Что значит «мыслить рационально»

Как развить рациональность

Психологи разработали много способов развить в себе рациональное мышление. Они достаточно просты, не требуют какой-либо специальной подготовки и доступны каждому.

В то время, когда вы размышляете над каким-либо вопросом, фиксируйте возникающие мысли.

  1. Четко очертите проблему, которую вы хотите «обмозговать», наметьте цели и задачи.

  2. Начните вести заметки. Записывайте идеи на листе бумаги. Это поможет вам рассмотреть проблему со всех сторон, изучить ее.
  3. Можно заменить бумагу набором на телефоне, планшете или компьютере. Так вы разложите все по полочкам и вспомните все детали ситуации. На этом этапе станут видны ошибки в рассуждениях или неверные выводы.
  4. Запишите на диктофон ваши идеи, чтоб не забыть. Иногда озарения приходят внезапно.
  5. Запишите в столбик цифры от 1 до 20 по порядку. Постарайтесь напротив каждого пункта написать какую-либо заметку о проблеме. Характеристику, оценку, способы решения — подойдет все. Такой мозговой штурм поможет максимально охватить ситуацию. Внимательно изучите полученный список. Его анализ подскажет вам выход из проблемной ситуации.
  6. Приучите себя искать сразу несколько вариантов решения. Позже, сравнивая их и отбраковывая, вы выберете один, который устроит вас на все 100%.
  7. Если вы чего-то не знаете о проблемной ситуации — узнайте. Принять неверное решение от недостатка информации — это самая частая ошибка. Опросите людей, которые в курсе проблемы, запросите документы и отчеты, если это касается рабочего вопроса. Боитесь показать свою неосведомленность — «гуглите». В сети очень много информации, возможно, именно ваш вопрос освещен в интернете со всех сторон.

Существуют даже определенные «упражнения», способные делать ваше сознание более гибким, учит искать новые пути разрешения трудностей. Конечно, все они основаны на рациональном подходе.

Медитируйте. Это не только духовная практика. Медитация повышает концентрацию, а она очень важна

Сосредоточенность на каком-либо вопросе позволяет быстро и успешно его разрешить, не отвлекаясь от важного.
Пешие прогулки на свежем воздухе насыщают кровь кислородом, что позволяет мозгу продуктивнее работать. Попробуйте обдумывать важные вопросы на природе.
Отличное и очень простое упражнение

Возвращайтесь домой, немного меняя привычный маршрут. Если вы не первый год ходите одной и той же дорогой — смените ее. Пройдите не по привычной аллее, а по соседнему переулку, Выйдите на остановку раньше и пройдите оставшийся путь пешком. Или проедьте дальше, а потом вернитесь. Это упражнение основано на том, что все повторяющиеся ситуации сознание не просматривает, а как бы «архивирует». Мы реагируем только на изменения. Смена маршрута взбодрит ваш мозг, заставит его включиться в «рабочий режим».

Таким образом, рационально мышление — это инструмент, позволяющий нам добиваться поставленных целей, решать сложные и не очень вопросы, разбираться в ситуациях, и в целом, полноценно строить свою жизнь.

Интуитивный и рациональный тип личности

Нельзя сказать, что лицо имеет исключительно черты одного типа. Это означает, что каждый человек в определенные моменты полагается на интуицию, и, так же, каждый из нас перед принятием решения обдумывает свои проблемы и дела.

Но нельзя отрицать факт, что некоторые люди ведут себя более импульсивно, чем другие. Они больше опираются на интуицию и предчувствия, в то время как другие более осторожны, все обдумывают, перед тем, как сделать шаг.

Такие способы поведения и принятия решений часто связаны с типом личности. Но интересно будет узнать, что возложение на интуицию, например, отнюдь не является иррациональным характеристикой. Эксперты уверяют, что на самом деле, мы принимаем много решений, учитывая именно на интуицию и ощущения. Но это не означает, что это происходит спонтанно. Ниже мы объясним почему.

Как это работает?

Существует немалое число людей, которые потратили достаточное количество адекватности на то, чтобы понять, как выработать такие навыки. Я назову только некоторых (возможно, Вы захотите дополнить этот список):

Пьер-Симон Лаплас, Эдвин Джейнс, Даниэль Каннеман, Даниэл Деннет, Элиезер Юдковский, Скотт Александер

Что же полезного этим людям удалось выяснить о «картографии»?

Карты предсказывают картинку, которую мы должны увидеть на территории. При этом карты влияют только на прогноз картинки, но никак не на территорию. Каждый раз, когда прогнозы карт сбываются, мы называем это свидетельством «За» карту. Каждый раз, когда прогноз не сбывается, мы называем это свидетельством «Против» карты. Теория вероятностей говорит нам о том, как баланс свидетельств «За» и «Против» должен влиять на нашу уверенность в картах. Теория принятия решений говорит нам о том, как на основе имеющихся карт выбирать маршруты близкие к оптимальным. 

И всё? Так нужно взять эти формулы и захватить мир прямо сегодня! Ну или хотя бы начать строить точные карты и принимать оптимальные решения. Эта идея с разгона влетает в две вещи:

  • Сложность вычислений непригодную для практической реализации (или для краткости Хаос).

  • Не самую удачную архитектуру нашего основного инструмента вычислений, который систематически выдаёт одни и те же ошибки. Эволюция «проектировала» наш мозг под совершенно иные задачи (но об этом в другой раз). 

Значит это так не работает? Это работает почти так. И в ньюансах, которые составляют это почти, и кроется вся работа. Методы рационального мышления позволяют рассеивать часть Хаоса у нас в голове вопреки несовершенству нашего мозга. Что в сущности уже весьма неплохо.

Именно о таких методах, и их практическом применении я планирую писать сюда. Но сначала нужно развеять немного Хаоса вокруг самой рациональности.

Как развить иррациональное мышление

У взрослой женщины тысяча и одна задача ежедневно и приходится везде действовать по привычной схеме, чтобы не закончится морально. А это прямая дорога к дню сурка…


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Держи несколько советов по тому, как начать выходить за рамки и включить внутреннего ребенка:

Осознавайся

Чаще задавай себе вопросы – что ты чувствуешь, что нравится, что происходит вокруг прямо сейчас. Умение жить сегодняшним днем – навык счастливых.

Рассматривай несколько вариантов

Даже до работы можно проложить несколько дорог и перестать идти по привычному маршруту. Иногда пересмотреть привычные схемы – путь к успеху. И вот новые рабочие идеи перестают казаться такими нереальными!

Рискуй

Начини с малого – попробуй новое блюдо. Только интерес и риск подталкивают человека к развитию. Ты же не хочешь быть точной копией своих родителей?

Окружай себя деятельными людьми

Так устроена наша психика, что мы неосознанно перенимаем от окружающих их опыт. Ты можешь быть простым офисным работником, но, попав в среду художников и посещая соответствующие мероприятия, постепенно начнешь смотреть на мир иначе и ощущать краски вокруг ярче. А если у тебя есть дети или маленькие браться-сестры, играй с ними чаще, учись смотреть на мир их взглядом.


Image by David Bruyland from Pixabay

Поднимай самооценку

Низкая самооценка – путь к жизни по схемам. Выход за границу требует, чтобы ты не отвлекалась на чужое мнение, помни – новаторы всегда не принимались в обществе

Принимай других людей

Изучай чужие точки зрения, слушай, что говорят окружающие. Так ты расширишь свой кругозор, а предметы предстанут перед тобой в объеме.

Будь рациональной и иррациональной, когда ты этого хочешь. Главное – оставаться свободной и счастливой!

Как развить рациональное мышление: способы


Как развивать рациональное мышление?

Психологами создано много способов, позволяющих развивать рациональное мышление. Они очень простые и выполнять их может каждый. Так что если вы решили развивать именно это мышление, то используйте следующие рекомендации:

  • Определите для себя проблему, которую вы хотите продумать и поставьте себе несколько целей и задач.
  • Пишите заметки. Обязательно все записывайте на бумагу. Так вы всесторонне изучите проблему и вникните в ее суть. Вместо бумаги допускается использовать телефон или другое устройство. В любом случае так вы увидите все свои ошибки или неправильные выводы.
  • Запишите на диктофон все ваши идеи, чтобы о них не забывать. Бывает, что лучшее приходит неожиданно и при этом человек просто забывает свою идею.
  • Напишите цифры от 1 до 20, и старайтесь напротив всех пунктов делать заметки о конкретной ситуации. Это может быть оценка, метод решения или какая-то характеристика. Так вы максимально охватите ситуацию. После завершения изучите список и проанализируйте его. Это поможет найти правильное решение.
  • Учитесь искать для одной проблемы сразу несколько вариантов решения. Позднее вы уже научитесь их сравнивать и убирать те, что вам не подходят, оставляя только то, что эффективно.
  • Если какие-то факты у вас не достают — узнавайте их. Принимать неправильные решения, основываясь только на том что есть — самая большая ошибка. Обязательно опрашивайте всех, кто в курсе проблемы и запрашивайте дополнительные документы. Если страшно показаться глупым — спрашивайте у Гугла. В сети есть огромное количество информации, которая поможет решению ваших проблем.

Есть даже несколько упражнений, которые позволят сделать сознание более гибким и научиться находить пути решения сложностей:

Медитации. Это не только духовные практики

Благодаря медитации человек становится более сконцентрированным, а это важно, потому что именно сосредоточенность позволяет быстро и эффективно решать любые вопросы, при этом не отвлекаясь от главных.
Благодаря пешим прогулкам кровь получает больше кислорода. От этого мозг продуктивнее работает

Попробуйте подумать над важными вопросами на природе.
Возвращайтесь домой, меняя привычные маршруты. Например, пройдите не через парк, а по переулку, выйдите на остановку раньше и идите пешком. Дело в том, что одни и те же ситуации мозг уже не просматривает. Мы начинаем реагировать только на изменения. При смене маршрута мозг становится бодрее и включается в работу.

Так, рациональное мышление представляет собой инструмент, с помощью которого мы можем добиваться поставленных задач и решать любые вопросы.

Как проверить степень развития рационального мышления у себя

Самодиагностика обычно не представляет проблем. Особой необходимости проходить специальную оценку у психолога нет. Хотя это даст более точные и достоверные результаты. Своими силами можно пройти несколько тестов. Подойдут стандартные опросники. Айзенка, Равена, тесты на общее развитие по Вандерлику или другие.

Существуют и более специфические методики.

Определение предмета

В качестве дидактического материала можно использовать любой объект реального мира. Подойдет все что угодно. Далее нужно выделить все известные признаки явления или объекта. Все, какие только придут в голову. Далее, оценить, какие из названных свойств наиболее точно характеризуют предмет. Какие отграничивают его от других. Вычленить основные, второстепенные исключить. Составить единую систему. После классификации, составить полноценное понятие. Далее проверить дефиницию по словарю или достоверной статье. Если составить дефиницию удалось без особых трудностей, с большой вероятностью человек обладает достаточно развитым рациональным мышлением.

Логические тесты

Специальные опросники малочисленны. Но они есть в сети в достаточном количестве.

Хорошо помогают определить уровень развития логические задачи. Их тоже немало.

Лучше всего обследоваться под контролем знающего специалиста. Не обязательно психолога. Возможно, знатока в области формальной логики. Отличный метод диагностики — это беседа. С аргументацией высказываний. Можно подойти к вопросу с другой стороны и подготовить эссе по предоставленной теме.

Однозначного алгоритма проверки нет. Вопрос лучше оставить профильным специалистам.

Что такое иррациональное мышление

Те, кто обладает рациональным типом мышления, как правило, не обладает никакими особенными способностями к воспроизведению образов, к фантазиям, имеют определенные ограничения в этих аспектах.

В то же время, те, кто обладает мышлением иррациональным, могут при принятии решений руководствоваться чувствами, впечатлениями, просто душевным состоянием.

Лучше всего иррациональное мышление демонстрируют дети. Именно они не ограничены никакими рамками, говорят то, что думают, не размышляя о последствиях. Обладают способностью фантазировать и представлять даже самые немыслимые ситуации. В детском сознании отсутствуют такие понятия как рассудительность и задумчивость относительно собственных поступков. Именно поэтому они могут принимать иррациональные решения.

Множество знаменитых людей имели именно иррациональный тип мышления. Это были художники, писатели, драматурги и другие. Многие из них в последствие стали знаменитыми, и все благодаря тому, что использовали именно иррациональный тип мышления.

По сути, рациональный и иррациональный виды мышления являются двумя сторонами одной медали. Если разобраться, то человеку необходимы навыки в обеих областях, тогда как часто люди выбирают только один тип, который кажется наиболее верным.

Если трезво оценивать все эти факторы, то нужно признать, что рациональное и иррациональное мышление идут рука об руку, никак не мешая друг другу, но, наоборот, дополняя.

Как правило, успешные люди в одинаковой мере обладают обоими типами мышления, успешно их используют и с помощью их решают огромное количество сложных  задач.

Формирование того или иного типа мышления происходит на протяжении всей жизни, обладать им может как взрослый, так и ребенок. В то же время, мотивировать на приобретение определенных навыков может родитель ребенка или наоборот.

Человек разумный выбирает комбинацию обоих типов мышления, при этом форма их может очень сильно различаться, однако на сегодняшний день существуют специальные тесты, которые способны показать принадлежность личности к тому или иному типу мышления.

Подытоживая, можно сказать, что каждый, кто хочет стать по-настоящему успешным, должен стремится к тому, чтобы развивать и иррациональное, и рациональное мышление. Научиться думать рационально, грамотно выстраивать аргументацию и, наконец, овладеть всеми преимуществами логики можно с помощью курса «Мышление Шерлока». Занимательные головоломки, простое и понятное объяснение основных логических законов — все это поможет стать не просто более рациональным, но и обрести такие качества, которым бы позавидовал сам Шерлок Холмс!

Три уровня мышления

Вообще, существует три уровня человеческого мышления. Поверхностный, в который проникают произвольные мысли. Мы их можем осознавать и контролировать. Автоматические – стереотипы и традиции, которые попадают в нашу голову в период взросления и воспитания. Глубинные, те, что проистекают из подсознания и с большим трудом поддаются изменению.

Существуют также неконструктивные мысли. Мы можем преувеличивать значение событий и фактов, а также делать глобальные выводы из незначительных ситуаций. К примеру, когда на работе что-то не получается, мы приписываем себе самые ужасные качества: некомпетентность, глупость и так далее.

Иррациональность свойственна всем, просто в разной мере.

Иррациональность в математике

Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще – числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.

К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:

  • число Пи – 3,14159265…;
  • число e – 2,7182818284…;
  • корень из двух – 1,41421356…;
  • корень из трех – 1,73205080….

Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.

Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.

Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание

До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания

Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения

В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга

Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.

В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом «этого яблока» выступает синтез понятия «яблоко» и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно «этого » яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ «этого яблока».

Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.

Какие существуют методы?

Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.

  1. Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
  2. Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
  3. Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
  4. Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
  5. Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Рациональное поведение производителя

Для производителя (предпринимателя) главной целью является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Рационализация производства ставит перед предпринимателем проблему эффективного использования ресурсов. Это главный фактор повышения производительности и максимизации прибыли. Способы повышения производительности труда:

  • снижение затрат;
  • специализация (разделение труда);
  • увеличение объема выпускаемой продукции;
  • расширение производства при повышении спроса;
  • переключение на выпуск другого товара при снижении спроса;
  • модернизация производства, внедрение новых технологий;
  • улучшение качественных характеристик продукции;
  • профессиональный рост сотрудников;
  • создание системы мотивации персонала к эффективной деятельности;
  • освоение новых рынков;
  • эффективное управление.

Производитель всегда должен быть осведомлен о ситуации на рынке, анализировать спрос, формировать оптимальную цену.

Ошибка подтверждения

Предположим, что перед вами на столе разложили четыре карты. У каждой карты на одной стороне изображена буква, а на другой стороне — цифра. Карты разложены таким образом, что вы видите а, б, 2, 3. Необходимо проверить правильность следующей гипотезы: все карты, у которых на одной стороне изображена гласная, на другой — обязательно четное число. Надо выбрать только те карты, которые могли бы подтвердить гипотезу. Большинство людей переворачивают карту, на которой нарисовано а. Некоторые испытуемые выбирают карту, на которой нарисована цифра 2. Однако правильный способ проверить гипотезу — перевернуть только карты, на которых изображены а и 3. Почему? Потому что единственный способ проверить правильность гипотезы — это перевернуть карты, которые могли бы ее опровергнуть (фальсифицировать). Если мы перевернем карту с а и на обратной стороне окажется четное число, то это подтверждает гипотезу, но будет нечетное число, гипотеза будет отвергнута. Предположим, что мы перевернем карту с б. Данная карта не дает абсолютно никакой информации для проверки валидности гипотезы, так как эта буква не относится к гласным. Рассмотрим карту, на которой изображена 2. Если на обратной стороне окажется гласная, то это будет соответствовать гипотезе, но если согласная, это будет безотносительно к ней. Таким образом, карта с 2 не обладает потенциалом для фальсификации гипотезы. Наконец, карта, на которой изображена 3. Если на обратной стороне окажется гласная, то это опровергнет гипотезу, а если согласная, то это будет безотносительно к ней. Таким образом, только две карты с а и 3 обладают потенциалом для фальсификации гипотезы. Тем не менее, большинство людей выбирают для проверки гипотезы карты с а и 2 или только а. Люди выбирают а и 2, потому что используют ментальную модель, или эвристику, по которой они ищут свидетельства, подтверждающие гипотезу. Согласно исследованиям, психика человека подвержена так называемой «ошибке подтверждения», т. е

склонности придавать большее значение свидетельствам, подтверждающим их взгляды (гипотезы), и обращают недостаточное внимание на противоположные факты

Как определить

Чтобы установить, есть ли у вас аналитические способности, можно проходить несложный анализ из четырех тренировок:

Пробуйте пару раз переплести пальцы на руках и увидеть, палец какой из рук очень часто оказывается сверху. Палец левой руки будет вести разговор о большой эмоциональной составляющей, а вот палец правой руки красноречиво говорит о том, что ваше мышление имеет аналитический склад.
Карандаш или шариковую ручку нужно держать на вытянутой руке по направлению какой-либо поверхности размещенной по горизонтали, лучше всего, однотонной. Потом закройте один глаз и взгляните, не сместилась ли ручка в сторону от в горизонтальном направлении линии

Сейчас нужно обратить внимание, какой глаз у вас закрыт — правый будет доказательством более жёсткого и аналитического склада, а левый означает, что ваше мышление более мягкое и покладистое, отличительное для гуманитариев.
С закрытыми глазами переплетите руки на груди. Потом откройте глаза и увидеть, какая рука лежит сверху

Левая рука будет доказательством преобладания более чувственного правого полушария, а правая — о превосходстве левого полушария, отвечающего за аналитические способности.
Похлопайте пару раз в ладоши и внимательно посмотрите, какая рука в момент хлопка считается «главной» и помещена сверху. Правая рука — это символ решительного характера и аналитического умственного склада, а левая будет вести разговор о том, что у вас гуманитарный склад мозга и довольно мягкий характер.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Структура рационального мышления (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Можно выделить три основные формы рационального мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие мы можем представить как наименование какого-либо объекта или действия. Мы просто указываем на сам предмет обсуждения, презентуя его для слушателей. Например, говорим «птица», «полет». Далее мы приводим суждение. Мы связываем объекты вместе. Иными словами, объясняем значение приведенных ранее понятий. Получается утверждение: «Птица летает».

В итоге нам предстоят умозаключения. Здесь объединяются суждения, и на основе их анализа строятся новые выводы. Мы рассудили, что птица летает, и знаем, что у нее есть крылья. Нам также известно, что у человека крыльев нет. Значит, наше умозаключение состоит в утверждении о том, что птица летает благодаря крыльям.

На этих формах стоит основа рационального мышления. Для более ясной картины необходимо взглянуть на это немного с другой стороны.

Как найти и проработать рационализацию

Рациональный человек склонен быстро анализировать и оценивать различные ситуации. Со стороны кажется, что даже в самой сложной из них ему не нужно время на размышления, решение он принимает в считанные секунды. Ему всегда известно, почему обстоятельства сложились именно так, а не по-другому.

Уменьшить влияние рационализации можно несколькими способами:

Задумайтесь, насколько быстро вы способны проанализировать ситуацию.
Обратите внимание на связи, которые вы выстраиваете между событиями.
Разрешите себе хотя бы иногда полноценно чувствовать и проживать эмоции

И не важно, какими они будут — положительными или отрицательными.
Не стоит навешивать ярлыки и объяснять поведение окружающих людей
Просто наблюдайте.
Не пытайтесь оценить ситуацию сразу после того, как она случилась. Не давайте советы.
Откажитесь от привычки систематизировать и от шаблонов.

И самое главное правило в борьбе с рационализацией — воспринимайте каждую ситуацию, эмоцию или чувство как что-то интересное, то, что не соответствует никаким шаблонам и стереотипам. Только в таком случае жизнь тоже будет интересной.

Как проверить степень развития рационального мышления у себя

Самодиагностика обычно не представляет проблем. Особой необходимости проходить специальную оценку у психолога нет. Хотя это даст более точные и достоверные результаты. Своими силами можно пройти несколько тестов. Подойдут стандартные опросники. Айзенка, Равена, тесты на общее развитие по Вандерлику или другие.

Существуют и более специфические методики.

Определение предмета

В качестве дидактического материала можно использовать любой объект реального мира. Подойдет все что угодно. Далее нужно выделить все известные признаки явления или объекта. Все, какие только придут в голову. Далее, оценить, какие из названных свойств наиболее точно характеризуют предмет. Какие отграничивают его от других. Вычленить основные, второстепенные исключить. Составить единую систему. После классификации, составить полноценное понятие. Далее проверить дефиницию по словарю или достоверной статье. Если составить дефиницию удалось без особых трудностей, с большой вероятностью человек обладает достаточно развитым рациональным мышлением.

Логические тесты

Специальные опросники малочисленны. Но они есть в сети в достаточном количестве.

Хорошо помогают определить уровень развития логические задачи. Их тоже немало.

Лучше всего обследоваться под контролем знающего специалиста. Не обязательно психолога. Возможно, знатока в области формальной логики. Отличный метод диагностики — это беседа. С аргументацией высказываний. Можно подойти к вопросу с другой стороны и подготовить эссе по предоставленной теме.

Однозначного алгоритма проверки нет. Вопрос лучше оставить профильным специалистам.

Ясновидение


Вам будет интересно:Чаща — это что такое? Вообще рассматриваемая форма освоения законов природы и человеческих взаимоотношений в мире является одной из частых тематик курсовых и дипломных работ в вузах, а также нередкой идеей для написания изложений в школе или тематических эссе. Рациональное и иррациональное познание в философии человеческого бытия занимает одну из важнейших ступеней изучения психологии и самого процесса освоения окружающего мира. Поэтому структура и разновидности иррационализма как формы познания не менее интересны к изучению. Особенно много противоречий вызывает такая категория иррационального познания, как ясновидение. Что это такое? Откуда взялось данное определение? Почему оно имеет место среди важнейших аксиом и глобальных философских вопросов современности?

Эзотерический словарь раскрывает смысл ясновидения в ключе способности видеть те образы, объекты и явления, которые не под силу простому человеку, не обладающему данной способностью, и которые недоступны к восприятию в обычном ракурсе чувствительности. С точки зрения иррационализма как теории в философии, это разновидность человеческих возможностей познавать этот мир сквозь призму интуитивного восприятия происходящего в ключе повышенной чувствительности инстинктивного чутья. Это внутреннее видение человека, информация к которому приходит символами, образами, знаками. Расшифровать увиденное может только сам ясновидящий.

Психологи утверждают, что начальная стадия развития ясновидения присуща практически каждому человеку. То есть, по сути, каждый из нас может развивать это чувство сильнее и обширнее. Однако те образы, сигналы, видения, которые приходят к людям, зачастую сводятся на нет и игнорируются ими, поскольку этот посыл среди тысячи инстинктивных и интуитивных ощущений просто растрачивается и улетучивается. Та же категория людей, у которых подобное чутье развито гораздо более сильно, видят больше.

До сих пор принципы ясновидения не имеют научного обоснования и аргументационной подоплеки. Поэтому очень многие не верят в медиумов и экстрасенсов. Однако отрицать тот факт, что проявления ясновидения встречаются сегодня сплошь и везде, невозможно. Просто кто-то их рассматривает как одно из собственных «кажущихся» видений, а кто-то расценивает это как «дар божий».

Зачем нужна рациональность?

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector