Как пережить подростковый кризис с минимальными потерями
Содержание:
- Что делать родителям
- Признаки кризиса подросткового возраста
- Мифы о работе психолога
- Психологические основы кризиса подросткового возраста
- Что делать родителям
- Можно ли помочь пережить
- Негативизм подростков
- Свежие записи
- Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям
- Как проявляется кризис подросткового возраста?
- Причины кризиса
- Профилактика
- Причины кризиса
- Не самое главное
- Основные фазы кризисного периода
Что делать родителям
Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.
По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.
Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации
Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.
Кризис может проявляться в виде:
- независимости;
- зависимости.
Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.
Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.
Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.
Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.
По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.
Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.
Признаки кризиса подросткового возраста
Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:
- Психологические.
- Социальные.
- Биологические.
Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:
- Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
- Потеря интереса к старым увлечениям;
- Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
- Ощущение бессмысленности своей жизни;
- Ощущение себя неудачником;
- Страх перед будущим;
- Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.
Социальные признаки кризиса переходного возраста:
- Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
- Авторитет взрослого игнорируется;
- Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
- Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
- Занижение или завышение самооценки в зависимости от общения со сверстниками;
- Неуверенность в себе и в окружающем мире.
К биологическим признакам пубертата относятся:
- Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
- Быстрый рост и изменения тела.
- Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
- Мутация голосовых связок у мальчиков.
- Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
- Кожные высыпания.
Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.
Мифы о работе психолога
Помимо того, что родителю следует наблюдать за поведением и эмоциональным фоном своего ребёнка, не стоит забывать про первое правило для гармоничного развития подростка – обратите внимание на себя. Следует развеять некоторые мифы, которые существуют вокруг представлений о работе психолога с подростком:
Следует развеять некоторые мифы, которые существуют вокруг представлений о работе психолога с подростком:
«Всё можно решить за одну встречу со специалистом»
В большинстве случаев это не так, на первой встрече вы сможете лишь прояснить запрос и договориться с психологом о дальнейших планах на встречи, обсудить их примерное количество и формат работы.
«Измените мне ребёнка»
Это тоже невозможно. В 80% случаев психологи объясняют родителям, что результатов можно достигнуть не с помощью только индивидуальной работы с подростком, а и при работе с вами. Его не изменить, он отвечает своими негативными реакциями на условия среды. А это значит, что приводить к гармонии нужно, в первую очередь, семейную систему. Таким образом, специалисты обычно предлагают формат работы, где ребёнок и родитель имеют свои параллельные индивидуальные консультации, а также некоторые совместные консультации со специалистом.
«Дайте нам совет, а дальше мы уже сами всё решим…»
Психологическая помощь в формате советов не оказывается. Родители и сами знакомы со всеми советами, имеют за своей спиной огромный жизненный багаж, но если никакие действенные способы не работают в конкретно вашей ситуации, то это значит, что проблема кроется на уровне нарушений эмоциональной сферы в вашей семье.
Психологические основы кризиса подросткового возраста
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости». Основные проявления.
- Негативизм;
- Упрямство;
- Грубость;
- Бунтарство;
- Стремление во всем поступать по-своему;
- Противостояние авторитетам и иконоборчество;
- Ревностное отношение к личному пространству.
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
- Чрезмерное послушание;
- Возврат к детским интересам и формам поведения;
- Зависимость от взрослых;
- Несамостоятельность;
- Инфантильность в суждениях и поступках;
- Подчинение мнению большинства;
- Стремление быть «как все».
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:
- Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
- Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
- Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.
A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста: D2071F
- Повышенный интерес к собственной внешности.
- Стремление к независимости и свободе.
- Группирование со сверстниками.
- Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
- Потребность в уединении.
- Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
- Резкость и безапелляционность суждений.
- Ранимость в сочетании с показной холодностью.
Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.
Если у вас возникли вопросы, Вы можете пообщаться с нашими детскими неврологами.
Что делать родителям
Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.
По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.
Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации. Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим
Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь
Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.
Кризис может проявляться в виде:
- независимости;
- зависимости.
Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.
Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.
Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.
Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.
По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.
Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.
Можно ли помочь пережить
Родители должны понимать, что кризис юности – это не патология, не психологическое отклонение. Это нормальный период роста и развития. Только в редких случаях ребенку может понадобиться психологическая помощь, чтобы наладить отношения со сверстниками, учителями и родными.
Для сглаживания подобного возрастного периода следует придерживаться основных рекомендаций:
- Поиск точек соприкосновения в любых конфликтных ситуациях. Если ребенку нужно личное пространство, можно договориться, что родители не заходят в его комнату без стука, а он обязан поддерживать там порядок;
- Основные правила, которых должны придерживаться все члены семьи. Например, совместный ужин, мытье посуды по очереди и так далее;
- Равные права. Стоит вовлекать подростка в решение семейных вопросов и некоторых проблем. Хорошо, когда ребенок чувствует себя важным и нужным;
- Не поддаваться на провокации и эмоциональные всплески со стороны молодого человека;
- Поддержка во всех начинаниях. Не следует ограничивать его собственный интерес и увлечения.
Важно! У родителей также возникает множество вопросов, связанных с поведением своего ребенка. Для поддержания себя и чада можно прочитать краткий курс психологии. Нахождение общего языка с ребенком
Нахождение общего языка с ребенком
Негативизм подростков
Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.
Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.
По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.
Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям
Переходный возраст – это всегда сложно
Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.
Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:
«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».
Вероятные ошибки родителей
Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:
- Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
- Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.
Как проявляется кризис подросткового возраста?
Вне профессиональной практики я часто общаюсь с одной семьей, где сейчас младший ребенок вступает в кризис подросткового возраста. Мальчик всегда с очень большой теплотой и лаской относился к своим родителям и, в частности, к матери. Недавно я заметил, что на общем застолье совсем не слышу парня, и начинаю искать его глазами. Конечно, я обнаружил его сидящим в углу, поодаль от всеобщего веселья, он с легким презрением в глазах наблюдал за происходящим вокруг. Поскольку эту семью я вижу довольно регулярно, до меня не сразу дошло, что происходит. На прямой вопрос о собственном настроении, мальчик только сухо буркнул, что все в порядке.
Примерно через неделю после этого мама подростка рассказала, что она перестала получать обычное количество нежности со стороны сына. Заметно, что он с радостью встречает ее с работы, но уже через мгновение улыбка на его лице расправляется, он сухо здоровается и снова запирается в своей комнате. После этого рассказа мне все стало ясно. Внутри парня борются две противоположности. С одной стороны — желание быть и выглядеть взрослым, которое он интуитивно связывает с умеренной эмоциональностью и маскулинностью (мужеством, грубостью и прочими качествами, присущими «мужику»). С другой стороны — сущность ребенка, которым он был еще пять минут назад. Борьба подкрепляется тем, что родственники не знают, что мальчик уже взрослый, и ведут себя с ним по-прежнему.
Причины кризиса
Кроме полового созревания, психологи называют еще несколько причин, из-за чего начинается подростковый кризис:
- Развитие собственного сознания. Ребенок предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но часто они слишком завышены. В этом случае происходит формирование личностных комплексов, поскольку подростки еще не готовы воспринимать всю ответственность за собственные поступки. Из-за этого у детей могут ухудшаться отношения с родителями, сверстниками, педагогами.
- Контроль со стороны взрослых. 13-летние дети считают себя взрослыми людьми, которые могут принять взвешенные решения, не прибегая к помощи. На самом деле, это удается не всегда, ведь у подростков еще мало жизненного опыта. Когда со стороны взрослых (родителей, педагогов) поступают какие-либо запреты, подросток их демонстративно нарушает, при этом часто оказывается в смешной, нелепой ситуации. Взрослые хотят детям лучшего, поэтому злятся, что к их мнению не прислушиваются, а подросткам кажется, что их считают детьми. Отсюда противостояние и открытый конфликт.
- Самоутверждение. Дети в возрасте 13-14 лет хотят доказать всему миру и себе, что они уникальные, неповторимые, талантливые. Часто у подростков появляются лжеидеалы, на которых они стремятся быть похожими. Когда приходит осознание, что ничего не получается, начинается жесткая самокритика, ощущение своего бессилия, самокритика падает до нуля.
Профилактика
Чуткость, внимание к подростку со стороны родителей дает возможность избежать серьезных проблем. В период самоопределения, сепарации старшим членам семьи необходимо не только проявлять внимание к чаду
Важно найти время для собственных интересов и любимых занятий
Не стоит пытаться поучать ребенка — намного полезнее, если он будет видеть в родителях живых людей, которые тоже ошибаются и исправляют ошибки. С которыми можно поделиться интересной информацией и которые тоже могут рассказать немало полезного.
Давайте ребенку свободу в той мере, в какой она не может навредить ему. Подросток должен знать, что существуют границы, которые он не может нарушать (они необходимы для безопасности).
Учите чадо, что проблемы в жизни неизбежны, но не трагичны, а разбираться со сложностями стоит в самом начале.
Причины кризиса
Причины подросткового кризиса обусловлены многими изменениями. Дети начинают становиться более требовательными к окружающим – родители должны обеспечивать покупку необходимых гаджетов, что диктуется рекламой, учителя должны выполнять инструкции и вежливые нормы, иначе светит ответственность перед законом. Даже дружеские связи не терпят чего-то двусмысленного, и если товарищ был однажды замечен в разговоре с врагом, то вычеркивается из списка близких.
Также требования увеличиваются и к себе, потому что происходит снижение самооценки, скачет самовосприятие и ребёнок пытается уже соответствовать взрослым нормам, хочет чего-то добиться, реализоваться. Не все эти требования удовлетворяются, что вызывает большой протест и негативизм.
Внешние факторы, способствующие усилению плохого самочувствия и повышению конфликтности, отсутствием изменений в требованиях родителей, несмотря на то, что сама личность ребёнка продолжает развиваться и трансформироваться. Это уже совершенно иной человек, чем год назад и крайне неприемлемо обращаться с ним в тех же интонациях и просьбах.
Они уже больше умеют и понимают, поэтому резко реагируют на критику, могут научить взрослых новшествам, поэтому негативно реагируют на советы, где сквозит отношение к ним в поучительном или снисходительном тоне, что напоминает общение с детьми.
У подростка уже начинает формироваться стремление брать ответственность, и психика требует реализации навыка самостоятельности и дальнейшего взросления, при этом всё ещё сохраняется несерьёзность и детская безалаберность. В некоторых ситуациях подросток может реагировать как взрослый и решать тяжёлые по своей серьёзности проблемы, в других совершать поступки, ориентируясь на свои желания, без осмысления последствий. Именно такие скачки, а не постепенное приобретение самостоятельности и зрелости является причиной кризисного состояния.
Скромность и воспитанность могут преподноситься как неуверенность, особенности фигуры рассматриваться только в негативном ключе. Подростку довольно тяжело принять своё новое тело и по достоинству оценить внутриличностные качества из-за неудовлетворённой потребности одобрения и чувствительности в этом возрасте к социальным воздействиям.
Не самое главное
— Родители должны понимать, что оценочность и тестовость, которых много сейчас в системе образования, не всегда показатель. Для меня, например, тестовый формат всегда был сложен, для кого-то, напротив, он кажется легче, чем другие формы экзаменов.
Школа и экзамены — это просто очередной этап в жизни ребенка. Надо вселять в ребенка уверенность в своих силах, проговаривать варианты развития ситуации. А часто в самих родителях слишком много тревоги.
Я, к своему удивлению, недавно узнала, что даже первоклассникам теперь нанимают репетиторов, чтобы они лучше учились.
И родители, и учителя поддерживают какую-то общую невротизацию по поводу экзаменов. У меня в практике было несколько случаев, когда дети не хотят идти в 10-й класс только потому, что будет ЕГЭ, и они думают, что провалятся.
Подростки.
unsplash.com
— Чего боится ребенок?
— Плохо сдать. Родители должны сами понимать, что это не крах в жизни, и транслировать эту мысль ребенку. Есть много случаев, когда даже высокоинтеллектуальный школьник заваливает экзамены. Это происходит от того, что он придает оценке основополагающее значение, и паника от того, что он не сдаст, полностью отключает мозг.
Да, в ситуации сдачи экзаменов стресс может быть мобилизующим фактором. Волнуемся, но собираемся и отвечаем правильно. Но если эмоциональная нагрузка слишком велика, то возникает так называемый дистресс, который блокирует память.
Человек постоянно испытывает тревогу и страх и в самый ответственный момент оказывается не готов. Это защитный механизм психики.
Подростки.
unsplash.com
Основные фазы кризисного периода
- 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
- 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
- 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.
Пути развития подросткового кризиса
Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию
Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье. Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.
Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.
Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.
Вид кризиса: независимость
Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.
Кризис независимости – проявления
Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.
Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.
Признак кризиса – отдаление от родителей
Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.
Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.
Вид кризиса: зависимость
Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.
Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.
Кризис зависимости – признаки
Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.
Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.
Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.
Основа проблем подростков – притиворечия