Значение и виды психологических процессов

Психические процессы

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:

  • познавательными (когнитивными)
  • волевые (мотивационные)
  • эмоциональными

Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени. Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными. После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.

Помощь со студенческой работой на тему Психические процессы, свойства и состояния человека

Курсовая работа 460 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 240 ₽ Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении. Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью. Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.

Главная функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.

Виды

Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.

Познавательные

С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.

Ощущение

Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.

Восприятие

Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.

На формирование общей картинки предмета или явление влияют:

  • настроение;
  • ожидание;
  • сила желания;
  • первичные данные о субъекте;
  • фантазии.

Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.

Представление

Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.

Воображение

Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.

Мышление

Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.

Память

Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.

Внимание

Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:

непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.

Эмоциональные

Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.

Активные

К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.

Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.

Пассивные

К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.

Волевые

Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.

Решение

Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.

Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.

Исполнение

Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.

Усилие

Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Основные области психического развития

  1. Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
  2. Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
  3. Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Личностные патологические изменения зрелого возраста

Данная категория душевных недугов также очень обширна. В нее внесены расстройства, сопровождающие человека с детства и связанные с индивидуальными чертами его характера либо приобретенные будучи уже в старшем возрасте.

Специфические личностные нарушения формируются еще в детстве. Они сопровождаются тяжелыми, стойкими отклонениями в деятельности индивида, которые захватывают практически все сферы жизни. К этой группе относятся психопатии, насчитывающие порядка 10 видов. Среди них – истерическая, параноидальная, шизоидная, зависимая, неустойчивая формы и т.д.

К примеру, нарциссический психопат помешан на самом себе, своей внешности. Он постоянно следит за своим телом, занимается спортом, любит дорогую одежду. Всегда выглядит безукоризненно и пользуется успехом у женщин. Его отличает эгоцентризм, эгоизм, потребность в восхищении.

Шизоидные психопаты эмоционально и физически оторваны от людей. Они сокращают социальные контакты до минимума и избегают ментальной близости.

Данное расстройство невозможно искоренить. А с возрастом оно только крепчает.

Патологические личностные изменения, сохраняющиеся на длительное время, могут быть приобретены уже в зрелом возрасте. Их причиной становятся пережитые катастрофические явления: пытки, плен, природные катаклизмы и другие ситуации, которые несут угрозу жизни.

Другая категория личностных изменений в зрелом возрасте – это нарушение привычек. У человека появляется непреодолимое желание совершать какие-либо действия. Сюда относят патологическую тягу к азартным играм. Среди более опасных «увлечений» выделяют страсть к поджогам, воровству, самотравмированию вплоть до самоканнибализма.

К другим категориям психических заболеваний относят умственную отсталость в виде олигофрении. Данная форма слабоумия диагностируется до 3-летнего возраста. И характеризуется интеллектуальным недоразвитием, которое остается неизменным в течение всей жизни.

Нарушения психического развития включают в себя расстройства речи, координации движений, учебных навыков.

Психические расстройства детского возраста представлены различными изменениями в эмоциональной и поведенческой сфере. Среди них – гиперкинезы, тики, заикание. Сюда же относят нарушения привязанностей, депрессивные, фобические, тревожные расстройства, энурез, пищевые отклонения.

Разнообразие психических заболеваний поражает. Сложно поверить в то, что причины многих из них до конца и достоверно не установлены. Диагноз психического расстройства не может быть установлен, основываясь только лишь на внешних проявлениях. Его диагностика – это поэтапный и последовательный процесс.

Причины

По причине возникновения различают эндогенные и экзогенные психические заболевания. Толчком к развитию эндогенных расстройств становятся хромосомные или генные мутации, в том числе и наследственные. Самый яркий пример – это синдром Дауна, возникающий при трисомии 21 пары хромосом. 

Другой группой провоцирующих факторов могут быть соматические заболевания. Чаще всего, это гормональные нарушения, патологии печени, почек, сосудов. Изменения в поведении также вызывают опухолевые процессы в мозге. Так, опухоль лобной доли провоцирует подозрительность, патологическую ревность, и даже может толкнуть человека на преступление.

Группа экзогенных причин более широкая. К ней относятся факторы, влияющие на человека извне:

  • токсические вещества – алкоголь, наркотики, яды, промышленные токсины;
  • инфекции, поражающие головной мозг;
  • травмы головного мозга;
  • радиация.

Особую группу составляют психологические факторы. Очень часто психическое расстройство возникает на фоне стресса, причем он может быть как острый, так и хронический.

Хронический стресс – это то, что систематически, ежедневно расшатывает нервную систему человека, но делает это постепенно, дозировано. Сюда относят постоянное переутомление и недосыпание, неблагоприятную обстановку в семье или в рабочем коллективе, регулярное психическое или физическое насилие.

 Острый стресс – это единовременное, но очень мощное нервное потрясение: смерть близкого человека, развод, смена социального статуса,разорение, переезд и т.д.

Достаточно часто вероятность развития ментального расстройства определяется детством человека. Если ребенок подвергался физическим и моральным издевательствам, то вероятность получить психическое заболевание во взрослом возрасте у него очень велика.

Эмоциональная холодность, гиперопека, агрессия и физическое насилие по отношению к детям становятся благоприятной почвой для формирования у них таких черт характера, как неуверенность в себе, тревожность, комплекс неполноценности, агрессивность, склонность к девиантному поведению, беспочвенное самообвинение.

Впоследствии у ребенка появляются акцентуации характера, то есть обычные его черты, но слишком ярко выраженные и даже преувеличенные: психастенические, шизоидные, циклоидные с колебаниями настроения и т.д.

Изъяны воспитания в детском возрасте приводят к развитию таких заболеваний, как депрессия или шизофрения у взрослого человека.

На возникновение душевных расстройств во взрослом возрасте влияет взаимоотношения ребенка с матерью. Например, девочка воспитывается в атмосфере строгости и повышенной требовательности. Несмотря на то, что семья материально обеспечена, мама не балует дочь излишествами. Она постоянно недовольна девочкой. Требует от нее больше концентрироваться на учебе, контролирует ее чрезмерно и всегда найдет к чему придраться.

Девочка оканчивает успешно школу, а затем и институт. Устраивается на престижную работу, где дела у нее обстоят очень хорошо. Но постоянное недовольство собой, ощущение, что она не дотягивает до нормы и боязнь разочаровать мать, которая «так много в нее вложила», постепенно приводят ее к депрессивному состоянию.  

Чтобы справиться с напряжением и уйти от черных мыслей, девушка пристращается к алкоголю. В итоге – депрессия и алкоголизм, и, конечно, недовольство и потакания матери.  

Вообще, сложно достоверно определить, по какой причине развивается то или иное психическое заболевание. Как правило, его возникновению способствует сразу несколько причин.

Виды психических процессов

Понимание чего-либо подразумевает под собой познавательный процесс, который формирует образы окружающей среды. Данный процесс связан с ощущениями, при помощи которых мы собираем внешнюю информацию. К свойствам данного процесса можно смело отнести структурность, предметность, избирательность.

Память является совокупностью особенностей, которые направлены на накопление, сохранение, а также использование навыков. Главной функцией этого процесса является хранение информации, благодаря которой и существует каждая личность. Тренировать память можно и нужно. Все, что для этого нужно делать — ежедневно проходить когнитивную тренировку на Викиум.

Процесс мышления помогает смоделировать закономерности окружающего мира. Благодаря мышлению человек способен воспринимать и менять свои ощущения, воображение и прочее.

Ощущения как процесс возникают, отражая отдельные свойства и состояния внешней среды, а также субъектов. Ощущения направлены на получение информации о качестве, количестве, пространстве. Человек способен испытывать такие ощущения, как: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.

Благодаря воображению, у человека в голове могут всплывать различные картинки, идеи и представления. Развитие воображения максимально положительно сказывается на человеке, помогая ему представить уже окончательный результат действий, направленных на что-либо. К основным свойствам воображения можно отнести следующее:

  • получение образа, желаемого будущего при условии, что человек не знает, какие действия необходимо предпринять;
  • создание для себя каких-либо ценностей;
  • соединение нескольких готовых образов для получения чего-то нового;

Процесс представления заключается в изучении образа или явления, которое на данный момент не существует в настоящем. От воображения этот процесс отличается тем, что он относится к реальности, а не к выдумке. Данная функция, безусловно, зависит и от рода деятельности человека. К свойствам представления можно отнести:

  • количество воспроизводимых деталей зависит от заинтересованности человека определенным объектом;
  • образ объекта несет конкретную информацию для личности;
  • удержание образа возможно лишь непродолжительное время.

Используя речь, люди поддерживают коммуникацию с внешним миром. Речевой процесс напрямую зависит от мышления и представления. Благодаря речи можно воспринимать и передавать важную информацию. К свойствам речи можно отнести понятность, действие и выразительность.

Внимание – один из психических процессов, работа которого тесно переплетается с волевым характером и памятью. Обладая хорошей волей, человек может изменить свое восприятие к чему-либо

Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире. Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам.

При помощи эмоций люди выражают оценочное отношение к окружающим объектам. Эмоции и чувства очень похожи между собой, а первый процесс полностью связан со вторым.

Стресс представляет собой реакцию организма человека на раздражающие психику, факторы внешней среды. В психологии отмечают наличие положительного и отрицательного стресса. Первый вариант действует на организм положительно и не является слишком долгим и частым. Отрицательный же стресс приносит для человека множество проблем со здоровьем.

Аффект – эмоциональное состояние человека, зависящее от его характера. Обычно его приписывают к негативным качествам.

Постановка цели напрямую зависит от воли и эмоций, ведь только волевой и эмоционально стабильный человек может прийти к своей цели. А искусству целеполагания можно научиться с помощью нашего одноименного курса.

Умение человека идти к указанной цели, направляя свои решения и действия в нужное русло, называется волей. Она тесно переплетается с процессом мышления, внимания и памятью.

Принятие решений являет собой процесс, за который отвечают сила воли, постановка цели и твердость характера.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Эмоциональная сфера личности

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

14 стр., 6877 слов

По психологии «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте»

… психологии 1.1. Понятие чувства в психологии Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живет и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, …

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Семейная и групповая психотерапия

Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.

Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.

Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.

Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.

Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.

Сущность понятия «ощущение» и его физиологическая основа

В качестве познавательных процессов ощущение, восприятие и мышление — это неразрывные элементы единого процесса отражения действительности. Исходным здесь является чувственное (наглядное) познание предметов и явлений. Тем не менее, в процессе ощущения, восприятия и наглядного представления любого предмета индивиды должны анализировать, обобщать и конкретизировать (иначе говоря, мыслить о том, отражение чего происходит в ощущении и восприятии).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ощущение как познавательный психический процесс 470 руб.
  • Реферат Ощущение как познавательный психический процесс 250 руб.
  • Контрольная работа Ощущение как познавательный психический процесс 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Ощущение — это отражение конкретных (отдельных) свойств, качеств, сторон предметов и явлений, находящихся в материальной действительности и воздействующих на органы чувств в определенный временной промежуток.

Как правило, для возникновения ощущения, требуется наличие явлений (предметов), воздействующих на органы чувств и находящихся в окружающем мире. Их называют в этом случае раздражители, а воздействие — раздражением. В нервной ткани такой процесс способен вызвать возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных. В процессах обязательно участвуют клетки коры головного мозга, что и предопределяет появление ощущения.

Физиологическая основа ощущений представлена сложной деятельностью органов чувств. Еще И. П. Павлов называл данную деятельность анализаторной. Системы наиболее сложно организованных клеток, представляющих собой воспринимающие аппараты, ученый назвал анализаторами. Они непосредственно производят анализ раздражений.

Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Познавательные психические процессы

Познание — весьма объемный по своему содержанию, многозначный термин. Наиболее часто пол ним понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

В философии познание понимается как совокупность процедур и методов приобретения человеком знаний о мире и самом себе. Познание — это прежде всего умственная деятельность, результатом которой является осведомленность о материальном мире, однако познание может порождать и фантазии, далекие от реальности.

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии как более пассивное начало.

С точки зрения современной теории познания, идеальные модели, создаваемые субъектом в ходе познавательной деятельности, никогда не бывают тождественны, идентичны своему объекту.

Познание, таким образом, определяется в философии как порождаемый разнообразными человеческими потребностями процесс постижения доступных субъекту отношений между ним и объектом, результатом которого является та или иная информация о реальности.

В психологии — это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. Здесь подчеркивается родовой характер этого термина, поскольку он используется для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний. Понятия «познание» и «знание» всегда соседствуют друг с другом, поскольку последним обозначаются цель и результат всего процесса познания. Современная психология особо подчеркивает активный, творческий характер познавательного процесса, его несводимость только к отражению объективного мира.

Познавательные психические процессы

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Восприятия

Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих пред-метов

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития

Психология познавательных процессов

Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.

Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.

Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность

Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.

Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector