Понятие и виды социальных статусов. чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Категории статусов

Каждая личность в один промежуток времени может исполнять несколько социальных ролей. В связи с этим, исследователи выделили такое понятие, как статусный набор. Это — количество занимаемых в одно время статусных позиций.

Социологи выделяют такие виды социального статуса:

Предписанный (заданный, прирожденный)

Обозначается имеющимися биологическими и наследственными характеристиками, вне зависимости от сознания и воли индивида. При определении этого статуса учитываются пол, национальность, возраст и социально-экономический статус родительской семьи.

Например: ребенок по закону не может получить права или зарегистрировать брак, не достигнув определенного возраста.

Главный или ключевой

Наиболее свойственный индивиду статус, по которому его выделяют из общественной массы. Диктует стиль поведения и занимает важные позиции в образе и уровне жизни.

Приобретенный

Человек получает его, в связи с особыми обстоятельствами.

Например: передача титула по наследству либо, заключив брак, человек становится мужем, шурином или кузеном.

Добываемый

Наработанный и заслуженный вес в обществе. На этот статус влияет наличие высшего образования, профессиональные достижения и карьера, удачный, с точки зрения общественного мнения, брак.

Личностный

Выражается в малой группе: семье, рабочем коллективе или в компании друзей. На этот статус влияют индивидуальные черты и качества характера.

Индивид определяется как представитель большой группы лиц: нации, пола, класса, конфессии либо профессии.

Смешанный

Существуют также смешанные социальные статусы. Они имеют признаки достигаемого и прирожденного, но не в силу желаний индивида, а по стечению обстоятельств: погодных катаклизмов, политических потрясений или вынужденного сокращения на работе.

Многие люди со схожим положением и низким статусом объединяются в группы, чтобы повысить свой вес в обществе — сексуальные меньшинства, женские организации либо секты. Таким образом они стараются навязать всюду свои интересы. Однако часто такие социальные слои натыкаются на препятствия, в виде отсутствия сильных лидеров, этических противоречий и других несоответствий.

Как достигнуть определенного социального статуса

Для того, чтобы занять желанный социальный статус в какой-либо группе, тебе нужно определиться:

  • какую функцию несет группа;
  • какие черты необходимы тебе, чтобы реализовывать эту функцию.

Ты можешь быть артистичной, эмоциональной и обладать хорошим чувством юмора. Но это не поможет занять ответственный пост в крупной финансовой компании. Зато это поможет тебе занять статус, допустим, актрисы. А чтобы стать директором компании необходимо получить, например, образование, опыт работы, развить в себе организаторские способности и лидерские качества.

Фото автора Ayodeji Fatunla: Pexels

Добрый и честный человек не всегда может занять высокий финансовый статус, поскольку будет слишком уступчивым. Тогда как в неформальных группах, например, компании друзей, или в группе туристов, наоборот. В неформальных обществах ценится смелось, привлекательность, верность группе, увлеченность и искренность. В профессиональных – опыт, навыки, трудолюбие, волевые качества, предприимчивость. В светских группах – внешность, престиж, финансовая состоятельность, происхождение, связи, стиль одежды.

В теории любой человек может занять практически любой статус. Главное понять, какие требования предъявляет та или иная группа и предпринять усилия, чтобы начать им соответствовать. Вопрос в том, насколько это необходимо

Действительно ли тебе так важно получить тот или иной социальный статус? Будут ли твои усилия того стоить? Не будет ли попытка соответствовать своему статусу противоречить твоим внутренним установкам, ценностям и моральным взглядам?

Виды социального статуса

Определение 1

Социальный статус – занимаемая индивидом определенная позиция в социальной группе или обществе, взаимосвязанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Статус фиксирует определенный набор функций, выполняемых человеком в обществе или социальной группе и совокупность условий, необходимых для осуществления этих функций. Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Невозможно жить в обществе и быть лишенным социального статуса.

Замечание 1

Социальный статус определяет место субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его права, обязанности и привилегии. Положение человека внутри социальной системы указывает на его социальный статус. Индивид занимает свое место в сообществе, относит себя к определенной категории людей, принимает на себя, связанные с этой позицией, обязанности.

Статус отображает иерархическую структуру группы, формирует в ней вертикальную дифференциацию.

Все виды социальных статусов сопровождает статусный образ, отображающий совокупность ожиданий и представлений от человека как носителя определенного статуса. Для того, чтобы сохранить тот или иной социальный статус, человек должен выполнять соответствующие статусу конкретные социальные нормы.

Статусный набор – совокупность статусных позиций, которые человек может занимать в одно и тоже время. В статусном наборе выделяют следующие виды статусов:

  • главный,
  • предписанный (аскриптивный),
  • достигнутый,
  • смешанный.

На основании врожденных статусов выстраивается некая часть законодательной системы (возможность принимать участие в выборах, воинская обязанность, уголовное наказание и др.).

Вид социального статуса зависит от его статусной позиции:

  • Предписанный, или врожденный статус – статус, полученный благодаря наследуемым признакам, навязанный обществом. Обусловлен расой, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, социальным положением семьи и т.д.
  • Достигнутый, или приобретенный статус – статус, полученный благодаря собственным усилиям. Обусловлен силами самого индивида, его настойчивостью, талантами, целеустремленностью. Может быть следствием везения или удачи.

Достигаемый статус можно рассматривать как разновидность приобретенного статуса, он отображает стремления человека, прилагаемые усилия к изменению собственного социального статуса. Такой вид чаще всего характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – провести успешную кампанию, получить дополнительную сертификацию, проявить личностные качества компетентности и настойчивости.

Изменение социального статуса требует мгновенного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуацией. Когда этого не происходит, то указывают на потерю адекватного самовосприятия и дезадаптацию.

Достигаемые и предписанные статусы обладают принципиальным отличием, но при этом могут перекрещиваться и взаимодействовать

Граница между этими статусами условна, но их концептуальное разделение важно для исследования социальных феноменов

Достигаемые статусы касаются статусных и профессиональных положений, имеет собственные индивидуальные знаки отличия: профессия (полиция, врач, юрист); занимаемая должность (руководитель, доцент, президент); жизненная позиция (бродяга, дауншифтер

К достигаемым статусам относятся лица без определенного места жительства, воры и убийцы

Как правило, достигаемые статусы имеют внешние опознавательные знаки: военные, врачи, пожарные, сотрудники департамента внутренних дел, спортсмены и т.д.

Для общества высокий достигаемый статус важнее врожденного. Наличие широкого круга знакомств, получение образования, возможность для путешествий предоставляет больше возможностей для получения более высокого достигаемого статуса, что, в первую очередь, связанно с признанием обществом достижений данного человека.

Социально-классовый статус человека отражает статусы родителей, то есть является частично предписанным, а частично достигаемым в результате самого индивида.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.

()

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Жизненная безопасность

ВОПРОС: Почему паразитов не уничтожали? ОТВЕТ: Потому что Природа не терпит пустоты, и даже космической. Считается, что если уничтожить какой-то вид, который человек считает ненужным, паразитическим, то Природа всё равно создаст подобие, но уже более жуткий паразитический вид, и он займёт нишу уничтоженного паразита. Т.е. философия следующая – сохранять все виды жизни, так как любая жизнь Священна, при этом паразитов надо ограничить, и там идёт как бы отбор, селекция, развитие. Но кто этим занимается? Жители, Люди, Человеки? Нет, этим занимаются Асы, т.е. те, кто владеет Древней Мудростью, как не навредив человеку, изменить его психосостояние, мышление и сознание на новый уровень, в котором он мог получить толчок к развитию.

Как оценивается позиция в социуме

Исследованием появления неравенства в обществе занимались известные социологи Т. Парсонс, М. Вебер, У. Уорнер.

Ученые выделили основные критерии, которые указывают положение личности в обществе:

  1. Доход – количество регулярных денежных поступлений.
  2. Богатство – накопления, частная собственность.
  3. Образование – уровень обучения, авторитет учебных заведений.
  4. Власть – умение навязывать свою волю, оказывать влияние на людей.
  5. Престиж – общественная оценка профессии или другой деятельности.

Социальные статусы группируются именно по этим показателям.

Например, уровень дохода делит людей на бедных, богатых и средний класс. Степень влияния – на директоров и рядовых служащих.

Существуют также вспомогательные критерии, которые определяют «стартовые» позиции человека в обществе. К ним относятся: социально-экономическое положение семьи, гендер, раса, вероисповедание.

Важность для социума

Во времена Российской Империи статус играл определяющую роль: общество имело ярко выраженную кастовую структуру. При этом группы выстраивались в иерархическом порядке: от бесправных крестьян к уважаемым, богатым потомственным дворянам.

СССР поддерживал идеологию всеобщего равенства, но в разное время обязывал советского гражданина указывать в паспорте данные о национальности, местах работы и судимости.

Сегодня принадлежность к социальной группе в документах фиксируется по минимуму, а цивилизованное общество старается сократить значимость предписанных статусов – расы, пола, происхождения. На первый план выходят личные достижения человека. Тем не менее, некоторые группы все еще ценятся больше, чем другие.

Например, профессия юриста престижнее, чем работа сантехника или разнорабочего, а женский труд оплачивается на 30% ниже, чем мужской.

Место в такой невидимой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним и низким. Общество порицает смешение разных категорий: яркий пример – неравные браки, где один из супругов намного богаче другого.

Группа исследователей из Канады доказала, что низкая позиция в обществе вредна для здоровья. Это связано не только с привычками «бедняков» – курением, употреблением «мусорной еды», плохим медицинским обслуживанием, но и с негативным восприятием себя.

Социальный статус влияет на общественные отношения. Бедные недолюбливают богатых, чайлдфри – многодетные семьи, рабочие – интеллигентов. Из-за неприятия появляется расизм, сексизм, а также движения, преследующие сексуальные меньшинства.

Система развития соцстатуса

Важно учесть ещё тот факт, что в современном обществе занимаемое положение очень мобильно (постоянно меняется). Сегодня человека знает весь мир, а на следующий день про него все забыли

Также социальная система развивается в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном.

В первом случае это когда человек работал бухгалтером в компании по установке вентиляции, а перешёл в фирму по прокладке газопроводов. Или был путешественником, а стал тревел-блогером. То есть меняются лишь социальные группы, но не статус, как таковой, поскольку влияние на окружающих осталось, по сути, прежним.

Естественно, второй вариант подразумевает рост или падение положения в обществе. Например, от обычного студента из ВШЭ до оппозиционного блогера и кандидата в Госдуму. Из-за того, что меняется масштаб влияния на общество, изменяется и положение в социуме.

Социальная мобильность

Социальная мобильность относится к способности человека перемещать свой статус вверх или вниз социальная стратификация система, по сравнению со статусом их семьи в раннем возрасте. Некоторые люди с достигнутым статусом улучшили свое положение в социальной системе за счет собственных заслуг и достижений.

Кто-то может также достичь статуса, который снижает его положение в социальной системе, например, став известным преступником. Общество, в котором положение людей в этом обществе может изменяться своими действиями, увеличиваясь или уменьшаясь, можно назвать открытой системой. Общество с закрытой системой допускает меньшую социальную мобильность.

Культурные различия во всем мире

Средневековая Европа

Статус в средневековой Европе основывался прежде всего на приписывании. Люди, рожденные в дворянском сословии, скорее всего, сохраняли высокое положение, а люди, рожденные крестьянами, скорее всего, остались на низком положении. Эта политическая система известна как феодализм и не допускает значительной социальной мобильности .

Феодализм в Латинской Америке

В Боливии раньше были объявления в газетах, в которых утверждалось, что продают землю, животных и крестьян . Крестьяне не обязательно были рабами, но относились к своему социальному классу и были обязаны работать, потому что были привязаны к земле, на которой они жили и которую обрабатывали. Такое социальное взаимодействие основано главным образом на твердой вере людей в традиции и на отстаивании действий прошлого. В 1971 году Эрнесто Лаклау выступил с аргументом о том, что Латинская Америка была феодалистической или капиталистической . Он определил, что социальная система сильно отличается от капиталистической системы в Европе и Соединенных Штатах, и поэтому Латинская Америка будет более тесно связана с феодальным подходом к социальному взаимодействию.

Кастовая система

Формирование иерархии отличается от полярностей как данного, так и достигнутого статуса. В кастовых системах приписывание является непреодолимой основой статуса. Традиционное общество в Южной Азии и других частях мира, таких как Египет, Индия и Япония, состояло из каст. Каждая группа была ограничена определенными занятиями. Низкооплачиваемые занятия, такие как сбор мусора, были зарезервированы для одной касты, члены которой были исключены из других профессий. Соответственно, высококвалифицированные занятия, такие как священник или ювелир , оставались за другой кастой.

Однако некоторым людям удалось благодаря таланту и удаче подняться над своей кастой. Например, большие способности солдата часто были способом достичь более высокого статуса.

Социализация

Социализация – это процесс получения индивидом определённых качеств (знаний, поведенческих норм, моральных ценностей) для общения, труда и нормальной жизни в обществе. Именно благодаря социализации индивид с раннего детства и в течение всей жизни постепенно становится личностью. Это проявляется в изменении жизненных привычек и взглядов, в пересмотре ценностей. Сама социализация никогда не может завершиться, т.к. на человека всегда воздействует общество и изменяет его.

Агенты социализации – это определённые люди, оказывающие влияние на становление личности, обучающие человека некоторым поведенческим нормам, помогающие постигнуть разные социальные роли.

К первичным агентам социализации относятся самые близкие и хорошо знакомые люди для человека: родители, братья, друзья и др.

Ко вторичным агентам социализации относятся те, с кем человек вступает в формально-деловую коммуникацию: начальник, коллеги, чиновники и др.

Институты социализации – это общественные институты, влияющие на социализацию, способствующие формированию личностных особенностей человека.

Примеры институтов социализации:

  • семья;
  • детский сад;
  • средняя школа;
  • спортивная и музыкальная школа;
  • университет;
  • церковь;
  • СМИ и др.

Самым первичным социальным институтом являются семья (а также детский сад и школа).

Причины разрыва между поколениями

Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.

Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.

Культурные различия во всем мире

Средневековая Европа

Статус в средневековой Европе основывался прежде всего на приписывании. Люди, рожденные в дворянском сословии, скорее всего, сохраняли высокое положение, а люди, рожденные крестьянами, скорее всего, остались на низком положении. Эта политическая система известна как феодализм и не допускает значительной социальной мобильности .

Феодализм в Латинской Америке

В Боливии раньше были объявления в газетах, в которых утверждалось, что продают землю, животных и крестьян . Крестьяне не обязательно были рабами, но относились к своему социальному классу и были обязаны работать, потому что были привязаны к земле, на которой они жили и которую обрабатывали. Такое социальное взаимодействие основано главным образом на твердой вере людей в традиции и на отстаивании действий прошлого. В 1971 году Эрнесто Лаклау выступил с аргументом о том, что Латинская Америка была феодалистической или капиталистической . Он определил, что социальная система сильно отличается от капиталистической системы в Европе и Соединенных Штатах, и поэтому Латинская Америка будет более тесно связана с феодальным подходом к социальному взаимодействию.

Кастовая система

Формирование иерархии отличается от полярностей как данного, так и достигнутого статуса. В кастовых системах приписывание является непреодолимой основой статуса. Традиционное общество в Южной Азии и других частях мира, таких как Египет, Индия и Япония, состояло из каст. Каждая группа была ограничена определенными занятиями. Низкооплачиваемые занятия, такие как сбор мусора, были зарезервированы для одной касты, члены которой были исключены из других профессий. Соответственно, высококвалифицированные занятия, такие как священник или ювелир , оставались за другой кастой.

Однако некоторым людям удалось благодаря таланту и удаче подняться над своей кастой. Например, большие способности солдата часто были способом достичь более высокого статуса.

Кто обладает мудростью

Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.

Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.

Социология, билеты 1-24 / 8 Билет. Понятие социального статуса. Социальная роль

Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

Социальный статус человека

– это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

Виды социального статуса

  1. Прирожденный статус

    . Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

  2. Приобретенный статус.

    Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

  3. Предписанный статус.

    Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором

Естественный статус личности

– существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

Профессионально-должностной статус

– это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

Социальная роль

– это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1.Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2.Способ получения. По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

3.Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

4.Формализация. По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

5.Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт –

это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Общение

Общение – это особенная форма взаимодействия между людьми ради формирования отношений между ними.

Общение бывает вербальным (посредством речи и языка) и невербальным (посредством мимики и жестов).

Общение выполняет следующие функции:

  • социализирующая – вырабатывание индивидуальных качеств;
  • трансляционная – получение информации посредством общения, а также передача знаний последующим поколениям;
  • эмоциональная – понимание эмоций и чувств собеседника, личностных отношений собеседников друг ко другу;
  • идентификационная – отождествление каждого человека с той или иной социальной группой, или полное противопоставление ей;
  • интегративная – консолидация, объединение людей посредством общения.

Понятие «общение» отличается от понятия «коммуникация». Коммуникация – это прежде всего взаимодействие ради определённых целей (например, коммуникация между коллегами на работе, студентами в университете и т.п.). А общение никакой цели не преследует и осуществляется произвольно, неформально, без какой-либо выгоды. Хотя часто слову «коммуникация» предают то же значение общения. В официальной науке часто под коммуникацией понимают одностороннюю передачу информации без обратной связи, а под общением двустороннюю связь.

Характеристики социального статуса работника

Статус работника в современной организации определяется исследователями сразу с двух точек зрения:

  • Во-первых, это позиция, которую работник занимает в рамках структуры социальных отношений в организации, где он осуществляет свою профессиональную и трудовую деятельность;
  • Во-вторых, социальный статус работника организации может выступать в качестве способа идентификации и самоидентификация работника в соответствии с социальным статусом организации.

В соответствии с деятельностью организации, ее спецификой различают формальный и неформальный статус работника организации. Формальный статус является характеристикой места работника в системе формальных отношений, где он должен придерживаться конкретно обозначенных норм и правил поведения. Это означает его официальную ролевую позицию, которая заранее предписана в его правах и обязанностях в рамках трудового договора. Если работник занимает данную позицию, то это автоматически подразумевает наделение его конкретным формальным статусом. Он должен соответствовать ему, а также соответствовать ожиданиям, которые высказывают в отношении него руководство и другие работники организации.

Помощь со студенческой работой на тему Социальный статус работников

Курсовая работа 440 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 210 ₽ Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Что касается неформального статуса работника, то здесь важно подчеркнуть, что он рассматривается с точки зрения межличностных неформальных взаимодействий и взаимоотношений, которые также возникают как процессе деятельности, так и при разрешения некоторых противоречий, с которыми сталкиваются и сам работник, и его коллеги. Обычно неформальный статус приобретается в определенной небольшой группе, в которой работники обсуждаются не только свои профессиональные вопросы, но и ориентируются на выстраивание межличностных отношений, в которых могут лучше узнать друг друга, дать друг другу менее формальные характеристики

Статус в любом случае – это определенная характеристика работника, его профессиональных или личностных качеств, которые играют важную роль в разрешении противоречий или проблем, а также в том, чтобы проявить себя в некоторых ситуациях. Статус работника также базируется на признании или непризнании коллегами и руководством организации значимости и места работника в системе указанных отношений, будь они как формальными, так и неформальными. К тому же, учитываются определенные значимые для группы качества индивида, которые он проявляет при разрешении значимых задач, противоречий, вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Исследователи подчеркивают, что именно признание группой положительных качеств работника обуславливает его авторитет, престиж и значимость для организации и коллектива, а также признание среди коллег. Структура межличностных отношений становится более динамичной, неотделимой от конкретных лиц, которые вступают в социальные взаимодействия и заявляют о своей значимости

Важно учитывать, что каждый работник обладает своими чертами и особенностями, и они могут играть основную роль в том, какую позицию они займут в группе и, соответственно, каким статусом могут овладеть в процессе своей деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector