Рисуночный тест «мое дерево»

Тест (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики:

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки

Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ)

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.

В этом случае не следует ограничивать их выбор.

Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.

Соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Здесь можете взять диагностический бланк с человечками без подписей. (http://www.stotestov.ru/product/дерево-тест-лампен) Или скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками». (http://www.stotestov.ru/product/komp-test-derevo/)

Источник методики в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

nsportal.ru

Обработка и интерпретация результатов проективного теста

Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитываются:

  • рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);
  • ответы на вопросы исследователя;
  • ассоциация деревьев с родственниками;
  • предлагаемые ребёнком действия с растениями;
  • поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.

Рассмотрение композиции

Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье

Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится растение, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).

Растения могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.

Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.

Рассматривая нарисованные растения, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.

Толкование оттенков рисунка

Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого

Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:

  • Красный цвет может означать одновременно любовь, вдохновение, агрессию, ненависть, предчувствие или состояние опасности.
  • Синий цвет является воплощением дисциплинированности, разумного начала, верности с одной стороны и иррациональности и безумия — с другой.
  • Когда ребёнок воспользовался жёлтым, то это значит, что он либо открыт, активен, свободен, силён, или же, напротив, завистлив, жаден, лжив и находится во власти какой-либо мании.
  • Выбор инструмента для рисования оранжевого цвета свойственен детям радостным и энергичным, но вполне возможно, что такие испытуемые одержимы противоречиями.
  • О желании развиваться и расти свидетельствует зелёный цвет, но в то же время он может быть показателем незрелости или наличия какой-либо болезни.
  • Преобладание в рисунках фиолетовых оттенков — внутреннее равновесие, покаяние, обладание сокровенными знаниями или тревога, меланхолия, отречение, беспокойство внутри.
  • Символы коричневого цвета — плодородная земля, материнство с одной стороны, грязь, кал и гной — с другой.
  • Положительные «стороны» чёрного цвета — достоинство, торжественность; отрицательные — греховность, траур, смерть.
  • Белый цвет соотносят с чистотой и гармонией.
  • Если ребёнок не выпускает из рук серый карандаш или фломастер, то, вероятно, он подвержен депрессии или у него есть какие-либо недопонимания.

Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы: «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.

Анализ беседы и поведения

Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.

Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками

Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.

Примеры анализа рисунков к тесту

Обследуемый: Андрей

Возраст: 16 лет

Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты,  как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.

Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».

Обследуемый: Ирина

Возраст: 46 лет

Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.

Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».

Обследуемый: Елена

Возраст: 60 лет

В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего,  ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.

Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».

Проективный тест «Дерево»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики.  После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.  Но также есть версия, что эта методика была опубликована  в 1949 году в работе К.Коха. Он предлагал нарисовать три дерева. После этого тест дорабатывался и в итоге сейчас предлагают нарисовать только одно дерево.

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

  • Отношение к себе;
  • Уровень самооценки человека;
  • Взаимоотношения с окружающими;
  • Качества личности.

Для рисунка необходимы:

  • Бумага белая, стандартная.
  • Карандаш простой, средней мягкости.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?


Рекомендации по проведению теста

Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.

Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно

Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не  должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка

Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще  фломастеры и краски.

С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.


Рисунок взрослого человека
Рисунок ребенка

Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Определение внутреннего мира с помощью теста «Нарисуй дом»

Психологический тест по рисунку, по которому можно узнать свой внутренний мир подробнее. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, простой карандаш. Успокоиться, рисовать только то что приходит первым в голову (относительно дома). Расшифровка:

Замок — такое изображение говорит о несерьезности личности, ребячливости, легкомысленности. Для женщин в этом рисунке нет ничего плохого, но требует воздержания от занятия серьезного рабочего поста, создания семьи. Это может оказаться непосильным.
Дом, перед которым находится высокий забор. Если ограждение неприступное, это говорит о замкнутом характере, скрытности, недоверчивости. Когда забор рисуется витиеватым, со множеством маленьких деталей — индивид общительный, добродушный.
Низкое здание. Индивид, который нарисовал такой рисунок нуждается в психологическом покое, отдыхе

Это крайне важно, так как продолжая активную жизнедеятельность, можно нанести вред своему организму.
Многоэтажный дом. Указывает на сложный характер

Индивид замыкается на ошибках.
Большой деревенский дом. Индивид хочет расширить свою жилплощадь. Если нет любимого человека, изображение говорит о желании почувствовать ласку, заботу.

Также внимание необходимо уделить мелочам:

  1. Большое количество окон, указывают на общительность. Малое количество окон — враждебность.
  2. Наличие печной трубы говорит о том, что присутствует эмоциональное напряжение, нехватка дружеских чувств.
  3. Маленькие двери, наличие замков указывают на скрытность человека, его необщительность.

Ветви и чашка

Ствол и голые ветки они многолетние, длительные.

Ветви, листья и другие элементы верхней части дерева составляют структуры, которые поднимаются на стволе (на “Я”) и раскрыть качество и интенсивность отношений с внешним миром. Это можно интерпретировать как символ оружия и направление стремления. Также о текущем настроении.

По форме они будут описывать нас человеку, который адаптируется к внешней, эффективно общается с другими или, наоборот, занимает позицию ухода и защиты своего эго перед лицом внешних угроз.

На некоторых рисунках (особенно у детей младшего возраста) ветви можно заменить чашкой. В других они появляются вместе. Кубок, по мнению некоторых авторов (Маурисио Ксандро в «Графических тестах»), связан с самооценкой и миром идей. Этот элемент также будет отражать возможные текущие конфликты.

черты

  • ветви до: В целом это связано с оптимизмом и экстраверсией. Также с плоскостью идей и стремлений. Некоторые восходящие ветви, которые выступают в небо, могут быть признаком желания расти, взаимодействовать с миром. Однако, если ветви заканчиваются заостренной формой или имеют зубцы пилы, они могут указывать на импульсивность, агрессивность, внешняя среда рассматривается как враждебная и должна защищаться (см. Дерево 5).
  • ветви вниз: Падшие ветви имеют первое значение как выражение распавшегося, пессимистического, беспомощного или несчастного состояния. Однако, когда они нарисованы с определенной утонченностью и деталями (типа плачущей ивы), они могут ассоциироваться с утонченными людьми, продавцами, очень чувствительными и склонными к грусти..
  • ветви восходящий и нисходящий одновременноВлиятельный человек, с небольшими критериями, неустойчивый, покорный. Это считается признаком одновременного присутствия эйфории и разочарования, которые следует интерпретировать в соответствии с другими ключами. Если ветви пересекаются с преобладанием угловых форм: импульсивность, склонность критиковать других, низкая терпимость к разочарованию, экстернализующее поведение.
  • Филиалы и филиалы тонкий: В зависимости от возраста: простота, чувствительность. Если они очень тонкие: аффективное закрытие, застенчивость (особенно если листьев нет).
  • Филиалы и филиалы толстый: Если они обеспечены деревом и хорошо нарисованы: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, ясные идеи, настойчивость. Если они раздваиваются: они связаны с хорошими творческими и пластическими способностями (при условии, что это сделано в чертеже, представленном в его различных элементах).
  • ветви Открывание: Экстраверсия, склонность анализировать окружающую среду с инициативой. Также (в зависимости от формы удара) импульсивность.
  • ветви закрыто: В общем, интроверсия, закрытие, необходимость самозащиты от внешнего мира.
  • ветви Заточка: Его следует интерпретировать в чертеже в целом, поскольку он может иметь разные значения. Это часто связано с: низкой самооценкой, комплексом неполноценности, проблемами эмоциональных отношений, а также упрямством или упрямством.
  • Отрасли, которые выйти из багажника: Они обычно присутствуют на рисунках, выполненных подростками. С психоаналитической точки зрения это объясняется как проявление развивающейся сексуальности. Он также может выражать необходимость искать свой собственный путь (поиск своей личности) из «Я», представленного стволом..
  • Маленькая чашка: (по отношению к дереву) Интроверсия, застенчивость, страх за границей (см. дерево 1)
  • Большая чашка: (по отношению к дереву) Экстраверсия, воображение, интерес к внешнему миру, идеализм. Если оно очень большое: сложный контроль над фантазиями, нарциссизмом, тщеславием, эксгибиционизмом.
  • Кубок при условии: Баланс между интроверсией и экстраверсией, рефлексивностью, реализмом, вкусом к деталям, балансом.
  • Кубок с волнистыми линиями: Если они соразмерны и мягки: адаптивность, терпение, понимание, вкус к спокойной деятельности.
  • Когда Волнистости очень концентрированные: Изъятие, защита от внешнего мира, необходимость поддерживать свое пространство, очень избирательная коммуникабельность
  • Если чашка появляется раздавлен сверху: Чувство безнадежности, покорности и беспомощности под давлением внешнего мира.
  • Чашка в угловой форме: По точной линии: интроверсия, упрямство, склонность к спорам, импульсивность.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации

Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Автор методики

Это название объединяет целую группу приемов, которые служат для оценки семейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Их обычно используют при обследовании детей, но иногда применяют и ко взрослым.

  • В литературе указывают, что  В. Хьюлс (в 1951 году) является самым первым, кто упомянул о технике «Рисунок семьи». Но сложно с этим согласиться, ведь эту методику применяли намного раньше.  
  • Следующий этап развития этого теста сопоставляют с такими учеными, как  Л.Корман (1964), Р. Бернс и С.Кауфман (1972). 
  • Сегодня наши отечественные психологи все больше применяют методику, которую предложили  В.К.Лосева и Г.Т. Хоментаускас.

Мы будем рассматривать именно  последний вариант.  Методика “Рисунок семьи” предлагает  проводить анализ рисунка по трем уровням:

  1. Общая структура рисунка
  2. Изображение отдельных членов семьи
  3. Анализ процесса рисования

Интерпретация

Существует общее и специальное толкование изображенных объектов и их деталей. К общим относится:

  • цвет,
  • детальность изображения,
  • наличие правок, использование ластика,
  • контуры рисунка,
  • расположение рисунка,
  • пропорции объектов.

К специальным относятся все элементы, касающиеся изображения деталей дома, дерева и человечка, то есть символическое трактование элементов (что значат тени, рубцы, повреждения).

Цвет

Желтый цвет в изображении олицетворяет общий агрессивный настрой человека, его враждебность.

Красный цвет означает повышенную сенситивность, потребность в защите и тепле, также он олицетворяет чувственное отношение к окружающему миру.

Зеленый цвет означает потребность в защите и ограждении от опасностей, однако это не касается цвета кроны деревьев или покрытия крыши. Синий и черный цвет отвечают за подавленность и депрессивные реакции. При этом человек может не осознавать этих особенностей. Коричневый цвет указывает на фактическую незрелость человека, его потребность в развитии.

Детали

Недостаточная детальность изображения, особенно касающаяся его определяющих признаков (ветви у дерева и так далее) говорит об интеллектуальной бедности и умственном несоответствии.

Однако чрезмерное количество несущественных деталей также указывает на интеллектуальную разрозненность и простоту.

Структурную целостность личности при этом характеризует гармоничный баланс между реальной детализированностью объектов и их упрощением на рисунке. Если преобладает упрощение или наоборот усложнение следует подозревать расстройство личностной организации.

Стирание элементов

Если какие-то линии или детали были стерты и восстановлены с потерей качества, то это говорит об эмоциональном отношении к данному элементу. Если же стерты без следа, то указывает на внутренний скрытый конфликт.

Направление и выраженность контуров символизируют и направленность психических реакций: волевую деятельность, готовность противостоять или сдаться и так далее.

Изображенные объекты имеют свое символичное значение. Дом выражает отношение человека к себе и к своей семье, а также микроклимат этого сообщества. Также он характеризует осознанное восприятие себя человеком.

Изображение дерева наоборот характеризует подсознательное самоощущение, а также взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми, реакции на них.

Изображенный человек олицетворяет собственное отношение к своим качествам, а также выраженные эмоциональные реакции на других личностей , как правило символизирует кого-то важного и дорогого и наоборот. Методика оценивания школьников при этом будет иметь свои особенности:

Методика оценивания школьников при этом будет иметь свои особенности:

  1. Повозрастные этапы развития и соответствующие им признаки на рисунке.
  2. Незрелось всех реакций отражается в особенностях изображения.
  3. Применение балльной системы оценивания.

Методика ДДЧ является распространенным инструментом составления психологического автопортрета. Она успешно применяется у всех возрастных групп, но требует специальной подготовки для интерпретации данных.

Анализ психорисунка на тему &#171,Дом, дерево, человек&#187,:

https://youtube.com/watch?v=zvSM0y6h11g

Ветви

Иллюстрация Colady от Лары Лоурен

Если ствол и корни связаны с нашим эмоциональным внутренним миром, то ветви связаны с нашей внешней, физической средой.

Кстати, дети младше 9 лет обычно рисуют небольшие ветки, и такое поведение является для них нормальным. Однако, если взрослый человек рисует маленькие ветки, это может указывать на то, что они незрел и нелюдим.

  • Крупные ветви – человек полон энтузиазма, у него мощное воображение, но он также высокомерен и самовлюблён.
  • Отсутствие веток показывает, что человек страдает какими-то когнитивными проблемами, и у него нет развития.
  • Ветви деревьев в форме молний показывают, что человек импульсивен, непокорен и упрям, у него присутствую проблемы с управлением гневом.
  • Спиральные ветви – человек вежлив, тактичен и обладает развитыми коммуникативными навыками.
  • Ветки с листьями – человек активен, энергичен, любит жизнь.
  • Ветки с плодами – у человека есть определённые цели и задачи, которых он желает достичь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector