Философия стоиков — кратко об идеях, принципах и представителях

Логика

Аристотель искал высшую цель познания в нем самом и видел в разуме деятельное начало познания; С. ищут цель познания в его практическом результате и признают началом знания нечто ему внешнее — впечатления вещей, испытываемые нами. У Аристотеля теория познания как бы двоится между рационализмом и эмпиризмом: с одной стороны, начало познания есть всеведущий деятельный ум, с другой — мы обладаем пассивной восприимчивостью к внешним впечатлениям. В своих поисках за реальным, положительно обоснованным знанием С. принимают одну реалистическую сторону учения Аристотеля: опыт есть единственный источник познания, и мышление наше — восходя от известного к неизвестному, от данных частных случаев к другим предваряемым случаям, к обобщениям — оперирует лишь с материалом ощущений, вызываемых впечатлениями. Все представления, составляющие содержание нашего знания, возникают из ощущений внутреннего или внешнего чувства, из оттисков или впечатлений внешних предметов, производящих внутренние изменения или движения души. Из восприятий такого рода рождается память, из памяти — опыт. Душа есть чистая хартия, на которую наносятся начертываемые знаки. От однородных частных восприятий мы приходим путем умозаключений к понятиям; и поскольку последние служат естественным результатом повседневного опыта, они характеризуются как общие понятия (κοιναί έννοιαι), предшествующие всякому искусственному научному исследованию в качестве общих предубеждений или «предвосхищений» (προλήψεις). Наука разрушает некоторые из таких убеждений, подтверждает другие и, наконец, порождает новые, высшие обобщения, проверенные, сознательные и уже неопровержимые. За рассудком признается право на безусловно достоверные обобщения. Как, однако, они возможны, если в действительности нам дано лишь частное или единичное? Киники были последовательнее, отрицая возможность общих определений. Зато С. были практичнее в своей непоследовательности: нельзя поступать разумно без общих принципов и целей — и если невозможно разумное знание, то невозможно и разумное поведение. Но если источником знания служат чувственные впечатления, то в чем критерий истинности наших представлений и как можем мы сами судить о их соответствии или несоответствии их объектам? Такой критерий С. указывают в непосредственной очевидности (ένάργεια) или убедительности некоторых из наших представлений, которые заставляют нас невольно соглашаться с ними; такие представления (φαντασιάι) обнимают в себе свой предмет и постольку связаны с сознанием его действительности. Зенон называл их «понимательными представлениями» ({{lang-el2|καταληπτικαι φ.}) и усматривал в них критерий истины. По свидетельству Диогена Лаэрция (см.), Хризипп видел критерий в ощущении (αϊσθησις) и общих понятиях (προλήψεις), образовавшихся непосредственно, помимо научного размышления, а некоторые из предшествовавших С. искали критерия в логической деятельности разума. Как ни различны на вид эти определения, они легко согласуются между собою с точки зрения грубого сенсуалистического реализма стоической школы: все содержание разума и понятий определяется впечатлениями, а в этих последних мы непосредственно воспринимаем самые вещи. Восприятие очевидно, как непосредственный отпечаток вещи; общие понятия истинны и очевидны как результат многократного повторения однородных восприятий, при котором естественно отпадают случайные элементы единичного восприятия; наконец, такие понятия обладают высшею достоверностью, когда они имеют за себя общее согласие всех или ручательство, даваемое научной проверкой, которая сама опирается на общие истины опыта. Вся эта теория познания представляется сенсуалистическим упрощением учения Аристотеля. Не следует, однако, смешивать С. с позднейшими сенсуалистами. Признавая в своей физике непосредственное единство духа и материи, разума и вещества, они признавали и непосредственную разумность самых чувств: на этом-то и основывалось их учение о «понимательном представлении» — чувственном образе, понимающем, «схватывающем» свой предмет. Теория познания С. составляла отдел их логики, которую они понимали весьма широко, как науку о внутреннем и внешнем слове (λ. ένδιάθετος и προφορκός), то есть о мысли и о ее словесной форме; соответственно этому они делили логику на диалектику и риторику, причем первая распадалась на формальную логику в тесном смысле, учение о критерии, поэтику и грамматику. В области последней заслуги их были весьма почтенны, но в области формальной логики они ограничились схоластической переработкой того, что сделано было Аристотелем.

Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов

В первозданном своем виде она охватывает сразу несколько направлений мысли: логику, физику, этику. Впоследствии Клеанф вводит в круг ее влияния диалектику, риторику, политику, этику, теологию. С ходом истории образуется крен то в одну, то в другую, то в третью область знаний, но всегда при сохранности базовых принципов стоицизма. Рассмотрим их подробнее.

В восприятии стоиков мир – нечто живое, это «тело Бога». Реальность регулируется Высшим Существом, воле которого противиться бесполезно и неразумно, а потому единственное, что можно сделать, чтобы сохранить свое достоинство и обрести подлинную силу, – это спокойно, неустрашимо и твердо принимать все сужденное роком. Главный враг стоика – это страсть, которая «смешивает карты» и сбивает человека с избранного пути, лишая его силы. Следовательно, главное, чему стоит научиться, – бороться со страстями и быть сильнее их (главными «врагами» стоиков были отвращение, удовольствие, страх и влечение)

Это важно не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном: стоики были убеждены, что все в мире взаимосвязаны, а потому любое движение человека вызывает некую реакцию в пространстве миров. Поэтому они ратовали за возрастание личной ответственности не только за деяния, но и за образ мыслей

Главное – оставаться в ладу с собой и своей природой, не вредить ни себе, ни другим. Все принимать с внутренней силой, безропотно, не пытаясь навязать свою волю Божественному промыслу. Эта философия помогала воинам (особенно в преодолении страха смерти), а также всем тем, кто утратил ориентиры. С течением времени благодаря стоицизму и его распространению изменились и сами нравы римского общества: оно стало более объективным по отношению к своим гражданам, способствовало росту их самосознания, увеличению прав и свобод, повышению уровня образования и развития.

Для римлян стоицизм стал тем, чем для средневековой Европы – христианство – столь мощным было влияние этой философии на умы. В последние годы существования стоицизм был воспринят, прежде всего, с точки зрения подчинения человека року и отказу от собственного «Я» — идее своеобразного «растворения в мире»

Основное внимание стало уделяться «взаимоотношениям со смертью»: человек готовился к тому, чтобы спокойно и достойно принять смерть, когда она придет, и учился понимать всю естественность этого процесса (наиболее явно эта идея реализована в наследии Эпиктета). Даже великий император Марк Аврелий принял учение стоицизма и стал воплощать его принципы в своей жизни

Основные принципы

Стоики представили единый взгляд на мир, построенный на идеалах логики , монистической физики и натуралистической этики. Из них они сделали акцент на этике как на главном центре человеческого знания, хотя их логические теории представляли больший интерес для более поздних философов.

Стоицизм учит развитию самоконтроля и силы духа как средства преодоления деструктивных эмоций ; философия утверждает, что становление ясным и непредвзятым мыслителем позволяет понять универсальную причину ( логос ). Первичный аспект стоицизма заключается в улучшении этического и морального благополучия человека: « Добродетель состоит в желании, которое находится в согласии с Природой». Этот принцип также применим к сфере межличностных отношений; «быть свободным от гнева, зависти и ревности» и принимать даже рабов как «равных другим людям, потому что все люди в равной степени являются продуктами природы».

Стоическая этика придерживается детерминистской точки зрения; Что касается тех, кто лишен стоической добродетели, Клеанф однажды высказал мнение, что нечестивый человек «подобен собаке, привязанной к телеге и вынужденной идти, куда бы она ни пошла». Стоик добродетели, напротив, изменил бы свою волю так, чтобы она соответствовала миру, и оставался бы, по словам Эпиктета , «больным и все же счастливым, в опасности, но все же счастливым, умирающим и все же счастливым, в изгнании и счастливым, в позоре и в позоре». счастливый », таким образом постулируя« полностью автономную »индивидуальную волю, и в то же время вселенную, которая является« жестко детерминированным единым целым ». Эта точка зрения позже была описана как « классический пантеизм » (и была принята голландским философом Барухом Спинозой ).

Принцип 1. Нельзя изменить то, что вне вашего контроля, но можно изменить то, как вы к этому относитесь

Основная мысль, которая пронизывает всю философию стоицизма — практика осознанности. Если из всей этой статьи, вы запомните только один момент о стоицизме, то пусть будет этот — признайте, что большинство событий в жизни вы не можете контролировать. Если вы расстраиваетесь из-за событий, которые находятся вне вашего контроля, вы тратите энергию впустую и приглашаете негативные эмоции.

В этом моменте стоицизм перекликаются с буддийской историей. Герой в этой истории — Мара, враг Будды. Он услышал о силе Будды и решил уничтожить его. Мара приказал солдатам бросать в Будду горящие камни, но когда они приблизились к нему, то превратились в цветы и упали. Тогда Мара приказал армии стрелять в Будду стрелами, но снова стрелы превратились в цветы, как только приблизились к Будде. Мара ничего не мог сделать, чтобы навредить Будде, потому что Будда овладел способностью скрывать свое счастье от внешних событий.

Из этой истории легко провести параллель между камнями и стрелами с негативным мыслям и событиям в жизни. Большинство событий невозможно изменить, но можно изменить свое отношение к ним. Благодаря этому осознанию наш ум может стать непроницаемым.

Принять боль и не гоняться за удовольствием

Стоики справедливо заметили, что большинство глупостей, которые делают люди, это потому, что они думают, что это заставит их чувствовать себя хорошо. Люди склонны переоценивать преимущества того, что чувствует себя хорошо в краткосрочной перспективе, и недооценивать затраты в долгосрочной. Погоня за такими вещами, как статус, богатство и возбуждение, может привести к ужасному обратному результату.

Стоики также верно подметили, что большинство хороших вещей в жизни болезненны и требуют определенной степени самопожертвования. Поэтому они сформулировали свое представление о добродетели с точки зрения способности противостоять краткосрочным удовольствиям ради некоторой долгосрочной выгоды.

Это просто невероятно практичный жизненный совет, ставший повсеместным во всем мире. Стоики были одними из первых, кто четко это объяснил.

Что хотели сказать стоики

Стоицизм появился в Афинах в начале III века до н. э. Основателем философии был , а впоследствии развивали ее , родившийся рабом, император Римской империи и , советник императора Нерона. Стоики верили, что жизнь должна основываться на добродетели, а та должна проявляться не на словах, а в поступках.

Целью стоиков было не просто изложение теории и размышление о добродетели: философы всегда учили применять эти учения в жизни. Например, их идеи помогли , американскому летчику.

Однако в наших силах противостоять им, воспитывая в себе силу воли и меняя ход мыслей вне зависимости от обстоятельств. Впоследствии в 1993 году Стокдейл написал книгу «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения», в которой подробно рассказал о том, как философия Эпиктета помогла ему вынести заточение и пытки.

«Стоицизм привлекателен для всех, кто сталкивается с неопределенностью, то есть для всех нас. Но лидеры особенно подвержены риску и переменам, поэтому неудивительно, что многие из них считают, что учение стоиков имеет значение для психического здоровья» , — пишет Кэри в своей статье.

Стоицизм учит нас отказываться от чрезмерных попыток контролировать самих себя, так как внешние обстоятельства далеко не всегда находятся в нашей власти. Наши попытки повлиять на мир могут обернуться как успехом, так и провалом, поэтому единственное, что нам реально дает уверенность в завтрашнем дне, — это вера в собственные убеждения.

Древняя стоя

Зенон Китийский активно отвергал господствовавшие в то время идеи киников (циников) о том, что жить нужно максимально тихо, незаметно, не облагая себя лишними вещами, «нагими и одинокими». Излишнее богатство и роскошь, он, однако, также не признавал. Он жил довольно скромно, но не в нищете. Он считал, что в жизни нужно добровольно принимать любую возможную активность, так как практическое участие в событиях дает шанс их истинного познания.

Зенон развивал учение об аффектах – следствиях ошибочных суждений, которые мешают человеку жить в гармонии с природой и портят разум. Он считал, что аффекты следует специально подавлять, а сделать это можно только с развитой силой воли. Следовательно, силу воли нужно специально упражнять. Поддерживая теорию Гераклита Эфесского, Зенон полагал, что весь мир происходит и состоит из огня. Умер Зенон в преклонном возрасте, предположительной причиной смерти является суицид с помощью задержки дыхания.

Ближайшим учеником Зенона был Клеанф. Основным видом его деятельности было писательство. Ему принадлежит множество трудов о мыслях и умозаключениях его учителя, он оставил богатое библиографическое наследие, но ничего принципиально нового в философию он не внес. Предположительной причиной его смерти также является суицид – считается, что в преклонные годы он специально отказался от пищи.

Хрисипп– один из учеников Клеанфа. Он первый смог систематизировать знания стоиков до слаженного философского направления, и написал, предположительно, более 1000 книг. Он считал Сократа и Зенона Китийского единственными мудрецами, когда-либо жившими на планете. В некоторых моментах он с Зеноном, был, однако, не согласен. Он считал, что аффекты (страсти), не происходят из неправильной деятельностью ума, а сами по себе являются ошибочными умозаключениями. Развивая мысль Зенона о происхождении всего сущего из огня, считал, что во вселенной периодически происходят пожары, поглощающие все существующее и возрождающее заново. Основой правильного образа жизни считал согласие с природой.

Диоген Вавилонский стал преподавать стоицизм в Риме. Он поддерживал и развивал наследие, оставленное Зеноном Китийским. Самым знаменитым его учеником стал Антипатр из Тарса, развивавший стоицизм в рамках богословия.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Литература

  • Фрагменты ранних стоиков. Пер. и комм. А. А. Столярова. М.: ГЛК, 1998-. Т. 1: Зенон и его ученики (1998). Т. 2(1): Хрисипп из Сол. Логические и физические фрагменты (1999). Т. 2(2): Хрисипп из Сол. Физические фрагменты (2002).
  • Диоген Лаэртский. О жизни философов. Кн.7
  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М.: А Kami Group, 1995. — 445 с. — ISBN 5-86187-023-3
  • Степанова А. С. Философия древней Стои. — СПб.: Алетейя, KN, 1995. — 272 с.
  • Степанова А. С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмологической концепции. — СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. — 164 с.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9676-0425-6
  • Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: ИФАН, 1991. — 116 с. — ISBN 5-201-01806-8
  • Поляков И. В. Знаковая проблематика в философии Стои // Известия Сибирского отд. АН СССР. Сер. История, филология и философия. — Новосибирск, 1988. — Вып. 2. — № 10. — С. 166—170.
  • Рожанский И. Д. Естествознание в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988. — 448 С. — ISBN 5-02-008018-7
  • Левек П. Эллинистический мир. — М., Наука, 1989. — С. 114—117.
  • Степанова А. С. К вопросу о параллелизме в истории философии: стоицизм и китайская философия // Paradigma. Журнал сравнительной философии. — № 2. — 2004.
  • Столяров А. А. Раннестоический корпус текстов: Принципы формирования и основные издания // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — № 3. — С. 155—162.
  • Крицкая С. Ю. Отражение языковых взглядов стоиков и атомистов в трактате Марка Теренция Варрона «О латинском языке» // Epistolai. Сборник статей к 80-летию профессора Наталии Александровны Чистяковой. / Отв. ред. Л. Б. Поплавская. — СПб.: С. -Петербургский университет, 2001. — 188 С.
  • Sambursky S. Physics of the Stoics. — Routledge & Kegan Paul Ltd., 1959. — 148 с.
  • Todd, Robert B. Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of the De mixtione with preliminary essays, text, translation and commentary. — Leiden: Brill, 1976. — 272 P. — ISBN 90-04-04402-7, 978-90-04-04402-9.
  • Галерея античных философов: В 2т. / ред. В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. — М.: Фаир-пресс, 2002. — 576 с.
  • X. S. Thani-Nayagam, «Indian Thought and Roman Stoicism», Tamil Culture 10 (1963):1—36.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.
  • Массимо Пильюччи. Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь = Massimo Pigliucci. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 279 p. — ISBN 978-5-91671-489-0.
  • Уильям Ирвин. Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века, 2021.

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:

  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector