Что такое психология и какие ее основные принципы?

Введение

Трансперсональная психология возникла в 60-е гг. XX в., и стала активно развиваться. В начале 90-х гг. трансперсональная психология пришла в Россию, тогда и появились первые вузовские курсы, которые обучали трансперсональной психологии. На данный момент в Москве существует всего два вуза, которые обучают трансперсональной психологии и психотерапии. Проблема еще и в том что нет практически учебников и учебных пособий по этому направлению. В 2010 г. вышло учебное пособие В. В. Козлова, которая так и называлось «Трансперсональная психология» – это был первый и единственный в России учебник по трансперсональной психологии.

Автор предпринил попытку создать учебник по трансперсональной психологии для студентов вузов, которые одним из направлений психологии выбрали для изучения трансперсональную психологию. В тоже время учебник будет интересен профессорско-преподавательскому составу, которые могут взять данное пособие в помощь в преподавании их курса по трансперсональной психологии.

Учебник состоит из 11 частей, которые посвящены не только трансперсональной психологии, но и методам проведения экспериментов в учебнике подробно рассказывается о том как ставить проводить научное исследование, что-такое объект и предмет исследования, что такое научная парадигма и т. д. Это было дано с цель того, чтобы будующий трансперсональный психолог не просто проводил тренинги по холотропному дыханию и другим практикам, но и мог проводить эксперименты и исследовании в области трансперсональной психологии исмежных направлениях.

Первая часть учебника посвящена экспериментальной психологии: что из себя представляет психология как наука, что такое объект и предмет исследование, как составлять программу исследования, методы психологического исследования.

Вторая часть посвящена научной парадигме, что такое методология, что из себя представляет классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, подробно рассказывается о квантовой теории и парадигме трансперсональной психологии.

Третья часть рассказывает об истории трансперсональной психологии от эпохи ЛСД до создания трансперсонального направления в гуманистической психологии, как за рубежом (Маслоу, Сутич, Гроф), так нашими соотечественниками – учеными СССР и России.

Четвертая часть посвящена современной трансперсональной психологии и ее методам, и психотехникам, которые широко распространились по всему миру и практикуются в России и за рубежом.

В пятой части обсуждается вопрос разных религий и традиций востока таких как Шаминизм, Буддизм, Индуизм, Даосизм, Суфизм и Христианство.

Шестая часть посвящена духовным практикам, которые используются в трансперсональной психотерапии, такие как холотропное дыхание, вайвейшен, ребефинг, трансперсональное дыхание или пневмосинтез и медитация.

Седьмая часть посвящена измененным состояниям сознания как объекту исследования трансперсональной психологии

Здесь излагается история изучения ИСС, и уделено внимание современным исследованиям, как за рубежным, так и России

Восьмая часть повествует о мистических переживаниях и мистическом опыте. В этом разделе я приведу подробную классификацию мистических переживаний и поделюсь своим мнением о мистическом опыте.

Девятая часть расскажет о состояниях сознания, которые по мнению автора имеют шесть уровней, каждый из этих уровней определяет глубину подводного айсберга человеческой психики. Подробно рассказывается о графической картографии сознания.

Десятая часть повествует о клинической трансперсональной психологии, тема которая в трансперсональной литературе освещается крайне редко. В этой части речь пойдет о возникновении психических заболеваний в результате возникновения мистического опыта.

Последняя одинадцатая часть посвящена новому направлению – трансоанализ, его значению для трансперсональной психологии. Трансоанализ исследует глубинные структуры психики и анализирует мистические состояния сознания.

В конце каждой части, в помощь студенту, проведен список контрольных вопросов и небольшой словарик терминов, которые были использованы в данной главе.

В 2012 г. автор создал учебную программу, которая называется «Трансперсональная психология: история и современное состояние» в том же 2012 г., курс по трансперсональной психологии был успешно прочитан студентам одного из вузов Москвы. С программой курса можно ознакомится в учебном пособии автора «Введение в трансперсональную психологию» издательство Русайнс 2018 г.

Я надеюсь что данный учебник послужит хорошей базой для изучения курса по трансперсональной психологии для студентов и их преподавателей.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 – 1865). В Гейдельберге он написал свой труд “Материалы к теории чувственного восприятия” (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».  В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году  должность  профессора медицины.В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.В 1874 году он стал профессором философии  в университете Цюриха.В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора  Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении  1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также  работали в Лейпциге.В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный  город в земле Баден-Вюртемберг.В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия  Генриха Августа Мау.Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.

При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.

Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Эрик Эриксон

Психолог и психоаналитик, 1902 года рождения. Он изучал формирование психики. Эриксон говорил, что человек развивается на протяжении всей жизни, но при этом каждый этап развития приводит к чему-то новому.

В 1933 году он переехал в США. С 1951 по 1960 Эрик Эриксон обучал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными людьми. После чего он преподавал в Калифорнийском университете, где занимался индивидуальным развитием американцев.

Проработал в институте до 1951 года. Его главный усилием и большой работой стала книга: “Детство и общество”. В этой книге он изучал вопросы про детство и социальную жизнь.

Зачем изучать психологию

Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Лучше познать себя;
  2. Помогать другим людям;
  3. Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
  4. Правильно выходить из конфликтов;
  5. Адекватно анализировать людей вокруг;
  6. Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
  7. Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
  8. Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
  9. Личностный рост.

В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.

Изучение психологии дает многие преимущества для человека

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам:

  • Как человек выделяет, отбирает сведения об окружающем мире.
  • Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта.
  • Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации.
  • Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные.
  • Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли.
  • Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения.
  • Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.

Название этого раздела происходит от английского «Cognitive Psychology» и буквально переводится «Психология познавательных процессов». Различают две группы процессов. Первая – поставляет нам сведения из окружающего мира (сенсорные качества). Вторая – перерабатывает, организует, архивирует информацию (мозг и сознание).

В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы еще пять дисциплин: философия, антропология, лингвистика, нейронаука, компьютерные науки.

Пройти тест на тип восприятия

История.

Кардинальная смена подхода к человеческому сознанию произошла в 30-е годы XX века. До этого психология была условно разделена между двумя течениями: бихевиоризмом, сконцентрированном на поведении, и психоанализом, занимающимся бессознательным. В 1948 году американский необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивная карта». Это некий целостный образ, который формируется на основании предыдущего опыта и влияет на дальнейшее поведение человека.

У когнитивной научной (контр)революции есть официальная дата рождения – 11 сентября 1956 года. Это дата симпозиума, на котором ученые представили первую модель искусственного интеллекта. Благодаря этому революционному прорыву когнитивная психология сошла со страниц научных книг и стала междисциплинарным направлением, применимым в реальной жизни. На ее развитие повлияли три фактора:

  • Во время Второй мировой войны необходимо было обучать военных использовать сложную технику, решать проблему нарушенной концентрации.
  • При разработке искусственного интеллекта (ИИ) нужно было заставить его вести себя осмысленно.
  • Необходимо было начать лингвистические исследования и разработать новый способ анализа структуры языка.

Решить эти проблемы с помощью формулировок бихевиоризма или позитивизма оказалось невозможно. Зато знаковую роль в становлении новой психологической науки сыграла гештальтпсихология. Принципы системности и целостности образа распространили на все уровни познания: от восприятия и мышление до мотивации и общения.

Когнитивный подход в психологии основывается на компьютерной метафоре познания. То есть познавательный феномен человеческого восприятия и мышления сравнивается с компьютером, у которого есть устройство ввода-вывода, кратковременная и долговременная память, центральный процессор, способный обработать ограниченное количество информации. Из предложенной модели вытекает теория о том, что психика обрабатывает информацию поэтапно. То есть информация из внешнего мира становится знанием после сложной цепочки преобразований.

Иван Павлов

Иван Павлов — советский ученый, физиолог, исследования которого повлияли на развитие психологии и бихевиоризма.

Родился 14 сентября 1849 года в небольшой деревне в Рязани. Еще в свои ранние годы он увлекся чтением Дарвиновских работ о происхождении видов, а в 1870 году посвятил себя изучению естественных наук в Санкт-Петербургском университете.

Основным интересом Ивана Павлова стало изучение физиологии. Он исследовал пищеварительную функцию у собак и заметил, что животные выделяют слюну непосредственно перед подачей еды. Павлов провел эксперимент. Собаке проводили операцию по выведению слюнных желез наружу для точного фиксирования начала слюноотделения.  Еда собаке подавалась сразу после ударов метронома. Вскоре ученый наблюдал условный рефлекс: после нескольких повторений ударов метронома и подачи еды, слюна у собаки выделялась уже только на звук метронома. Павлов установил, что условные рефлексы берут свое начало в коре больших полушарий головного мозга.

За свою работу Иван Павлов получил большое признание. В 1901 году его приняли в Российскую академию наук, а в 1904 году ученый получил Нобелевскую премию по физиологии.

Величайшим трудом И.Павлова стала книга «Условные рефлексы», вышедшая в 1923 году. Также была выпущена книга «Рефлекс свободы», в которой были собраны лекции, статьи и выступления Ивана Петровича Павлова. В книгу вошли и малоизвестные работы ученого, не опубликованные при его жизни.

Б.Ф. Скиннер

Психолог, родившийся 20 марта 1904 года. Он окончил колледж Гамильтона. Занимался сочинениями. Спустя некоторое время он пришел к выводу, что все свои знания хочет вложить в нечто другое дело. Однажды он познакомился с книгой Джона Б Уотсона “Бихевиоризм”, после чего у него появилось желание изучить психологию.

В 1931 Скиннер становится доктором наук в области философии в Гарварде.

В 1936 году он уезжает из Гарварда и становится учителем Миннесотского университета, а в 1937 завоевывает должность старшего преподавателя. В 1945 он становится профессором Индианского университета.

Скиннер изучает школу психологии “радикальный бихевиоризм”.

В 1971 году выпускает свою популярную книгу “За грань свободы и чести”, в которой описывается его подход к науке.

Труды Скиннера возлагаются на изучение условных рефлексов. Он является одним из самых востребованных психологов 20 века и психологом современности.

Методы исследования психологии

Чтобы правильно изучить предмет и объект психологической науки используются различные методы. Метод – это способ познания, определенная совокупность механизмов познания. Как и в любой другой науке используются общие методы, специальные и частные. В данном разделе мы рассмотрим более конкретные и специальные для психологии способы познания. Именно эти методы наиболее применимы и результативны в практической деятельности.

Наблюдение

Наблюдение позволяет распознать внешние факторы человеческого поведения и его особенности

Психологи при общении с клиентом обращают внимание не только на то, что он говорит, но также и на то, как он себя ведет

Язык тела, реакции позволяют сделать вывод о состоянии человека, о том зажат ли он, боится, насколько тот или иной вопрос важен для него.

Самостоятельное наблюдение

Наблюдение за самим собой чаще всего осуществляется посредством дневников и записей. Например, человек может вести дневник эмоций. Это позволяет проанализировать эмоциональное состояние, выделить раздражающие факторы и впоследствии их устранить из своей жизни.

Самонаблюдение позволяет сказать о себе намного больше

Психологические тесты

Психологические тесты также позволяет сказать больше о личности человека. Конечно, вы можете пройти тесты в Интернете. Их большое множество. В том числе такие тесты имеются и на нашем сайте.

Однако для полной клинической картины необходим их анализ от профессионала. Психолог поможет выбрать правильный вариант тесты, систему оценки, а также оставить клиническую картину.

Беседы

Беседы это способ узнать больше о ком-либо. Именно поэтому встречи с психологом, психотерапевтом и психиатром проходят в виде формата диалога. Вы можете задавать наводящие вопросы, уточнять, что поможет узнать больше о ситуации и состояние человека.

Внушение

Такой метод может рассматриваться как негативный, так и позитивный. Иногда для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожеством, достаточно такого внушения со стороны. Внушение по своей сути это навязчивое повторение одной и той же идеи. Поэтому возможно, чтобы выйти из состояние нелюбви к себе, необходимо также внушение со стороны или самовнушение.

Другие методы

Сегодня могут использоваться и иные методы. Кто-то пытается совмещать психологию и астрологию. Можно встретить психологов, которые используют оккультные предметы для своих сеансов (таро, руны и др.). Кто-то использует гипноз.

Нет ничего плохого в расширении возможных методов. Самое главное, чтобы они не вредили клиентам и пациентам.

Каждый психолог ищет собственный способ для работы с клиентами

Курт Левин

Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.

Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.

После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.

В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.

На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.

Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие). Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое)

Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Когнитивный процесс и когниция

Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Австрийский психолог, невролог, психиатр. Создатель теории психоанализа. Им впервые была разработана обоснованная трехкомпонентная теория личности, определены стадии психосексуального развития человека, описаны многие механизмы психологической защиты и проработаны психотерапевтические методики толкования сновидений и свободных ассоциаций.

Автор множества научных трудов, Фрейд оказал колоссальное влияние на медицину, социологию, антропологию, искусство и литературу ХХ века, его теории были прорывом в психологии и психиатрии, а методы лечения намного опережали свое время и остаются востребованными до сих пор.

Первые упоминания о психологии в эпоху античности

Первые упоминания о психологии идут еще из Древней Греции, они прослеживаются в такой науке, как философия. Тогда психология еще не являлась самостоятельной наукой и носила лишь смежный характер с философией и медициной. Важными аспектами в психологии того времени были учения Платона и Аристотеля:

  • В концепции учения Аристотеля душа — нематериальна и бессмертна, она делает существование человека осмысленным, является основой всего живого и неотделима от тела.
  • Учения Платона противоречили этим положениям, ведь он считал, что душа дается нам при рождении и отделяется от нас после смерти.

Но в итоге — главная мысль заключается в том, что они провели связь между телом, которое смертно, и душой, которая вечна.
Рис. 1. Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).

Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).

Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).

Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет). В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма

Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Гештальтпсихология

Это направление психологии возникло в Германии благодаря психологам Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они предложили программу изучения психики на основании целостных структур, именуемых гештальт. Гештальтпсихология была настроена против ассоциативной психологии В. Вундта, в которой сложные психические феномены трактовались как построенные подобно простым согласно законам ассоциации. Понятие о гештальте (нем. gestalt — форма, образ), т.е. построении психического образа высокой сложности, осуществляется в инсайте, представляющем собой такой психический акт, в котором моментально схватываются отношения (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системый подход к психическим явлениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector