Виды и методы терапии персеверации

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. Черепно-мозговые травмы, при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. Афазия — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, энцефалита, опухолей мозга.
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга.

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (деменцией), которое вызвано сосудистым поражением головного мозга, а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Статья в тему: Профилактика гипертонической болезни — цели, задачи и виды, рекомендации по образу жизни и питанию

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с деменцией и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является болезнь Пика, а также другие атрофические заболевания мозга.

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический паркинсонизм, псевдобульбарный синдром, кататония, синдром Туретта, шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть имбецильность, шизофрения, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта.

Медикаменты при персеверации

Как симптом персеверация не лечится, но благодаря медикаментозной терапии основного заболевания снижается его интенсивность. Часто при вышеуказанных заболеваниях применяются нейролептики. Это группа препаратов, которые оказывают успокаивающее действие.

При их постоянном использовании человек не так реагирует на внешние стимулы, то есть уходит излишнее переживание ситуаций, которое может вызвать назойливое повторение действий или мыслей. Снижается психомоторное возбуждение, ослабляется агрессивность, подавляется чувство страха. Некоторые нейролептики используются как седативные препараты, а другие, наоборот, применяются, когда нужно активировать психические функции. Каждый препарат подбирается врачом индивидуально.

Наряду с применением препаратов важно проводить психотерапевтическую поддержку человека, особенно, если персеверации вызваны стрессами и другими психологическими факторами

Особенности лечения

Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией. Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:

  • Ожидание. Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам.
  • Профилактика. Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит.
  • Перенаправление. Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим.
  • Лимитирование. Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример — ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером.
  • Резкое прекращение. Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента.
  • Игнорирование. Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы.
  • Понимание. Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.

Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами

При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется. Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного

Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.

Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного

Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание. В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии

Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

Диагностика

В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.

Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:

  • Речевые, мыслительные пробы. Персеверативность речи, мышления выявляется при решении теста ассоциаций, установлении аналогий, запоминании и воспроизведении серии слов. При ассоциативном эксперименте больные склонны проговаривать одно слово в ответ на разные стимульные слова психолога. При выполнении задания на простые аналогии они не ищут логическую связь, а выбирают слова «по шаблону», например, все первые (или последние) слова в списках. Воспроизводя серию слов, зацикливаются на одном или двух, повторяя их.
  • Двигательные пробы. Персеверация диагностируется при помощи пробы копирования ритмов (выстукивание ритмов) и пробы на динамический праксис, когда пациенту предлагается повторить последовательность положений кисти руки «кулак-ладонь-ребро». Типичные результаты: инертное воспроизведение предыдущей серии движений/ритма, возвращение к ошибочному варианту, выполнение неправильной структуры и ее повтор.
  • Графические пробы. Персеверативные движения выявляются у пациентов при рисовании, письме цифр и букв. При элементарной персеверации они рисуют круг, а затем много раз обводят его или изображают несколько неразрывных кругов – спираль. Аналогичные ошибки возникают при попытке написать цифры «6», «9», буквы «д», «б». При комплексном двигательном расстройстве затруднено рисование серии геометрических фигур – вместо заданной последовательности больной рисует одну фигуру несколько раз.

Как использовать речевую избыточность?

Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.

Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.

Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:

  • указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
  • усилить смысловую значимость ситуации;
  • выделить определенную мысль в тексте;
  • тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: “Мы шли и шли”;
  • подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: “А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…”;
  • создание смешных ситуаций, например:“Разрешите мне не разрешать”.

Неврологические причины и факторы риска

Персеверация чаще всего возникает при физическом воздействии на головной мозг. При этом у человека наблюдаются трудности в переключении внимания с одного объекта на другой или с одного действия на другое. Основными неврологическими причинами возникновения персеверации являются:

  • какие-либо перенесенные локализованные заболевания в области лобных частей коры головного мозга — они очень похожи на поражения мозга при афазии;
  • черепно-мозговая травма с поражениями в области боковых отделов коры или переднего отдела, где есть префронтальная выпуклость;
  • назойливое повторение в действиях и речи возникает на основе уже развитой афазии; сама афазия представляет собой болезнь, при которой человек не может правильно выговаривать слова и предложения, хотя до органического повреждения мозга он это сделать мог.

Какие психологические проблемы приводят к персеверации?

Помимо неврологических причин, которые связаны с физическим повреждением головного мозга или влияния на него болезней, выделяют еще и психологические причины возникновения персеверации.

Навязчивость в повторяемости действий и фраз возникает вследствие стрессов, которые продолжительное время тяготили человека.
Это явление часто сопровождает сложные синдромы и фобии, когда срабатывает психологическая защита через повторение однотипных действий, которые приносят человеку успокоение и чувство безопасности.
При подозрении на аутизм также наблюдается слишком тщательная избирательность в интересах или выполнении какой-либо работы.
Это явление иногда возникает при гиперактивности, если человек не получает должного (с его точки зрения) внимания
При этом персеверация выступает как защитное явление, которое в подсознании человека компенсирует этот недостаток внимания, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе или своей деятельности.
Проявляется у людей, стремящихся что-то узнать, во что бы то ни стало

Часто проявляется у ученых
Человек постоянно учится чему-то новому, желает узнать что-то важное, поэтому зацикливается на какой-то детали, фразе или действии. Это может его характеризовать, как упорного, но в некоторых случаях такое поведение уже трактуется, как отклонение.
Навязчивое повторение может проявляться в качестве симптома обессивно-компульсивного расстройства

Это такое отклонение в поведении человека, представляет собой усиленное следование какой-либо идее, которая заставляет его постоянно делать определенное действие (компульсии) или же назойливой мыслью сопровождает его жизнь (обессии). Такое навязчивое повторение можно увидеть, когда человек даже без надобности моет руки, чтобы не заразиться болезнями.

Персеверацию следует отличать от других заболеваний или стереотипных действий человека. Повторяющиеся действия или слова могут быть проявлением склероза, ОКР (обессивно-компульсивного расстройства), регулярной привычки, субъективных навязчивых явлений. При навязчивых явлениях пациенты осознают, что их поведение немного странное, нелепое, бессмысленное. При персеверации такого осознания нет.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики. Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов

Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Персеверации в детском возрасте

Ребенок, взрослея, формирует определенные привычки. При патологиях развития или нарушениях они могут превращаться в персеверации.

При этом могут наблюдаться следующие признаки:

  • повторение фраз вне зависимости от темы разговора;
  • отсутствие разнообразия в играх;
  • повышенный интерес к определенным частям тела или местам на коже (проявляются в расчесывании, прикосновениях);
  • графическое фиксирование одних объектов через рисунки и письмо;
  • часто повторяющиеся просьбы, не соответствующие ситуации.

Диагностика персевераций включает тесты с написанием предложений, примеры на умножение и прохождение лабиринтов.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

Персеверация – это явление, которое характеризуется психологическим, психическим или нейропатологическим расстройством поведения и речи человека. Персеверация проявляется через постоянное повторение действия, фразы, идеи, представления или переживания. Это постоянство иногда переходит в назойливую неконтролируемую форму, человек даже сам не замечает это или не осознает происходящее с ним явление.

Такое поведение в действиях или речи возможно не только при психических или неврологических отклонениях. Нередки случаи, когда персеверацию отмечали у человека при переутомлении или отвлечении внимания.

Персеверация чаще всего возникает при физическом воздействии на головной мозг. При этом у человека наблюдаются трудности в переключении внимания с одного объекта на другой или с одного действия на другое. Основными неврологическими причинами возникновения персеверации являются:

Какие психологические проблемы приводят к персеверации?

Помимо неврологических причин, которые связаны с физическим повреждением головного мозга или влияния на него болезней, выделяют еще и психологические причины возникновения персеверации.

Персеверацию следует отличать от других заболеваний или стереотипных действий человека. Повторяющиеся действия или слова могут быть проявлением склероза, ОКР (обессивно-компульсивного расстройства), регулярной привычки, субъективных навязчивых явлений. При навязчивых явлениях пациенты осознают, что их поведение немного странное, нелепое, бессмысленное. При персеверации такого осознания нет.

Что такое персеверация

Весьма неприятным проявлением навязчивого поведения считается персеверация. Характерной чертой является воспроизведение определенного физического действия, фонемы, представления, фразы.

Типичным примером является песня, «застревающая» на длительное время в голове. Многие субъекты замечали, что отдельные словоформы либо мелодию охота повторять вслух на протяжении определенного периода. Подобный феномен, естественно, является слабой аналогией рассматриваемого отклонения, однако смысл персеверативных проявлений именно такой.

Индивиды, мучающиеся данным нарушением, совершенно не контролируют собственную персону в подобные моменты. Назойливое повторение появляется абсолютно спонтанно и также внезапно прекращается.

Рассматриваемое отклонение обнаруживается в устойчивом воспроизведении идеи, манипуляции, переживания, фразы или представления. Такое повторение нередко перерастает в навязчивую неуправляемую форму, индивид сам даже может не обнаруживать происходящее с ним. Таким образом, понятие персеверации являет собой феномен, обусловленный психологическим нарушением, психическим отклонением либо нейропатологическим расстройством поведенческих паттернов и речи индивида.

Подобное поведение возможно также и при сильном переутомлении либо отвлечении внимания не только при психических недугах или неврологических отклонениях. Считается, что базисом персеверации являются процессы повторяющегося возбуждения нейронных элементов, обусловленные запозданием сигнала об окончании действия.

Рассматриваемое нарушение нередко принимают за стереотипию, однако, невзирая на общее стремление навязчивого повторения, персеверация отличается тем, что она является результатом ассоциативной деятельности и структурного компонента сознания. Субъекты, страдающие персеверацией, проходят терапию у лекарей, которые вначале помогают выявить первопричину, после чего проводят комплекс мероприятий, устремленных на исключение воспроизводимой мысли, фразы, повторяющегося действия из повседневной жизни данного субъекта.

Дабы предотвратить формирование описываемого синдрома у взрослых лиц, родителям следует внимательно наблюдать за поведенческим реагированием малыша на предмет присутствия у него признаков персеверации. Можно выделить следующие «атрибуты» рассматриваемого нарушения: регулярное повторение крохой одной фразы, которая не соответствует теме беседы, характерные действия (малыш, например, может постоянно дотрагиваться при отсутствии физиологических предпосылок до определенной области на теле), постоянное рисование одинаковых объектов.

В детском периоде существуют специфические проявления персевераций вследствие особенностей психологии малышей, их физиологии, и активной смены жизненных ориентиров и ценностей крох на разных стадиях взросления. Это порождает определенные сложности в дифференциации симптомов персеверации от сознательных действий малыша. Помимо того, проявления персеверации могут камуфлировать более серьезные отклонения психики.

Ради более раннего выявления возможных расстройств психики у чада, следует внимательно наблюдать за проявлениями персеверативных симптомов, а именно:

– систематическое воспроизведение одного высказывания независимо от обстоятельств и заданного вопроса;

– присутствие определенных операций, повторяющихся неизменно: касание определенного участка тела, почесывание, узконаправленная деятельность;

– многократное рисование одного объекта, запись слова;

– неизменно повторяющиеся просьбы, надобность исполнения которых весьма сомнительна в границах конкретных ситуативных условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector