Что такое педагогика?

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.

Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.

Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:

  • перенимание опыта предшествующих поколений;
  • его обогащение посредством включения собственного опыта;
  • передача накопленного опыта следующим поколениям.

Определение 3

Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 4

Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности

К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.

Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.

Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.

Определение 5

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.

Педагогические понятия

Педагогика– наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Педагогическая деятельность – деятельность, направленная на достижение педагогической цели.

Педагогическая задача – педагогическая цель, поставленная в определенных условиях.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности.

Педагогическая технология – воспроизводимый способ диагностично заданных педагогических целей.

Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника, (обучаемого), которые определяют его развитие.

Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующих цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или кратковременный) воспитателей и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Предмет педагогики – является закономерности конкретно-исторического процесса воспитания и обучения, на основе которых строится педагогическая теория и практика.

Преподавание – специальная, профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечения информирования и осознания практического применения знаний.

Литература

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  • Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
  • В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
  • Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»

Воспитание, как раздел педагогики

Воспитание является одним из главных разделов педагогики.

Определение 1

Под воспитанием понимается процесс формирования интеллектуальных, физических и духовных сил человека.

Воспитание человека может иметь не целенаправленный характер, а происходить под влиянием среды и стихийно складывающихся ситуаций. Но такой вариант воспитания вернее назвать как отсутствие целенаправленного воспитания. Поэтому в узком смысле воспитание представляет системное и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. Воздействие это направлено на создание у воспитуемого конкретных личностных качеств.

Определение сущности воспитательного процесса и ряда закономерностей воспитания является ключевым направлением в педагогике. Развитие данного я возможно только при применении результатов ряда антропологических наук

Важно отметить, что непосредственно педагогике, а также ряду практических задач воспитания необходимо определять конкретные цели исследований в психологии, медицине и других антропологических науках. Если перед нами стоит задача получить совершенно новые знания в системе воспитания, которая учитывает соотношение индивидуальных социальных и генетических аспектов, нам необходимо обозначить цели и задачи исследований медицинской генетики, молекулярной биологии и социологии

Что в имени тебе моем?

О том, что изучает педагогика, первичные выводы можно сделать уже из наименования дисциплины. Оно образовано от греческих слов:

  • пейда – ребенок;
  • гогос – ведение.

Дословный перевод слова звучал бы как «мастерство ведения детей».

Идея педагогики в обеспечении специфических отношений внутри социума, благодаря чему человек может развиваться физически, морально, умственно, нравственно – словом, во всех областях и сферах. Рабочий процесс в рамках такой дисциплины предполагает взаимодействие наставника, обучаемого. Педагог – человек, который способен применять положения института педагогики в реальной жизни, в рабочей практике, взаимодействуя с ребёнком и обучая его, дабы у маленького человека появилось представление о возможностях продвижения по жизни, оптимальных путях развития и достижения желаемого.

Частные вопросы

Это направление педагогики занимается конкретными дисциплинами. Разрабатывают методологические подходы, рассматривают организационные проблемы, прорабатывают содержание. Частная педагогика может заниматься самыми разными направлениями – физикой, химией. Выводы, сведения, полученные в рамках конкретных работ, посвященных строго ограниченному числу вопросов, обобщаются для получения общих теоретических основ педагогики как комплексной науки.

Высока важность всех указанных направлений, будь то дошкольная педагогика или дисциплина, рассматривающая образование пожилых людей. Деятельность, позволяющая обучать других людей, совершенствовать их вне зависимости от возраста, социального статуса, для нашего общества важна и значима

В равной степени актуальная социальная, научная педагогика, общая теоретическая, историческая, базовая прикладная. Взаимодействие отраслей обеспечивает возможности эффективного развития педагогики в целом, а через это – всего социума как единого объекта.

Суждение развития личности

За типом суждения развития личности педагогические теории делятся на следующие:

  • Когнитивные.
  • Психоаналитические.
  • Теория привязанности.
  • Бихевибристкая.
  • Гуманистическая.
  • Деятельностный подход.

Все эти теории, по содержания, реализуют принцип интеграции. Раскрываются они на стадии научного осмысления и экспериментирования.

Научные исследования, которые проводятся сегодня, показывают положительную сторону сближения различных видов активности, при этом используя интересные для детей формы и средства по содержанию. Параллельно проводится изучение разных видов программ. Это позволит экономить достаточно времени для организации игровой и самостоятельной активности ребенка и прийти к желаемому образовательному эффекту за небольшое количество времени.

Тесные взаимосвязи

Отличительная особенность педагогики – взаимодействие с широким спектром научных дисциплин самого разного характера, направленности. Связи реализованы через взаимодействие частных методик. Фактически педагогика представлена в любой современной науке, что формирует взаимное влияние. В то же время, как признают специалисты, открыть мысль – это одно, научить других тому, что понятно для себя – совсем иная задача. Хороший пример, известный в социальной педагогике – Кант, чьи работы в наше время считаются исключительно значимыми, но во многом заслуга эта принадлежит последователям мыслителя, сумевшим популяризовать его творения, так как сам автор хоть и создал важные тексты, но изложение их было слишком непонятным для широкого круга читателей.

Важность современного корректного подхода к подаче информации реализована через применение норм, принципов педагогики. В общем случае считается, что это повышает имидж науки, но есть и обратная связь – сама педагогика становится более значимой, взаимодействуя с разными дисциплинами

Похожие термины:

  • педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э.V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.

  • Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспит

  • сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебновоспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.

  • качественная оценка состояния научной педагогики 60-80-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная

  • интегративная библиотековедческая д исциплина, в которой рассматриваются проблемы теории чтения, пропаганды литературы, руководства чтением и библиотечное дело. Иногда ей придают черты приклад

  • изучает особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

  • совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Включает: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.). К п

  • изучает воспитательные возможности (теоретические возможности и практику) работы в условиях досугового центра – клуба.

  • представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия

  • представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и

  • течение в реформаторской педагогике конца XIX-начала ХХ в.; основоположник В. А. Лай считал главным в воспитании и обучении-принцип действия: развитие всех форм активной деятельности учащихся.

  • педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся

  • Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере

  • педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека, человеческое сообщество.

  • педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды ка

  • определяет воспитательные возможности реализации человеком, группой свободного времени.

  • новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих

  • направление зарубежной педагогики, положения которого основаны на данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – начале XX вв. в Герм

  • лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п

  • гр. – блаженство) – учение в педагогике о целях, содержании и средствах обучения и воспитания детей в их способности создавать себе условия и быть счастливыми. Это педагогика о способах развития в

Предмет науки

Таким термином обозначают такую сферу нашего мира (реальную, материальную, духовную, идеальную), которая имеет логические связи, была рассмотрена учеными, что привело к формулированию конкретного результата: что представляет собой объект исследований. Невозможно в размышлениях полностью охватить сложность объекта, который рассматривает ученый, как бы ни был высок его уровень, многое зависит от субъекта исследований и попавшего в поле зрения элемента. Как видно из истории педагогики, отдельные личности и их позиция относительно разумных подходов оказали существенное влияние на восприятие предмета дисциплины и особенностей взаимодействия с ним.

Если в прежние времена наука была набором относительно простых постулатов, то рассмотрение этой темы общественными деятелями привело к накоплению полезной информации и разветвлению системы подходов к вопросу. История педагогики начинается с древнегреческих философов, которые лишь размышляли на тему процессов становления личности, но со временем из этой базы сформировалась полноценная отрасль, некоторое время включённая в другие дисциплины (историю, философию), но относительно недавно получившая абсолютную самостоятельность. В наши дни предметом выступают размышления, связанные с реальностью в области образования, методиками, которые позволили бы усовершенствовать эту отрасль.

Объект и предмет общей педагогики

Педагогика является одной из самых древних наук. На протяжении всей истории общества происходило становление и развитие народной педагогики. Постепенно людей, связанных с обучением и воспитанием, стали называть педагогами. Обобщение накопленного педагогического опыта дало толчок в развитии педагогики как отдельной науки, которая изначально входила в состав философии.

Определение 2

Объект изучения педагогики – человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений.

Определение 3

Предмет педагогики – это воспитательные действия и отношения, оказывающие влияние на человеческое развитие.

Как научная дисциплина, общая педагогика занимается изучением теоретических основ педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие человека.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:

  • Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.
  • Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.
  • Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».
  • Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.
  • Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.

Задачи педагогики

Какие же задачи ставятся перед педагогической наукой? После разбора предназначения педагогики можно выяснить ответ на данный вопрос. К задачам педагогики можно отнести:

  • анализ истории создания и развития педагогического познания, а также способы его использования в обществе;
  • построение методологии и методики педагогического понимания;
  • создание научной картины педагогической действительности;
  • проведение широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
  • развитие педагогического процесса в условиях общества;
  • общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и его отдельных структурах;
  • педагогическое содействие развитию личности любыми возможными способами, которыми обладает современное общество;
  • создание систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности до существующих требований времени;
  • разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по нахождению задач воспитания, обучения, образования;
  • изучение индивидуальных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными и иными социальными группами граждан;
  • формирование актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического;
  • подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также к иным проблемам, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
  • предсказывание педагогических продуктов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
  • создание вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
  • формирование системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа каким-либо образом связана с педагогической действительностью;
  • участие в международных педагогических проектах, обмене необходимой информацией и опытом работы, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также способов и путей его применения в условиях современной России;
  • подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.

Педагогика представляет собой одну из наиболее социально значимых наук, обладающих общественным назначением. У нее имеются собственные интересы, усилия и своя организация. Ее определяют, как науку, занимающуюся изобретением современных и улучшением существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической действенности с целью удовлетворения интересов человека и социума в целом.

Вывод

Педагогика представляет собой социальную силу, которая способствует процветанию цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбе с необразованностью в умах и практике, имеющую возможность сделать свой вклад в их результаты.

Основное социальное назначение педагогики заключается в прогрессивно-производительном улучшении жизни и будущего.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

Главной задачей педагогики стала создание нового идеального образа человека и методов его формирования. Дьюди развивал теорию и значении детского опыта под присмотром педагога. Ввёл систему индивидуального образования «Виннетка – план» и индивидуализированного обучения под названием «Дальтон – план». Он означал правильное распределение нагрузки, которое предусматриваем совместное планирование учениками и учителями.

В Германии в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория» открылась отдельная школа. Также известна под названием «Вальдорфская школа». Разработчиком стал Рудольф Штейнер. Он считал, что развивать личность ребёнка необходимо через искусство.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

  • Сухомлинский В. А. – выступал за идею гуманного обучения.
  • Блонский П. П. – поддерживал трудовую народную школу.
  • Каптерев П. Ф. – написал учение про педагогическую организацию.
  • Вахтерев В. П. – предоставил концепцию «эволюционной педагогики».

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Вывод

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

Определение 1

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные категории педагогики

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется в частности её предметом. Понятие – это «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств». Соответственно в педагогике понятие – это форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений (И.Ф. Харламов). Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

Категория – это общее, фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные свойства, связи, отношения того или иного явления реальной действительности. Определить понятие — значит выделить его основные общие и специфические существенные признаки. Понятия (их много) и категории (их немного) педагогики выражаются в терминах. (Термин – слово, точно определяющее понятие). Научная терминология отличается точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно пополняется, обновляется, уточняется, совершенствуется.

Большинство современных ученых-педагогов склонны называть в качестве основных категорий педагогики следующие: развитие, образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и др. Педагогика оперирует и такими понятиями, как индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания и т.д.

Зарождение педагогики

Использование методов и форм передачи знаний дает представление о том, что педагогика, хотя и не называется таковой, присутствует с самого начала сообществ. Греция и восточные цивилизации, такие как египетская или китайская, были первыми, кто разработал методы и систематизировал доступ к знаниям.

Великие греческие мыслители, такие как Платон, Сократ и Аристотель, установили в своих трудах важность определения методов для познания и изучения определенных дисциплин. Доступ к образованию был привилегией небольшой части как греческого, так и римского общества

В семнадцатом веке Хуан Амос Коменио заложил некоторые основы педагогики в своей работе «Didactica Magna»

Там он раскрывает важность образования в развитии детей

Также в семнадцатом веке во Франции возникла так называемая «традиционная педагогика».. Управляемый иезуитами, он выдвинул на первый план школу как главный источник культурной и религиозной передачи в обществе. Традиционная педагогика основана на передаче знаний учителем и характеризуется пассивной ролью учащихся.

Иоганн Генрих Песталоцци и Жан-Жак Руссо заложили основы современной педагогики., наряду с другими мыслителями 18 века. Оба делают акцент на эволюции педагогических методологий.

Они поощряли разработку методов обучения, которые позволяют отказаться от жесткого обучения и запоминания понятий, чтобы уступить место наблюдению, экспериментам и рассуждениям, чтобы дети могли учиться на собственном опыте

В своей работе «Эмилио» Руссо подчеркнули важность образования через пробуждение интереса в ребенке, а не дисциплины

Начиная с 19 века и на протяжении всего 20 века современная педагогика фокусировалась на отношениях учителя и ученика и на развитии способностей учеников. Такие мыслители, как Иоганн Фридрих Гербарт, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Жан Пиаже, внесли заметный вклад в различные типы педагогики.

Подведем итог

Педагогика – это не просто наука, которую преподают нашим учителя и педагогам, чтобы они нас правильно учили, а это целая система знаний, которая сопровождает нас всю жизнь, а не только в учебных заведениях. На протяжении всей жизни, начиная с момента, когда мы издали первый крик, и, заканчивая моментом, когда мы издаем последний стон, мы учимся. Мы пытаемся учиться чему-то новому, необычному или обычному для нас. В детстве нас учат, как правильно говорить и ходить. В школе – писать, читать. В институте – обучают навыками, которые пригодятся нам для будущей профессии. На работе мы учимся находить общий язык с людьми, техникой и т.д. В дальнейшем мы сами начинаем кого-то учить. Можно сказать, что наша жизнь — это циклический процесс, который во многом завязан на таком маленьком, но таком обширном слове педагогика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector