Как развивать стратегическое мышление: пять проверенных способов

Содержание:

Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг

Логика очень тесно связана с другими мыслительными процессами

Логическое мышление крайне важно для многих профессий, особенно с ним “дружат” программисты, следователи, учителя, инженеры, менеджеры и другие не менее важные специалисты

Логические задачи эффективно тренируют мозг, так как требуется находить что-то новое, сравнивать, анализировать. Все логические задачи и игры, развивающие мозг, строятся на нескольких принципах:

  • исключение лишнего;
  • поиск общего;
  • выявление закономерностей;
  • решение загадок;
  • изучение пространственных позиций;
  • сравнение.

Приведу примеры некоторых логических упражнений, игр и задач.

Задачи

На поляне росло 3 березы. На каждом дереве по 7 веток, а на каждой ветке еще по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок?

Человек будет напрягаться, тужиться, чтобы успеть посчитать все ветки. А подвох-то в том, что на березе яблоки не растут!

Бутылка с пробкой стоит 1 р. 10 коп. Сама бутылка дороже пробки ровно на 1 р. Сколько эти два предмета стоят по отдельности?

Вы, как и я, сразу подумали об 1 р. и 10 коп.? Но нет, этот ответ неправильный. Если бы это было так, то разница между ними составляла 90 коп., что уже противоречит условию. Получается, что бутылка стоит 1 р. 5 коп., а пробка – 5 коп. Тогда условие соблюдено.

Игры

Прекрасно потренировать свою логику в любом возрасте получится с помощью логических игр. Чтобы вы не напрягались и не искали их по просторам интернета, я сделала это за вас. На сайте BrainApps вы найдете 15 игр, развивающих логическое мышление. Приведу 3 примера.

Анаграммы – успешное прохождение игры тренирует несколько навыков: память, логическое мышление, проверку разных теорий, вербальный интеллект. Бонусом прохождения игры станет развитие креативности. Игроку необходимо прочитать исходное слово и в приведенных ниже анаграммах найти правильный вариант, подходящий по всем буквам, за короткое время.

360 градусов – развивает пространственное мышление, без которого сложно видеть глубину, объем объектов и их взаимодействие. Игра совершенствует логические операции мышления, улучшает креативность, способствует ускорению мыслительных процессов. Правила: нужно понять, изменилась ли картинка после поворота. Даются 2 варианта, где игрок выбирает правильный.

Быстрое сложение – нужно выбрать несколько слагаемых, чтобы сумма была равна указанному числу. Игра развивает логику, скорость мышления, креативность и концентрацию внимания.

Упражнения

Упражнения часто даются целым блоком в картинках. Они предназначены больше для детей в психологической или логопедической практике, но и взрослым также будет полезно их использовать для своего развития. Приведу пример нескольких из них.

Упражнение “Продолжи ряд”. Вам нужно продолжить ряд по какому-нибудь одному признаку. Например: пылесос, кофеварка, стиральная машинка, … Правильным ответом будет микроволновая печь или мультиварка, так как рассматриваются бытовые электрические приборы.

Упражнение “Найди общее”. Дается несколько слов, на первый взгляд, не связанных между собой. Но вам нужно найти то, что их объединяет. Например: мальчик, цыпленок, шампиньон, … Что общего? То, что они растут, то есть живые организмы.

Упражнение “Исключить лишнее”. Даны изображения 5 фигур: красный круг, зеленый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник и синяя трапеция. Что здесь лишнее? А в этом упражнении два правильных ответа: синий прямоугольник или красный круг. Круг, так как нет углов. Треугольник, так как больше нет фигур зеленого цвета.

Классификация Ж. Пиаже

Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.

Стадии Возраст, лет Определяющее поведение
Сенсомоторная стадия До 1,5-2 Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты
Стадия конкретных операций 7-12 Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому
Стадия формальных операций С 12 и далее Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

Играйте в компьютерную игру «Dual N-Back»

Должно быть, вы уже заметили, что в последнее время буйным цветом расцвела индустрия развивающих игр — ну так имейте в виду, что открытие нейропластичности имеет прямое отношение к этому тренду. Ученые подтверждают, что игра «Dual n-back» улучшает как краткосрочную память, так и показатель IQ, причем в некоторых случаях весьма существенно.

Игра «Dual n-back» заключается в запоминании последовательности произнесенных программой букв в сочетании с положением мигающего сегмента квадрата. По мере того, как вы продвигаетесь в этой игре, она становится сложнее, так как вам приходится запоминать все более и более длительные последовательности сочетания букв с положением сегмента квадрата.

Какие существуют виды интеллекта

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

Как стратегическое мышление помогает в работе

Стратегическое мышление критически важно для бизнеса. Не зря оно требуется в 99% вакансий на руководящие должности

В любой компании работают очень разные люди, которых нужно объединить и задать им вектор движения из точки A в точку B. Но если руководитель не видит этого конечного пункта, команда может пойти в разные стороны, и ресурсы будут потрачены впустую. Это может грозить конфликтами, упущенными возможностями, утратой конкурентной позиции на рынке и так далее.

Однако стратегическое мышление необходимо не только топ-менеджеру. Руководитель может обозначить перед командой определенную цель, а выбор способа ее реализации предоставить сотрудникам. Когда вы понимаете, куда и зачем идете, продумать оптимальное направление — более короткий и менее затратный путь — будет намного легче.

На своем опыте расскажу о двух ситуациях в бизнесе, где без стратегического мышления не обойтись.

Анна Найш

(Фото: из личного архива)

В таких условиях бизнесу нужно иметь в запасе несколько планов действий

Стратегически мыслящему руководителю важно вовремя сориентироваться в ситуации, оценить текущую обстановку и принять решение об изменении каких-то вводных или смене маршрута. При этом часто приходится выбирать — идти ли к той же точке B, что планировали изначально, лишь немного скорректировав тактику, или кардинально менять направление, чтобы выжить

Экономика образования

Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности

Ситуация 2 — стартап планирует масштабироваться и выходить на новый уровень

Когда у стартапа есть идея, ее начинают тестировать на MVP (минимальном жизнеспособном продукте)

И здесь очень важно сразу видеть конечную точку: если с продуктом что-то не выходит, нужно определиться, что делать дальше — оставить первоначальную идею и скорректировать аудиторию или переписать ее заново. Чтобы стартап мог вырасти в полноценный бизнес на первом же году жизни, важно научиться видеть полную картину

При этом в ней должны быть варианты на случай, если определенный шаг не сработал. Порой, чтобы просто остаться в бизнесе, цель приходится менять. Стратегическое мышление помогает своевременно осознать такую необходимость, оценив внешние и внутренние процессы и тенденции.

Как развивать интеллект и умственные способности ребенка?

Важно понимать, что из себя представляет интеллект. Интеллект включает в себя такие понятия, как:

  • умственные способности;
  • эмоциональное развитие;
  • физическое воспитание.

Ум необходимо тренировать

Интеллектуально развитый ребенок будет одинаково гармоничен во всех представленных областях, поэтому родителям следует с раннего возраста уделять этому внимание и, не боясь, подключать специалистов

Что такое интеллектуальное и умственное развитие?

Умственное развитие — комплекс знаний, навыков и умений, которые сформировались в результате получения и накопления жизненного опыта. Оно определяет мышление человека. Интеллектуальное развитие — это общая мыслительная способность, которая складывается из разнообразных факторов:

  • наследственность;
  • окружающее общество;
  • употребление алкоголя, курение во время беременности.
  • наличие генетических отклонений;
  • характер питания;
  • психическая обстановка;
  • процесс воспитания.

Дети должны развиваться по возрасту

Таким образом, уровень интеллекта определяет степень умственного развития.

Когда надо начинать

Фундамент развития ума и интеллекта следует закладывать, начиная с внутриутробного развития. Прослушивание классической музыки, общение матери с ребенком, благоприятная атмосфера в семье, тактильный контакт и физическая активность во время беременности положительно отразятся на малыше. Это не означает, что в более старшем возрасте все потеряно. И в год и в месяц могут подключаться совместные игры, различные упражнения и задачки.

От чего зависят умственные способности?

В течение длительного времени психология считала, что развитие разума складывается из наследственности. В настоящий момент выяснено, развитие идет посредством:

  • степени усвояемости полученного материала;
  • возможности памяти и концентрации;
  • наличия здравого смысла;
  • личных качеств ребенка (интуиция, целеустремленность, самостоятельность);
  • способности к быстрой адаптации;
  • методов и скорости обучения, целенаправленность;
  • ограничения доступа к гаджетам.

Течение беременности может повлиять на развитие малыша

Как влияет связь матери и ее ребенка

Начальная закладка умственных способностей происходит еще в период вынашивания плода

Важно уделять этому особое внимание

Известно, что в период беременности женщины наблюдается гормональный всплеск, но фоне которого будущая мама может испытывать весь спектр разнообразных эмоций. Конечно, жизнь не состоит исключительно из радости и счастья. Тем не менее, нахождение в продолжительном стрессе вызывает большой выброс стероидных гормонов, которые, проходя через плацентарный барьер, оказывают негативное влияния на мозг ребенка.

Причины, побудившие к зачатию и жизненный период, в котором это произошло, существенно влияют на психическое здоровье матери и плода. Желанные дети, рожденные в полноценной здоровой семье, имеют гораздо меньше проблем в будущем.

Обратите внимание! Австралийские ученые провели серию исследований, вследствие чего была выявлена связь между возрастом матери и развитием умственных способностей ее чада. Установлено, дети младших мам показывали большую усидчивость и смекалку

Как определить уровень интеллекта ребенка дошкольного возраста?

Многие слышали о тесте IQ, который отражает коэффициент умственного развития в соответствии с возрастом ребенка. Критерии оценки сводятся к величине коэффициента: 100 процентов в норме, больше 120 — показатель одаренности. Однако, не стоит слепо доверять результатам теста. Согласно исследованиям, дети, набравшие более 120 баллов и признанные гениями, в жизни таковыми себя не проявили.

Прогулке на природе полезны для мозга

Как правильно подойти к работе над собой

Избавившись от страхов, собрав силу воли в кулак и найдя побуждающий мотив, можно начать меняться к лучшему. Не каждый человек способен в одночасье «подорваться» и кардинально изменить свою жизнь. Это и не нужно. Рассмотрим 3 первых шага для плавного и гармоничного перехода на путь саморазвития личности.

Наведите порядок в голове

Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свою жизнь

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что для меня важно?», «Что я действительно хочу?», «Чем бы хотел заняться?», «Что мне приносит радость?». Без глубокого самопознания невозможно саморазвиться

Попробуйте сформулировать главный смысл своей жизни, для чего вы живете, какой след хотите оставить. Какова ваша система ценностей. Определитесь с личными целями в разных сферах деятельности и реальными способами их достижения.

Начните делать что-то новое

Размышления о смысле жизни могут затянуться. Поэтому, задумываясь над пониманием себя, начинайте развитие с непривычных для вашей повседневной жизни поступков

Посетите мероприятие, никогда ранее не привлекавшее ваше внимание, познакомьтесь с новыми людьми, совершите необычное путешествие, запишитесь, наконец, в секцию по волейболу. А почему нет? Это очень захватывающе

Новые события, впечатления поднимают настроение, расширяют кругозор, помогают выявить в себе скрытые способности. Позитивные эмоции раскрепощают, притягивают удачу, позволяют легче справиться со страхами.

Выберите цель

Поставьте перед собой реальную цель и делайте к ней хотя бы по одному небольшому шагу в день

Важно не взваливать на себя непомерную ношу, не форсировать события. Разбейте главную цель на подцели и каждый раз приподнимайте планку

Двигайтесь помалу, но постоянно. Результат не заставит себя ждать. Достигнутые успехи повысят мотивацию продолжать работу над собой.

И не откладывайте на завтра. «Завтра» – значит «никогда».

Как стать умнее и повысить уровень интеллекта — 10+ способов

Как вы понимаете, прокачать мозг за 5 минут не получится. Для этого понадобится продолжительная работа.

Самые простые и эффективные упражнения, чтобы заставить мозг работать:

    1. Решение разного рода задач — математических, логических, кроссвордов и ребусов 
    2. Заучивание новых слов и пополнение словарного запаса
    3. Изучение иностранных языков
    4. Ведение блога или дневника
    5. Шахматы, шашки и другие развивающие игры
    6. Чтение

Наш мозг пластичен

Поддерживайте тягу к знаниям

Проявляйте любопытство и изучайте темы, которые вас интересуют.

Увлекает японская кухня — изучайте ее традиции и историю, смотрите фильмы, читайте книги и статьи по этой тематике.

Интересует история искусства? Штудируйте профильную литературу, слушайте онлайн-лекции, посещайте семинары.

Чтобы работать на полную мощность, мозг должен образовывать новые нейронные связи.

Любая необычная деятельность сделает более подвижными ваши мыслительные процессы, будет более эффективно хранить и восстанавливать информацию.

Читайте как можно больше книг

Читайте как можно больше

И как можно меньше смотрите телевизор. Наверняка вы чувствовали, что после 3-4 серий любимого сериала начинаете хуже соображать.

С книгами такого не бывает. Литература развивает лингвистический, внутриличностный и эмоциональный интеллект.

Бесконечно расширяйте кругозор

Сидячая и однообразная работа замедляет работу мозга. Наша основная задача — постоянно заставлять его быть активным.

Для этого можно не только читать, но и посещать выставки, концерты, разнообразные курсы, путешествовать, фотографировать. Главное — находиться в движении и поиске свежих знаний.

Чем больше информации из разных областей вы получите, тем выше поднимется ваш коэффициент интеллекта.

Играйте в развивающие игры

Развивайте логику путем наблюдений

Одно из важных качеств умного человека — умение наблюдать за окружающим миром и событиями, анализировать, делать выводы.

Сложив воедино картину события, расставив по соответствующим графам плохое и хорошее, анализируя поступки людей, вы развиваете свое логическое мышление.

Регулярно занимайтесь спортом

Да-да. Физические упражнения улучшают кровообращение, насыщают мозг кислородом, что, в свою очередь, способствует психическому здоровью.

Главное — регулярность и подбор подходящей возрасту и общему состоянию программы занятий.

Используйте компьютер с умом

Используйте с умом компьютер

Выбирайте развивающие интеллект сложные игры, которых сегодня в бесплатном доступе существуют десятки.

Заведите блог и записывайте свои мысли, заведите Twitter.

Возможно, это покажется удивительным, но способность сформировать мысль в 140 символах улучшает нашу способность к синтезу новых нейронных связей.

Это совсем непросто — резюмировать мнение о глобальной теме в нескольких словах.

Если вести Twitter желания нет, записывайте мысли в блокноте, и через некоторое время вы будете удивлены переменам в способности мыслить масштабно.

Общайтесь с умными людьми

Находясь в диалоге с образованным человеком, вам самому захочется стать умнее, а значит, вы будете прикладывать больше усилий и тратить максимум сил на саморазвитие.

Хотя бы из чувства соперничества, что тоже неплохо. А вот привычка сплетничать, обсуждать знаменитостей и их интриги заметно притормозит прогресс.

Окружайте себя интересными людьми

Учите языки

Изучение нового языка увеличивает плотность серого вещества, отвечающего за память, зрение, слух, эмоции, речь.

Помимо этого, вы приобретаете ценную возможность думать на другом языке, а вместе с ней альтернативную точку зрения.

Ваше мышление становится более структурированным и продуктивным.

Откажитесь от вредных привычек

Курение и алкоголь заметно снижают когнитивные функции (внимание, память, визуальное восприятие и пр). Это доказанный факт

Выбирайте правильную литературу

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Большое влияние на развитие интеллектуальных способностей оказывает среда, в которой растет ребенок. Испытывая страх, инстинктивно появляется желание убежать, спрятаться. Эмоции берут вверх над умом. Необходимо создание теплой, доверительной и безопасной атмосферы в доме.

Обратите внимание! Доказано, уверенные в себе дети успешнее в обучении

Важно хвалить и замечать усилия малыша

Как еще интеллектуально развиваться? Прогулки на свежем воздухе, нахождение на природе насытят мозг кислородом, что также увеличит степень концентрации и усвоения нового.

Проставляя небольшие цели с раннего возраста, это поспособствует успешности и целеустремленности будущего гения. Привив это дошкольнику, маловероятно, что он станет плыть по течению во взрослом возрасте.

Соблюдение режима дня укрепит самостоятельность и ответственность. Таким образом, комплексный подход поднимет шансы на интеллектуальный рост.

Приемы и упражнения

Развивать умственные способности можно и нужно в процессе всего онтогенеза. Основные приемы, выполняемые в любом возрасте, включают в себя:

Полноценный сон и отдых.
Ведение дневника, заметок, запись целей и задач от руки.
Стимулирующие мозговую активность игры (шашки, шахматы, кроссворды).
Прокладывание новых нейронных связей (например, если всю жизнь человек реагировал на пробки раздражением)

Важно, поменять установку, заложив новый путь реакции на различные ситуации.
Чтение.
Физические упражнения, занятия танцами.
Постоянное обучение чему-то новому.
Рисование, творческая деятельность.

Упражнения хорошо помогают развиваться

Простые, но эффективные задания и упражнения для дошкольника

Существует множество интеллектуальных занятий, чтобы сформировать развитие умственных способностей и улучшить достижения:

  • Решение арифметических головоломок и ребусов.
  • Загадки, логические упражнения, тренирующие память и внимательность. Например, вычленить лишнюю картинку из ряда других.
  • Чтение ребенку художественной литературы.
  • Изучение иностранных языков.
  • Решение простых математических примеров на скорость.
  • Тренировка зрительной памяти. Например, попросить ребенка запомнить предметы на столе в течение одной минуты, и после перечислить, что где находилось.
  • Пересказ сказок, заучивание песен и стишков.
  • Развитие двигательной памяти. Для этого можно попросить повторить движение или, при желании крохи, отдать в танцевальный кружок.
  • Совместное сочинительство историй и рассказов.

Полезные внеурочные игры для подростков для формирования интеллекта и развития мелкой моторики:

  • Игра «В поисках сокровищ». Создается карта помещения. Место, в котором предварительно спрятан клад, помечается крестиком. Задача ребенка самостоятельно сориентироваться и отыскать заветные сладости или игрушку.
  • Игра «Маленький садовник». Подготавливаются шаблоны различных деревьев, кустарников и их листочки с плодами. Цель малыша — правильно совместить плод с деревом.

Таким образом, развитие ума и интеллекта детей подросткового возраста — ежедневный процесс, требующий внимания и участия родителей. Используя разнообразный подход и немного фантазии, можно вырастить настоящего вундеркинда, для которого этот этап формирования навсегда останется теплым воспоминанием.

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Работа в режиме неопределенности

Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.

Экономика образования

Андрей Себрант — о том, как учиться, жить и работать в изменчивом мире

Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.

Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.

Что изучить о работе в режиме неопределенности:

Книги

Тим Харфорд «Хаос
Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему»

Ник Джеймс «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации»

Карл Оноре «Без суеты»

Пол Вудс «Как управлять хаосом и креативными эгоистами»

Эрик Дьюк «Принцип ставок
Как принимать решения в условиях неопределенности». Курсы

Курсы

«Теории и практики» лекционный курс «Неопределенность как понятие»

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

Книги

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»
  • Кен Бланшар, Шелдон Боулз «Горячие поклонники. Революционный подход к обслуживанию клиентов»
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели»
  • Максим Недякин «Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит»

Курсы

  • Креативная школа IKRA «Выясняем потребности аудитории»
  • Максим Ильяхов «Работа с клиентом для редакторов, дизайнеров, программистов»
  • «Нетология» курс «Работа со сложным клиентом»

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

  • аналитическое – способность анализировать большое количество фактов, находить сложные взаимосвязи между различными явлениями;
  • логическое – способность правильно сопоставлять факты, определять их значимость и достоверность, делать правильные умозаключения;
  • дедуктивное – умение делать правильные выводы в конкретной ситуации, основываясь на общих знаниях (принцип «от общего к частному»);
  • индуктивное – умение делать правильные общие выводы, основываясь на частном случае (принцип «от частного к общему»);
  • системное – специальный подход к познанию окружающего мира, направленный на упорядочивание и оптимизацию доступных знаний;
  • творческое – особый тип мышления, позволяющий генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, делать открытия.

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector