Система монтессори — что это такое?

Содержание:

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста

Рекомендации родителям по домашним занятиям целесообразно разделить по возрасту.

До года

Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.

Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори

Ещё один вид занятий — протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.

Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев

Watch this video on YouTube

С годовалого возраста и до 3 лет

Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:

  1. Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.

  2. Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
  3. Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
  4. Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
  5. Застёжки, шнуровки.
  6. Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).

  7. Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
  8. Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
  9. Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).

Видео: игры с водой по Монтессори

Watch this video on YouTube

Для возраста 2–5 лет

Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.

В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв

Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).

В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).

Кому подойдет система Монтессори

Система Монтессори, прежде всего, подойдет детям, для которых важен индивидуальный подход, для ребят, привыкших заниматься в своем ритме. Любознательным индивидуалистам, малышам с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельным и вольнолюбивым мальчикам и девочкам, как правило, комфортно в среде Монтессори.

Довольно сложно может быть чрезмерно активным, неусидчивым детям. В большинстве случаев система Монтессори не показана детям с проблемами с социализацией. В виду того, что программа не предусматривает достаточного общения между собой, сложности во взаимодействии с окружающими у таких детей могут даже усилиться.

При всех минусах система Монтессори не теряет своей популярности на протяжении многих лет. На мой взгляд, плюсы методики значительно перевешивают минусы. Способность учиться и независимый взгляд на вещи – это те навыки, без которых невозможно преуспеть в современном мире.

Надеюсь, наш экскурс в систему Монтессори был вам полезен и поможет принять решение при выборе детского садика для вашего ребенка!

Мария – человек мира

Методика развития детей, которую создала Мария, все больше ширится по свету: Испания, Англия, Голландия, Индия. В 1934 г. женщина была вынуждена навсегда покинуть родину. У нее произошла конфронтация с правительством Муссолини.

Друзья приглашали Монтессори в Америку, но она не хотела засиживаться на одном месте. Некоторое время Мария жила в Англии, но гражданке Италии вскоре пришлось уехать и оттуда. Следующей страной, где Монтессори и ее сын прожили 7 лет, стала Индия.

Женщина-врач считала, что ее метод показал наилучший результат именно в Индии. Вскоре она открыла собственную школу в Кодайканале. Там же прославленный педагог принялась за разработку новой методики развития детей, возрастом от 6 до 12 лет.

Суть человеческих тенденций в Монтессори

Установившееся в русском языке название этого понятия не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.

Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:

  • ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
  • имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
  • почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
  • обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.

Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.

В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.

Методика Монтессори использует столетний опыт практики своих принципов и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.

Бесплатный марафон от экспертов

Поможет сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Гигиена

Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки

В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:

В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:

Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.

Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.

Принципы уважения, наблюдения и самостоятельности в Монтессори

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи. Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов. Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. И это не про раннее развитие, а про своевременность. Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Развивающая среда Монтессори

Методика Монтессори невозможна без специально подготовленной среды. Именно специализированная среда позволяет ребенку поэтапно развиваться, не прибегая к помощи взрослого.

У малышей есть неуемная потребность постоянно осваивать окружающий мир. У каждого ребенка есть стремление пощупать, понюхать или попробовать на вкус предметы вокруг себя. Таким образом, развитие интеллекта происходит не через абстрактные вещи, а через реальные ощущения, которые становятся основным инструментом познания. Поэтому окружающую среду нужно строить таким образом, чтобы она удовлетворяла потребностям ребенка. Грамотное построение среды предполагает, что любой предмет в ней становится неким учебным пособием.

Как правило, развивающая среда разделяется на 5 областей:

  1. Сенсорная область – обустраивается с целью воздействия на органы чувств ребенка. В такой области ребенок учится осознавать размеры предметов, их формы и величины.
  2. Область повседневных упражнений, обустроенная для развития навыков самостоятельного ухода ребенка за собой и своими вещами.
  3. Область родного языка, направленная на развитие понимания букв, слов и правил формирования речи.
  4. Область математики, где ребенок учится считать, а также понимать цифры и числа, состав чисел и элементарные арифметические операции.
  5. Область космического воспитания, спроектированная для познания окружающего мира в областях биологии, географии, астрономии, физики, истории и прочих сфер познания.

Классы для занятий по системе Монтессори не похожи на «классические» учебные классы – в них нет стандартных парт, есть лишь коврики и небольшие столики со стульчиками.

Отношения ребенка с предметами реального мира

«В Монтессори — группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь».

У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз «Президентом». Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком — то возрасте.

«А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время.»

Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?

Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два.

Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей:

Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.»

Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей.

Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори.

Самостоятельность

Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:

Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.

Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:

  • По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
  • Личную гигиену и туалет;
  • Поддержание чистоты и порядка и т.д.

Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.

История системы

 Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

 В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное

Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Сравнение методики Монтессори с другими системами раннего развития

Как известно, система Монтессори — не единственная методика раннего развития детей, поэтому будет интересно сравнить её с другими системами.

Таблица: сравнение системы Монтессори с другими методиками раннего развития

Автор методики Отличительные черты
Зайцев Система предлагает игровую форму работы. А занятия по Монтессори — это не игра, а, по сути, обычная жизнь ребёнка. Материала здесь нужно намного больше, чем таблицы и набор кубиков.
Гленн Доман Обучение по Доману идёт, главным образом, с помощью карточек, нет воздействия на осязание. У Монтессори же большое значение придаётся именно осязательной функции.
Никитины Хотя занятия по Никитиным чем-то напоминают метод Монтессори (родитель воспринимается как старший товарищ, а не проверяющий), но в этой системе значительная роль отводится закаливанию малышей, чего нет у Монтессори.
Сессиль Лупан Данная система нацелена на максимально активное познание в первый год жизни ребёнка. У Монтессори же всё подаётся дозированно, равными порциями в разном возрасте. Ребёнок постоянно находится в процессе познания.

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики  – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость

Память и внимание здесь тоже задействованы

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Ключевые принципы педагогики Монтессори

Суть педагогических взглядов Монтессори раскрывается в следующих суждениях:

  • Ребенок – самостоятельный и активный субъект воспитательного процесса, имеющий абсолютную свободу выбора. Взрослый играет в данном процессе второстепенную роль. Он является скорее помощником, чем непосредственным наставником. Ключевая задача взрослого – заинтересовать ученика, стимулировав тем самым дальнейшее самостоятельное развитие. В образовательной среде Монтессори дети сами становятся учителями. Из-за того, что зачастую группы в системе Монтессори разновозрастные, старшие нередко становятся наставниками младших.
  • Ребенок может ошибаться. Основная задача малыша – самостоятельно найти выход из критичной ситуации.
  • Взрослый должен уважать каждого ребенка. Система Монтессори предполагает минимизацию указаний, запретов или критики.
  • Ребенок должен свободно мыслить, чувствовать и действовать. Это – основной двигатель прогресса. Именно таким образом достигается полноценное саморазвитие.
  • Для качественного развития ребенка следует организовать вокруг него специализированную среду и тщательно подобрать дидактический материал.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что все в системе Монтессори должно работать на развитие самостоятельности воспитанника. Основная задача воспитателя сводится к созданию условий для такого развития детей путем создания специализированной среды и подготовкой соответствующего дидактического материала. Помощь взрослого сводится, в большей степени, в стимуляцию заинтересованности ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector