, капризны и упрямы. Здесь главное — деликатно, спокойно, без агрессии направлять малыша в нужное русло. Воспитательные приемы должны выступать в мягкой и ненавязчивой форме. Порой эти качества являются переходными и со временем пройдут. Личный пример. В раннем детстве дети копируют поведение родителей. Поэтому стоит не только на словах, но и на деле показывать добрые, искренние отношения в семье. Комфортная атмосфера. Малыш должен чувствовать себя дома спокойно и легко. Только здоровая эмоциональная и психологическая среда позволит сформироваться личности. Развитие самостоятельности

Это очень важно. Давайте ребенку право выбора. Занимайтесь с ним любой совместной деятельностью, предоставляйте возможность для самовыражения, разрешайте делать малышу то, что ему нравится

Давайте мелкие поручения и хвалите за выполнение

Занимайтесь с ним любой совместной деятельностью, предоставляйте возможность для самовыражения, разрешайте делать малышу то, что ему нравится. Давайте мелкие поручения и хвалите за выполнение.

Чтобы сформировать настоящую личность, необходимо воспитывать ребенка в любви и заботе. Не кричите на него, не причиняйте физическую боль, ведь при помощи диалога можно решить любую проблему, главное — ценить и уважать малыша, и тогда он не закроется от вас, а станет вашим другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector