25 психологических экспериментов, которые потрясли мир

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • Возможность выбрать точку отсчёта;
  • Возможность неоднократного проведения;
  • Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.

Если вы не изучали первые уроки нашего курса, то наверняка вам будет интересно узнать, что более подробно ознакомиться с экспериментом и другими методами исследований в психологии вы можете в нашем уроке «Методы психологии». Сейчас же мы переходим к рассмотрению самых известных психологических экспериментов.

Самые известные психологические эксперименты

1

Некоторые области исследований, в которых используются экспериментальные методы

Использование экспериментальных методов было, пожалуй, главной характеристикой, по которой психология стала отличаться от философии в конце 19 века. С тех пор эксперименты стали неотъемлемой частью большинства психологических исследований. Ниже приводится пример некоторых основных областей, в которых используются экспериментальные методы.

Когнитивная психология

Некоторые из основных тем, изучаемых когнитивными психологами, это память, обучение, решение проблем и внимание. Большинство когнитивных экспериментов проводятся в лаборатории, а не в социальных условиях, это делается главным образом для обеспечения максимального контроля экспериментальных переменных и минимального вмешательства от несущественных событий и других аспектов ситуации. В дополнение к изучению поведения экспериментаторы могут использовать МРТ или ПЭТ, чтобы они могли видеть, какие области мозга активны во время когнитивной обработки

Познание животных

Познание животных относится к умственным способностям животных, и исследования в этой области часто фокусируются на вопросах, аналогичных тем, которые представляют интерес для когнитивных психологов, использующих людей. Когнитивные исследования с использованием животных часто могут более тщательно контролировать условия и использовать методы, недоступные для исследований с людьми. 

Кроме того, такие процессы, как кондиционирование, у животных проявляются в более простой форме, некоторые животные демонстрируют уникальные способности, которые проясняют важные когнитивные функции, а исследования на животных часто имеют важные значения для выживания и эволюции видов.

Ощущение и восприятие

Эксперименты по ощущению и восприятию имеют очень долгую историю в экспериментальной психологии. Экспериментаторы обычно манипулируют раздражителями, влияющими на зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и проприоцепцию. 

Сенсорные измерения играют большую роль в этой области, охватывая многие аспекты сенсорных характеристик — например, минимальные различимые различия в яркости или обнаружение запахов, такое измерение включает использование таких инструментов, как аттенюатор, стробоскоп и многие другие, перечисленные ранее в этой статье. Эксперименты также исследуют тонкие явления, такие как зрительные иллюзии или эмоции, вызванные различными видами раздражителей.

Поведенческая психология

Бихевиористский подход к психологии достиг пика популярности в середине двадцатого века, но все еще лежит в основе многих экспериментальных исследований и клинического применения. Его основателями являются такие деятели, как Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Экспериментальное изучение пищеварительной системы у собак Павловым привело к обширным экспериментам, в ходе которых он установил основные принципы классической обусловленности. 

Уотсон популяризировал бихевиористский подход к поведению человека, его эксперименты с Альбертом особенно известны. Скиннер отличил оперантное кондиционирование от классического и установил экспериментальный анализ поведения в качестве основного компонента в последующем развитии экспериментальной психологии.

Социальные психологи используют экспериментальные методы как внутри лаборатории, так и за ее пределами, чтобы понять социальное взаимодействие человека. Два широко цитируемых эксперимента в эксперименте по социальной психологии — эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный Филиппом Зимбардо в 1971 году, и эксперимент по послушанию Мильграма, проведенный Стэнли Милгрэмом. В обоих экспериментах обычные люди были вынуждены участвовать в поразительно жестоком поведении, предполагая, что такое поведение может очень сильно зависеть от социального давления. Из-за возможных негативных последствий для участников.

Полевой эксперимент

Проходит по плану естественного. Причем, возможно применение стационарной аппаратуры для более точного фиксирования полученных данных. Все испытуемые оповещены об участии в исследованиях, при этом привычная обстановка уменьшает уровень искажения мотивации.

В соответствии с целями проведения экспериментов их подразделяют на:

  • Поисковый эксперимент – его основой служит нахождение причинно-следственных взаимосвязей между произошедшими явлениями. Он осуществляется на первоначальном этапе эксперимента, помогает формулировать гипотезы, выделять побочные переменные данные и устанавливать способы контроля над ними.
  • Пилотажный эксперимент- служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
  • Подтверждающий эксперимент- обращен на установление функциональной связи и корректировку количественных отношений со всеми переменными. Он проходит на завершающем этапе.

По методам воздействия эксперименты подразделяются на:

  • Констатирующие – включают в себя замер состояния объекта (человека или группы) до влияния на него, диагностику первоначального состояния и определение причинно-следственной взаимосвязи между явлениями. Цель такого эксперимента определена внедрением способов инициативного развития или вырабатывания определенных свойств у личности.

  • Контрольный эксперимент – необходим для вторичного замера состояния объекта (человека или группы) и сопоставление результата с исходным состоянием.

По результатам воздействия на независимые переменные данные выделяют:

  • Спровоцированный эксперимент – способ, при котором специально меняется показатель независимой переменной, а наблюдаемые данные (ответная реакция личности) при этом называют спровоцированными результатами.

    Замечание 1

    Независимая переменная — это показатель, который преднамеренно выбирается экспериментатором для выяснения его воздействия на показатель зависимой переменной.

  • Эксперимент, на который ссылаются – способ, при котором видоизменение независимой переменной проходит без вторжения экспериментатора. Его используют, если независимая переменная влияет на состояние человека. Если влияние на испытуемого может вызвать отрицательное физическое или психическое нарушение, тогда такой эксперимент запрещен.

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%

Не особо увлекается экспериментами 25%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

Стэнфордский профессор Филипп Зимбардо выбрал для этого всемирно известного психологического эксперимента 24 студента, которые были назначены либо заключенными, либо охранниками.

  • Заключенные содержались в импровизированной тюрьме, оборудованной в подвале факультета психологии Стэнфорда.
  • Охранники «работали» восьмичасовую смену, имели деревянные дубинки и униформу.

И охранники, и заключенные довольно быстро приспособились к своим ролям; но эксперимент пришлось прервать через 6 дней, потому что он стал слишком опасным. Каждый третий «охранник» начал демонстрировать садистские наклонности, а люди, выполнявшие роль заключенных, были морально подавлены.

«Мы поняли, как простых людей можно легко превратить из доброго доктора Джекилла в злого мистера Хайда», — написал Зимбардо.

Что показал эксперимент: поведение людей будет полностью соответствовать навязанным им социальным ролям.

“Пещерный” эксперимент с детьми

Авторы: Кэролин Шериф.1954 год, Оклахома, США.

Детали эксперимента: этот социально-психологический эксперимент был разработан для изучения групповых конфликтов.

В 1954 году исследователи из Университета Оклахомы распределили 22 11-летних и 12-летних мальчика с одинаковым происхождением на две группы.

Эти две группы были направлены в разные участки летнего лагеря, они были размещены в отдельных домиках, и ни одна группа не знала ничего о другой в течение целой недели.

За это время мальчики внутри каждой группы сдружились. После того, как двум группам разрешили вступить в контакт, у них проявились определенные признаки предубеждения и враждебности по отношению друг к другу, хотя им было дано очень мало времени для развития отношений внутри группы.

Чтобы усилить конфликт между группами, экспериментаторы заставили их конкурировать друг с другом в серии мероприятий.

Это создало еще большую враждебность, и в итоге ребята из разных групп отказались от еды в одном помещении.

Заключительный этап эксперимента включал превращение конкурирующих групп в друзей. Веселые занятия, запланированные экспериментаторами, такие как запуск фейерверков и просмотр фильмов, изначально не работали. Поэтому ученые разработали совместные упражнения, в ходе которых две группы были вынуждены сотрудничать.

Из лагеря мальчики ехали домой на одном автобусе, демонстрируя, что конфликт и предрассудки можно преодолеть посредством сотрудничества.

Многие критики сравнивают это исследование с романом Голдинга «Повелитель мух» — классическим примером предрассудков и разрешения конфликтов.

Критика эксперимента и судьба «Альберта»

Эксперимент позволил Уотсону сделать вывод, что реакции страха, тревоги, фобии и антипатии формируются у людей в детстве. Вот только ему не удалось избавить малыша от безотчетного страха перед белыми крысами, кроликами и предметами, имеющими белый мех. Как же сложилась судьба маленького Альберта дальше? По одним данным, он был усыновлен, по другим — уехал с матерью, а вот эксперимент Уотсона, несмотря на пользу его открытия для психологии, был подвергнут жесткой критике.

Несмотря на то, что опыт с маленьким Альбертом является известным в психологии и входит во все классические учебники, его критиковали по двум причинам:

  1. Неэтичность. В наше время такой опыт не мог бы быть проведен повторно.
  2. Субъективность. Эксперимент был проведен с нарушениями процесса, при отсутствии четкого плана. Во многом исследователи полагались на собственные интерпретации, кроме того, судьба подопытного не отслеживалась в дальнейшем. Было также известно, что Уотсон вмешивался в эксперимент, мешая малышу использовать любое защитное поведение, а также способствовал формированию страха. Например, если ребенок начинал сосать палец, Уотсон вынимал палец из его рта.

Судьба малыша Альберта долгое время оставалась тайной. Говорили, что он вырос странным мужчиной, всю жизнь боявшимся белых пушистых предметов. Лишь недавно удалось узнать о нем больше. Группа американских психологов во главе с Hall P. Beck в течение 7 лет занималась исследованием данного эксперимента. По изучению географии проведения опыта и сведений о личности матери мальчика им удалось узнать настоящее имя ребенка – Дуглас Мерритт. Он скончался в возрасте 6 лет 10 мая 1925 года от гидроцефалии. По словам автора исследования, оно продлилось дольше, чем жизнь самого ребенка. В 2012 году Холл П. Бэк и Алан Дж. Фридлунд сделали потрясающее заявление. Оказывается, малыш Альберт вовсе не был здоровым, нормальным ребенком, как заявлял Уотсон в описании своего исследования в 1920 году. Они предоставили убедительные доказательства того, что Уотсон знал о болезни малыша и преднамеренно скрыл этот факт. Увы, эта новая информация не только подвергает сомнению достоверность эксперимента, вошедшего во все классические учебники по психологии, но и делает его еще более неэтичным и жестоким.

Возникает логичный вопрос: но почему?! Зачем было нужно уважаемому, успешному человеку, который добился многого к своим 40 годам, совершать такой глупый поступок — подтасовка исходных данных эксперимента, неэтичный опыт… Утратил ли он критичность к своим действиям, ведомый страстью к науке, или здесь замешана страсть другого рода — к ассистентке Розали, которая, возможно, повлияла на Уотсона и его стремления? Увы, мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  1. Веб-сайт Университета Фурмана. Раздел, посвященный жизни и деятельности Джона Уотсона –
  2. Уотсон Дж. «Психология с точки зрения бихевиориста», Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.
  3. Уотсон Дж. «Психология как наука о поведении». – М., «АСТ-ЛТД», 1998 г.
  4. Fridlund, A. J., Beck, H. P., Goldie, W. D., & Irons, G. (2012). Little Albert: A neurologically impaired child. History of Psychology. doi: 10.1037/a0026720
  5. “Conditioned Emotional Reactions,” by John Watson and Rosalie Rayner, The Journal of Experimental Psychology, February 1920
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов

Что такое эксперимент в психологии?

Эксперимент в психологии , это один из основных методов исследования для проверки различных предположений (гипотез) методом проб и ошибок в условиях, построенных и контролируемых исследователем.

Ведущими составляющими являются контроль над переменными, скрупулезное измерение и установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента одно или несколько условий (независимых переменных) могут организованно изменяться, и влияние этих изменений на связанные условия (зависимые переменные) измеряется, регистрируется, проверяется и анализируется для получения заключения.

Есть несколько видов экспериментов:

Лабораторный

Этот тип эксперимента проводится в хорошо контролируемой среде (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проходить эксперимент, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и с использованием стандартизированной процедуры. Участники распределяются случайным образом по каждой группе независимых переменных.

Достоинства: легче воспроизвести (т. е. скопировать) лабораторный эксперимент. Это происходит потому, что используется стандартизированная процедура. Он учитывает точный контроль посторонних и независимых переменных. Это позволяет установить причинно-следственную связь.

Недостатки: искусственность установки может привести к неестественному поведению, которое не отражает реальную жизнь, т. е. низкую экологическую обоснованность.

Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты в реальной жизни.

Характеристики спроса или эффекты экспериментатора могут искажать результаты и становиться запутывающими переменными.

Естественный

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (то есть реальной) среде участников.

Достоинства: поведение в естественном эксперименте с большей вероятностью отражает реальную жизнь из-за его естественной обстановки.

Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты, поскольку участники могут не знать, что они изучаются.

Используется в ситуациях, в которых было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, исследовать стресс.

Недостатки: они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты. Нет никакого контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты.

Полевой

Полевые опыты проводятся тоже повседневной среде (по схеме естественного).

Но участники проинформированы об этом. Экспериментатор все еще манипулирует независимой переменной, но в реальной обстановке (поэтому не может контролировать посторонние переменные).

Достоинства: более высокая экологическая обоснованность, чем в лабораторном эксперименте. Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты.

Недостатки: меньше контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты. Это затрудняет для другого исследователя воспроизведение исследования точно таким же образом.

Формирующий

Психолого-педагогический эксперимент , люди участвуют в обучении и приобретение каких-либо навыков.

Достоинства: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности,

Недостатки: предмет изучения социальной психологии ограничен.

Мысленный и констатирующий

Мысленный: при проведении этого эксперимента ситуация обыгрывается не в реальном мире, а в воображении.

Констатирующий , это анкетирование и опросы, применение наглядного материала. Проверяет, насколько точно выполнена задача.

Этапы исследования

Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка основной проблемы.
  2. Работа с научной литературой.
  3. Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
  4. Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
  5. Планировка действий, которые будут проводиться.
  6. Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
  7. Проведение опыта.
  8. Начальная обработка полученных данных.
  9. Глубинная обработка, подготовка статистики.
  10. Подготовка выводов.

После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.

«Аукцион»: продать 20 долларов за 204

Правила

На торги выставлена купюра в двадцать долларов. Участники предлагают
свою цену, начиная от 1 доллара. Купюра достается тому, кто предложит
самую высокую ставку. Владельцу двадцатки достается и сумма
той ставки, которая предлагалась перед финальной.

История и применение

Эту игру из года в год проводит со своими студентами Макс Базерман,
профессор Гарвардской школы бизнеса. Он показывает аудитории
двадцатидолларовую купюру и обещает продать ее человеку, ставка которого
окажется максимальной. Теоретически какой-нибудь счастливчик вполне
может приобрести двадцатку за 15 долларов. Профессор вдобавок к этим 15
получает еще и 14 от того бедолаги, чья ставка оказалась предшествующей.

Рекорд Бразермана — 204 доллара. Поначалу студенты с радостью
принимают возможность нажиться на чудаковатом лекторе и энергично
повышают ставки, но уже с 15 долларов большинство из них
понемногу выходят из игры. Подмечено, что тогда же меняется и поведение
игроков: на смену рациональным ставкам в духе «ситуация под контролем»
приходят нервные, рискованные и неадекватные ходы. После превышения
номинальных 20 долларов в игре обычно остается только пара неудачников,
которые дальше отчаянно пытаются свести свои расходы к минимуму и
неуклонно поднимают ставку в страхе оказаться предпоследним.

Естественно, игра проводится не ради прибыли Базермана (профессора в
Гарварде и так неплохо зарабатывают). Борьба за двадцатку раскрывает
механизм работы аукционов, азартных игр и прочих систем, в которых
возникает дилемма: зафиксировать убытки или попытаться отыграться.

Человеческие качества

Жадность, ум и глупость, расчетливость, азартность, гордость, настойчивость, недальновидность.

Какой человек может провести эксперимент

Проводить эксперименты очень интересно. Многие люди в своей обычной жизни организуют их постоянно. Поводов можно найти миллион. А выводы, к которым ты придешь, удивляют и превращают жизнь в веселое приключение.

У психологического эксперимента своя специфика. Каждый раз есть риск задеть чувства других людей, узнать что-то, что они хотели бы ото всех скрыть. Поэтому просто так проводить их с окружающими, и, тем более, со своими родственниками, не рекомендуется.

Для проведения экспериментов нужно иметь особые черты личности и характера. Проводя исследование, легко попасться на крючок собственной заинтересованности в полученном результате

Важно поэтому сохранять объективность

Логическое мышление позволит правильно построить причинно-следственную связь, определить факторы, которые могут влиять на результат эксперимента и исключить их или, наоборот, подчеркнуть.

Важно иметь и творческую жилку. Она позволит подойти к вопросам с нестандартной точки зрения, раскрыть необычные закономерности

Креативность дает возможность создать сам эксперимент. Не правда ли, это немного противоречит привычной точке зрения о сухих ученых-экспериментаторах? Поверь, многие из них обладают харизмой и являются очень яркими, интересными личностями.

Мальчик, воспитанный как девочка

Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.

Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.

Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.

Эксперимент «Я и другие»

«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.

Эксперименты, показанные в фильме:

«Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
«Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
«Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
«Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок»

Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
«Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени

Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
«Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных

По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам

Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector