Психотерапия. обзор практик

Содержание:

Игровая фаза

После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.

Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является «внушением», протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.

Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

Также к числу техник психодрамы принадлежат также «речь в сторону», «внутренний монолог», «активная социограмма» (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является «социальный атом» (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и «спектрограмма» (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят «игры-экспромты». Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

Техники психодрамы

Сегодня в психодраме используется множество техник и методик (по некоторыми оценкам — более 200). Не все они до сих пор описаны в методической литературе. Каждый психодраматист в собственной практике изобретает собственные техники и методики, формируя индивидуальный методический арсенал.

Это — один из методически богатейших методов современной психотерапии. Многие психодраматические техники успешно заимствованы другими направлениям и подходами.

Однако есть базовые техники, без которых не может обойтись ни одна психодрама. Вот их краткие характеристики.

Самопрезентация — серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист есть, собственно, единственным участником, и игра получается абсолютно субъективной

Выполнение роли — акт принятия роли кого-либо другого:

  • человека, который жив или умер, реального или придуманного;
  • части тела (руки, сердца);
  • животные (дикого или домашнего);
  • неживого объекта (например, вазы или сувенира);
  • представлений или понятий (например, таких как время, роды, смерть).

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательные лица — это те сами люди, с которыми протагонист взаимодействует в реальной жизни. Роли, которые выполняют вспомогательные лица в технике диалога, — их собственные, а не чьи-то чужие. Каждый играет самого себя — это касается и протагониста, и вспомогательных персонажей.

Монолог — изложение своих чувств и мыслей вслух протагонистом (но при этом интимно) когда он как бы советуется сам с собой. Эта психодраматическая техника может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх во время сценического действа, перед его началом или в конце.

Дублирование — вспомогательному персонажу предлагается сыграть специальную роль, которая дублирует роль протагониста. Он выполняет это роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, раскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их максимально полно и открыто.

Реплики «В сторону» — протагонист поворачивает голову в сторону, противоположную от вспомогательного персонажа, прикрывает рот рукой и вслух говорит, что он на самом деле думает, чувствует или собирается делать. При этом вспомогательный персонаж продолжает действовать, вроде бы он не слышал, что было сказано сторону.

Обмен ролями — два участники психодрамы меняются местами физически. Каждый принимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда берет участие протагонист. Он временно становится вспомогательным персонажем, а последний играет роль протагониста в течении срока, определенного этим обменом ролями.

Пустой стул — протагонист действует без помощи вспомогательных лиц, взаимодействуя с воображаемым кем –то (или чем-то), представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат «заместителями» отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. д.

Зеркало — осуществляется вспомогательным персонажем, выполняющем роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист в наблюдает за ним, выйдя из пространства действия. Основная задача вспомогательного лица — скопировать поведение протагониста, быть «психологическим зеркалом». Иногда также прибегают к преувеличению отдельных черт поведения протагониста. Техника требует хорошей интуиции и благоразумия.

См. также:

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Вспомогательные провода не являются субъектами вне группы психодрамы. Они выбираются главным героем группы, в зависимости от того, как их характеристики резонируют с чем-то внутренним миром главного героя. В случае работы с группой психотических пациентов или детей используется профессиональная вспомогательная заработная плата, то есть квалифицированные лица, которые посещали школу психодрамы и могут сопровождать директора для оказания помощи этим пациентам.

Необходимость профессионального вспомогательного я вытекает из того факта, что маленькие дети или люди с тяжелыми психологическими нарушениями испытывают большие трудности в общении с тем, что происходит внутри и вокруг них. В этом случае вспомогательное я может выполнять двойную функцию, выражая в чувствах героя, переживаниях, идеях, с которыми он сталкивается.

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Аудитория — это термин двойного значения. С одной стороны, он называет пространство студии психодрамы вне сцены. С другой стороны, зрители обозначают всех членов группы, которые после выбора главного героя уходят со сцены. Участники, которые непосредственно не участвуют в представлении психодрамы, могут вмешиваться извне сцены в качестве портрета конкретного внешнего мира, общественного мнения, и в конце сеанса у них есть возможность поделиться опытом героя со сценой. Решительно реагируя на ситуации, которые они наблюдают, эмоции зрителей могут быть очень интенсивными, иногда достигая так называемого группового катарсиса с эффектом разгрузки и выяснения собственных мыслей, чувств, потребностей.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили

Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

ролевую игрудействующих лицобратной связьюранних стадияхзначимого человекаправую рукухарактерная черта

5. Построение сцены (базовая техника)

5.1. Общие принципы построения психодраматической сцены

5.1.1. Отделение пространства сцены от пространства группы

  • 0: В какой части аудитории мы будем работать?
  • 0: Где у нас будет психодраматическая сцена, а где останется группа?
  • 0: В каком месте этой аудитории мы будем строить ?
  • 0: Ты можешь выбрать, в каком месте аудитории тебе бы хотелось построить , а группу мы можем попросить пересесть в другую сторону.

планируемая сцена очень интимна, и нам важно проявить особое уважение и бережность к протагонисту и его внутреннему миру;
директор чувствует, что ему надо дать протагонисту еще некоторое время перед погружением в сцену;
планируемая сцена может напугать группу, и эта граница может дать ей чуть больше ощущения безопасности.

5.1.3. Уважительное отношение к внутреннему миру протагониста

сцену после работы разбирал сам протагонист собственноручно

5.2. Основные виды и особенности психодраматических сцен

5.2.1. Простейшая сцена для психодраматической встречи

  • 0: Поставь, пожалуйста, два стула для предстоящей встречи.
  • 0: Где мы их расположим? На каком расстоянии? Где будет он, а где ты?

5.2.2. Психодраматическая встреча в особой атмосфере

  • 0: Какое место могло бы подойти для этой встречи?
  • 0: Может быть, это могло бы быть какое-то особое место там, на небе?
  • 0: Или, может быть, это могла бы быть обстановка, где вы когда-то общались?
  • 0: Или, может быть, какое-то место, которое она любила?
  • 0: Или что-то еще, что кажется подходящим тебе…

5.2.3. Погружение в сцену через разворачивание переживаний

  • Она может воскресить воспоминания, которые уже не доступны напрямую, а именно они могут увеличить эффективность психотерапевтической работы.
  • Она может пробудить в душе протагониста старые переживания, к которым уже нет иного доступа. То есть погрузить протагониста в ту самую реальность прошлого, с которой планируется работа.
  • Она может дать много информации о контексте, без которой нельзя правильно понять и оценить сложности протагониста.
  • Она может существенно увеличить степень эмоционального вовлечения протагониста как на этапе исследования, так и на этапе реализации нового опыта.
  • И естественно, она может сделать происходящее субъективно реалистичным для протагониста, что необходимо нам для работы и что часто невозможно сделать другими средствами.
Илл. Протагонист воспринимает свою психодраматическую сцену, как ребенок на этой иллюстрации. (из Интернета)
  • Вопросы для отграничения и создания психодраматического пространства:
    • 0: Какого размера было то помещение? Что там было в нем?
    • 0: Давай мы бережно построим его здесь.
    • 0: Где оно будет? Обозначь, пожалуйста, его границы: стены или углы.
    • 0: Где была дверь? Обозначь, пожалуйста, ее чем-то. Какого она была цвета? Фактуры? Размера? Высоко ли тянуться до дверной ручки? (Это намек, что если протагонист был тогда маленьким, то объекты могли быть другими относительно него.)

В построении сцены есть момент, когда все вопросы начинают звучать в настоящем времени — и тогда постепенно протагонист оказывается в этой сцене в настоящем, «здесь и сейчас».

Вопросы для наполнения и оживления пространства:0: Что важного есть в этом пространстве? Какие-то особые места или предметы?
0: Где должен быть этот предмет? Давай символически обозначим его чем-то материальным…
0: Какой он? Какого цвета? Формы? Размера? Фактуры? Вкус? Запах?
0: Прикоснись к нему / Возьми в руки. Какие переживания появляются, когда делаешь это?

5.2.4. Погружение в сцену через погружение в роли объектов сцены

погружение в роль эмоционально значимого предмета и идентификация с ним очень хорошо пробуждает переживания, которые с ним связаны

0: Что важного есть в этом пространстве? Какие-то особые места или предметы?
0: Побудь, пожалуйста, этим предметом. Где ты находишься в этом пространстве?
0: Как ты стоишь? Покажи! Какой ты? Какого цвета? Формы? Размера? (Телесная и формальная оболочки.)
Эмоциональная оболочка роли:0: Давно ли ты находишься здесь? Как ты сюда попал?
0: Как тебе быть здесь?
0: Почему ты важен для в этом пространстве?

5.2.5. Погружение в конкретную произошедшую ситуацию

  • Где это было? Когда? Кто там был? Давай все это выставим на нашей сцене.
  • Какое было состояние до того, как все началось?
  • С чего все началось? Давай разыграем это.
  • Что произошло первым? Что потом? Что дальше?
  • И т. д.

Профессиональное поведение

1.0. Психодраматистам всегда необходимо действовать честно и добросовестно, без принуждения и обмана. Психодраматисты должны оставаться в рамках законов страны, в которой они практикуют.

1.1. Психодраматистам необходимо быть честными с клиентами относительно своего профессионального статуса и своей профессиональной подготовки.

1.2. Психодраматисты должны иметь договор о страховании профессиональной ответственности для своей практики на всех уровнях. Тренеры должны информировать студентов, когда и как его получить. Все практикующие психодраматисты должны иметь действующий на текущий год страховой договор.

1.3. Психодраматисты практикуют для того, чтобы приносить пользу клиентам. В профессиональной деятельности удовлетворение своих собственных потребностей не может стоять для психодраматиста на первом месте.

1.4. Психодраматистам необходимо искать способы повышать уровень своих осознанности и развития как в личной, так и в профессиональной сфере.

1.5. Психодраматисты обязаны поддерживать на должном уровне качество своей практики, контролируя и анализируя ее: самостоятельно, с коллегами и обращаясь за супервизией к супервизору.

1.6. Психодраматисты должны открыто и ясно предупреждать о планируемом присутствии наблюдателей, протоколистов и ко-терапевтов, играющих роли. Они должны до начала работы отчетливо разъяснить, что все присутствующие обязаны соблюдать конфиденциальность и другие правила, изложенные в параграфе 2.1.0.

1.7. Психодраматисты ответственны за принятие решения об адекватности использования психодрамы для каждого конкретного клиента. Они решают, допустить ли клиента к участию в групповой работе, учитывая специфику конкретной группы и клиента. Если психодраматист принимает решение о недопуске клиента, он должен предложить ему варианты получения помощи у коллег или специалистов других направлений.

1.8. Для того чтобы сохранять профессиональную пригодность, психодраматисты должны заботиться о своем эмоциональном состоянии и физическом здоровье и поддерживать их на адекватном уровне. Также, придерживаясь этого принципа, психодраматист подает хороший пример коллегам и студентам. Психодраматисты сознательно не должны практиковать, если их плохое психическое или физическое состояние может оказать негативное влияние на клиентов. Это правило относится и к злоупотреблению веществами, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности.

1.9. Психодраматисты должны знать и уважать культурные нормы общества, в котором они работают.

1.10. Психодраматисты должны знать и уважать культурные традиции своих клиентов, студентов и коллег.

Психологические приложения

Психодрама может использоваться как в доклинической, так и в клинической сферах. В неклинической области психодрама используется в бизнесе, образовании и профессиональном обучении. В клинической сфере психодрама может использоваться для облегчения последствий эмоциональной травмы и посттравматического стрессового расстройства. Одно конкретное применение в клинических ситуациях — для людей, страдающих дисфункциональными привязанностями. По этой причине его часто используют при лечении детей, перенесших эмоциональную травму и жестокое обращение . Используя ролевые игры и рассказывание историй , дети могут быть в состоянии выразить себя эмоционально и раскрыть правду о своем опыте, который они не могут открыто обсудить со своим терапевтом , и отрепетировать новые способы поведения. Теория развития ребенка Морено предлагает более глубокое понимание психодрамы и детей. Морено предположил, что развитие ребенка разделено на четыре этапа: обретение личной идентичности (двойник), узнавание себя ( стадия зеркала ), вспомогательное эго (поиск потребности соответствовать) и признание другого человека ( стадия смены ролей). ). На этих этапах основаны отзеркаливание, ролевые игры и другие психодраматические техники. Морено считал, что с помощью этих техник психодрама может помочь людям продолжить свое эмоциональное развитие.

Анализ переноса

Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.

Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.

Как работает психодрама

6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом

И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Двойник

В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя». Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее. У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие

Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Структура сеанса психодрамы

Первая фаза занятий

Первая фаза  называется «разогревом», происходит выбор участника группы – главного исполнителя ролевой игры, который сегодня будет представлять свою ситуацию группе. Проводится предварительное обсуждение проблемы с исполнителем главной роли, подготавливаются другие участники группы, проводится разминка – выбирается какое-то небольшое вводное упражнение, цель которого — создание благоприятной положительной эмоциональной атмосферы в группе.

Вторая фаза занятия

Вторая фаза занятия  – разыгрывание ролевой ситуации, собственно психодраматическое действие. В ее ходе клиент (он в психодраме называется протагонистом) получает возможность понять и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты.

Третья фаза занятия

Третья фаза занятия – фаза обсуждения – является завершающей и очень важной. Состоит из предоставления другими участниками группы клиенту обратной связи

Другие участники группы говорят о том, что они чувствовали, о чем они думали, какие воспоминания или фантазии у них возникали, что им хотелось сказать или сделать во время разыгрывания данной ролевой ситуации.

Психодрама – широко используемый, современный метод психотерапии, который удачно сочетается с групповой формой работы, гештальт-терапией, тренинговыми методами.

Полномочия

Специалист данного профиля помогает в реабилитации больных с тяжелыми психическими расстройствами. Конечно, острый период болезни купирует психиатр с помощью медикаментозных средств, но в дальнейшем консультации психотерапевта помогают таким людям:

  • снизить проявление негативных и позитивных симптомов психозов;
  • повысить самооценку;
  • организовать правильное отношение к лечению, убедить больного принимать психотропные препараты;
  • улучшить социальные навыки;
  • повысить стрессоустойчивость;
  • снизить тревожность, страх.

Как правило, консультации психотерапевта назначает лечащий врач-психиатр больного. Специалист поможет совладать с такими заболеваниями, как шизофрения и другие виды психозов, биполярное расстройство, деменция и т.д.

Психотерапевт также занимается лечением психических расстройств легкой и средней тяжести. К таковым, например, относят депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство, невроз, панические атаки, тревожные расстройства. Специалист подобного рода помогает избавиться от зависимостей.

На прием к психотерапевту стоит записаться в следующих случаях:

апатия, отсутствие стремления к деятельности. Все время хочется спать, встать утром с кровати становится все сложнее. Даже элементарные действия даются с трудом;
хроническая усталость, снижение работоспособности;
смена фона настроения

Человек теряет интерес к вещам, ранее привлекающих его внимание, минимизирует общение с окружающими, становится нелюдимым, замкнутым;
резкая полярная смена настроения — от упаднического до сверхприподнятого;
снижение самооценки;
появление новых, нетипичных телесных ощущений;
частые эмоциональные всплески, плаксивость, агрессивность либо раздражительность;
проблемы со сном;
рассеянность внимания;
беспричинные приступы паники, могут случаться и ночью;
переедание или полное отсутствие аппетита;
самотравмирование, суицидальные мысли и попытки;
навязчивость определенных мыслей и действий.

К психотерапевту также обращаются люди и без диагноза, когда они находятся в сложных жизненных обстоятельствах, у них появляется ощущение тупика, из которого нет выхода. Человек не может обрести душевное равновесие, и понимает, что самому ему не справиться.

Но в таких случаях не стоит думать, что врач даст вам конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации. Психотерапевт – это не советчик. Это специалист, который поможет вам лучше узнать себя, раскрыть для вас то, о чем вы раньше не имели понятия, расскажет вам об иных моделях поведения. И вы, опираясь на новые знания, сможете сами найти ответы на интересующие вас вопросы и принять правильное решение.

Как говорит Райан Хоуэс, профессор в области психологии, вы обращаетесь к психотерапевту не за тем, чтобы отдать ему власть над вами, а для обретения власти над собой.

Как работает психодрама?

Человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, эмоциональное отреагирование.

Все это создает благоприятную основу для переоценки собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивного поведения для формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Всё это приносит большой комфорт и радость в жизнь!

Имеется непосредственная связь между разыгрыванием актуальной ситуации человека в ходе психодрамы и изменением его поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования в реальной жизни «вне кабинета».

Отдельные техники, приёмы, упражнения психодрамы отлично интегрируются в методику гештальт-терапии. Гештальт-подход, пожалуй, единственный метод психотерапии, способный «объединить под своё крыло» приёмы из арт-терапии, психодрамы, телесной терапии, современного психоанализа без потери качества психотерапии.

А проведение психодрамы наиболее эффективно при групповой форме психотерапии. В этом случае занятие группы состоит из 3 стандартных частей.

Наиболее простые формы психодрамы для индивидуальной работы

Конечно, средствами психодрамы можно делать всю психотерапевтическую работу, от первой до последней минуты сессии. Но это не всегда целесообразно. Например, на этапе предварительного исследования сложности клиента, психодраматическая форма порой может быть слишком громоздкой и медленной

Но важно понимать, что в некоторых случаях, психодрама, дает терапевту отличные, эффективные и компактные формы работы, аналогов которых нет в разговорном жанре психотерапии

Вот наиболее простые и эффективные ее формы:

  • Когда клиент не может разобраться в своих переживаниях к другому человеку, часто эффективно сделать это можно предложив ему психодраматическую встречу. Эта форма может дать клиенту возможность проявить свои не выраженные переживания и сделать шаги к изменению отношений.
  • Когда клиента сильно затронула некоторая конкретная ситуация, опираясь на психодраму можно очень быстро и эффективно восстановить ее событийный ряд. Это полезно тем, что найдя в событийном ряде сложные для клиента мгновения, можно будет обнаружить и реализовать пропущенные действия реабилитирующие клиента.
  • Когда потребность клиента заключается в обучении новым способам действовать, или обретении новых коммуникативных вариантов — начать пробовать  что-то новое в психодраме всегда будет одним их лучших вариантов работы.

В индивидуальной работе, есть особый смысл, стремится предлагать клиенту простые, компактные и ясные формы психодрамы

Это важно не только из-за ограничений по времени, но и потому, что из-за отсутствия актеров в монодраме — сцены теряют часть своей естественной наглядности, а нам важно к ней стремиться

Далее в тексте, образ человека с которым клиент «встречается в психодраматической сцене», я буду называть психодраматическим визави или просто визави.

Как понять какую сцену предложить клиенту?

В общем виде, мы никогда не может знать наверняка, какая сцена будет продуктивной для клиента. Но мы можем пользоваться очень простым способом — предлагать клиенту примериваться к той или иной сцене в мысленном эксперименте и по его реакции смотреть, стоит ли ее разыгрывать психодраматически. А если после этого мы решим, что можно предложить клиенту разыграть эту сцену, то наше мысленное к ней «примеривание» как раз становится нашим предварительным разогревом на нее. Приведенные выше варианты разогрева на разные сцены как раз являются примерами организации такого мысленного «примеривания к потенциальным сценам».

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений — показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.

Специалисты

ИльинаЕлена Анатольевна
Семейный психолог, гештальт-терапевт

опыт работы более 5 лет

  • Семейная психотерапия
  • Гештальт-терапия
  • Психодрама
  • Групповая психотерапия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector