I. оральная стадия

II. Анальная стадия

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза). 7 стр., 3358 слов

7 стр., 3358 слов

Этапы развития личности в теории З. Фрейда

… на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов. 2. Анальная фаза За оральным периодом … жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития … не ему. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт …

В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удержи-вающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип, которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума.
Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.

Генитальная стадия

Эрогенная зона: Назревающие сексуальные интересы

Во время заключительного этапа психосексуального развития человек развивает сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Эта стадия начинается во время половой зрелости, но в последний раз всюду в остальной части жизни человека.

Где на более ранних стадиях акцент был исключительно на индивидуальных потребностях, интерес к благосостоянию других растет во время этой стадии. Если другие стадии были закончены успешно, человек должен теперь быть хорошо уравновешен, теплый и заботливый. Цель этой стадии состоит в том, чтобы установить баланс между различными жизненными областями.

Оценки Фрейда Теории стадий Психосексуального развития:

Статьи по психологии: http://psichov.net

Фаллический тип личности

Этот тип формируется тогда, когда возникают проблемы между тремя и шестью годами, связанные с появлением интереса детей к своим новым эрогенным зонам — гениталиям, в исследовании которых он начинает проявлять заинтересованность.

Фаллический тип личности характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность. Мужчины бывают дерзкими, хвастливыми, их поступки часто опрометчивы, они стремятся к успеху, и жизнь их протекает в постоянном доказывании этого успеха, часто в любовных похождениях по типу Дон Жуана. Женщины, аналогично мужчинам, склонны к флирту, кокетству, имеют много мужчин и, как им кажется, всех по любви, себе они кажутся наивными и невинными. Другие женщины могут приобретать мужские черты характера: настойчивость, решительность, уверенность.

Зарождение Эдипова комплекса

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех , является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только , т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять.

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери , который исходной точкой имеет и является образцовым примером …»
(“Я и Оно”. Фрейд)

Младенец привязан к матери, без нее он не может существовать, и, соответственно, «» ее своей собственностью. Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок.

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой. Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными. Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса. То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия – отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем

Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт. Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник » (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Оральная стадия.

Эрогенная зона: Рот

Во время оральной стадии основной источник младенца взаимодействия происходит через рот, таким образом, укоренение и неопытное отражение особенно важны. Рот жизненно важен для того, чтобы поесть, и младенец получает удовольствие от устной стимуляции до приятных действий, таких как дегустация и всасывание. Поскольку младенец полностью зависит от смотрителей (кто ответственен за кормление ребенка), младенец также развивает чувство доверия и комфорт через эту устную стимуляцию.

Основной конфликт на данном этапе — процесс отнимания от груди — ребенок должен стать менее зависящим от смотрителей. Если бы фиксация происходит на данном этапе, Фрейд полагал, что у человека были бы проблемы с зависимостью или агрессией. Устная фиксация может привести к проблемам с питьем, едой, курением или привычкой грызть ногти.

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это .»
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал . Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих . Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

примечания

показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во «взрослом» смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”). «, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

«, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

Нормальные проявления регрессии

Процесс засыпания тоже требует регрессии: для того чтобы расслабиться и заснуть – нужно почувствовать себя защищенным. Для этого многие дети, даже младшего школьного возраста, засыпают, посасывая палец. В качестве защитника может подойти любимый плюшевый мишка, обнимание которого символизирует обнимание матери. Взрослые люди нередко засыпают с включенным телевизором, звуки которого могут напоминать разговор родителей на кухне, возвращая в комфортную атмосферу защищенности в детстве. Ну и, конечно, привычка супругов спать вместе, отсылает к самым ранним переживаниям сна рядом с родителями. Но если ничего не помогает, для регрессии приходится прибегать к снотворным. Да и сам сон тоже является регрессивным состоянием (топической регрессией, как выражался Фрейд).

очень важный психологический механизм, потому что именно он позволяет нам получать удовольствия. Повседневная жизнь принуждает нас постоянно находиться в «боевой готовности», используя все возможности, приобретенные нами в процессе нашего развития (прогресса). Однако, такое состояние не позволяет получать удовольствия (невозможно представить рыцаря с мечом и в доспехах, с опущенным забралом, придающегося наслаждениям) – поэтому для получения удовольствия необходимо немного регрессировать (снять доспехи, отложить меч), стать ненадолго ребенком. Регрессия особенно бывает заметна во время полноценного сексуального наслаждения влюбленных, когда двое вполне взрослых людей ведут себя как маленькие дети: начинается с того, что они чего-то хотят, потом они сюсюкаются друг с другом, затем засовывают в рот посторонние предметы, начинают посапывать, стонать и даже визжать, а потом тихо засыпают безмятежным младенческим сном (см. ).

Нужно уметь регрессировать и для того, чтобы получать удовольствие от общения с детьми – ведь для этого необходимо самому стать немного ребенком.

Также нужна определенная регрессия, чтобы заниматься творчеством, потому что творчеством могут заниматься только дети, а взрослые могут быть только ремесленниками.

Регрессия в психоанализе

Регрессия – также важный психологический процесс, необходимый для проведения психоанализа. Именно для достижения регрессии в процессе психоаналитической сессии используется кушетка. Пациент ложится на кушетку, нередко, укрывшись пледом. Удобное положение, располагающее ко сну, способствует максимальному расслаблению и облегчает возврат к прошлым переживаниям, воспоминаниям давно минувших дней. Такое погружение в детство дает возможность детально проанализировать детские чувства пациента и то, как они влияют на его настоящее. Такая регрессия называется психотерапевтической.

Кушетка является стимулирующим, но не обязательным условием для психотерапевтической регрессии. Сидя в кресле, лицом-к-лицу к психоаналитику, пациент тоже может регрессировать, если сложилась достаточно доверительная атмосфера между ним и психоаналитиком. Если психоанализ производится в положении сидя – это, как правило, называют психоаналитической психотерапией. (См. подробнее , а также )

В случае сексуального взаимодействия и в процессе проведения психоаналитической сессии – регрессия не является защитой.

Кризис развития идентичности (характеристики, источники)

Идентичность — это тождественность человека самому себе или твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя

Это субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности (Э.Эриксон). Почему важно изучение проблемы идентичности — потому что формирование идентичности младших поколений лежит на нашей совести

Характеристика возрастных стадий.

  1. (орально-сенсорная стадия) На первом этапе развития решается вопрос базового доверия или недоверия к миру. Ключевая роль матери в положительном решении задачи возраста. Критерий сформированности доверия к миру — способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
  2. Обретение самостоятельности/ неуверенность в себе (до 4 лет) Негативный вариант в случае, когда взрослые сверхтребовательны/ берут на себя лишнее.
  3. (локомоторно-генитальная/эдипова стадия — 4-6 лет) инициатива/ чувство вины
  4. (6-11 лет) Овладение различными умениями, символиками культуры. Формирование чувства умения и компетенции/ неполноценности. Решающее значение имеет собственное одобрение деятельности.
  5. (11-20 лет) Ключевая для приобретения идентичности. Идентификация я/ смешанная идентичность. Задача стадии — объединение всего, что подросток знает о себе самом как о сыне, школьнике, спортсмене и т.д. в единое целое. Также он должен осмыслить и связать это с прошлым и спроецировать на будущее.
  6. (21-25 лет) Переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности.
  7. (25/50-60 лет) Стадия противоречия между способностью человека к развитию и личностным застоем (медленный регресс личности в процессе обыденной жизни). Награда за овладение способностью к саморазвитию формирование человеческой индивидуальности и неповторимости.
  8. (свыше 60) Обретение покоя/ обречение на безысходное страдание как итог спутанной жизни.

Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.

Смысл эпигенетического (от слова генез) принципа развития заключается в том, что человек в своей жизни проходит определенные фазы развития — последовательность новообразований. Эпигенетический принцип: все, что развивается имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая из которых имеет свое время доминирования — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого. 

Симптомы отторжения

Отторжение внутрикостного элемента – это тяжелое осложнение, ведущее к утрате металлического штифта. Обычно отторгание имплантата сопровождается достаточно красноречивой симптоматикой:

  • Отек десны, не уменьшающийся в течение 5 дней после вмешательства, а наоборот, нарастающий.
  • Покрасневшая слизистая вокруг искусственного корня.
  • Выраженная боль, усиливающаяся при любой нагрузке на конструкцию.
  • Кровоточивость десны вокруг импланта более 4-5 дней после вживления.
  • Гнойное отделяемое из раны.
  • Появление гнилостного запаха из области имплантирования.
  • Чрезмерная подвижность искусственного корня, обнажение его шейки, проседание десны.
  • Ухудшение общего самочувствия, повышение температуры. 

Шатается коронка импланта – это повод срочно идти к стоматологу. Лечение отторжения проводят редко. При подобной симптоматике наилучший вариант – изъятие имплантата из кости с дальнейшей медикаментозной терапией, направленной на восстановление организма и регенерацию костных тканей.

Критика

Со времени представления Фрейдом теории психосексуального развития в 1905 году не было доказательств того, что продолжительное кормление грудью может привести к фиксации на стадии орального приема, а также способствует тому, что человек становится плохо приспособленным или развивает зависимости (психологические, физиологические). Педиатр Джек Ньюман предположил, что грудное вскармливание ребенка до тех пор, пока он не решит отлучить ребенка от груди (возраст 2–4 года), как правило, дает более психологически безопасную и независимую личность. Вопреки фрейдистской концепции психосексуального развития фиксации оральной стадии , исследование « Продолжительность грудного вскармливания и частота курения» (2003 г.) с участием 87 участников не показало причинно-следственной связи между периодом кормления грудью и тем, становится ли ребенок взрослым. кто курит.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Психоанализ: двуликий сфинкс

Теория развития личности Фрейда легла в основу многих психологических течений нашего времени. Фрейд родился более 160 лет назад. Но посмотреть на его труды современным взглядом и дать им хотя бы сколько-нибудь однозначную оценку практически невозможно. Еще один выдающийся человек – Чарльз Дарвин – выпустил свой фундаментальный труд «Происхождение видов» в 1859 году. Тогда Фрейду было всего три года. Но если работа Дарвина определила мышление всех последующих поколений (не считая радикально настроенных против его теории верующих), то с принятием воззрений Фрейда дело обстоит совершенно иначе.

Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.

Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.

Особенности шага

Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего – возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация – формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector