Как в россии появилась психотерапия и чего мы от нее ждем?

Философы о жизни

Роджерс: Жизнь –это направление, а не конечный пункт…

«Хорошая жизнь — это процесс, а не фиксированное состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения».

Что это значит?

Вы когда-нибудь были так сосредоточены на достижении цели, что совершенно забыли о самом процессе, о том, чтобы наслаждаться методом к ее достижению?

Цитата Карла Роджерса предполагает, что жить хорошей жизнью — это уже и есть само путешествие.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вещах, которые, по вашему мнению, в конечном итоге приведут к тому, что, как вы считаете, жить «хорошей жизнью» (например, иметь большой дом, дорогую машину и отдыхать на фешенебельных курортах) сфокусируйте свое внимание на тех приятных вещах, которые случаются в вашей жизни ежедневно.

Помните о том, что счастье –в мелочах.

То, чему вы обучаетесь, ваша семья и друзья, с которыми вы делитесь своей жизнью, и то, что приносит вам положительные эмоции, являются величайшими показателями счастливой, полноценной жизни.

Цените это, как наивысшее благо, данное вам свыше.

Герман Роршах (1884-1922)

Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».

Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.

Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.

Даша Город: волшебных дел мастер

Блог: @dashagorod_official

Подписчики: 709к

Психолог Даша Город в шутку называет себя «твой волшебный пендель». И большинство ее постов посвящено женщинам.

Она искренне убеждена, что у каждой из нас руки растут из нужного места, и мозгами тоже никто не обделен – так что вполне можно самостоятельно построить свое счастье и изменить жизнь к лучшему.

Без заумных теорий она учит подписчиц строить гармоничные отношения с сильным полом, учиться ценить, любить и понимать свою внутреннюю Женщину.

Является основателем «Первой академии счастья», методики и программы проверяет на себе, и уже потом предлагает другим.

В ее блоге можно найти полезные советы на различные темы. Виртуозно рассуждает о том, как найти мужа, создать прочные отношения и не забывать о своих интересах!

Пройдется по техникам расслаблении, медитации и учению об энергетических потоках. Поделится секретами женской магии.

Уверяет, что каждая женщина может стать богиней, при виде которой у мужчин начинается резкое слюноотделение и нервный тик.

Любит рассказывать истории из жизни и делиться собственными наблюдениями – такой формат очень располагает, ведь не каждому нравятся заумные термины и пространные рассуждения.

Карл Густав Юнг (1875-1961)

Швейцарский философ и психиатр, основоположник одного из течений глубинной психологии, а именно аналитического. В работе с бессознательным пытался не только решить проблему детских страхов, но и исследовать память поколений, проводя параллели между мистикой, алхимией и психологией. Основной темой его работ было соотношение мышления и культуры, биологического и культурно-исторического факторов в развитии народов, разница в мировоззрении Востока и Запада, анализ мифов, сказаний и легенд. Соединение сознательного и бессознательного полагал источником культуры.

Развил теорию коллективного бессознательного, работал по методу свободных ассоциаций, толкования архетипических символов и образов. Ввел термины «интроверсия» и «экстраверсия», типологию характеров, главной задачей психотерапии считал помощь в реализации индивидуальности каждой личности.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Австрийский психолог, невролог, психиатр. Создатель теории психоанализа. Им впервые была разработана обоснованная трехкомпонентная теория личности, определены стадии психосексуального развития человека, описаны многие механизмы психологической защиты и проработаны психотерапевтические методики толкования сновидений и свободных ассоциаций.

Автор множества научных трудов, Фрейд оказал колоссальное влияние на медицину, социологию, антропологию, искусство и литературу ХХ века, его теории были прорывом в психологии и психиатрии, а методы лечения намного опережали свое время и остаются востребованными до сих пор.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Зачем обращаться в сервисы по подбору терапевтов?

  • Сервисы отбирают психологов, проверяя их образование, уровень подготовки и профпригодность теми способами, которые кажутся им оптимальными. Сервисы по подбору психологов как минимум помогают отфильтровать тех, кто не дотягивает по формальным критериям — уровню образования, количеству часов личной терапии, супервизии. Как правило, сервисы отсеивают от 75 до 95% заявок от психологов.
  • Сервисы в большинстве своем следят за качеством терапии, собирая обратную связь от клиентов.
  • Сервисы ищут специалиста согласно вашему запросу: если вы переживаете депрессию, вам предложат специалиста, который успешно работает именно с этой проблемой. Разные специалисты работают с разными проблемами. Также разные подходы доказали свою эффективность применительно к разным типам психологических проблем.
  • Сервисы делятся информацией с клиентами, отвечают на вопросы, помогают решать конфликты в случае их возникновения.
  • Это бесплатно. Ни один из сервисов не берет денег с клиента — сервису платит только психолог. Это может быть фиксированная сумма или процент от стоимости сессий с найденным через сервис клиентом (у Alter это 1500 рублей с первой сессии + 13–15% с последующих, «Мета» берет 50% гонорара за первые 4 сеанса с каждым клиентом).

Принцип работы сервисов

По словам Ивана Замесина, основателя сервиса по подбору психологов «Мета», «на данный момент сервисы практически не конкурируют друг с другом, так как рынок еще не заполнен. Ситуации, когда человек выбирает между несколькими сервисами, случаются реже, чем когда человек приходит в сервис, потому что слышал только о нем».

Данила Антоновский добавляет:

В каждом сервисе свой алгоритм, но в целом ваше взаимодействие с ним выглядит примерно так:

  • вы заходите на сайт сервиса;
  • у вас узнают базовую информацию о вас и о том, с какой проблемой вы пришли;
  • вас просят выбрать одного из нескольких психологов, которые подходят под ваш запрос, либо подбирают вам конкретного специалиста. В анкетах есть фото (а иногда и видео) и информация о специалистах (обычно это список тем, с которыми работает специалист, его образование и стаж работы);
  • с вами связывается специалист от сервиса или психолог. Если вас всё устраивает, вы оплачиваете услуги и назначаете время сессии. В некоторых сервисах просят сначала оплатить услуги и только потом присылают данные.

Психиатры и психотерапевты

Психиатры &ndash, это всегда квалифицированные врачи с медицинским образованием, что и отличает их психологов. Основная область работы психиатра &ndash, изучение симптомов, внешних проявлений расстройств и болезней.

  1. Виктор Кандинский. Кандинский &ndash, один из основоположников психиатрии как таковой в нашей стране. Изучал галлюцинации, создал трудотерапию, классификацию психических отклонений. Большой вклад Виктор Хрисанфович внес в судебную психологию &ndash, он определил, задал критерии вменяемости подсудимого. Кроме того, подробно рассматривал вопрос раздвоения личности и стремился создать точное описание признаков болезни, благодаря которым ее можно констатировать с большой вероятностью.

Карл Ясперс. Является одним из главных сторонников экзистенциализма &ndash, учения, согласно которому центральное значение имеет чувственное познание, переживание опытом &ndash, и обязательным условием для этого является осознанная индивидуальность своей личности. В 1913 году Ясперс пишет &laquo,Общую психопатологию&raquo,, книгу, на сегодняшний день являющуюся классической. Он развивал и исследовал такие вопросы как мировоззрение, симптоматику бреда и галлюцинаций.

Эйген Блейлер. Психиатр из Швейцарии, вошедший в истории психиатрии как минимум внедрением понятий &laquo,шизофрения&raquo, и &laquo,аутизм&raquo,.

Центральное место в его научной деятельности занимало изучение раздвоения личности, усовершенствование диагностики и определения этой болезни.

Также ученый поспособствовал популяризации психоанализа, высоко оценивая и применяя на практике методики, разработанные Зигмундом Фрейдом. Помогал в профессиональном становлении другому известному ученому &ndash, Карлу Густаву Юнгу.

Алоис Альцгеймер. Психиатр из Германии, известный, прежде всего названной в его честь болезнью Альцгеймера. Помимо данной деменции, расстройства, обнаруживаемого в основном у представителей старшего возраста (65+), ученый опубликовал ряд важных статей, касающихся эпилепсии, раздвоения личности, психозов.

Владимир Бехтерев. Его основном родом деятельности являлось изучение структуры мозга. Он &ndash, автор исследований по анатомии головного мозга. Бехтерев считается одним из известнейших невропатологов. Активно участвовал в продвижении такого метода лечения как гипноз. Помимо гипнотерапии, внедрил в отечественную медицину коллективную психотерапию для лиц, находящихся в алкогольной зависимости.

Эмиль Крепелин. Немецкий ученый, занимавшийся обширными исследованиями самых разных психических заболеваний &ndash, от болезни Альцгеймера до шизофрении.

Являлся ярым приверженцем профилактики алкоголизма среди населения.

Исследовал влияние алкоголя, медикаментозных средств на состояние организма.

Петр Кащенко. Отечественный психиатр, в свое время являвшимся главным врачом психбольниц обеих столиц. Помимо деятельности управленца, Петр Петрович занимался изучением и внедрением наиболее эффективных методов лечения психически нездоровых граждан &ndash, им применялась трудотерапия, патронаж и амбулаторное лечение, что по тем временам считалось передовым.

Эрик Кандель. Психиатр и нейробиолог, исследовавший механизмы памяти человека. в дальнейшем, на основе открытых им принципов функционирования синапсов и взаимодействия нервных клеток мозга было совершено несколько научных открытий. Опубликованный ученым труд &laquo,Принципы нейронауки&raquo, , один из главных учебников для начинающих психологов, психиатров и других работников медицинской сферы.

Пол Грингард. Те, кто знакомы с силовыми тренировками, прекрасно осведомлены о дофамине и других нейромедиаторах. Грингард &ndash, ученый, которых их открыл. В его компетенции было изучение рецепторов, биохимических реакций в человеческом организме.

Он доказал весомую роль нейромедиаторов в функционировании нервной системы. За свои достижения удостоен Нобелевской премии.

Все перечисленные выше исторические люди внесли существенный вклад в развитие психологии. Возможно, кто-то из них станет вдохновляющим примером и для вас!

Смотрите документальный фильм о Фрейде:

Вдохновляющие фразы

Вдохновляющие цитаты могут предложить свежие идеи и взгляды на проблемы, с которыми каждый из нас сталкивается в тот или иной момент своей жизни.

Если вы ищете фразы, которые могут помочь вам чувствовать себя мотивированными или зарядят вас позитивной энергией, обратите внимание на эту статью.

Вот 6 жизнеутверждающих истин от знаменитых психологов, после которых начинаешь лучше понимать происходящее вокруг:

Маслоу: Необходимо находить новые пути решения проблем…

«Если единственный инструмент, который вы имеете — молоток, то заманчиво рассматривать всё как гвозди.» (Абрахам Маслоу)

Что это значит?

Авраам Маслоу (Abraham Maslow) сказал свою знаменитую фразу, ссылаясь на концепцию, которую часто называют «законом инструмента» или «молотом» Маслоу.

По сути, это означает чрезмерную зависимость от хорошо знакомого или любимого инструмента. Хотя такие инструменты иногда весьма полезны, к сожалению, они также могут привести к решению проблем неконструктивными или даже разрушительными способами.

С психологической точки зрения это может подразумевать постоянное использование одних и тех же механизмов преодоления при решении проблем, а не поиск новых решений.

Вместо того, чтобы стать жертвой этой тенденции, Маслоу предлагает немного расширить свой кругозор, узнать о новых способах мышления и исследовать различные методы общения с другими.

Абрахам Маслоу также известен как создатель так называемой теории иерархии потребностей.

Джеймс: Совершая что-то, что нам кажется сложным, мы формируем свой характер.

«Каждый из нас должен выполнять, по крайней мере, две вещи каждый день, которые он ненавидит». (Уильям Джеймс)

Что это значит?

Уильям Джеймс утверждает, что жизнь не всегда должна идти легким путем. Иногда величайший опыт — это трудности, с которыми нужно научиться справляться. Именно преодолевая эти проблемы, вы многое узнаете о себе, сильных и слабых сторонах своего характера.

Как следует из цитаты Джеймса, иногда просто необходимо делать то, что вам совершенно не хочется.

Для закоренелого интроверта начать разговор с незнакомцем было бы отличным примером сложной задачи, которая может привести к неожиданному повороту событий. Вознаграждение не заставит себя долго ждать.

Если вы чего-то боитесь, идите от обратного: воспользуйтесь советом психолога и философа Уильяма Джеймса. Испытайте себя, чтобы попробовать что-то новое, или решите проблему. Сам процесс не обязательно доставит вам удовольствие, однако, конечный результат может стать поводом гордости за самого себя.

Выполняя что-то, что вам не нравится, вы приобретаете какие-то полезные навыки и бесценные знания.

Вот несколько примеров того, что вы можете попробовать:

-выучить новый иностранный язык;


-попробовать новый вид спорта;


-принять участие в марафоне.

Курт Левин

Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.

Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.

После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.

В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.

На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон — ученый, психолог. Известен созданием теории стадий психосоциального развития.

Он описал 8 возрастных этапов формирования личности. Эриксон считал, что развитие идет на протяжении всей жизни, при этом каждый из этапов развития отмечается характерным для него конфликтом, благополучное решение которого приводит к переходу на новую стадию. Это основная теория развития личности, внесшая большой вклад в изучение психики человека.

Родился психолог 15 июня 1902 года во Франкфурте. В юности Эриксон увлекался живописью и хотел стать художником, но вскоре он познакомился с психоанализом, и его планы сильно изменились. В 1933 году он переехал в США, вел преподавательскую деятельность в медицинской школе при Гарварде и занимался детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете (в Беркли и Сан-франциско). В этот период он изучал личностное развитие коренных американцев. В университете он проработал до 1951 года, когда его заподозрили в симпатиях к коммунистам и попросили подписать документ на верность к конституции США. Эриксон отказался подписать этот документ и покинул университет. Свою карьеру он продолжал в Гарвардском университете еще в течение 10 лет.

Основополагающим трудом Эрика Эриксона стала книга «Детство и общество». В книге рассматриваются такие вопросы как детство и социальная жизнь, кризис подросткового и среднего возраста, подведение итогов жизни и т.д. Примерами в книге являются различные конфликтные ситуации для более ясного понимания исследования психических расстройств.

Ирвин Ялом (род. 1931)

Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.

Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти

Евгения Стрелецкая

Несмотря на свою молодость, Евгения уже успела наделать много шума в психотерапевтических кругах. Врач-психиатр и психолог-психоаналитик Стрелецкая делится знаниями из области психоанализа, психиатрии, когнитивно-поведенческой психотерапии, которые, как она говорит, можно смело применять на практике для того, чтобы улучшить свою жизнь, отношения с близкими, и решить свои психологические проблемы. Многим коллегам она кажется выскочкой, а многим — эмпатичным и харизматичным специалистом. И не удивительно ведь на ее канале, где она часто выкладывает ролики посвященные решению и описанию разных психологических проблем и девиаций набралось порядка 600 тыс подписчиков. И при этом такой ошеломительной популярностью как Лабковский, Евгения ни снискала.Возможно потому, что несмотря на то, что она подробно разбирает вопрос, главный постулат ее в том, что нужно читать книги, а не просто смотреть видео на ютубе. 

Список книг включает три категории: 1) для всех 2) книги о специфической психологической проблеме 3) для психологов и психотерапевтов.

Темы, которые она освещает разбиты на канале по группам. Здесь найдет полезную информацию для себя и невротик с повышенной степенью тревожности, и парень с разбитым сердцем, и пара на пороге очередного семейного кризиса. 

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.

Мария Перетяка

Заместитель главного редактора портала 5sfer.com. Журналист, блогер.

Зигмунд Фрейд


Родившийся в 1856 г. в Австрии, Зигмунд Фрейд прежде всего известен широкой публике как автор нашумевших научных трудов. Не только специалистам, но и публике хорошо известно его раннее произведение «Толкование сновидений». «Психопатология обыденной жизни» с холодной ясностью заставляет задуматься о привычных проблемах.

Пожалуй, на успех национал-социализма как общественного движения немалое влияние оказала книга «Психология масс и анализ человеческого “Я”».

Гораздо важнее не скандальность его литературных произведений, а шокирующие научные идеи. Для специалистов (психологов и психиатров) настоящим прорывом в науке познания человека стала предложенная им модель психики «Оно — Я — Сверх-Я».

Публике же ужасной показалась предложенная Фрейдом (и научно обоснованная) связь психики с сексуальностью. Вплоть до того, что само упоминание подобной связи так и называют «фрейдизм».

Служба экстренной психологической помощи МЧС России

Телефон: +7 (495) 989–50-50

Круглосуточно

Если вам нужна помощь, позвоните на номер в любое время суток, и с вами поговорит профессиональный психолог. Называть своё имя и другие личные данные не нужно. Единственное, что может потребоваться при звонке на московский номер из другого города, — оплата междугородней связи, если это предусмотрено вашим тарифом.

Кроме того, при Центре экстренной психологической помощи МЧС России есть интернет-служба, где можно один раз получить бесплатную консультацию психолога в формате чата. Для незарегистрированных пользователей она проводится в форме публикации ответов на форуме: ваш вопрос специалисту и его ответ будут видны всем посетителям сайта. Регистрация даёт возможность пообщаться с психологом уже тет-а-тет — в вашем личном кабинете.

Благотворительная психологическая служба «Помогая другим — помогаешь себе»

В организации работают психологи с инвалидностью. Обращаясь к ним за консультацией, вы помогаете им осознать свою профессиональную востребованность. Общение со специалистом бесплатно, но при желании можно поддержать проект пожертвованием.

Получить консультацию в формате чата с психологом можно на форуме. Для этого нужно зарегистрироваться, выбрать одного из специалистов и создать тему с вопросом. Во время общения психолог предоставит до пяти развёрнутых ответов на ваши сообщения. Чат будет виден посетителям сайта

Важно: среднее время ответа психолога — 3–10 дней

Если такой формат вам не подходит, можно связаться со службой через Skype (pomo­gaya-drugim) по вторникам и четвергам с 16:00 до 18:00 по московскому времени. Общение проходит в голосовом формате, без видео.

Адлер Альфред


Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».

Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.

В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.

Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.

Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».

Как поступить в вуз на психологический факультет?

В психологический университет можно подать документы после 11 класса школы, СПО, вуза. Список предметов ЕГЭ и минимальные баллы в разных вузах не совпадают – изучайте требования конкретных заведений по каждой образовательной программе заранее. Самые распространенные расклады вступительной кампании:

  • Биология, математика, обществознание.
  • Русский язык, история, обществознание.
  • Математика, русский язык, биология.

Будьте готовы, что в некоторых психологических институтах, потребуется написать эссе на психологическую тему или пройти собеседование.

Кроме 3-х сертификатов по ЕГЭ в приемную комиссию нужно подать:

  • заявление на имя ректора;
  • аттестат за 11 класс, колледж, вуз с выпиской оценок;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • фото размером 3 на 4.

Вступительная кампания, как правило, начинается в 20-х числах июня и заканчивается в конце августа. Каждый абитуриент может подать пакет документов по 3-м разным направлениям в 5 разных вузов.

Обучение социально-психологическим специальностям

Абрахам Харольд Маслоу


Многие выдающиеся учёные вышли из вполне «приземлённых» семей ремесленников или купцов. Вот и в 1908 г. в скромной американской семье бондарей родился Абрахам Харольд Маслоу. К середине XX века его изыскания в области психологии потрясут не только медицину, но и экономику.

Первая научная работа талантливого юноши сразу открыла ему двери лучших лабораторий. Но она мало относилась к человеку — «Взаимосвязь сексуальности и социального поведения у приматов» была биологическим трудом.

Видимо, трудности проживания в бедной семье эмигрантов и собственные жизненные трудности обратили внимание молодого учёного в сторону психиатрии — и, одновременно экономики!

Сегодня принцип взаимосвязи потребностей, социальных обстоятельств и поведения даже школьникам известен как «пирамида Маслоу».

Психологи говорят

Эллис: нужно брать на себя ответственность за собственную жизнь…

«Лучшие годы вашей жизни — когда вы осознаете, что ваши проблемы принадлежат вам. Вы не вините в них мать, экологию или президента. Вы понимаете, что только вы сами можете управлять своей Судьбой».

Что это значит?

Цитата от Альберта Эллиса посвящена ответственности за свою жизнь и выбор, который каждый из вас совершает ежедневно.

Конечно же, существуют аспекты вашей жизни, которые находятся вне контроля человека. Хотя вы, возможно, не сможете контролировать все то, что происходит с вами или что вы испытываете в своей жизни, вы можете взять на себя ответственность за то, как вы реагируете на эти события.

В психологии это понятие часто называют наличием внутреннего локуса контроля. По сути, ваш локус контроля относится к тому, видите ли вы события в своей жизни вне вашего контроля или чувствуете ли вы, что ваши действия могут повлиять на вашу судьбу.

Люди, у которых есть внутренний локус контроля, как правило, чувствуют больше ответственности за собственную судьбу, у них развито чувство самоэффективности и, они, как правило, счастливее и здоровее.

Те же, кто обладает внешним локусом контроля, часто ощущают себя беспомощными, слабыми и немотивированными, чтобы вносить изменения в свою жизнь.

Эллис известен своей разработкой рациональной эмоционально-поведенческой терапии (когнитивно-поведенческой терапии), направленной на то, чтобы помочь клиентам изменить иррациональные убеждения.

Карл Роджерс: Сохраняйте чувство оптимизма…

«Когда я смотрю на мир, я пессимистичен, но когда я смотрю на людей, я настроен оптимистично».

Что это значит?

Карл Роджерс говорит, что очень легко начать испытывать пессимизм по поводу состояния окружающего мира.

Мы читаем истории о трагедиях и человеческих страданиях. Ленты социальных сетей то и дело пестрят неприятными новостями, посвященным раздорам, спорам и войнам. Эти истории свидетельствуют о том, что мир стремительно движется вниз. Во всяком случае, так иногда может казаться.

Цитата Роджерса говорит о том, что если сосредотачиваться на таких историях, то мир станет одним большим несчастьем. А вот взгляд на отдельных людей может помочь вам сохранить более оптимистичный и реалистичный настрой на будущее и на окружающую вас действительность.

Если вы начинаете пессимистично относиться к миру, взгляните на людей, окружающих вас, которые могут помочь вам подняться и идти дальше.

Сосредоточьте своё внимание на историях о вдохновляющих людях, которые совершают хорошие и великие дела, тем самым внося неоценимый вклад в развитие общества.

По мнению Роджерса, мир полон добрых и щедрых людей, которые могут внушать огромный оптимизм. Зарядитесь позитивом от таких людей и вдыхайте жизнь полной грудью.

Б.Ф. Скиннер: Обучаться на протяжении всей жизни

«Образование –это то, что остается, когда всё выученное забыто».

Что это значит?

Когда люди думают об образовании, первое, что приходит на ум-это факты, цифры и правила, изученные в школе.

Однако верно и то, что именно знания, принципы и сам процесс исследования лежат в основе знаний, которые действительно важны и имеют значение.

Б. Ф. Скиннер считает, что наши знания выходят далеко за рамки простого изучения учебников. Хотя информация, которую вы изучаете в школе или институте, может не сохраниться в долговременной памяти после сдачи экзамена, навыки критического мышления, приобретенные во время обучения, будут длиться всю вашу дальнейшую жизнь.

Учебный процесс никогда не заканчивается, даже после окончания школьных и университетских дней. Никогда не прекращайте учиться и испытывать себя, исследуйте новую информацию, новые способы ведения дел и вводите в свою жизнь новые пути своего развития.

Теория без практики

Теории не от чего было «отрываться», потому что частной практики как таковой в этой области не существовало. В СССР развивалась социальная и судебная психология (откуда к нам пришло понятие «аффекта»).

В качестве основных в психологической науке постулировались следующие принципы:

1) диалектико-материалистический детерминизм (любое психическое явление обусловлено процессами, протекающими в материальном мире);

2) единство личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна);

3) принцип отражения (все психические явления — результаты непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого определяется объективным миром);

4) принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте);

5) иерархичность (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархию, где нижние ярусы подчинены высшим и управляются ими, а высшие включают в себя низшие в измененном виде, опираются на них, но к ним не сводятся);

6) личностный подход (индивидуальный подход к человеку как к личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления);

7) единство теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю и вместе с ней подтверждается практикой как высшим критерием истины).

На Западе разрыва между теоретической и прикладной психологией не случилось. Практикующие аналитики могли возглавлять академические факультеты, лаборатории и крупные исследования.

Ставились разные задачи: в одном случае — лечить, в другом — исследовать механизмы психики объективными методами.

Сложилась традиция «автономного» обучения: клинические психологи получают знания отдельно от медиков, и отношения между ними крайне сложные. Психиатрам строго-настрого запрещают «психологизировать» еще в институте, а психологи плохо понимают психиатрию.

Также у нас в стране мало психиатров, владеющих психотерапией, более того — устоялось мнение, что один человек не может таблетки выписывать и заниматься подобной практикой. В США, однако, такое встречается довольно часто благодаря другой системе образования.

Студентов на психфаках учат проводить психологические исследования: строить гипотезы в рамках той или иной теории, выбирать объект, методы, подходящий математический аппарат для статистической обработки и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector