12 ветвей (или областей) психологии

Типы личности в конфликтной ситуации

Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:

Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится;
Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения

Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться. Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
Неуправляемый тип опирается на эмоции

Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение

Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.

Конфликтная ситуация

Отрасли прикладной психологии

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психологияМедицинская психологияЮридическая психология

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы

Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов

Психология трудаПолитическая психологияПсихология спортаПсихология искусства

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

1) Познавательные психические процессы:

— ощущение;

— восприятие;

— память;

— внимание;

— мышление;

— воображение;

— речь.

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

— воля.

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Практическая психология

Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.

В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Работа специалистов

Во всех отраслях перед психологом стоит сложная задача

Во-первых, ему важно учитывать позицию человека той или иной сферы работы. Во-вторых, необходимо не нарушить свою субъективную психику. Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива)

Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях

Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива). Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях.

В крупных фирмах принимают сразу несколько психологов для постоянной работы. Бывают случаи, когда к основной группе приглашают дополнительных профессиональных лиц, например, при реорганизации фирмы. Такая группа устанавливает перед собой задания, а затем осуществляет их. В таких отраслях его главная задача – тактика и оперативность.

Но часто можно встретить недоверие руководящих постов к психологической помощи. Поэтому перед психологом-прикладником стоит серьёзная задача, и вынужденная мера брать на себя ответственность для точной стратегии вопросов, устанавливая план и варианты последующих действий, параллельно работая над культурой руководящих постов, заказчиков и простых рабочих.

Практическая психологии происходит немного по-другому. Особая практика основывается на работе с подопечным, который всецело доверяет специалисту. Тогда психолог сам устанавливает определенные задачи и стратегию изучения, с последующим вмешательством в проблему подопечного.

Формы передачи опыта

Выделяются 2 средства или 2 формы передачи опыта:

  • предметы и орудия труда, в целом деятельности;
  • речь, знаки и языки.

Орудия труда всегда обладают обучающей функцией, так как предопределяют конечный результат и логику человеческих действий с предметами окружающего мира.

Материальная деятельность людей вооружена орудием в качестве средства, то есть имеет некое опосредствование. Выготский считал, что животные не используют орудия труда. Например, палка, которую обезьяна использует для того, чтобы достать плод, выступает только «биологическим удлинением руки». Она перестает существовать для обезьяны без наличия конкретной ситуации, значимой для нее. Животные не сохраняют орудия труда, не производят их впрок.

Замечание 4

Для создания орудия труда необходимо предвидение его будущего использования, предугадывание его смысла или того, для чего оно будет использоваться. Для этой цели работать должно не только мышление, но и сознание, которого у современных животных, по представлениям ученых, нет.

Предметы внешней деятельности могут стать материализацией, кристаллизацией всей психики и мыслей человека. Люди рождаются и существуют в материальном предметном мире, созданном в значительной мере предыдущими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы способны не просто создавать для индивида объективную окружающую среду. Они представляют немалую, порой ведущую часть его собственно психологического окружения, в которое включен опыт человека (педагогическая и обучающая функция). Люди живут в мире вещей и предметов, обладающих постоянным практическим назначением. Они способны опосредствовать, вооружать, качественно видоизменять все поведение и психику людей.

Знаки, языки и речь, которые люди создают искусственно, представляют собой психологически центральным, одним из основных средств сохранения передового опыта.

Знак или слово могут заменить собой предмет (вещь, явление, качество, действие), производя поэтому психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, можно рассматривать объективный мир реальных предметов, а с другой есть столь же объективный мир их символических заменителей. С ними люди могут работать самостоятельно. Слово, которое создает человек, не просто заменяет мир, а анализирует его, раскладывает на составные элементы, предметы-слова. В самих возможностях подобного вольного обращения с отражаемым объективным миром состоит еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.

Помимо этого, знаковые системы являются внутренними средствами, орудиями самой психики людей. Психическая деятельность опосредствованная, аналогично инструментальной вооруженности материальной человеческой деятельности, что убедительно подтвердили многочисленные эксперименты, изучение.

Развитие высших психических функций личности можно представить в виде не только количественного увеличения, «созревания» их как таковых в отдельности, но и в виде расширения, их сложного внутреннего знакового опосредствования, а также развития межфункциональных связей и отношений между ними. Существование сознания придает человеческой психике управление.

Замечание 5

Сформированные психические процессы можно считать в определенной мере комплексными, знаковыми, речевыми, что обуславливает их специфическую общечеловечность.

Отсюда вытекает и характерная особенность психики человека в виде возможности, способности и готовности отражать абстрактные признаки и свойства предметов объективного мира. Это и мысленное обобщение отражаемого мира до того уровня, где выделяются объективно существующие в нем связи и закономерности. Человек способен отражать, воссоздавать в психическом образе то, что не формируется в чувственном, наглядном опыте.

Например, человек физически не может воспринимать скорость света, видеть устройство Солнца, чувствовать температуру 1000 градусов, но способен представлять это, понимая и формулируя в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. С ними человек постоянно и реально работает и живет, поэтому для него проявляется истинное познание мира, в котором состоит еще один аспект свободы человеческой психики и поведения.

Для личности доступными и характерными являются фантазия и творчество, предвидение и прогноз, наука и культура, управление и самоуправление, а также искусство.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое “характер”

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.

Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.

  1. К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
  2. К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
  3. К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
  4. К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.

Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту

Но важно различать эти понятия

Объект психологии

Объект психологии – это целая совокупность понятий, характеризующих психические процессы и явления. Обычно сюда относят поведение, как отражение действенной активности, деятельность, как отрасль применения своей активности, взаимоотношения различных социальных уровней (от интимного взаимодействия двух личностей до особенностей общения целых народов).

Сложность трактовки термина приводит к тому, что авторы намеренно обходят этот момент, не давая никакого определения объекту, останавливаясь только на предмете. Другие выделяют объектом человека, психические проявления, также сюда входят группы людей и животные (раздел зоопсихологии). Но нельзя сказать, что подобное определение может быть достаточно корректно, поскольку человека изучают и другие науки, только касаясь иных моментов. Понимая такую ограниченность формулировки, была добавлена мысль о том, что объектом психологии также выступают различные материальные продукты деятельности.

Если брать во внимание научность подхода, то объектом психологии стоит выделять психику в её нормальном развитии, поскольку в психиатрии также изучается психика, но уже с позиции нарушений и отклонений. Необходимость определения объекта психологии исходит исключительно из научной позиции, требующей одинакового подхода и обозначения исследуемой области. Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний

Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках

Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний. Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках.

Объектом выступает как сама психика так весь феноменологический спектр общества, отдельной жизни и исторического периода. Для изучения нематериальных моментов, а именно этим и занимается психология, ей необходимо как-то приземлить и найти доказательства проявлений изучаемых явлений в физическом мире, поэтому используются как наблюдение за реакциями, так и анализ продуктов наравне с переживаниями исключительно субъективного характера.

Политическая юридическая школа семейная психология

Внедрение практической психологии в систему образования помогло в постановке и решении проблем перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития, в переориентации сознания учителя со школоцентризма на детскоцентризм, в формировании культуры обращения к психологам как к междисциплинарным специалистам в образовательных учреждениях, в разработке лечебных и компенсаторных программ дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования.

Практическая психологическая служба доказала свою эффективность в решении широкого круга проблем: Проектирование соответствующего развитию образа жизни человека, создание психологического портрета личности, психологическая помощь в работе с семьей ребенка, психологическая поддержка в выборе жизненной и профессиональной карьеры, включая процесс профессиональной адаптации, а также в выявлении причин отклонений в развитии личности, в профилактике и устранении таких отклонений. Практический психолог способствует гармонизации социально-психологического климата в учебных заведениях.

Основные отрасли психологии и разделы

Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.

Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений. Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки. Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.

 Схема отраслей психологии:

К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.

Какие книги по психологии рекомендуем прочитать?

Все зависит от того, какие у тебя задачи. Если тебе интересна общая психология, то лучше всего, конечно, обратиться к академическим изданиям, признанным вузами. Это:

  • «Общая психология» Маклакова,
  • «Основы общей психологии» Рубинштейна,
  • «13 диалогов о психологии» Соколовой,
  • «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер,
  • «Клиническая психология» Холмогоровой, 4 тома.

Но если тебе нужна помощь в каких-то определенных сферах, это должны быть специальные книги.

Волнует вопрос, как общаться с ребенком? Рекомендуем книги той же Юлии Борисовны Гиппенрейтер – она учит активно слушать, общаться так, чтобы не было конфликтов, достигались результаты, а главное – чтобы ребенок был счастлив и развивался как личность.

Интересует социальное влияние? Работаешь в сфере маркетинга и продаж? Тебе должна понравиться культовая книга Роберта Чалдини «Психология влияния».

Есть множество книг-тренажеров памяти: Гарета Мура, Джонатана Хэнкока, Рюты Кавашимы, Андрея Сафронова, Михаила Литвака и тому подобное.

Мы даже не пытаемся охватить весь этот огромный пласт книг по популярной психологии – их миллионы. Просто намечаем отправные точки – дальше сама.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.

Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Общая психология – это ствол – теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева – основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки – это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки – более узкие разделы.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З

Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения

Виды психологии:

Психология исследует человека как личность, изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

Клиническая психология

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса. Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Аномальная психология

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций  или стрессе.

Когнитивная психология

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека

В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией

Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения

Сравнительная психология

Этот вид психологии изучает модели поведения животных

Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь

Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии. Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Консультативная психология

Изучает межличностные отношения

Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии

Психология развития

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека

Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Биологическая психология

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Профессии

Практическая психология – это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования – обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями – перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках психологического консультирования задача – разобраться непосредственно с проблемами пациента – также ставится точно и ясно.

Области психологии

В зависимости от того, людей из какой области изучают, выделяют различные виды психологии:

  1. общая психология – именно она занимается сбором информации для понимания о том, как в целом работает психика человека;
  2. социальная – изучает взаимодействие людей в больших и малых группах;
  3. психология личности – рассматривает человека как индивидуальность, оценивают его отдельные качества, и смотрят, как конкретная особа взаимодействует с социумом;
  4. экспериментальная – собирает информацию на основе эмпирического метода получения данных;
  5. генетическая – изучает влияние наследственных качеств;
  6. дифференциальная – сравнивает психику людей с разным развитием, культурными принадлежностями и взглядами на жизнь, возрастом и полом;
  7. специальная – рассматривает людей, у которых есть дефекты в развитии психики;
  8. возрастная психология – изучает человека на всех этапах жизни, выделяет основные характеристики и потребности того или иного возраста;
  9. эволюционная – объясняет поведение современного человека на основе привычек и модели поведения первобытных людей, которые проявляются у нас и по сей день;
  10. педагогическая – предоставляет информацию, как воспитывать и учить детей;
  11. семейная – занимается отношениями между парой, супругами, родителями и детьми, родственниками;
  12. медицинская – изучает нарушение психики, а также взаимодействие между врачом и пациентом, учит правильно доносить информацию о болезни;
  13. психофизиология – объясняет психику как результат работы нервной системы и влияния гормонов;
  14. судебная – помогает установить вменяемость подозреваемых и подсудимых;
  15. инженерная, авиационная, спортивная, военная и т.д. – в зависимости от области работы, есть своя специфика психики человека, о которой заботятся узконаправленный вид науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector