Право и мораль

Основные функции морали

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.

  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.

  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.

  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.

  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.

  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

Практические примеры отличий

Убедится в различиях между правовыми и нравственными нормами можно на обычных жизненных ситуациях, возникающих каждый день. В простых повседневных взаимодействиях между людьми часто можно заметить мелкую ложь, грубость, неуважение и прочие неприятные поступки, не приводящие к утрате чего-то ценного или физическому вреду.

Всё это осуждается людьми с точки зрения морали, но не приводит к наказанию со стороны закона.

Обратные ситуации встречаются реже, но тоже бывают. Например, дача ложных показаний в защиту своего родственника или близкого друга будет осуждена законом, но во многих культурах такое действие не посчитают аморальным. Большая пропасть между правовыми и нравственными нормами возникала во времена войн, когда незаконным (но морально правильным) действием считалась помощь беженцам и гражданским лицам.

Причины социальной дезадаптации

Наиболее распространенными причинами считаются:

  • Ошибки семейного воспитания. Как правило, дезадаптационные расстройства возникают там, где есть невнимательность к ребенку и нет полноценной заботы. Эта причина подразумевает под собой недостаток совместно проведенного времени, поэтому дети могут погружаться в собственный мир и ощущать себя ненужными. Повзрослев, они постепенно закрываются в себе, не хотят впускать кого-либо в свою «безопасную» реальность. Эта патология формируется медленно, на протяжении долгих лет. Ребенок, испытывающий субъективный недостаток внимания в детстве, в будущем будет страдать от недопонимания. Эта проблема лишает его моральных сил, забирает веру в достижении успеха.
  • Ошибки школьного воспитания. Если присутствуют ошибки школьного воспитания, то сильно повышается вероятность развития проблем с самоопределением и поиском своего места во взрослой жизни. Ошибки проявляются в виде непосильности предъявляемых к ученикам требованиям, перегрузке учащихся, стабильной негативной оценке результатов или деятельности, отрицательного подхода к воспитательным мерам, невнимательности к ребенку.
  • Выпадение из привычного социума. Иногда возникают обстоятельства, вынуждающие человека просто выпасть из социума из-за продолжительной болезни или изменения места работы. Патология развивается постепенно. Например, сначала человек понимает, что не хочет покидать пределы своего дома, перестает ухаживать за своей внешностью, не выполняет повседневную работу (уборка, рабочие обязанности), не хочет встречаться даже с родными или близкими. Он концентрируется исключительно на себе. Со временем он привыкает к подобному режиму, поэтому попытка «пробиться» в его мир встречается агрессией или раздражением. Патология плавно нарастает, вызывая появление новых фобий, основанных на контактах с людьми в целом. Творческие личности, например, вынужденно находятся в одиночестве. Но они используют это для вдохновения и мотивации, что помогает им реализоваться. Далеко не многие подозревают, насколько сложно изолироваться, не имея возможности пообщаться.
  • Конфликт с окружающими. Бывает, у человека происходит конфликт с окружением, в результате которого индивид бросает ему вызов, что может плавно перетечь в противостояние с обществом. Здесь человек ощущает себя беззащитным, уязвимым. Подобный «протест» приводит к сильному моральному истощению, вынуждает отстраниться от людей. Поэтому бессознательно формируются настороженность, недоверие, беспомощность. Социальная дезадаптация является исключительно следствием ошибочного отношения человека к миру и обществу, а также построением взаимоотношений, которые должны базироваться на доверии.

Одной из особых форм социальной дезадаптации является школьная. Она определяется возрастом, социальным статусом и активно протекающей по мере взросления деформацией психики. Существует несколько возможных причин ее развития, среди которых:

  • Индивидуальные психические — искажение личности, деформация мотивации, несформированность общепринятых правил поведения в обществе.
  • Индивидуальные соматические — хронические патологии, отставание в физическом развитии.
  • Внеучебные — отсутствие ухода и родительской опеки, противозаконная деятельность, отсутствие финансовой обеспеченности.
  • Школьные — неблагоприятный психологический климат (конфликты, недопонимания), низкий статус в классе или группе, недостаточный уровень преподавания.

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Ответственность перед собой

Духовное развитие предполагает, что индивид понимает, к чему движется, ставит себе конкретную задачу. Бесцельно в этом мире ничего не происходит. Для любого действия, даже самого элементарного, нужно затрачивать определенные внутренние ресурсы. Ответственность перед собой — это то, от чего многие убегают, хотят освободиться всеми доступными способами. Наверняка придется много работать над собой, стремиться к тому, чтобы преодолевать в себе лень, растерянность, уныние и плохое настроение. Принимать на себя ответственность — значит по возможности отказаться от критики и обвинений. Если человек в какой-то момент времени хочет оставаться довольным собой, то ему приходится проходить через множество препятствий. Не всегда это становится приятно делать, поскольку необходимо стремиться проявлять сильные стороны характера.

Виды моральных принципов

Мораль – основной фактор личностного облика. Благодаря ей у человека формируются ответственность, чувство долга. При ее отсутствии человек представляет для социума опасность и в конце концов переступает через нормы, дозволенные обществом.

Современные психологи и философы вывели несколько видов нравственных основ, формирующих личностный облик представителя социума.


Принцип Талиона

Моральные принципы заключаются в следующем:

  1. Принцип Талиона. На текущий момент данная идеология является условной, и относящиеся к ней проблемы решаются на уровне государства. Принцип обозначает кровную месть, которая в древних племенах была обязательна. Когда возникли первые цивилизации, то общественные негодования были упорядочены, и начальные управляющие органы взяли на себя функцию правосудия и общественного управления
  2. Принцип нравственности. Он часто встречается в работах выдающихся мыслителей и философов. Известные деятели убеждали, чтобы каждый человек относился к другим в соответствии с тем, какого поведения он ожидает от них к себе. Через некоторое время данное высказывание сформировало заповедь, которой руководствуются в воспитании моральных и нравственных норм.
  3. Принцип золотой середины. Он был представлен в работах философа Древней Греции Аристотеля. Он утверждал, что человек должен избегать в своих действиях и поступках крайностей, придерживаясь меры. Следуя данному положению, человек начинает жить спокойно и размеренно, приобретает уверенность в своем будущем. Необходимо добиться гармонии между своим внутренним миром и внешним, общественным, предотвращая личностный конфликт.
  4. Принцип максимального счастья. Поведение человека должно улучшать жизнь всего общества. При соблюдении общественных стандартов в социуме формируется благоприятная среда для жизни всех его отдельных представителей.
  5. Принцип справедливости. Общественные законы должны соответствовать внутренним моральным качествам. Человек, который находится в иерархической структуре общества внизу, должен обладать такими же духовными правами, как и тот, который находится наверху.
  6. Все рассмотренные выше положения отражают идеал, чаще всего понимаемый в качестве человеколюбия. Но некоторые принципы противоречат друг другу. На их основе необходимо выявить применимость определенного принципа к конкретной ситуации и определить вероятные конфликты между принципами. Для морального решения необходимо, чтобы противоречие использованных положений не входили с ним в противоречие.

При наличии конфликта необходимо принять в учет нормы религии и права, принятые в социуме, требования кодексов, мнения экспертов и т. д. Только после этого допускается принимать моральный выбор.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Общая характеристика

Понятие морали часто отождествляют с понятием “нравственность”. Они определяют систему норм поведения и общения, ценностей, оценочных суждений человека.

В ходе истории ученые оценивают мораль как:Систему норм , ценностей и принципов, которые вменяют человеку с рождения.Отдельную сферу индивидуального выстраивания личности.

Мораль включает следующие составляющие:

  • принципы;
  • идеалы;
  • смысл жизни;
  • критерии духовности;
  • нравственные качества личности.

Рис. 1. Составляющие морали

Для морали характерны два признака:Устойчивость — нормы могут сохраняться очень долгое время в обществе. Они передаются поколениями до тех пор, пока не происходят значительные перемены, которые предлагают новые ценности.Изменчивость — нормы меняются с ходом истории, так как общество постепенно меняется и должно приспосабливаться к новой реальности. Новые слои общества со своей моралью становятся больше и сильнее, распространяя свои нормы до тех пор, пока они не становятся общепринятыми.

Жизненные принципы

Все люди по-разному представляют, как надо жить, как достичь успеха, как воспитывать детей и так далее. Жизненные принципы – это заповеди жизни, согласно которым принято строить свою судьбу. Когда человек остается верен своим принципам в любой ситуации, он спокоен и уверен в том, что его действия правильные. Отклонения от принципов жизни грозит возникновением беспокойства, стресса и ощущения вины. Жизненные принципы определяются человеком в процессе существования и общения с другими людьми. Они могут меняться с возрастом, и это совершенно нормальное явление.

Принцип бумеранга

Правило бумеранга известно многим с детства, все помнят пословицу: что посеешь – то и пожнешь. Переводя на современный язык, жизненное правило бумеранга гласит, что все хорошее, что делает человек по отношению к другим людям, вернется ему тем же, все плохое также возвращается бумерангом, причем тогда, когда этого совершенно не ожидаешь. Некоторые уверены, что вся наша жизнь – бумеранг событий, радостных и печальных, грустных и веселых, и только нам самим решать, что ждет нас впереди. Совершая хорошие дела, люди готовят задел на свое будущее, и вправе ожидать от судьбы то же самое.

Принцип талиона

С древних времен известен это принцип, он звучит так: «Око за око, зуб за зуб», и означает, что любое неправильное деяние должно быть наказано соизмеримо. Принцип талиона появился с пробуждением морали у людей, когда они стали опасаться причинения неоправданного вреда преступникам. Библия не поддерживает принципы людей, основанные на этом поведении, напротив, Иисус учил не отвечать на оскорбление тем же, а «подставить вторую щеку». Другие религии, например, ислам, не отвергает принцип талиона, некоторые действия, согласно сурам Корана, должны наказываться равнозначно.

Принцип нравственности

Правила, основанные на нормах морали, считаются нравственными принципами человека. Принципы воспитания детей базируются на моральных принципах. Мораль определяет понятие в обществе о добре и зле, о том, что является справедливым, а что – нет, какое поведение признается достойным, а какое безнравственным. Нравственность человека основывается на таких понятиях, как:

  • любовь;
  • честь;
  • воля;
  • свобода;
  • ответственность;
  • дружба;
  • забота.

Принцип золотой середины

Это правило Аристотеля, основывается на том, что в любом деле необходимо соблюдать меру, стараясь избегать чрезмерных излишеств, то, что находится между двумя крайностями, и есть благо. Для примера можно рассмотреть мужество, так, это качество отличает настоящих мужчин, и является золотой серединой между двумя другими чертами характера – трусостью и безрассудством. Только понимая, где находится грань, переводящая норму в излишество, можно достигнуть состояния полной гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Принцип наибольшего счастья

Каждый человек мечтает чувствовать себя счастливым. Состояние счастья – это непрерывное, ничем не омрачаемое получение удовлетворения от жизни, к этому стремится учение утилитаризм. Само счастье и удовлетворение в нем необходимо воспринимать в самом широком смысле. Настоящее счастье, свободное от эгоизма, является самой высшей целью, согласно теории наибольшего счастья, и основывается на нескольких шагах:

  1. Анализирование ситуации и обдумывание возможных действий.
  2. Определение, какое из действий способно принести пользу не только одному человеку, а как можно большему количеству людей одновременно.

Принцип справедливости

Многие люди считают, что принцип справедливости можно использовать только для выбора меры наказания преступникам в юриспруденции, но это правило можно применять в самой обычной жизни. Принцип справедливости можно считать одним из главных принципов человека, соблюдать его просто. Справедливость отличает две крайности – равенство и неравенство.

  1. У всех людей должны быть одинаковые права и свободы.
  2. Неравенства могут быть социальными и экономическими, и должны предоставлять преимущества для всех людей в равной степени.

Понятие и формирование морали

Мораль – это установленные обществом правила поведения и представления об этом поведении, тесно переплетенные с этикой. Под определением морали принято рассматривать и нравственные ценности, порядки и устои. Если человек совершает действия, противоречащие нормам морали, то их называют аморальными.

Человеческая мораль, в первую очередь, зависит от него самого, человек сам несет ответственность за все, что происходит в его жизни. От готовности и стремления личности соответствовать установленным общественным правилам зависит то, насколько успешным человек будет и какое именно место он займет среди окружающих.

Не секретом является то, что формирование личности начинается в раннем детстве. Первые зачатки морали вкладывают также родители, именно те люди, с которые впервые начинает взаимодействовать ребенок и играют непосредственную роль в формировании морали.

Также не стоит забывать и о роли ближайшего окружения, в котором растет человек. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то у него формируется неверное представление о мире и его месте в обществе. А вот когда семья вполне благополучна, то и ценности, вкладываемые в ребенка, вполне соответствуют общественным требованиям.

Назначение морали

Нравственность выступает в роли регулятора поступков человека, которые впоследствии определяют его принципы, личные взгляды и убеждения. Люди не нуждаются в законных документах для принятия моральных устоев, такое решение принимается добровольно и самостоятельно.

Оценочная функция морали состоит в качественном восприятии собственных и чужих поступков, определении смысла действий. Человек использует приобретенный гуманистический запас для взвешивания на весах моральных ценностей своих шагов и дел других индивидуумов. Более точное определение дается в случае достижения высокого уровня соответствия моральным нормам.

Воспитательное значение состоит в том, что постоянное следование нравственным принципам ведет к формированию у человека социальных идеалов. Развивается оптимальное сочетание общественных и персональных интересов. Индивидуум достигает собственных целей таким способом, чтобы это было не во вред окружающему пространству и людям.

Другие наблюдатели осуществляют негласный контроль над поведением человека, осуждают его за плохие поступки и выражают позитивные эмоции при благожелательных действиях. Общество следит за условиями существования людей. Мораль иногда зависит от обстоятельств, поэтому среда должна быть достойной человека. Нравственность играет интегрирующую роль для личности, осознание правильности собственных поступков ведет к внутренней гармонизации.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы социальных конфликтов;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы конфиденциальности;

– нормы об иных нормах морали.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Итоги

Аморальность – это крайняя форма разрушения личности, выражающаяся в пренебрежении устоев общества и норм. Она может быть следствием не только осознанного поведения личности, но и психического расстройства. Можно считать, что это вид поведения, который противоречит общепринятым нормам и правилам. Если самостоятельно человек не может справиться с таким видом отклонения от нормы, то всегда есть возможность обратиться к помощи специалиста

Важно вовремя определить причину такого поведения и помочь человеку изменить его

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector