Особенности развития психики детей в 5-6 лет

Содержание:

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

Гиперопека

Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего

Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.

Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.

Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.

Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.

Подписывайтесь
на наш канал или в

Следи за нами в соц. сетях!

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Познавательные процессы дошкольника

У дошкольников быстро развиваются все психические процессы. Отличительной особенностью всех познавательных процессов в дошкольном возрасте становится приобретение ими произвольности.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие тесно связано с эмоциями ребёнка, и чем больше позитивных чувств и ярких впечатлений испытает ребёнок при воздействии какого-то стимула, тем точнее будет восприятие. Но уже в старшем возрасте (5-7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие.

Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. К 5 годам увеличиваются устойчивость внимания и его объём

Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Психологические новообразования дошкольного возраста

Постепенно ребёнок начинает учиться систематизировать увиденное или услышанное, группировать его, образно говоря, привести в порядок.

Он выстраивает собственную картину мира, где много места отводится выдумке. У ребёнка развивается так называемое артификалистское мировоззрение , всё окружающее он пока считает результатом деятельности людей.

Постепенно в качестве психических новообразований у ребёнка в дошкольном возрасте формируются определённые этические нормы. Он уже способен давать собственные моральные оценки и эмоционально окрашивать своё отношение к другим людям.

Появляются и новые мотивы тех или иных поступков. Ребёнок начинает осознавать порядок взаимоотношений между людьми. Если раньше его действия были во многом импульсивными, то постепенно в дошкольном возрасте они становятся более обдуманными.

Начинают формироваться следующие личностные качества:

  • обязательность,
  • настойчивость в достижении цели,
  • осознание определённого чувства долга по отношению к другим людям, в основном, близким.

Ребёнок начинает осознанно управлять своим поведением в соответствии с воспитанными в нём моральными принципами.

Характерные черты развития дошкольника

Дошкольная психология выделяет несколько этапов развития:

  • младший возраст – приходится на 3-4 года;
  • средний – в этом случае речь идет о 4-5 годах;
  • старший – касается детей 5-7 лет.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте напрямую зависит от группы, к которой он принадлежит

Для младших дошкольников особое значение имеет любовь и внимание близких. Также важна идентификация своего пола

Трехлетний ребенок может понимать, какого он пола. Малыш испытывает восхищение перед родителем своего пола и старается ему подражать.

Для представителей более старшей группы важно формирование самосознания и самооценки. Они общаются с ровесниками

На этом этапе у детей развиваются творческие задатки. Поэтому важно, чтобы отношение к воспитанию менялось.

Особенности других видов деятельности

Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:

  1. Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
  2. Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.

Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда

Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

В период дошкольного детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную ситуацию, в которой стремится к самостоятельности. Однако малыш еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:

  1. Кроха берет на себя роль взрослого.
  2. Малыш придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками.
  3. Характер действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно работать так, как взрослый, еще не может.

В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.

В игре кроха старается как можно лучше проявить себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения. Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей и устроил в квартире настоящий погром. А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие.

Мотивация

У ребенка формируется психологическая система моральных и этических ценностей, выстроенная на основе принятых в обществе понятий.

В этом возрасте отмечается развитие первых мыслей о том, чтобы повзрослеть. Ребенок воспринимает родителя как надежного друга, наставника, учителя и помощника, человека, который может и умеет абсолютно все. Ребенок стремится быть лучше и завоевывать авторитет среди сверстников, а главный авторитет для него в таком возрасте – взрослый. Ребенок проецирует себя на своих родителей и хочет не просто быть похожим на них, а быть как они.

У детей формируется мотивация, и ребенок становится в состоянии принимать простые решения. Он понимает, что ему нужно для достижения успеха и результата, и начинает осознанно совершать действия. Именно в этом возрасте некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит, потому что ребенок, еще не понимая, как его действия будут расценены со стороны и какое влияние они окажут на окружающих, уже поступают так, как они подсказывают им их внутренние мотивы.

Возрастные границы

Поистине удивительной наукой является детская психология. Дошкольный возраст – это интересный этап в жизни каждой личности. Возрастные границы этого периода достаточно большие: от трех до семи лет. Особенности психологии дошкольного возраста во многом определяются тем, к какой группе относится ребенок. Соответственно, подход к воспитанию будет несколько различным.

Психология младшего дошкольного возраста включает в себя такие понятия, как половая принадлежность, потребность быть замеченным взрослыми. К этой группе относятся дети от трех до пяти лет. Психология старшего дошкольного возраста учитывает такие важные составляющие, как формирование самооценки, развитие творческих способностей, самосознания. Возрастные рамки данного периода – пять-семь лет.

Ведущие потребности дошкольника

Психология детей дошкольного возраста часто содержит в себе противоречия. Например, в этом возрасте у них возникают две новые потребности:

общение с другими детьми;
потребность быть занятым какой-то важной деятельностью для общества.

Но ребёнок не может реализовать вторую потребность в обществе

Как же ему разрешить это противоречие? Именно это и приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, которая даёт возможность дошкольнику играть роли взрослых, которые занимаются общественно важной деятельностью

Важной потребностью малыша в этом возрасте является потребность в принятии и безусловной любви. Ему важно чувствовать, что для родителей он особенный, и его любят просто за то, что он есть

Принятие и любовь родителей создаёт прочную основу для здоровой самооценки. Повзрослев, ребёнок не будет «выслуживаться», чтобы заработать любовь.

Безусловная любовь не означает отсутствие наказаний за проступки. Но родителям нужно разделять личность и поступки и наказывать ребёнка именно за проступки, а не за то, что он «плохой». Нужно объяснить ему, что он хороший, и его любят, но наказать за проступок родители должны.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.


Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

Психологии ребенка старшего дошкольного возраста

В возрасте пяти-шести лет ролевые игры уже не подражательные. Малыш сам придумывает сюжет игры, имена героев. Это могут быть как жизненные сюжеты (покупка в магазине, поездка в поезде), так и фантастические. В игре ребенок учится взаимодействовать с людьми, происходит социализация. Ребенок пробует себя в роли взрослого человека, учится на уровне игры принимать решения

Поэтому очень важно не пропустить этот период

Если в младшем дошкольном возрасте маленький человечек чаще всего играет сам, то в возрасте пяти-шести лет малыш выбирает сверстников, с которыми ему хотелось бы взаимодействовать. Дети собираются в небольшие группы по два-три человека и играют.

В этом возрасте ребенок начинает интересоваться рисованием, лепкой, слушанием сказок. Учеба ему не интересна, хотя элементы учебной деятельности в форме игры можно вводить с четырех лет

Важно поддерживать ребенка во всех его начинаниях. Пробовать все виды деятельности: и аппликацию, и лепку, и рисование, и конструирование

Малышу интересно попробовать все. И это важно поддержать. Это будущий интерес к обучению, который является залогом успешного обучения в школе.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психологическом развитии

В любой детской игре, с игрушками или без, прослеживаются жизненные реалистичные сюжеты: дочки-матери, казаки-разбойники и прочее. В игре они примеряют первые социальные роли: матери, ученика, повара и прочие. Происходит это потому, что ребенок в этом возрасте начинает чувствовать себя самостоятельным и отделяется от взрослых. Малыш не в состоянии быть полноценным участником взрослой жизни и различать особенности, поэтому он создает с помощью воображения свой иллюзорный мир, где транслирует поведение взрослых на себя. Во время игр они проживают определенные жизненные аспекты, учатся новым эмоциям, ответственности, необходимости принимать решения.

Сюжетно-ролевая игра протекает по следующему сценарию:

  • Ребенок примеряет на себя взрослую социальную роль.
  • Воссоздает максимально достоверно реальную ситуацию, при этом реальные предметы он заменяет своими игрушками.
  • Малыш не может работать как взрослый человек, поэтому в своих действиях он лишь образно подражает действиям родителей. Игра остается в рамках игры, а ребенок получает опыт той или иной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста помогают ребенку воссоздать картину устройства мира на его собственном языке, так он постигает, что такое человеческий труд, какие существуют способы общения между людьми, происходит его психологическое развитие и взросление. Параллельно развивается его фантазия, воображение, умение выстраивать логические цепочки.

В рамках игры ребенок изо всех сил старается спасти пациента на своем хирургическом столе или научить другого ее участника азбуке, он применяет весь свой опыт, свои знания и умения. Сюжетно-ролевые игры – прекрасный инструмент для того, чтобы адаптировать ребенка ко вступлению в ответственную часть его жизни, к началу школьного периода, к общению со сверстниками и самостоятельному принятию некоторых решений.

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией

Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе

Каждый ребенок – особенный и не похожий ни на любого другого, со своим психологическим развитием и способом взаимодействия с миром

Важно помнить это и всегда стремиться искать индивидуальный подход

https://www.youtube.com/watch?v=G4XSKL9xy3s

Оставить комментарий

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, — отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа — здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, — все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Психологическое развитие старшего дошкольника

В этот период жизни ребенок переживает быстрое психологическое развитие, формируются новые для него механизмы психологической деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Малыш задает много вопросов, стремится узнать как можно больше новой информации, пытается выстраивать логические цепочки и увидеть взаимосвязь различных процессов. В конце этого возраста превалирует интерес к практическим занятиям. Это сложный жизненный этап, состоящий из разных слагаемых: эмоционального восприятия ребенком мира, вопроса мотивации и самосознания, психологического развития, которое формируется к окончанию старшего дошкольного возраста.

Психические функции в дошкольном возрасте

К ним относятся восприятие, речь, память, мышление. Психические процессы дошкольников проходят большой путь совершенствования.

Развитие речи.

К школьному возрасту у большинства детей завершается формирование речи и овладение ее возможностями. Речь помогает ребенку общаться с окружающими, мыслить. Язык становится предметом изучения – дошкольники обучаются письму, чтению. Словарный запас растет стремительно. Если полуторагодовалый малыш может использовать до 100 слов, то к 6 годам их уже около 3000. Развивается и грамматическое владение речью. Ребенок творчески осваивает возможности родного языка. Он овладевает различными формами контекстной и устной речи: учится пересказу, монологу, рассказу. Более яркой, выразительной становится и речь диалоговая. В ней появляются оценки, указания, моменты согласования действий. Речь помогает дошкольнику планировать свои действия, а также регулировать их.

Развитие восприятия.

Основная особенность восприятия – оно постепенно лишается первоначальной эмоциональности: восприятие и эмоции отделяются друг от друга. Восприятие к началу школьного возраста все более осмысленное, оно становится целенаправленным, произвольным, анализирующим.

Развитие мышления.

Восприятие тесно связано с мышлением ребенка. Настолько, что в дошкольной психологии принято выделять наглядно-образное мышление как наиболее характерное для возраста. Однако к нему идет планомерный переход от наглядно-действенного мышления, когда ребенку необходимо опираться при построении умозаключений на манипуляции с предметами. Завершающим этапом станет переход к мышлению словесному

Вот почему так важно обращать внимание на развитие речи дошкольника. На этом этапе малыш учится обобщать, искать и устанавливать связи между процессами, предметами, действиями. Это важно для правильного развития интеллекта в будущем

Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким)

Это важно для правильного развития интеллекта в будущем. Правда, обобщение пока может производиться с погрешностями – дети, не имея достаточного опыта, часто ориентируются только на внешние признаки (например, большой предмет не может быть легким)

Развитие памяти.

Память в дошкольном возрасте является основной функцией, она способствует формированию личности. Ни до, ни после дошкольного периода ребенок не может настолько быстро и легко запоминать столько самой разнообразной информации. Память дошкольников имеет свою специфику. Так, в младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольна. Он запоминает лишь то, что его заинтересовало, вызвало эмоции. К 4–5 годам начинает развиваться память произвольная. Правда, сознательное запоминание проявляется пока только изредка. Окончательно произвольность сформируется к старшему дошкольному возрасту. Первые детские воспоминания сохраняются обычно с 3–4 лет.

Что влияет на развитие психики дошкольника?

Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.

  • Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
  • К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
  • Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
  • Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.

Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.

На протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития человека имеет межличностное общение. Через общение со взрослыми происходит обучение и воспитание, передача опыта

Посредством общения развивается не только речь, но и произвольная память, мышление, восприятие, внимание, важные свойства личности (характер, темперамент, поведение)

Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.

Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.

Таким образом, чтобы обеспечить правильное психическое развитие ребенка, важно учитывать его биологические особенности, специфику окружающего общества, а также давать возможность реализовываться в игре, учебе, труде, общении с окружающими людьми

Развитие психических функций

Различные процессы и функции психики в дошкольном возрасте развиваются по-разному. Но к 7 годам они уже должны быть окончательно сформированы.

Память

Благодаря развитию памяти ребёнок к старшему дошкольному возрасту должен уметь полноценно усваивать полученные знания, запоминать и систематизировать их.

Большое значение играет умение запоминать избирательно. То есть, не всё подряд увиденное и услышанное, а именно необходимое, полезное и интересное.

Речь

К старшему дошкольному возрасту речь ребёнка уже практически сформулирована, он имеет определённый словарный запас.

Именно к этому возрасту в его речевом багаже уже есть определённый набор синонимов и антонимов.

Вместе с тем, даже в старшем дошкольном возрасте могут ещё сохраняться определённые недостатки во владении речью:

  • трудности с произношением шипящих и сонорных звуков,
  • неполное владение интонацией,
  • недостаточное умение регулирования темпа речи.

Обычно эти речевые недочёты через некоторое время исправляются с расширением круга общения уже в школе.

Внимание

Оно бывает произвольным и непроизвольным

Если на младшей стадии дошкольного возраста непроизвольное внимание доминирует (ребёнок ещё не может его надолго концентрировать на каком-то одном предмете или человеке), то к 6-7 годам дети обычно к такой концентрации способны

Однако дети в начальных классах всё равно часто отвлекаются на посторонние раздражители и не всегда способны быстро усвоить необходимый объём информации.

Для развития внимания с ребёнком уже в дошкольном возрасте следует проводить специальные занятия, например, на запоминание предметов.

Воображение

Многие психологи считают, что способность к воображению , возможности представлять себе те или иные образы даже в их действии, , является одной из форм проявления высоко развитого интеллекта.

Дети в дошкольном возрасте способны в своём сознании создать богатый внутренний мир.

Нужно только следить, чтобы он со временем не стал альтернативой реальности.

Дошкольный период в жизни ребёнка имеет определяющее значение в формировании личности.

Родители должны знать, что от внимания, которым вы окружите в этот период маленького члена семьи, во многом зависит его адаптация к окружающему миру.

Восприятие собственной личности у маленького человека в возрасте дошкольника:

https://youtube.com/watch?v=NH13hKE_ueQ

Ключевые особенности психологии дошкольного возраста

Характерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.

В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное. Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы

Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.

Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.

Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.

К концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.

В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.

Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.

Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.

В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам

Важно научить ребенка правильно принимать поражение

Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector