Чем отличается ум от разума?

Что такое ум

Фото автора RF._.studio: Pexels

Скорее всего, ты считаешь, что умный человек – это тот, который много знает. На самом деле это не так. Объем информации, которую содержит человек в себе, говорит о его хорошей памяти. Значит, ум – это не про количество. Ум помогает человеку получать информацию, запоминать, а позже анализировать.

Умный человек не пойдет два раза по одному и тому же пути, если он знает, что там его ждет неудача. Зачем вредить себе? Разберем на примере. Вот ты заходишь в комнату, и наступаешь на гвоздь. В следующий раз ты переступишь его, верно? Зачем тебе повторять ошибки? Мы получили информацию, запомнили, проанализировали ее, сделали вывод.

Умный человек контролирует ситуацию, старается не повторять своих ошибок, он постоянно думает и анализирует. Его мыслительный процесс может блокироваться только эмоциями, которыми не получается управлять. Но это уже другой вопрос.

Ум и глупость

Чаще всего происходит так, что человек не всегда задумывается о происходящем. Он может дважды перешагнуть гвоздь, но в третий раз опять наступит на него

Причина банальная – забыл, не обратил внимание. И это не глупость

Просто в какой-то момент ты не пользуешься способностью мыслить, выключаешь ее. Чаще всего так делаем мы, женщины, поддаваясь эмоциям. Они не дают включать логику и пытаются управлять нашими действиями вместо нас самих.

Что значит быть умным?

Ум – это способность к анализу и умозаключениям. Умный человек – это тот, кто на это способен. Частота этого анализа не говорит об умственных способностях.

Глупость – это обратная сторона ума, то есть неумение принимать решения, неспособность делать умозаключения. Чтобы сделать правильный вывод, нужно исключить травмирующие события, при которых человек просто неспособен мыслить и анализировать. Если никаких травм не было, вероятнее, мы имеем дело с глупостью.

Глупые люди живут эмоциями, они не управляют ими, это их механизм общения. Такие люди не ищут решения проблемы, не идут на компромисс. В любых стрессовых ситуациях они очень эмоционально реагируют, кричат.  Идут на поводу у своих эмоций.

Признаки умного человека

Умного человека можно определить по некоторым признакам. Вот некоторые из них:

  • Делает что-то с конкретной целью.
  • Не ведет пустых бесед и не говорит невпопад.
  • Принимает чужие мысли, чувства.
  • Не бросает дела, не успев их начать.
  • Ценит труд других людей.
  • Анализируют информацию извне.
  • Везде ищет смысл и пользу.
  • Не увлекается модой ради моды, беседой ради беседы.
  • Не обманывает самого себя.

Ум – это всегда поступки, действия. Большую часть времени мы его не задействуем, не используем на сто процентов

Поэтому важно подключать свой ум чаще. Заставлять его работать, анализировать

Чем чаще его нагружать, тем лучше он будет функционировать.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик

А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач — тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти — для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить. Например, стихи (прямо как в школе). Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений «натренироваться» — все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык. Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры. Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т. д.).

  • Постоянно учиться. Для этого можно попробовать поступить в вуз или же заняться саморазвитием дома.
  • «В здоровом теле — здоровый дух». Не стоит и говорить, что вредные привычки как курение и склонность к алкоголю очень неблагоприятно сказываются на мозге. Для большей пользы для нашего ума желательно также регулярно заниматься спортом, избегать стрессов и правильно питаться.

Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Рассудок: значение слова

Про людей, которые могут в любой ситуации принимать правильные решения, говорят, что они руководствуются рассудком. Что включает в себя это понятие? Давайте попробуем заглянуть в словарь, возможно, именно он раскроет все тайны слова.

Конечно, значение слова «рассудок» можно искать в различных справочниках, но лучше всего вам подойдет «Философский энциклопедический словарь». Да, да, именно философия лучше всего характеризует данное понятие. Не удивляйтесь, философы всегда пытались выяснить связь между рассудком и разумом и пытались дать ему точное определение. Труды многих знаменитых античных мыслителей были посвящены поискам понимания того, что такое рассудок. Это являлось одной из самых популярных тем и среди немецких философов Нового времени. Они внесли серьезный вклад в изучение данного вопроса.

Если суммировать определения из многочисленных научных работ, касающихся данной тематики, то можно сказать, что рассудок — это один из вариантов мыслительной деятельности человека, который позволяет оперировать готовыми представлениями — суждениями — выстраивая их в определенную цепочку. Многие философы называли подобное мышление низшей формой разума.

Рассудок^

В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς) часто используется как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (Мф. 6, 22–23). Об этом же говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .

Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как  о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов.

В наставлениях преподобного Антония Великого подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .

Для подобного созерцания необходимо безмолвие (silentium) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие.

Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς, а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель Григорий Нисский если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» . Эту мысль активно поддерживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .

Определение

Вообще, ум — это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект — это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Похожее

  • Аргумент от отсутствия квалиа
    Дмитрий Иванов
    Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

  • Наш разум — это гиперсеть
    Константин Анохин
    Гамбургский счет
    Работа нашего мозга, как и много лет назад, остаётся самой большой загадкой в области наук о человеке. Тем не менее, благодаря усилиям учёных в последние десятилетия представления о том, как устроена наша самая главная «библиотека», довольно сильно изменились. Поделиться этими знаниями мы попросили члена-корреспондента Российской академии наук, руководителя отдела нейронаук Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» Константина Анохина.

  • К проблеме «вычислимости» функции сознания
    Иванов Е. М.
    Речь в данной работе пойдет о так называемом «геделевском аргументе», который используется как аргумент против возможности создания искусственного интеллекта. Суть аргумента заключается в следующем: полагают, что из теоремы Курта Геделя о неполноте формальных систем вытекает принципиальное различие между искусственным («машинным») интеллектом и человеческим умом.

  • Великая иллюзия сознания
    Мария Фаликман
    В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

  • Как объяснить сознание?
    Дэвид Чалмерс
    «Наше сознание — основа нашего существования, — считает Дэвид Чалмерс. — Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

  • Проблема сознания у животных
    Константин Анохин
    Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

  • Ошибки познания, искажающих нашу реальность
    Когнитивные искажения — это ошибки в человеческом мышлении, своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны действовать по сложившимся шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла. В этой статье — притягательность рифм, манипуляции с выбором, стокгольмский синдром покупателя и эмоциональная недальновидность.

  • Что мешает нам быть объективными. Примеры когнитивных искажений

    Когнитивные искажения — это систематические ошибки в человеческом мышлении, своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны действовать по иррациональным шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла. «T&P» выбрали несколько распространенных ловушек, которые лишают нас объективности.

  • Как работает мышление?
    Рафаил Нудельман
  • Квантовая теория человеческого сознания Пенроуза
    Хотя теория Пенроуза—Хамероффа в последнее время упоминается всё чаще, отношение к ней остаётся весьма сдержанным. Чем же она так плоха? И почему её недостатки до сих пор не отпугнули последователей?

Далее >>>

Рассудок в трудах Канта и Гегеля

Множество научных трудов Канта посвящено рассудочному мышлению человека. Кант считал, что рассудок — это то, что превращает человеческое восприятие предмета в процессе познавательной деятельности, которой в равной степени может быть и ситуация, в опыт. Именно данный тип мышления способен объединить эти две категории и воссоздать взаимосвязи между ними.

Кант давал следующие характеристики рассудка:

  • отделение понятий друг от друга (они не сталкиваются и имеют четкие определения);
  • верная классификация всего того, что воспринимает разум относительно опыта, и отделение от эмоциональной составляющей;
  • систематизация знаний, умений и навыков в опыт.

Можно сказать, что он всегда находится на страже здравого смысла. Потерять рассудок — это значит лишиться возможности правильно воспринимать окружающий мир и принимать массу противоречивых решений, которые могут привести даже к гибели конкретного индивида или группы индивидов.

Характеристика рассудка

Как можно охарактеризовать данный мыслительный процесс? Обычно в представлении каждого человека существует такое понятие, как «холодный рассудок». Оно как нельзя точно характеризует данное слово. Ведь многие проводят параллель между рассудком и логикой. Между ними и вправду очень много общего:

  • апелляция к фактам;
  • отсутствие эмоциональной окраски;
  • умение находить взаимосвязь между различными предметами познания;
  • нахождение нужной модели поведения из полученного жизненного опыта.

Многие философы утверждают, что рассудок не несет познавательной деятельности, а просто соотносит новые факты с базой уже имеющихся информативных полей. Он выполняет упорядочивающую функцию, но довольно часто рассудочное суждение способно стать догматичным. Оно не получает новых образов извне и не способно порождать их.

В философии разум – это…

Поговорим о философской составляющей разума. Человек сначала воспринимает то, что исходит от импульсов внешнего восприятия мира, благодаря пяти органам чувств, далее при развитии сознания включаются более глубокие слои разума. В этом случаи сначала требуется некоторая настройка слоев разума и только после идеальной настройки происходит откровение.

Сначала открывается очередной слой разума, как откровение, после становится такой же обыденной функцией человеческого существа. Просто человек начинает осознавать мир не в режиме только пяти органов чувств человеческого тела, но улавливает и другие образы восприятия более развернуто и глубоко.

Скажу немного иначе – человек настроивший свой разум на более глубокие слои своей сущности, мыслит гораздо быстрее, чем посредством рассудка. И если он добьётся активации разума атомов или даже элементалов, то скорость движения мысли устремляется к бесконечности, тогда человек улавливает и обрабатывает огромные потоки информации почти мгновенно, создавая проблему для философии, ибо философия консервативна, хоть и весьма гибкая.

Можно по аналогу проследить развитие компьютерной техники по уровню компьютеров в обработке информации. Первые поколения компьютеров обрабатывали информацию гораздо медленнее, чем его последние разработки. Сейчас ученые работают над разработкой квантовых компьютеров, которые будут обрабатывать информацию почти мгновенно.

Активировать самые глубокие слои, что есть центр, который везде – значит активировать энергию Изначального Замысла и вывести ее в мир проявленный. Что мы и делаем каждым произнесенным или изложенным каким-либо другим способом, словом в режиме Тишины Сознания. Получается, с философской точки зрения, дать возможность проявлению в мире божественного разума Абсолютной Реальности.

Человеку сейчас все доступно, все, все слои разума, ибо в движение пришло все. Все доступно с философской точки зрения, но при наличии воли. Именно воля открывает все врата, настраивает все слои разума на единый центр управления и этот центр не мозг, как некоторые могут подумать. Прежде необходимо найти этот центр. Но о нем я пишу постоянно, внимайте.

Опять аналог. Мы играли на одном музыкальном инструменте, нужно было правильно укладывать нотный ряд мелодии песни, сейчас появилось множество инструментов, в жизни это разумы различных слоев, от Изначального Слова Творца и до рассудка, включительно.  Чтобы сыграть музыку (симфонию), следует настроить инструменты и научить музыкантов, а также требуется дирижер, который может управлять игрой коллектива музыкантов

Обращу внимание, что в статье я пишу только о философской составляющей, не затрагивая другие направления

Воля – это то, что стоит над разумом, то, что является «Словом» Творца и проявляется в виде точки зарождения мысли, как луч Духа Истины.

Но не буду пока развивать более того, что написал, повторюсь, что все слои разума и не только человеческого существа, но и во всей вселенной, ибо все во всем, активированы в связи деятельности человека. Хоть всем людям сейчас открыты все врата философии для познавания, люди не желают приложить усилие и продолжают использовать только самый поверхностный слой разума.

Наша задача, тех, кто достиг глубинных уровней сознания, выводить разум атомов и даже элементалов на поверхность жизни простым замыканием информации глубинных уровней во внешнем уровне жизни – мире проявленном, что я и делаю.

Более развернуто буду писать по мере готовности к восприятию человеческого существа. Всем благо будь.

«найти этот центр» о чем я много пишу, это центр, который везде, он же находится в центре тяжести человеческого тела, он же является текущим мгновением жизни. Так что смотрите и слушайте, и все усмотрите сами, для этого есть все инструменты. И это только философская составляющая разума, о психической поговорим в следующих статьях. Тренинги ведут к раскрытию глубинных слоев разума человеческого.

Повторюсь, возник вопрос, открываем любую тему на сайте, любой текст – это ответ. Так работает глубинный разум всего Сущего и в Сущем. Более того, с использованием «Запредельной мантры» можно менять течение событий в позитивном направлении благодаря чтению текста. Он работает в таком случае, как молитва.

Подробней ЗДЕСЬ

До встречи.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей — вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других — в умении очень хорошо запоминать, у третьих — в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает

Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит

Пример деятельности разума и рассудка

Довольно трудно представить, как происходят мыслительные процессы в той или иной ситуации и каким образом они задействуются. Давайте попробуем разобраться на крайне простом примере.

Представьте себе, что вы приходите к себе домой и обнаруживаете беспорядок в спальне, которого не было утром. Что происходит с вами в это момент? Правильно, после первоначального удивления вы начинаете думать. И в этот момент перед вами проходят различные образы, характеризующие возможные причины произошедшего. Ваши дальнейшие действия будут зависеть именно от того, какой вариант окажется правильным. Процесс выбора верного варианта является очень сложным и задействует массу граней мышления. Можно представить его поэтапно следующим образом:

  • Восприятие ситуации дает массу впечатлений. Это можно назвать подготовкой к разумному осмысливанию, в процессе которой образы пытаются трансформироваться во что-то знакомое и понятное. То есть мы пытаемся сравнить ожидаемую ситуацию с реальной увиденной.
  • На втором этапе происходит сравнение полученной картины с той, которая, по нашему пониманию, должна быть. Разум ищет возможность охарактеризовать данную ситуацию, определить, к чему ее можно отнести. В конечном итоге разумение относит картину в спальне к беспорядку.
  • Поиск причины тоже происходит разумом. В процессе подбираются несколько правдоподобных причин, которые могут объяснить ситуацию.
  • Рассудок начинает активно сопоставлять все причины с реальной картиной произошедшего, выстраивая логическую цепочку. В конце должна остаться только одна причина.
  • Выяснив причину, рассудок начинает составлять алгоритм действий, соотнесенный с личностью виновника и причиной. Выносится конечное суждение.

Конечно, данный пример не раскрывает всей сложности мыслительного процесса, он слишком прост. Но все же позволяет немного проникнуть в тайны разумений и рассуждений.

Фразеологизмы о рассудке

Многие фразы связаны с упоминанием рассудочного мышления человека. В разнообразных ситуациях они очень точно способны передать суть происходящего. Например, потеря рассудка представляется довольно печальным событием для конкретного человека в глазах окружающих его людей. Потерять рассудок можно в различных ситуациях, и обычно это связано с каким-нибудь трагическим для личности событием, в результате которого способность рассуждать здраво, подчиняясь логике, у человека пропадает. Обычно это ограничивается определенным промежутком времени, он зависит от масштабов события и особенностей психики индивидуума. В этом случае можно говорить про помутнение рассудка. Этот процесс воспринимается как временное и обратимое лишение здравомыслия.

В некоторых случаях потерянный рассудок ассоциируется с сумасшествием. В XVIII-XIX веке так говорили о людях, находящихся на лечении в психоневрологических клиниках. Чаще всего пациенты данных учреждений не имели шансов возвратить свой рассудок и встать в ряды здоровых людей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рассудок является неотъемлемой частью мыслительного процесса здорового человека. Последний отличается так называемым здравомыслием и может самостоятельно принимать решения благодаря своим умозаключениям. Индивид, потерявший рассудок, не может быть членом общества и нуждается в помощи.

Предыстория вопроса^

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;

и не может разуметь, потому что о сем судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Рассудок и разум

Философы никогда не разделяли данные понятия. Рассудок и разум являются неотделимыми друг от друга и представляют собой две формы мыслительной деятельности человека. Но не стоит их путать, различия между этими формами мышления очевидны даже людям, которые никогда не увлекались философией и психологией.

Человек не может во всех жизненных ситуаций ориентироваться только на свой рассудок. В этом случае его жизнь превратится в череду формальностей и будет целиком и полностью подчинена рационализму. Все образы рассудка формальны, они не способны преобразовываться и трансформироваться. Из уже сложившихся форм никогда не образуется нечто новое, это попросту невозможно. Рассудок будет до бесконечности «доставать» из глубин своего хранилища одни и те же образы, примеряя их к новым ситуациям. В конечном итоге действия человека теряют спонтанность, живость и творческое начало. О людях, которые в своем большинстве руководствуются рассудком, говорят, что они «сухие» и «холодные».

Разум, в отличие от рассудка, оперирует образами различной степени. Он словно бы рассматривает предмет со всех сторон, познает его. В этом процессе участвуют нравственная, культурная и художественная составляющие. Каждое решение, принятое разумом, ведет к развитию человека, выводя его на новый уровень. Если рассудок и нравственное мышление предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы, то разум в этом случае способен выйти на компромисс, объеденив все варианты в наиболее приемлемой форме.

Сознание, язык, общение

По своей сути язык такой же древних как и сознание. Только люди наделены речью и это поистине чудо. Никто из других живых существ не может выражать свои эмоции и чувства, мысли и состояния посредством языковой функции. Животные также не имеют сознания, если мы придаём этому понятию сугубо человеческое понимание. Животные не имеют речевой функции, а то немногое, что они сообщают друг другу посредством определённых звуков, не требует речи.

Сущность языка заключается в его двуединой функции. Первая служит для общения, а вторая для мышления.

Определение 3

Речь  — это деятельный процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., осуществляющийся посредством языка, иными словами конкретной системой средств общения.

Определение 4

Язык – это система содержательных, значимых форм.

Язык помогает перевести мысли и эмоции каждого человека в достояние общественности, в духовное богатство всего мира и общества, а не только отдельных людей. Язык также помогает человеку воспринимать мир и окружающую действительность не только с помощью своих чувств и мозга, но и посредством мозга и чувств других людей, которые он смог усвоить при помощи языка. Важная роль языка в том, что он становится механизмом социальной наследственности, тем самым хранит в себе духовные ценности общества, являясь при этом материальной формой собирания и хранения ключевых элементов человеческого сознания.

Обмен мыслями происходит при помощи языка. Существуют всего два способа подобного обмена:

  • Выражение мыслей.
  • Понимание мыслей.

Стоит понимать, что понимание существуют некоторые особенности восприятия. То, что написано, может быть по-разному прочитано и понято.

Человеку свойственно выражение своих мыслей посредством различных средств.

Пример 2

Музыканты выражают свои мысли и чувства посредством музыки, художник на холсте, скульптор – в форме, математик творит с помощью формул.

Мысли и чувства человек также может выражать с помощью действий, поступков. Однако в каких бы видах не изображались мысли и чувства в конечно счёте все эти средства переводятся на словесный язык, который, по праву, считается универсальным средством среди всех знаковых систем, применяемых человеком для всеобщего объяснения

Это важное место языка в ряду коммуникативных систем вызвано тем, что оно напрямую связано с мышлением, которое является источником всех сообщений, переданных любой знаковой системой

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Тесная связь мышления и языка, их близость ведёт к тому, что своё наиболее понятное выражение мысль получает как раз-таки в языке. Речь помогает приобрести мыслям ясное содержание и стройную форму.

Пример 3

Народная мудрость гласит: «Кто ясно думает, тот ясно и говорит».

Вольтер утверждал, что прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражена, а ели повторяется, то наводит скуку. Именно язык помогает передавать по всему миру мысли людей. И благодаря языку и письму мысли могут наследоваться другими поколениям.

Рассудочное и разумное мышление: эволюция представлений в философии

Еще во времена античности философы четко разделяли оба вида мышления и видели между ними разницу. По суждениям многих древнегреческих мыслителей, рассудок способен познавать бытие и все то, что окружает человека. Он создан для суждений о земном, а разум открывает божественное и высшее.

Существует философская теория, согласно которой разум способен выхватывать из происходящего всю суть и объединять противоположности. В отличие от него, рассудок, наоборот, «раскладывает» все части единого по разным местам и «хранит» их по отдельности.

Большой вклад в сравнительный анализ и разработку теоретического определения разума и рассудка внес Иммануил Кант. Он утверждал, что рассудок принимает непосредственное участие в познании — без него процесс не может быть законченным. Любое знание проходит чувственный этап, затем рассудочный и только потом принимается разумом. В понимании Канта рассудок ограняет любое знание, он оттачивает его и ограничивает. Но разуму свойственно переходить за эти ограничения и менять пределы, он руководствуется чувственным восприятием, а не догматичными образами.

Гегель в своих трудах тоже не обошел вниманием тему мышления. Он доказывал тот факт, что разум представляется мышлением бесконечным, а рассудок имеет четкие границы и может являться только конечным мыслительным процессом

Разум воспринимается как свободная деятельность души или духа, ищущего и алчущего знаний.

Марксизм обращался в своих изысканиях к работам Канта и Гегеля, признавая их правоту в одних суждениях и опровергая другие. Учение подразумевает единство разума и рассудка, в тесной взаимосвязи они способны формировать теоретическое мышление. В их тандеме рассудок становится опорой разума, классифицируя и анализируя понятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector