Основные виды памяти

Содержание:

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы вертится на языке или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Интересные факты о памяти

  • Первые воспоминания человек получает еще в утробе матери.
  • Александр Македонский обладал феноменальной памятью — помнил поименно более 25 000 своих солдат.
  • У людей, которые однообразно питаются, ухудшаются процессы запоминания.
  • Специалисты отмечают, что розмарин улучшает память.
  • Национальность человека с приобретенной амнезией врачи определяют по бранным словам — это то, что он запоминает на всю жизнь.
  • Беспорядок в окружающей среде плохо отражается на мнемических процессах памяти.
  • Лучше всех память развита у пчеловодов, артистов и ученых.
  • Самый популярный портрет Линкольна написал его почитатель по памяти, когда узнал о его гибели.
  • Абсолютный рекордсмен по владению своей памятью — Джон фон Нейман. Он мог с легкостью воспроизводить содержание прочитанных много лет назад книг и переводить их на немецкий и английский языки.
  • Центр восприятия запахов в человеческом мозге находится рядом с отделами памяти, поэтому они вызывают воспоминания. Специалисты считают, что такое устройство передалось нам генетически от первобытных предков, которым память на запахи помогала выживать.

Человеческая память относится к основным свойствам личности. Она является одним из главных инструментов в развитии человека и помощником в реализации его индивидуальных способностей. Без нее практически невозможно выстроить благоприятные и гармоничные межличностные отношения. Если смотреть с точки зрения жизни на планете, то ни одно живое существо не проживет долго без нейронных связей, которые отвечают за запоминание и воспроизведение.Для лучшего представления о том, как работает память, посмотрите это видео.

Классификация видов памяти

Классифицируют память по таким основным критериям:

  • долгосрочность хранения материала;
  • степень опосредованности задействованных механизмов;
  • свойства психической активности в данном моменте.

Рис. 3. Процессы памяти

Психологическая активность

По сути и свойствам психологической активности выделяют такие типы памяти.

Образная

Вмещает в себя все базовые принципы запоминания, которые распространяются на уже знакомые предметы и явления.Отличительная черта данной памяти заключается в том, что материал во время хранения искажается и при воспроизведении отмечаются неточности. Выделяют такие метаморфозы, происходящие с образами:

  • Гипертрофию некоторых деталей;
  • Упрощение подробностей;
  • Изменение цветовой палитры изображения;
  • Стремление сделать образ более упрощенным, однообразным и симметричным;
  • Изменение положения и ориентации фигуры в пространстве;
  • Расширение и округление формы предмета.

Такие преобразования в памяти делают ее менее достоверной. С другой стороны — такая особенность может создать общую схему материала для эффективного запоминания.

Словесно-логическая

Этот вид памяти содержит в себе высказывания и мысли, помогает отслеживать закономерности и усваивать сложный материал.

Эмоциональная

Хранит в себе воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Она делает личностную память сугубо индивидуальным явлением, придавая приобретенному опыту глубоко чувственный характер.

Двигательная

Данный вид памяти проявляет себя в запоминании, сохранении и осуществлении систем движений. Она предназначена для формирования двигательных навыков. Примером хорошей двигательной памяти является сноровка и ловкость.

Длительность хранения

Типология процессов памяти по продолжительности хранения выглядит следующим образом.

Мгновенная

Характеризуется удержанием только что полученного материала без дальнейшей обработки. После получения информации мозг начинает ее обрабатывать только при условии дальнейшего использования.

Кратковременная

Обеспечивает качественное и точное воспроизведение материала только на протяжении нескольких секунд с момента запоминания. Характеризуется неспособностью вмещать в себя большой объем информации и долго его удерживать.

Оперативная

Рассчитана на обслуживание конкретных действий, осуществляемых индивидом, когда необходимо разделить и выполнить работу по частям. В этой памяти хранятся промежуточные результаты до полного решения всей задачи. Впоследствии информация стирается из этого отдела за ненадобностью. Объем этой памяти предназначен для удержания информации из кратковременной памяти и материала из долговременной, который касается осуществляемого действия.

Долговременная

Характеризуется точностью и неограниченным сроком хранения информации. На этом уровне происходит накопление опыта и знаний. Когда человеку необходимо, нужная информация актуализируется в памяти на время, потом снова уходит в глубину сознания. Благодаря этой особенности, человек не осознает каждый момент своей жизни всю информацию, хранящуюся в отделах памяти, и тем самым не перегружает работу головного мозга.

Генетическая

Этот вид памяти воспроизводится в самом генотипе и передается по наследству. На него невозможно оказывать влияние через обучение или другие виды воздействия.

Рис. 4. Функции памяти

Осознанность

Различают такие виды памяти по степени осознанности человека в происходящем процессе.

Непроизвольная

Самый удобный и простой вид запоминания, когда сам процесс проходит автоматически и без усилий со стороны индивида. Чаще всего включается при сложной, но интересной интеллектуальной работе, и при важных событиях для человека.

Произвольная

Во включении данного вида памяти принимает участие воля человека, направленная на достижение желаемого результата. Произвольную память можно контролировать и тренировать.

Метапамять

Отличается осознанным включением человека в процессы запоминания и воспроизведения. Свойственна людям, которые знают об устройстве своей памяти, развивают ее и с успехом пользуются ее преимуществами. Таких людей называют интеллектуалами.

Как работают законы памяти?

Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.

Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.

Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.

Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.

Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.

Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.

Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.

Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.

Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.

Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше

Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Дополнительная информация:

  • Тренировка памяти или как научиться запоминать?
  • Как развить память и какие есть для этого техники?
  • Почему бывает плохая память и что с этим делать?
  • Как восстановить память — 17 способов
  • Какие есть упражнения для развития памяти?
  • Что такое воспоминания и как их сохранять?
  • Как запомнить информацию быстро и надолго?
  • Какие есть виды памяти человека?
  • Как улучшить память — 19 проверенных методик

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Развитие эмоциональной памяти у взрослых

Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:

Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании

Концентрируйте  внимание на различных, даже незначительных событиях,   и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить  чувства и эмоции.
Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги

Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.

Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.

Успехов Вам в познании себя и саморазвитии. Мы стремимся, чтобы наши упражнения для улучшения памяти способствовали Вам в развитии памяти.

Память человека в психологии

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Привычки, развивающие память. 11 золотых правил

Вот они:

Интерес и желание запоминать — без этого все усвоенные знания забудутся;
Связывание мелодии с текстом (проводить ассоциацию) — так она лучше запомнится;
Наблюдательность — внимательность во всем помогает запомнить многое;
Организация — хранение вещей на определенных местах

Внешний и внутренний порядок — по сути одно и то же;
Изучение информации — преувеличение ее важности помогает лучше ее запомнить;
Образное мышление — память сохраняет образы дольше, чем слова;
Выполнение ежедневных дел устоявшимся способом;
Решение шарад, сканвордов, судоку, игра в шахматы;
Размышление перед сном о том, что нужно запомнить из событий дня;
Разговоры о воспоминаниях — выражение их в словах;
Привязывание идей к образам.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти – это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Теории исследования памяти

Способность живых существ управлять мнемическими процессами памяти позволяет ориентироваться им во времени и пространстве. Потерю же памяти для человека можно сравнить с утратой свободы и себя, своего места в мире. Структуру и принципы работы этого вида высшей нервной деятельности изучают психологи, биохимики и физиологи. Основная цель исследователей — определить и понять, как работают механизмы, принимающие участие в запоминании и воспроизведении полученной информации, и как оптимизировать этот процесс

Специалисты считают, что владея знаниями о том, как функционирует память, о ее свойствах и закономерностях, каждый человек сможет оценить для себя по достоинству всю важность познавательных процессов и феномен памяти.Распространение получили такие теории изучения памяти

Бихевиористическая

Сторонники данного учения отдают главную роль особым упражнениям для фиксации материала

Акцентируя внимание на условных рефлексах, ученые ставили перед собой цель — доказать, что память — отдельная от конкретных действий, самостоятельная функция человека. Бихевиористы считают, что на эффективное запоминание объектов и процессов влияют такие факторы:

  • Возраст индивида;
  • Личностные особенности;
  • Количество и узнаваемость материала;
  • Промежуток между процессами фиксации.

Нейрофизиологическая

С точки зрения нейрофизиологии, в человеческом мозге создаются нейронные замкнутые цепи, по которым циркулируют определенные нервные импульсы. В этих связях хранится обработанный мозгом материал, и с каждым повтором одного и того же потока, процесс протекает легче и быстрее. Точная работа данных механизмов на физическом уровне помогает выполнить основные задачи памяти в психических процессах человека.
Рис. 2. Виды памяти

Ассоциативная

В центре этой концепции находятся ассоциации, которые выполняют связующую роль между психологическими явлениями. Они устанавливаются между отдельными составляющими материала, которые фиксирует, а потом воспроизводит человеческий мозг.Психологи установили такие закономерности в происхождении ассоциаций:

  • Схожесть. Процесс включения памяти происходит при помощи связей между схожими элементами и опирается на сходные нервные реакции, которые при этом возникают.
  • Смежность. В центре процесса стоит совмещение предыдущего и текущего материалов, связанные в пространстве и времени. Благодаря смежности информационных блоков человек овладевает речевым материалом и другими социальными навыками.
  • Контраст. В этом процессе сопоставляются и сравниваются противоположные явления и объекты, образовывая новые нейронные связи.

Когнитивная

Согласно представлениям этой теории, процедура фиксации базируется на разных информационных блоках и на процессах их дальнейшей обработки.Каждый отдел выполняет свою конкретную работу:

  • Распознавание уникальных особенностей;
  • Разработка своеобразной карты для ориентации в материале;
  • Хранение на протяжении необходимого времени;
  • Предоставление необходимых деталей в конкретной форме и в нужный момент.

Физическая

На физическом уровне все действия проходят в коре головного мозга. Там остаются следы возбуждения, которые впоследствии способствуют возникновению ассоциативных связей уже без дополнительных раздражителей. Это свойство ЦНР позволяет сохранять и использовать информацию об отсутствующем предмете или материале по требованию.Исходя из вышеперечисленного материала, память человека реализуется за счет многих механизмов, одни — он может контролировать, другие — нет.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы вертится на языке или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Память человека в психологии

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

Депрессивное состояние

Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
Стресс и нервное истощение

Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
Травмы с поражением ЦНС.

Заключение

Несмотря на многочисленные эксперименты по изучению памяти, проведенные за время существования психологии как науки, и на то, что на современном этапе в психологии уже накоплен обширный материал, проливающий свет на проблему памяти человека, в настоящее время данная проблема изучена не в полной мере.

Память имеет глубокие филогенетические (эволюционные) корни, и в различных формах и уровнях развития присуща всем живым организмам как инструмент приспособления к окружающей среде. Следовательно, как и все особенности живых организмов, память имеет свои физиологические основы, однако и они к настоящему времени изучены недостаточно.

Некоторые исследования памяти, проведенные в последние десятилетия, дают в высшей степени перспективные и поразительные результаты. Так, например, по итогам одного из таких исследований обнаружилось, что «запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими­ческими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти мож­но переносить гуморальным, биохимическим путем» . Это говорит о том, что теоретически существует возможность физиологической передачи информации, воспринятой и сохраненной в памяти одного человека, другому человеку или нескольким людям. Кроме того, одной из неразгаданных тайн является подтвержденное результатами научных исследований наличие памяти (или ее аналога) не только у человека и животных, но и у растений . Не до конца изучены и особенности людей, обладающих феноменальной или эйдетической памятью .

Таким образом, многие вопросы в исследовании памяти еще остаются открытыми, и продолжение изучения памяти – предмет дальнейших научных исследований. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector