Что такое личностная психология человека, и на что она ориентирована

Содержание:

Теории личности

Существует много различных теорий, объясняющих различные аспекты личности. Некоторые теории фокусируются на объяснении того, как развивается личность, в то время как другие касаются индивидуальных различий в личности.

Термин «личность» был определен многими способами, но как психологическое понятие развились два основных значения.

Первый относится к последовательным различиям, существующим между людьми. В этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека.

Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми, и дают возможность разделить их на психологические виды. При этом цель теоретиков личности – искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на ход жизни.

Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой – поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающих взаимодействие между психологическими характеристиками людей и окружающими их социальными и биологическими событиями.

Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.

Так, психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность в терминах индивидуальных черт. Он предположил, что существуют различные типы черт. Общие черты – это те, которые разделяют многие люди в рамках определенной культуры. Центральные черты – это те, которые составляют индивидуальность человека.

В то время как Олпорт предположил, что существует до 4000 индивидуальных черт, психолог Рэймонд Кэттелл предположил, что их было 16. Позже психолог Ганс Айзенк еще больше сузил этот список черт и предположил, что их всего три: экстраверсия, нейротизм и психотизм.

Теория «большой пятерки» является, пожалуй, самой популярной и широко принятой теорией черт личности на сегодняшний день. Эта теория предполагает, что личность состоит из пяти широких личностных измерений: экстраверсия, приятность, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта существует в определенной мере у каждого индивида.

Например, при изучении психологии личности вы можете быть высоко экстравертированным, добросовестным и приятным, имея среднее значение открытости и невротизма.

Психолог по имени Эрик Эриксон описал серию из восьми психосоциальных стадий, которые люди проходят в течение жизни. Каждый этап играет значительную роль в развитии личности и психологических навыков.

Эриксона больше интересовало, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности. Успешное прохождение этапов ведет к развитию здоровой личности. В то время как теория Фрейда предполагала, что личность формируется и закрепляется в очень раннем возрасте, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Соционические типы личности

Соционика – наука, призванная изучать личностные типы и отношения между ними. Она уделяет много внимания восприятию и использованию информации, с которой человеку приходится ежедневно сталкиваться.

Существуют следующие виды личности:

  • Достоевский. Отличается сильно развитой интуицией и способностью сопереживать. При этом никогда не поставит собеседника в неудобное положение. Врожденная вежливость и чувство такта не позволят ему обидеть человека;
  • Есенин способен заранее просчитать исход события, он действует на несколько шагов впереди остальных;
  • Дон Кихот живет вне рамок и времени. Он находит несколько путей решения задач и может оценить выгоду от каждого действия;
  • Джек Лондон. Человек этого типа холоден, действует, опираясь на логику. Для достижения цели замечает все, что его окружает, используя информацию и людей как ресурсы;
  • Штирлиц замечательно организует работу группы, выступив ее руководителем. Каждый при этом будет чувствовать себя комфортно. Штирлиц также сам способен выполнить стоящие перед ним задачи;
  • Гамлет живет эмоциями, искусно ими управляя, чтобы создать нужную ему атмосферу;
  • Робеспьер добросовестный, ответственный и исполнительный. Власть и слава находятся для него на последнем месте;
  • Бальзак способен подмечать детали и не забудет сделать колкое замечание, поэтому его часто считают циником;
  • Габен любит комфорт и размеренность во всем. Он выберет уют и спокойствие, оградится от шума и суеты;
  • Гексли любопытен и внимателен. Он может читать между строк и видеть то, что другим кажется фантазией. Он склонен мечтать, что помогает ему достигать небывалых высот;
  • Горький мыслит рационально, ставя во главу угла причинно-следственные связи;
  • Драйзер живет, опираясь на моральные принципы. Если что-то идет в разрез с ними, впадает в негодование, никогда не поступится своим мнением;
  • Дюма – истинный интроверт, создающий собственный уютный мир;
  • Наполеон – лидер, борец, стремящийся показать свое превосходство при каждой возможности. Он упрям и всегда добивается своего;
  • Жуков тоже уверенно идет к цели. Руководствуется хитростью, проявляя эгоизм, не считаясь с людьми и их желаниями;
  • Гюго харизматичный и позитивный. Он заряжает положительным настроем всех вокруг.

Наполеон как образ социотипа

Каждый из типов личности в психологии относится к одной из четырех групп:

  • родители;
  • инфантильные личности;
  • агрессоры или виктимы;
  • жертвы.

Обратите внимание! По мнению психологов, противоположности образуют крепкие пары, они притягиваются и дополняют друг друга. Например, Джек Лондон и Драйзер, как жертва и агрессор, или Дон Кихот и Дюма, инфантильная личность и родитель

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

  1. Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
  2. Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
  3. Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
  2. Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
  3. Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Психология и психолог: что нужно знать клиентам

Клиенты, пришедшие к специалисту впервые, ждут от него чудес, ведь психолог, словно маг или целитель, сумеет решить все накопившиеся проблемы и объяснит, что делать дальше. Подобные мысли – это большая ошибка, встречающаяся у многих людей и так психология не работает.

Во-первых, психолог учит клиента решать проблемы своим силами. Во-вторых, психолог ведёт человека к выходу из тёмного леса, вот только ведёт не за руку, а учит ориентироваться в потёмках самостоятельно. Какой будет прок от психологического сеанса, если все проблемы решатся сами собой? Специалист учит людей бороться с трудностями и противостоять им так, чтобы в будущем они могли справиться без чужой помощи.

За один сеанс ничего не изменится

Чтобы тщательно проработать проблемы, сидящие в людях с детства, может понадобиться несколько месяцев и даже лет. После первых сеансов и вовсе лучше не станет – психолог только знакомится с новым клиентом и решает, как они будут работать дальше.

Психолог не читает мысли

Если клиент пришёл к специалисту, не нужно стесняться и отмалчиваться. Говорить нужно всё, что беспокоит, даже если это кажется чем-то неправильным или постыдным. Психолог не осудит, он только примет информацию к сведению и составит более подробный портрет человека

Важно осознавать, что психолог – это не телепат, и понять, что беспокоит человека, просто взглянув на него, он не в состоянии. Даже при условии, что у специалиста был высший бал по такой дисциплине, как психология

Обращаются здоровые люди

Клеймо «психа» посещение специалиста не накладывает. Если знакомый пошёл к такому специалисту, как психолог, это значит то, что он сознательный человек, заботящийся о своём благополучии, но никак не то, что в скором времени он прослывёт местным дурачком. В походе к психологу (как и к более серьёзному специалисту) нет ничего постыдного.

Психолог и клиент не станут закадычными друзьями

Хороший профессионал всегда выслушает клиента, предоставит коробку салфеток и поможет найти правильный путь. Однако не стоит надеяться, что после сеанса вы, обнявшись, пойдёте в бар: дружеские отношения клиента и психолога запрещены. Более того, существует предписание, запрещающее специалистам работать со своими родными, ведь личные эмоции мешают трезво мыслить.

Психология: разговор действительно способен помочь

Ни доскональное изучение такой дисциплины, как психология, ни выпитая бутылка виски, ни самая заботливая подруга не заменят профессиональную помощь. Советы друзей будут бытовыми и никак не помогут решить застарелую проблему. Психолог же не просто так несколько лет получает специальное образование: он располагает методами, которые делают обычный разговор терапевтическим. Да, копаться в себе бывает больно и неприятно, но игра стоит свеч.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Механизмы развития личности в психологии

Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.

Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.

Присвоение

Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.

Обособление

Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.

Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).

Идентификация

Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная (психодинамическая)

Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:

  • «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
  • «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
  • «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.

Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Поведенческие теории

Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:

  • Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
  • Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.

Когнитивные теории

За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector