Мудрейшие притчи о жизни, о морали, о добре и зле

Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)

Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.

Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»

Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны

Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют

Притча о доброте

Потрясающая притча о добре, ценностях и цене, которую каждый из нас готов заплатить

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…

Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.

Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:

— А сколько у тебя денег?

Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:

— Этого хватит?

Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала:

— Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.

— Держи! — сказал он девочке

— И неси осторожно!. Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому

Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант

Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.

— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?

— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.

Девушка заявила:

— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.

Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:

— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

Новости наших партнеров

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле. Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей: – Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: – Можно я выберу себе иной крест? Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: – Выбирай. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит: – Господи, можно мне взять этот? – Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

Что такое притча

Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.

Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.

Притча о добре


За окном дул ледяной ветер, грозовые тучи взгромоздились над больницей, где лежал маленький пациент. Он был страшно болен, почти ничего не помнил и не замечал.

Его увезли в обычную городскую больницу, все родственники в голос кричали, что там нет врачей, что никто не будет бороться за его жизнь, а мама просто верила и молилась.

Однажды ребенок увидел красивые голубые глаза. Они смотрели на него так понимающе, что все остальное ушло на задний план. Где-то вдалеке молилась мама, взывая о помощи к Богу, не переставая звонил телефон, кричали люди… А мальчик играл с яркими вспышками света, которые неизменно оставались с ним после ухода Ангела. Именно так называл про себя мальчик мужчину в белой повязке и такими добрыми голубыми глазами.

Ангелом, которого так ждал ребенок, был обычный врач реаниматолог, ежечасно склонявшийся над ним и проверявший сознание и самочувствие. Он успокаивал и подбадривал родных, говоря о том, что здоровье сына обязательно улучшится, необходимо немного подождать. И это придавало сил родным и близким. Они смотрели на врача, надеясь и веря в то, что чудо действительно случится.

Ангел делал все возможное и невозможное, вкладывал все свои силы в спасение маленьких жизней. Он даже лекарства покупал сам, понимая, что у многих мам такой возможности нет. Ночами, сидя в ординаторской и опустошая кружку с обжигающим кофе, он объяснял жене, что сегодня не придет домой.

Его маленький пациент нестабилен, и он не имеет права его оставить. Что-то внутри уставшего мужчины тянулось к этому маленькому мальчику, и его сердце, как натянутая струна, было неразлучно с ребенком.

Мама замечала изменения в своем маленьком сыне, он начал улыбаться во сне и на его лице играли солнечные зайчики, хотя в палате было искусственное освещение, и взяться им было просто неоткуда. А мальчик знал, что все будет хорошо, и лечит его вовсе не врач, а те лучики добра, которые он оставляет у своего пациента каждый раз, когда приходит.

И вот однажды грозовые тучи сменились на чистое голубое небо. Дождь прекратился, и показалось яркое солнце. В этот момент произошло чудо – тяжело больной ребенок пошел на поправку. Радостная и счастливая мама снова взмолилась к Богу, но уже с благодарностью! Вымолила!

А врач с усталыми глазами скупо улыбнулся. Он не чувствовал себя Всевышним, просто выполнял свою работу, не претендуя ни на какие звания.

И только один мальчик знал, что встретился с Богом, у которого усталые голубые глаза.

Все мы можем стать для кого-то спасением, стоит только прислушаться к доброте, которая живет в каждом из нас.

Притчи от Мир Позитива, при копировании материала просим указывать ссылку на источник https://mirpozitiva.ru/

Притчи о счастье

Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому? Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины. – Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог. – Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера: – Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Мастер ответил, что они верны полностью. – Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город. – Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника. Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал: – О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок! – Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь. А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал: — О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял! «Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Притча о раненой душе

Во все времена среди людей встречались светлые, доверчивые, ранимые души. Их жизнь, словно распахнутая книга. А всё открытое притягивает к себе любопытствующих, не всегда достойных… не всегда таких же добрых…И первые становятся жертвами своей доверчивой природы, страдают больше других, принимая на себя боль, удары, обиды.

А так ли хорошо быть предельно доверчивым и как самому защитить себя от влияния случайных людей?

Всего лишь Притча о том, как жить людям с хрупкими душами, чтобы не испытывать страдания.

Однажды к седому, повидавшему виды старцу пришла вся в слезах юная, красивая девушка.

— Что мне делать? — сквозь слезы жаловалась она. Я всегда добра с людьми, никого не обижаю, готова помочь каждому. Но на такое проявление заботы и внимания очень часто вместо признания и благодарности получаю обиды, горькие насмешки… а порой и вражду. Я не виновата ни в чем. Это так несправедливо и обидно до слез! Посоветуйте, что мне делать…

Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:

— Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.

— Да Вы с ума сошли! — возмутилась девушка. В таком виде всякий меня обесчестит и ещё Бог весть, что сотворит…

Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.

— Вот видишь, — ответил он, — появиться на людях, обнажив своё тело, ты боишься. Так почему же тогда ходишь по миру с ОБНАЖЕННОЙ душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. И потому все, кому не лень без спроса ВХОДЯТ в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале, отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя.

Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек всегда ВРАЖДУЕТ с праведником.

— Так что же мне делать? — спросила девушка.

— Пойдем, я покажу тебе свой сад, — предложил старец.

Сопровождая девушку по саду, мудрец сказал:

— Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них… Так и ты будь подобна цветку: РАСКРЫВАЙ своё сердце перед людьми не спеша, незаметно. Выбирай тех, кто достоин быть другом тебе и творить добро. ОТКРЫВАЙ свою душу им, а не тем, кто обрывает лепестки и топчет ногами… не тем, которые грубы, непорядочны, неблагодарны, держись их в стороне.

Не каждого человека пускай в свой мир, не всем раскрывай уголки души своей.

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса. Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную. Камень говорил: – Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно. Бамбук отвечал: – Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова. Камень возражал: – Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека. Бамбук настаивал: – Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая. На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.

Кто мой «ближний»

Притчу о милосердном самаритянине Святые Отцы нередко называют малым Евангелием. В ней Христос раскрыл образец любви и милосердия, которые каждый из христиан должен проявлять к своим ближним. Но кто же такой тот самый ближний?

Для многих этот вопрос, который задал Христу законник, остаётся не до конца понятным. Первое, что приходит на ум — ближний — это родственник, друг, коллега… Но уж никак не сварливая соседка, злой начальник или давний обидчик.

В притче же Христа ближним стал совершенно далёкий по религиозным и жизненным убеждениям человек. Но именно он, язычник и грешник, с которым иудей не должен был даже говорить, оказал ему милость. И через этот поступок любви и милосердия стал самым близким для иудея человеком.

Митрополит Антоний Сурожский в ответ на вопрос, кто есть мой ближний, емко отвечает: «Всякий!».

Если мы хотим жить по заповедям Христа, то любой человек на нашем пути — будь то давний товарищ или случайный прохожий, верный друг или даже неприятель — должен быть для нас тем, кому мы в любую минуту готовы оказать помощь и проявить милосердие.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг. Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка. — Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке. Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка. — Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов. — Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик. Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Притча о добром самарянине

2000 лет назад к Иисусу Христу с вопросом обратился законник — человек, глубоко знающий и изучающий иудейское Священное Писание. Его интересовало, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. В ответ Христос сослался на тот самый Закон, которому беспрекословно и педантично следовали ортодоксальные иудеи. В нем сказано:

Законник, привыкший тщательно исследовать мельчайшие детали Закона Моисеева, спросил, кого же считать этим ближним? В сознании евреев лишь они были богоизбранным народом и могли быть удостоены милосердия.

Для разъяснения Христос рассказал следующую притчу о добром самарянине, ставшую одной из самых известных в новозаветной проповеди.

Один человек на пути из Иерусалима в Иерихон был жестоко избит разбойниками и еле живой лежал у обочины. По дороге шёл священник, который, увидев его, прошёл мимо. Также тем местом шёл левит — служитель Иерусалимского храма. Но и он, подойдя к израненному человеку, пошёл дальше.

После этого по дороге ехал самарянин. Увидев несчастного, он перевязал его раны, возлил на них елей и вино, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На следующий день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненом постояльце. В случае больших затрат, он обещал вернуть недостающую сумму в следующий свой приезд (Лк.10:30-35).

Закончив притчу, Христос спросил законника, кто же из троих является ближним попавшему в руки разбойников человеку. Ответ был очевиден: тот, кто оказал ему милость, то есть самаритянин. На это Христос сказал слова, ключевые для понимания христианства: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

О блудном сыне

Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

Всем известна история о блудном сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома. Сначала он вел веселую, праздную жизнь. Но деньги скоро закончились, и юноша готов был есть даже вместе со свиньями. Но отовсюду его гнали, так как в стране настал страшный голод. И вспомнил грешный сын отца своего. Решил он пойти домой, покаяться и попроситься в наемники. Но отец, увидев вернувшегося сына, обрадовался. Поднял его с колен и приказал устроить пир. Это обидело старшего брата, сказавшего отцу: «Я всю жизнь был рядом с тобой, а ты жалел для меня даже козленка. Он же расточил все свое состояние, и ты велел заколоть для него откормленного быка». На что мудрый старик ответил: «Ты всегда со мной, и все, что я имею, достанется тебе. Нужно радоваться тому, что брат твой будто умер, а теперь ожил, пропал и нашелся».

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить. Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках. – Что ты хочешь сделать? – спросил отец. – Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал: – Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу. – Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам. Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным. Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Притча Сократа «Самое важное»

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни

Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон

На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».

В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.

Добрый самаритянин (католическая фреска)

Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.

Притча про бабочку

   Как-то раз куколка бабочки попала в руки к человеку. Он взял её и рассматривал в течение нескольких часов, видя, как она изо всех сил старается вытиснуть своё тело из маленькой дырочки в коконе. Время шло, она всё пыталась вылезти из кокона, но прогресса никакого не было. Казалось, что она совсем выбилась из сил и больше не может… Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон до конца. Бабочка легко вышла из него, но её тело было несколько атрофированным, маленьким, а крылья сложенными и сдавленными. Человек продолжал наблюдать за ней, он ожидал, что в любой момент она раскроет крылья и полетит. Но этого не произошло. До конца своих дней бабочка осталась с деформированным телом и склеенными крыльями. Она никогда не смогла расправить крылья и полететь. Человек не знал, что жёсткий кокон и невероятные усилия, прикладываемые бабочкой для выхода из небольшого отверстия, были необходимы, чтобы тело приняло правильную форму и чтобы через крепкое тело в крылья вошли силы и она была готова лететь сразу, как освободится от кокона. Мораль: Не помогай, если не умеешь или не уверен, что твоя помощь действительно принесет пользу. Не вмешивайся в природу вещей, которые ты не создавал. Иначе ты можешь просто навредить.

Солгать или правду сказать?

Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь – а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector