Психологические свойства и состояния личности
Содержание:
- Чем может помочь психолог?
- Возможные психологические причины боли в плечах у мужчин и женщин
- Признаки тревожного состояния
- Расклад Треугольник Плутона
- Зачем нужны эмоции?
- ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
- Взаимосвязь с возрастом
- Основные подходы к анализу ФС
- Крайне тяжелое состояние больного
- Психологическая поддержка военнослужащих
- Критическое терминальное (предсмертное) состояние пациента
- Свойства ФС как системной реакции
- Основные типы ФС
- Спектр формирования
- Диагностика психологических состояний
Чем может помочь психолог?
Тревожность – это не заболевание, если не установлена его связь с неврозами, поэтому установка диагноза и длительное лечение медикаментами не требуется. Большую помощь в сложившейся ситуации может оказать психолог. Этот специалист, как никто другой знает, как избавиться от чувства тревоги. Психолог сможет спланировать индивидуальную программу работы, выбрать программу и подходящий метод.
Действия психолога мягкие, а шаги постепенные. Он не изменяет психологическое состояние и не лечит в традиционном понимании этого слова. Психолог помогает шаг за шагом добраться до того уровня бессознательного, на котором кроется источник необъяснимого страха.
Так, например, один мужчина испытывал периодически чувство тревоги по ночам. Он не боялся темноты, грабителей или каких-либо других внезапных угроз его жизни. Его работа была стабильная, а семейная жизнь спокойна. Приступы сопровождались резкой болью в области солнечного сплетения, через считанные минуты боль проходила, а тревога отступала. Неадекватные состояния повторялись несколько раз в неделю, из-за чего мужчина не высыпался, начались реальные проблемы с физическим здоровьем, отставания от графика на работе.
После длительных клинических обследований организма и бесполезных курсов лечений, мужчина нашел в себе силы записаться на прием к психологу. В процессе общения со специалистом всплыла личная трагедия, произошедшая несколько лет назад, связанная с гибелью его первой жены. Каждый раз, засыпая, он мысленно возвращался к той ситуации и переживал ее заново, боялся за жизнь нынешней супруги и свою собственную. Психологические консультации помогли ему справиться с прошлым и обратиться к настоящему. Внезапные приступы тревожности больше не возвращались.
Возможные психологические причины боли в плечах у мужчин и женщин
Боль в плечах и мышцах плечевого пояса свидетельствует о чувстве подавленности. Люди с подобными проблемами, как правило, игнорируют свои желания и потребности, живут без гармонии с самими собой. При этом они вынуждены многое нести на своих плечах. Чем больше человек терпит и сдерживает себя, тем сильнее зажимы и боль в плечах.
С какой стороны возникает боль
Разбираясь в психосоматике боли, нужно учитывать, с какой стороны возникла боль. За выход мужской и женской энергии отвечают разные стороны. Согласно другой психосоматической теории, правое плечо отвечает за взаимоотношения с обществом, профессиональную самореализацию. А левое плечо – за гармонию в личной жизни. Боль слева указывает на жизнь с нелюбимым человеком и на то, что больной не хочет сближать дистанцию с собеседником в процессе конфликтов, обсуждений.
Травмы и хронические болезни
Известно ли вам, что даже травмы имеют психосоматические предпосылки? Например, перелом плеча говорит о том, что человек годами жил неправильно, против своей природы. Он полностью отдавался другим людям и на корню пресекал личные желания.
Рассмотрим подробнее другие травмы и болезни:
- Сколиоз – результат завышенных ожиданий со стороны окружающих и невозможности личности соответствовать им.
- Артрит – показатель нерешенных проблем, которые не дают двигаться дальше.
- Артроз – показатель жертвенности, привычки выполнять свою и чужую работу, помогать другим, когда самому нужна помощь.
- Вывих плеча – реакция на угрожающую жизни ситуацию, конфликты с окружающими, неспособность личности выполнить свои обещания.
- Растяжение – страх принятия решений и нежелательных последствий.
Это интересно! Чем серьезнее травма, тем сильнее человек устал, и тем больше накопилось внутренних противоречий. Больничный, который следует за травмой, позволяет отдохнуть, расслабиться. В это время человеку не надо тянуть весь груз обязанностей. Наоборот, к его желаниям и потребностям прислушиваются, за ним ухаживают.
Мышечный зажим в шее как запрет
Зажимы на шее – внутренний протест против того, что кто-то «сидит», «висит» на шее. Человек несет слишком тяжелый груз. Притом сам человек ощущает тяжесть обязательств или обстоятельств, но он убежден, что не в силах избавиться от этого («это мой крест, я должен нести его»). Однако чаще всего избавиться от этого можно, а проблема является надуманной.
Правая и левая сторона шеи
В каждом человеке независимо от пола присутствует женская и мужская энергетика. Левая сторона шеи отвечает за женскую энергию. Что это значит:
- У женщин боли слева вызваны подавлением женственности, жизнью с нелюбимым человеком, сексуальной неудовлетворенностью.
- У мужчин боли слева говорят о проблемах в отношениях с женщинами, подавлении с их стороны.
Правая сторона отвечает за мужскую энергетику. О чем говорят напряженные плечи:
- У мужчин – показатель агрессивности и властности, что вызвано избытком обязанностей (слишком много берет на себя, но справиться не может).
- У женщин – показатель мышления жертвы (женщиной пользуются другие люди или она оказалась в руках тирана).
Это важно! Боли в плечах – серьезный симптом. Чем дольше вы будете его игнорировать и жить чужой жизнью, тем хуже будут последствия. Помните: личностное развитие невозможно в таких условиях.
Помните: личностное развитие невозможно в таких условиях.
Признаки тревожного состояния
Тревожность может выражаться не только в эмоциональных ощущениях, но и на физическом уровне. При наступлении очередного беспокойного состояния человек может ощущать:
- Проблемы с концентрацией внимания, рассеянность;
- Усталость;
- Суетливость;
- Жажду;
- Озноб;
- Потливость;
- Учащенное сердцебиение;
- Головокружение;
- Недостаток воздуха;
- Боль в мышцах по всему телу;
- Боль в области солнечного сплетения;
- Ощущение кома в горле.
Когда приступ стихает, симптомы исчезают, но остается усталость, растерянность и слабость. При повторении нескольких таких приступов стоит обратиться к психологу, который поможет расшифровать симптомы, их связи с эмоциональным состоянием, стрессами, переживаниями, проблемами или событиями.
Расклад Треугольник Плутона
Расклад направлен на анализ вашего здоровья, имеющихся заболеваний и проявление заболеваний в отдаленном будущем. Расклад отличается подробностью и точностью предсказаний, что дает возможность провести полный анализ вероятные факторы заболеваний, пути исправления текущей ситуации. Из расклада спрашивающий выявит факторы, которые оказывают негативное или позитивное влияние, вероятность возникновения новых заболеваний. Заболевания, каких органов и систем угрожают спрашивающему, как снизить риски заболеваний и улучшить общее состояние здоровья.
Схема расклада:
- S — карта определяющая спрашивающего. Выкладывается перед началом расклада.
- Первая карта показывает ваше отношение к телу и здоровью. Что вы делаете для укрепления организма, улучшения состояния тела и стабильного психологического состояния.
- Вторая карта выявляет в какой мере спрашивающий заботится о своем здоровье. Указывает на необходимость большей работы над собой, своим здоровьем и психикой.
- Третья карта описывает, какие наследственные заболевания оказывают на вас влияние. Возможность притупления действия наследственности, способы поддержания стабильного состояния.
- Четвертая карта показывает влияние внешних факторов. Карта опишет воздействие внешних факторов на состояние вашего здоровья, а также прояснит, какие сферы требуют особого внимания.
- Пятая карта выявляет угрозу появления внезапных заболеваний. В особых случаях карта укажет на круг заболеваний, который больше всего вероятен.
- Шестая карта направлена на предсказание несчастных случаев. Каким образом произойдет несчастный случай, как можно его избежать.
- Седьмая карта рассчитывает вероятность возникновения инфекционных заболеваний и последствий после них.
- Восьмая карта показывает состояние пищеварительной системы, какие действия необходимо предпринять для предотвращения негативного воздействия.
- Девятая карта описывает состояние сердечно-сосудистых заболеваний. Какие заболевания угрожают вам, что делать для предотвращения появления заболеваний.
- Десятая карта выявляет заболевания мочеполовой системы, которым вы подвержены.
- Одиннадцатая карта показывает ряд заболеваний. Карта дает анализ состояния глаз, носоглотки и органов слуха, для уточнения деталей можно вытащить дополнительную карту.
- Двенадцатая карта характеризует, какие хронические заболевания могут обостриться в текущий период или в краткосрочном периоде.
- Тринадцатая карта выявляет действия, которые вы должны осуществить для поддержания вашего здоровья и улучшения текущего состояния.
Зачем нужны эмоции?
Эмоции помогают:
- действовать;
- выживать;
- нападать или избегать опасности;
- принимать решения;
- понимать других.
Они помогают другим людям понять нас.
С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга. Из этого можно заключить, что влияние эмоций на поведение человека намного сильнее по сравнению с познанием или логикой.
Кроме того, эмоциональные состояния других людей влияют на наше собственное благодаря информации, которую они передают. Когда мы видим чье-то испуганное выражение лица, то склонны немедленно высматривать опасность вокруг. Точно так же люди чувствуют себя комфортно и в безопасности, ощущая счастье в других. Эмоциональные состояния могут легко влиять на поведение людей.
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Ученые доказали, что организм людей, постоянно подвергающихся воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии. Частые стрессовые ситуации вызывают следующие симптомы:
- Покраснение кожного покрова, различные высыпания;
- Ощущение усталости и разбитости даже после полноценного сна;
- Снижение или увеличение массы тела;
- Постоянное чувство тревоги;
- Тремор (дрожь) конечностей;
- Расстройство стула.
Если ничего не предпринимать, велик шанс развития таких патологических процессов:
- Панические атаки;
- Депрессия;
- Сбои в работе сердца;
- Язва желудка;
- Гипертония;
- Анорексия;
- Также стресс может вызвать снижение полового влечения как у женщин, так и у мужчин.
Взаимосвязь с возрастом
Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.
В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.
Критические возрасты
В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:
- кризис новорожденного;
- кризис 1-го года жизни;
- кризис 3 лет;
- кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
- кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).
Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:
- кризис среднего возраста;
- стресс, связанный с выходом на пенсию.
Патологическое сопротивление у детей 3-х лет
Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.
Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.
При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.
Основные подходы к анализу ФС
На момент 2015 года можно выделить четыре основных группы подходов к изучению ФС.
Энергетический подход
ФС рассматривается как характеристика протекания процессов жизнеобеспечения на уровне как отдельных физиологических систем, так и всего организма в целом, в терминах интенсивности и эффективности энергозатрат со стороны физиологических систем, привлекаемых для решения поведенческих задач. Исследования фокусируются на анализе базовых физиологических механизмов, обеспечивающих протекание метаболитических, нервно-гуморальных, церебральных, вегетативных и других процессов в разных условиях и режимах деятельности. Основная задача этих исследований состояла в нахождении таких физиологических коррелятов, которые позволяли бы дифференцировать разные типы психофизиологических состояний по специфическим «паттернам активации», т.е. по устойчивым конфигурациям физиологических реакций, характерных для разных ситуаций.
Феноменологический подход
ФС рассматривается как характеристика переживаемого человеком опыта, в том числе в аффективно-окрашенной форме (чувства, эмоции, переживания и др.), представленного в наблюдениях или самонаблюдения. В исследованиях, выполненных в рамках феноменологического подхода, обосновывается многомерный характер проявлений психического состояния и предпринимаются продуктивные попытки выявления структурно-функциональных связей между рефлексивными оценками состояния и «запуском» поведенческих программ, соответствующих особенностям субъективного отношения или «видения себя» в конкретной ситуации.
Поведенческий подход
ФС рассматривается как характеристика результатов и способов выполнения деятельности / решения задач на уровне внешне представленного поведения. Важным направлением в рамках этого подхода являются исследования качественной стороны реализации поведенческих актов, изменения в которых приводят к сдвигам результативности деятельности. Развитие поведенческого подхода стимулировало и возникновение более совершенных поведенческих и психометрических методов оценки ФС – тестовых испытаний, моделирующих решение определенных фрагментов поведенческих задач.
Комплексный подход
ФС рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика проявлений изучаемых психических явлений, в том числе — состояний. На основе многочисленных исследований, проводимых в рамках комплексного подхода, были разработаны новые теоретические конструкты и методические инструменты, подготовившие базу для реализации принципов системного анализа ФС. Однако в целом комплексный подход выступает главным образом как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных. Решение актуальных для практики проблем, связанных с полноценной диагностикой и оптимизацией ФС как сложного системного объекта, было обосновано при разработке структурно-интегративного подхода к анализу ФС.
Системный подход
ФС рассматривается как относительно устойчивая (для определенного периода времени) структура актуализируемых субъектом внутренних средств, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливает эффективность решения поведенческих задач
Важно подчеркнуть, что в данном случае ФС рассматривается как результат включения человека в процесс активной и целенаправленной деятельности, ведущую роль в которой играют мотивационные установки работника и доступные ему в конкретный период времени внутренние ресурсы для выполнения решаемых задач
Основные понятия системного подхода
- Система — совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур / процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которая не может быть выполнена ни одним из её компонентов в отдельности.
- Системообразующий фактор — главный фактор, интегрирующий в единое целое работу разнокачественных элементов и определяющий её динамику во времени.
Крайне тяжелое состояние больного
Крайне тяжелое состояние больного характеризуется настолько резким нарушением основных жизненно важных функций организма, что без экстренных и интенсивных лечебных мероприятий больной может погибнуть в течение ближайших часов или даже минут. У таких больных сознание обычно резко угнетено, вплоть до комы, хотя в ряде случаев остается ясным. Положение чаще пассивное, иногда отмечаются двигательное возбуждение, общие судороги с вовлечением дыхательной мускулатуры.
Лицо мертвенно-бледное, с заостренными чертами, покрыто каплями холодного пота («маска Гиппократа»), пульс определяют только на сонных артериях; АД не определяется, тоны сердца едва выслушиваются. ЧСС достигает 60 уд./мин. При тотальном отеке легких дыхание становится клокочущим, изо рта выделяется пенистая мокрота розового цвета, над всей поверхностью легких выслушиваются разнокалиберные незвучные влажные хрипы. У больных, находящихся в астматическом статусе, дыхательные шумы над легкими не выслушиваются.
Психологическая поддержка военнослужащих
Психологическая помощь — это комплекс непрерывных
мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их
устойчивости к стрессам и психологическим воздействиям, профилактике негативных
психических состояний.
Целью психологической поддержки является поддержание уровня
боеспособности личного состава, достигнутого в процессе психологической
подготовки. Для этого необходимо постоянно анализировать динамику
морально-психологической обстановки в ходе выполнения служебных задач,
разрабатывать рекомендации для органов управления с целью принятия
соответствующих решений; поддерживать и развивать боевой настрой и установку на
безусловное выполнение служебных задач; контролировать степень утомляемости
личного состава; в пределах возможностей создавать комфортные условия в местах
службы и отдыха личного состава.
Психологическая помощь заключается в проведении мероприятий,
направленных на преодоление психотравмирующего воздействия боевой обстановки на
психику военнослужащего и восстановление его боеспособности.
Целями психологической помощи являются восстановление
психического здоровья людей, восстановление служебной деятельности, преодоление
дезорганизации в воинских коллективах.
Задачи психологической помощи:
- Снятие психологического напряжения и усталости у военнослужащих,
- Быстрое возвращение на действительную службу военнослужащих, не требующих госпитализации,
- Эвакуация лиц, получивших психофизиологические травмы в бою, для оказания медицинской помощи и реабилитации,
- восстановление боеспособности деморализованных воинских частей.
Способы оказания психологической помощи:
- Встречи один на один и консультирование,
- Групповые формы психологической работы — беседы, лекции, активный отдых, культурно-досуговые мероприятия и т.д.
Психологическая помощь военнослужащим организуется и
осуществляется командирами и их заместителями. Особая роль в проведении этой
работы отводится военным психологам, которые осуществляют непосредственное
психологическое воздействие на солдат, нуждающихся в помощи.
К сожалению, в настоящее время в войсках и ведомствах
практически нет психологов.
Психологическая реабилитация предназначена для
восстановления личностного и социального статуса военнослужащих с целью
сохранения их психического здоровья и повышения жизнеспособности при выполнении
служебных обязанностей. Она включает в себя:
- Восстановление утраченных (нарушенных) функций социального и личностного статуса поставщиков услуг,
- психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих,
- рациональное распределение военнослужащих по подразделениям, погранзаставам и видам деятельности в соответствии с их психологическим состоянием.
Для адресной психологической поддержки в региональных
управлениях должны быть созданы подразделения психологической реабилитации в
соответствии с опытом войск, а у каждого начальника отдельно расположенного
подразделения должен быть заместитель психолога.
Психологическая помощь организуется во всех видах сервисной
деятельности. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда она
организуется и проводится непрерывно, комплексно и целенаправленно, когда в их
интересах используются все виды и формы, методы и средства обучения и
воспитания, когда весь уклад повседневной жизни, система боевой, специальной и
общественно-правовой подготовки личного состава пограничных служб и войск
направлены на решение задач психологического обеспечения.
Критическое терминальное (предсмертное) состояние пациента
При терминальном состоянии больного наблюдают полное угасание сознания, мышцы расслаблены, рефлексы (в том числе корнеальный) исчезают. Роговица становится мутной, нижняя челюсть отвисает. В критическом состоянии у больного даже на сонных артериях пульс не прощупывается, АД не определяется, тоны сердца не выслушиваются, хотя при этом на ЭКГ еще регистрируется электрическая активность миокарда. У них отмечаются редкие периодические дыхательные движения по типу дыхания Биота.
Предсмертное состояние больного может длиться несколько минут или час. Появление на ЭКГ изоэлектрической линии или волн фибрилляции и прекращение дыхания свидетельствуют о наступлении клинической смерти. Непосредственно перед смертью у больного могут развиться судороги, непроизвольные мочеиспускание и дефекация. Продолжительность состояния клинической смерти составляет всего несколько минут, тем не менее, своевременно начатые реанимационные мероприятия могут вернуть человека к жизни.
Свойства ФС как системной реакции
1. ФС — это результат перестройки в работе функциональных систем, обеспечивающих выполнение целесообразной деятельности:
- ФС не может рассматриваться вне контекста решения конкретной задачи, ситуации и условий реализации деятельности;
- ФС не является фоном, на котором реализуется деятельность.
2. ФС отражает изменения в структуре «задействованной» функциональной системы обеспечения деятельности:
- требуется реконструкция основных компонентов в функциональной системе обеспечения деятельности (выделение профессионально-важных функций и качеств);
- необходима оценка проявлений (симптомов) ФС на всех уровнях функциональной системы обеспечения деятельности (энергетическом, перцептивно-когнитивном, рефлексивном и поведенческом).
3. ФС — системная реакция, формируемая под влиянием комплекса факторов трудовой среды:
- «Физическая среда» (санитарно-гигиенические и экологические условия):
- микроклимат;
- освещенность;
- шум, вибрация;
- атмосферное давление;
- излучения;вредные вещества;
- инфекции и биологические агенты.
- «Социальная среда» (социум, организация, группа):
- общие социальные факторы;
- конкретные социальные факторы:
- тип организации, организационная культура;
- особенности коллектива;
- содержание профессиональной роли;
- внепрофессиональные контакты;
- социально-психологические факторы:
- соответствие индивида профессиональной роли;
- мотивационные установки индивида и коллектива.
Основные типы ФС
Различные авторы выделяют 4 основных типа функциональных состояний.
- Утомление
- Монотония
- Психическое пресыщение
- Напряженность/стресс
Утомление
Класс состояний, характеризующихся истощением и дискоординацией в протекании основных реализующих деятельность процессов и функций. Развиваются вследствие продолжительности и интенсивности воздействия рабочих нагрузок, под влиянием которых формируется мотивация на завершение работы и отдых.
Монотония
Состояния сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающие в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде.
Сопровождаются переживаниями скуки / непреодолимой сонливости и формированием мотивации на смену деятельности.
Психическое пресыщение
Состояния неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, приводящие к приостановке работы или замещению выполняемых задач.
Сопровождаются в выраженном стремлении прекратить работу или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения с доминирующей мотивацией на отказ от деятельности с выраженной аффективной составляющей.
Напряженность (стресс)
Состояния повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающиеся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности.
Сопровождается выраженным изменением эмоциональных переживаний, отражающих доминирование мотивации на преодоление / устранение затруднений, которые могут реализоваться как в продуктивных (eu-stress), так и деструктивных формах (distress).
Спектр формирования
Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.
Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.
Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.
Разнообразие эмоций
Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.
Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.
В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:
- Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
- Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
- Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.
Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.
Диагностика психологических состояний
В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:
- Субъективно-оценочный, базирующиеся на изучении сопутствующие оснований, характерных для психологических состояний. Определяются пациентом самостоятельно. Учитывается то, что наблюдаемый способен описать. Как правило, используются специализированные шкалы-графики. В том числе «Шкала-график эмоционального состояния», САН, АСС, «Рельеф психологического состояния».
- Изучение неосознаваемых психологических состояний, проводимое на основании данных специально разработанных опросников. Пациент самостоятельно оценивает, насколько каждый приведенный в опроснике принцип соответствует его самовосприятию. Используются, например, «Шкала реактивной и личностной оценки тревожности», разработанная Ч.Д. Спилбергом и Ю.Д. Ханиным.
- Исследование экспрессивного (поведенческого) компонента.
При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.
Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.
Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.