Как написать план эксперимента

Введение

Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.

Этапы планирования[править]

Планирование включает в себя два этапа:

  1. Содержательное планирование эксперимента:
    • Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
    • Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
    • Выбор необходимого метода эксперимента.
    • Решение вопроса выборки испытуемых:
      • Определение состава выборки.
      • Определение объёма выборки.
      • Определение способа формирования выборки.
  2. Формальное планирование эксперимента:
    • Достижение возможности сравнения результатов.
    • Достижение возможности обсуждения полученных данных.
    • Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

2 Вопрос

Доэкспериментальные пла­ны являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование — атрибут его сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашне­го дня.

20 стр., 9711 слов

Тестирование как метод исследования

Этические нормы работы психолога с психодиагностическими методами. Достоверность результатов тестирования. Способы контроля за достоверностью. Личностные опросники Айзенка. Тесты общих способностей, их … валидность, надежность. Стадия 2. Содержательный (куррикулярный) анализ. Анализу подвергаются учебные планы и учебники. Поскольку тесты «школьной успеваемости» направлены на соотносительную группу, …

Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экс­периментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального иссле­дования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспери-ментальных планов проводились еще до возникновения теории пла­нирования эксперимента.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реа­лий жизни при проведении эмпирических исследований. Те усло­вия, в которые ставит жизнь и практические задачи эксперимента­торов, не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспери­ментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Од­нако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квази­экспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознаетте источ­ники артефактов — внешние переменные, которые он не может кон­тролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы — квазиэкспери­ментальные планы.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом меж­ду реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения при­кладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наи­более авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кох и Кэмпбелл (1979) сформулировали основные теоретические принци­пы квазиэкспериментального планирования. Квазиэксперименталь­ный план используется тогда, когда применение лучшего плана не­возможно.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллю­страции. В практике научных исследований по возможности их сле­дует избегать.

Источники

  1. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  2. ↑ См. там же.
  3. См. там же. С. 82—83.
  4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
  6. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
  7. См. там же. С. 275.
  8. См. там же. С. 353.
  9. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
  10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
  11. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
  12. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
  13. См. там же. С. 142
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector