Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики

Похожие термины:

  • занимается обсуждением метафизических и метаэтических вопросов морали, к примеру, вопросом природы этических ценностей.

  • часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от социальной этики. Индивидуальная этика рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, кото

  • занимается анализом и осмыслением нравственных норм. Нормативная этика вырабатывает нравственные предписания относительно человеческого поведения и задает рамки для ситуативного выбора.

  • относительно самостоятельная область этического знания.

  • раздел этики, отражающий специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социаль

  • занимается описанием человеческого поведения в связи с определенными нравственными воззрениями в определенную историческую эпоху. Позитивная этика дает представление о том, каким образом вели

  • ставит своей задачей улучшение поведения людей. В основе практической этики лежат те нравственные наставления, которые человек получает в семье, в школе, в обществе. Умение соблюдать нормы нравст

  • этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе.

  • приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функц

  • учебный предмет, введенный в школах СССР для преподавания в 9–10 классах в 1985 г. Преподавание его осуществлялось по меньшей мере до нач. 1990-х гг. Ист.: Очерки, 1987, 195. Семья и школа, 1989, №№ 1, 5. «…Мнение…

  • (этика бизнеса) – совокупность «неписанных» (не узаконенных государственными институтами), но тем не менее имеющих определенную силу этических принципов, норм, правил, призванных регулировать (на

  • . В традиционном научном смысле под этикой всегда понималась и понимается наука о нравственности или, иначе, морали. В ней были заложены и раскрыты те нравственные нормы и принципы, которые неизмен

  • (Ethics of Social Work) вид профессиональной этики, которая основывается на реализации социальным работником моральных норм, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной д

  • совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность.

  • 1. Один из базовых компонентов культуры речи, обеспечивающий гармонизацию общения коммуникантов в духе взаимной уважительности и соблюдения интересов общающихся. 2. Раздел речеведения, рассматри

  • составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социальнопедагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности

Нормы поведения в феодальном обществе Европы

Известная многим система рыцарства зародилась в Европе в XI веке. Она существенно повлияла на становление европейского, а после и мирового этикета. В этот период начали появляться новые ритуалы и традиции, которые начали буквально «впитываться» в общество. Это пора всемирно известных рыцарских турниров и подвигов во славу прекрасных дам.

Тогда же появился обряд посвящения мужчин в рыцари. Специальный обряд проводился в связи с установленными правилами и нормами. Рыцари придумывают свой личный кодекс и строго следуют ему. Правила, установленные данным сводом, становятся обязательными для воинов. В трактате указывали не только нормы поведения, но и стиль одежды, и тематику используемой символики.

Гендерное неравенство

В средневековой Европе наглядно демонстрировалось неравенство между мужчинами и женщинами. Представители прекрасного пола имели намного меньше прав и свобод, по сравнению с мужчинами того времени. Царил патриархат, и права сильной половины человечества были закреплены на законодательном уровне. Такой уклад поддерживала церковь.

Данные ограничения влияли на процесс становления поведенческих норм для мужчин и женщин.

Рыцари и дамы

Особые правила этикета зародились в результате отношений рыцарей с их возлюбленными. Мужчина практически становился слугой леди. Он выполнял все прихоти и капризы дамы сердца. Такая модель поведения существовала, даже если женщина не разделяла чувств ухажера, и любовь оставалась безответной.

Чтобы стать возлюбленной дамой рыцаря, женщина должна была соответствовать определенным нормам. Она обязана быть внешне привлекательной, общительной и любознательной. Почиталось умение вести светскую беседу. Отношения не зависели от семейного положения

Чтобы считаться настоящим рыцарем, мужчина должен быть храбрым, сильным, честным, искренним, гостеприимным и щедрым. Эти и другие качества они проявляли во время битв и многочисленных турниров. Рыцарь обязан был держать слово во что бы то ни стало. Также они устраивали пышные застолья, наглядно демонстрируя щедрость.

Подарки

Правилами хорошего тона считались подарки, которые рыцари вручали своим леди. Идеальный презент – предмет туалета (украшение, гребень, платок и многое другое). Если мужчина становился победителем в турнире, он обязательно отдавал возлюбленной коня противника и его оружие в качестве трофея. Леди имела полное право отказаться от подношения. Это говорило о ее равнодушии к мужчине.

Обеты

Рыцари и леди иногда давали клятвы друг другу. Порой они составляли бессмысленные и глупые вещи, но их придерживались в обязательном порядке. Например, мужчина мог придумать такие условия: он отказывался от стрижки волос до определенного подвига или значимой даты.

Религиозный этикет

Подавляющее большинство людей являются религиозными в той или иной степени. Чаще всего это заключается в посещении храма по значимым праздникам. Так как в России наиболее распространено православное христианство, то посещение церкви также регламентируется некоторыми правилами:

На службе важно вести себя тихо, разговаривать запрещается.
Женщине нельзя находиться в храме с непокрытой головой, мужчина же, наоборот, снимает головной убор. Также запрещается женщине быть в юбке выше колен или брюках

Яркая одежда неуместна.
Перед входом и выходом из храма принято креститься трижды.
В разговоре со священнослужителями важно упоминать сан или имя, например, «отец Владимир», «отец диакон», «отец настоятель».
Выполняя церковные обряды, важно делать все, что скажет священник.
Молитвы произносятся тихо, глядя на образа.

В большинстве случаев не слишком религиозным людям достаточно вести себя скромно и вежливо как в общении со священнослужителями, так и с прихожанами. В случае необходимости провести какое-либо религиозное таинство (крещение, венчание) нужно прежде проконсультироваться со священнослужителем, чтобы соблюсти все традиции.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПХЯРНРЕКЭ. мХЙНЛЮУНБЮ ЩРХЙЮ //яНВ. Б 4 Р. р. 4. л.: лШЯКЭ 1984;

цСЯЕИМНБ ю.ю. хППКХРЖ ц. йПЮРЙЮЪ ХЯРНПХЪ ЩРХЙХ. л.: лШЯКЭ, 1987; цЕЦЕКЭ ц. ТХКНЯНТХЪ ОПЮБЮ. л.: лШЯКЭ, 1990;

дПНАМХЖЙХИ н.ц. оНМЪРХЕ ЛНПЮКХ: ХЯРНПХЙН-ЙПХРХВЕЯЙХИ НВЕПЙ. л.: мЮСЙЮ, 1974;

йЮМР х. нЯМНБНОНКНФЕМХЪ ЛЕРЮТХГХЙХ МПЮБНБ. //йЮМР х. яНАП. ЯНВ. Б 8 Р. р.4. л., внпн, 1994;

йПНОНРЙХМ о.ю. щРХЙЮ. л.: оНКХРХГДЮР, 1991;

лЮЙХМРЮХП ю. оНЯКЕ ДНАПНДЕРЕКХ: хЯЯКЕДНБЮМХЪ РЕНПХХ ЛНПЮКХ. л.: юЙЮДЕЛХВЕЯЙХИ оПНЕЙР;

еЙЮРЕПХМАСПЦ: дЕКНБЮЪ ЙМХЦЮ, 2000;

лСП дФ. оПХМЖХОШ ЩРХЙХ л.: оПНЦПЕЯЯ, 1984;

пНКГ дФ. рЕНПХЪ ЯОПЮБЕДКХБНЯРХ. мНБНЯХАХПЯЙ.: хГД-БН мНБНЯХАХПЯЙНЦН СМХБЕПЯХРЕРЮ, 1995;

яНКНБЭЕБ б.я. нОПЮБДЮМХЕ ДНАПЮ. мПЮБЯРБЕММЮЪ ТХКНЯНТХЪ //яНВ. Б 2 Р. р. 1. л.: лШЯКЭ, 1988;

яОХМНГЮ а. щРХЙЮ //яНВ. 2 Р. р.1. л.: яНЖЩЙЦХГ, 1957;

уЮАЕПЛЮЯ ч. лНПЮКЭМНЕ ЯНГМЮМХЕ Х ЙНЛЛСМХЙЮРХБМНЕ ДЕИЯРБХЕ. яоА.: мЮСЙЮ, 2000;

ьБЕИЖЕП ю. аКЮЦНЦНБЕМХЕ ОЕПЕД ФХГМЭЧ. оЕП. Я МЕЛ.- л.:оПНЦПЕЯЯ, 1992;

чЛ д. рПЮЙРЮР Н ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ОПХПНДЕ. йМХЦЮ РПЕРЭЪ. н ЛНПЮКХ. яНВ. Б 2 Р. р. 1. л.: лШЯКЭ, 1965.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.

Современные этические проблемы таковы:

  • терроризм, являющийся следствием глобализации;
  • создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
  • виртуализация процессов коммуникации;
  • проблема информационной безопасности.

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика как наука

Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.

Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом «этический» группу людских добродетелей и создал от него существительное «этика» для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.

Основные проблемы этики:

  • смысл жизни и назначение человека;
  • критерии добра и зла, добродетели и пороки;
  • долг человека и сочетание с его желанием счастья;
  • свобода воли.

Никомахова этика

«Этика Никомаха» или «Никомахова этика» — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).

Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.

Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.

В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.

Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.

Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.

Краткая история этики

Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Категории добра и зла

Содержание морали выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).

Норма является простейшей формой нравственного требования, предписывая или запрещая поведение определенноrо типа («не кради», «не лги» и т.п.). Кажущаяся легкость исполнения императивов такого рода не исключает, конечно, их проблематичности в конкретной ситуации (например, следование норме «не убивай» в военное время), тем не менее, понятие «нравственное качество» в логической структуре морального сознания выглядит более сложным образованием.

Оценка — способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Какие же теории соотношения добра и зла существовали? Религиозная этика утверждала, что добро — есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку — грех, который совершили Адам и Ева является источником существования зла на земле. Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной «природе человека», в его стремлении к наслаждению, счастью.

Так этика гедонизма утверждает, что добро — это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему. Добро — это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость — добро; страдание, горе, неудовольствие — зло. Однако сразу же можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от среды, возраста, образования, следовательно, сами по себе положительные и отрицательные эмоции объективно не несут в себе определений добра и зла.

Этика утилитаризма утверждает, что добро — то, что полезно индивиду, а зло — то, что вредно. Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: «Зная лучшее, следую худшему». Кроме того, мы знаем, что в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей — это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

Древняя Русь

Историки отслеживают процесс появления этикета на территории Руси с Допетровского периода. Этикет того времени значительно отличался от манер европейцев. Иностранные граждане часто воспринимали обыденные нормы поведения русских как нечто дикое и даже варварское.

Огромное влияние на становление правил поведения в России оказали византийские традиции. У этого государства позаимствовали не только местный этикет, но также и национальные вековые традиции. Они перешли на русские земли вместе с христианской религией. Несмотря на такие изменения, удалось сохранить языческие обряды, которые дошли до современности.

Второй фактор, который изменил привычный жизненный уклад народа – это влияние монголо-татарского ига. Отдельные элементы этой культуры перешли на земли Древней Руси.

Социальное положение

Огромное значение в обществе играло положение человека. В этом смысле жители Руси и Западной Европы были очень похожи. Русские люди также чтили старших по возрасту.

Особое отношение было к гостям. Если к дому приезжала важная особа, ее встречал лично хозяин жилья на крыльце. Младшего по социальной лестнице и возрасту встречали уже в комнате дома, а равного приветствовали в сенях.

Знатные особы того времени ходили со специальной тростью. Переступая порог здания, ее оставляли в сенях. Головные уборы снимали и носили в руках.

Огромное влияние на нормы поведения оказывала религия. Зайдя внутрь дома, гости останавливались около икон и крестились. Потом они делали три традиционных поклона, обращенных к святым образам. Далее, гости должны были поприветствовать хозяина поклоном. Близкие люди обменивались рукопожатиями и объятьями.

Как только гости уходили, они проделывали практически ту же последовательность действий, крестясь и кланяясь изображением святых. Потом прощались с хозяином. Сморкаться, чихать и кашлять в гостях было дурным тоном.

Одежда и внешний вид

Одежда русских мужчин и женщин во времена Средневековья мало чем отличалась. К тому же не существовало размерной сетки, все вещи были свободными. В холодное время года обязательно носили тулупы, душегрейки, шубы и другую теплую одежду. Красивая одежда, украшенная декоративными элементами, говорила о высоком статусе и достатке человека. Крестьяне носили при морозе валенки, а знать надевала сапоги.

Застолье

В начале застолья на Руси гости выписали чарку водки. Ее нужно было обязательно закусить хлебом. На столе раскладывали предварительно нарезанные яства. Вместе с ними клали столовые приборы из драгоценных металлов, однако, они не имели практической функции. Эти украшения свидетельствовали о гостеприимстве и богатстве хозяина дома.

Кости не оставляли на тарелке, а складывали в отдельную посуду.

Природа и этика [ править ]

Могут ли отношения между животными, встречающимися в природе, и между людьми на раннем этапе эволюции человека стать основой человеческой морали — это постоянно нерешенный вопрос. Томас Генри Хаксли писал в « Эволюции и этике» в 1893 году, что люди совершают серьезную ошибку, пытаясь сформировать моральные идеи из поведения животных в природе. Он заметил:

Известный биолог и писатель Стивен Джей Гулд заявил, что «ответы не будут считываться пассивно из природы» и « фактическое состояние мира не учит нас, как мы, обладая своими способностями к добру и злу, должны изменять или сохранять это самым этичным образом ». Таким образом, он пришел к выводу, что идеи морали должны исходить из формы высшего ментального разума, при этом природа рассматривается как независимое явление.

Эволюционная этика — не единственный способ связать природу с этикой. Например, существуют этически реалистические теории, такие как этический натурализм . С этическим натурализмом связана также идея о том, что этику лучше всего изучать не только через призму философии, но и через науку ( науку о морали ).

Кантовская этика

Иммануил Кант в XVIII веке утверждал, что добро и зло основаны на долге , который ставит перед нами категорический императив , заповедь, которой по своей природе следует подчиняться. Действия по-настоящему нравственны только в том случае, если они совершаются из чувства долга, а самое ценное — это человеческая воля, решившая действовать правильно. Чтобы решить, что требует долг, Кант предлагает принцип универсальности : правильные моральные правила — это те, которые может принять каждый.

Философия Канта знаменует собой ряд важных концептуальных сдвигов в философском мышлении об этике. Кант утверждает, что вопросы о счастье не должны быть в центре этического мышления, потому что этика должна быть универсальной, в то время как счастье может включать в себя очень разные образы жизни для разных людей. Он также считал, что такой подход необходим, если этическая теория не должна становиться «гетерономной»; то есть найти источник надлежащей моральной мотивации за пределами собственно моральных интересов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector