Особенности общения

Содержание:

Содержание детского общения

Содержание детского общения на протяжении всего дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Эти изменения можно условно поделить на три этапа (или формы общения).

С двух до четырех лет — это возраст, когда ребенок жаждет самовыражения и ожидает от сверстников соучастия в своих забавах

При этом каждый участник детского общения озабочен преимущественно тем, чтобы получить эмоциональный отклик партнера и привлечь к себе внимание. Для этого возраста характерно индифферентно-доброжелательное отношение между детьми

То есть, дети в этом возрасте безразличны к успехам своих сверстников, и, одновременно с этим, легко решают проблемные ситуацию «в пользу» другого ребенка (например, отдают свои игрушки, уступают очередь в игре и т.д.)

В то же время, сверстники еще не играют важной роли в жизни ребенка, и он одинаково комфортно чувствует себя как в коллективе сверстников, так и в одиночестве или в окружении взрослых.. С четырех до шести лет — начиная с трехлетнего возраста сверстники для ребенка становятся важнее, и дети предпочитают играть коллективно, а не по одиночке

При этом главным содержанием детского общения становится деловое сотрудничество, в процессе которого дети согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнера при достижении общего результата. Одновременно с этим появляется потребность в признании и уважении со стороны сверстников, а успехи и промахи других детей приобретают особое значение. Именно в этот период появляется соревновательное, конкурентное начало: дети активно интересуются успехами своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и пытаются скрыть свои неудачи и промахи.

С четырех до шести лет — начиная с трехлетнего возраста сверстники для ребенка становятся важнее, и дети предпочитают играть коллективно, а не по одиночке. При этом главным содержанием детского общения становится деловое сотрудничество, в процессе которого дети согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнера при достижении общего результата. Одновременно с этим появляется потребность в признании и уважении со стороны сверстников, а успехи и промахи других детей приобретают особое значение. Именно в этот период появляется соревновательное, конкурентное начало: дети активно интересуются успехами своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и пытаются скрыть свои неудачи и промахи.

Шесть-семь лет — несмотря на то, что конкурентное начало продолжает доминировать, в детском общении появляется способность к взаимопомощи и доброжелательность к сверстникам. Дошкольники этого возраста способны не только рассказывать о себе, но и умеют «слышать» сверстника, интересоваться его предпочтениями и желаниями. В этом возрасте появляются привязанности между детьми, которые впоследствии могут перерасти в настоящую, крепкую дружбу. Примечательно, если дети четырех-пяти лет вслед за взрослыми охотно осуждают действия своего сверстника, то шестилетние могут объединиться для того, чтобы «противостоять» мнению взрослых.

Потребность в общении в подростковом возрасте

Определение 1 Дружеские взаимоотношения – это крепкая связь между субъектами, в основе которой лежит эмоциональная привязанность, взаимность, осознание своих обязательств перед партнером.

Люди всегда вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт, основой которого является потребность в общении. Возникает эта потребность на ранних этапах жизни человека. Ряд психологов связывают эту потребность со всеми другими проявлениями человека и считают её врожденной.

Возникает и проявляется потребность в общении в самые первые месяцы жизни ребенка. Эта потребность постепенно заставляет ребенка искать эмоциональный контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Со временем потребность в общении углубляется по формам и по содержанию. Попадая в группу сверстников индивидуальное развитие ребенка уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками 450 руб.
  • Реферат Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками 230 руб.
  • Контрольная работа Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основы нравственных качеств личности закладываются на основе опыта общения со сверстниками. Исследование, проведенное в русле социометрии, показывает, что существуют сложные отношения между детьми, несущие отпечаток реальных социальных зависимостей.

Если у дошкольников потребность в общении с каждым годом становится избирательной и устойчивой, возникает дружба, стремление занять определенное положение в структуре коллектива, в системе личных отношений, то у подростков эти тенденции протекают значительно острее.

Драгунова Т.В. считает, что общение подростков с близкими товарищами выделяется в особую деятельность подростка, которая существует как самостоятельная и может называться деятельностью общения. С одной стороны, эта деятельность существует в виде каких-то поступков по отношению друг к другу, а с другой стороны – это форма размышления о поступках товарища.

Основу взаимоотношений в группе составляет потребность в общении, но разными детьми она удовлетворяется неодинаково, и с возрастом претерпевает глубокие изменения. Для каждого человека в группе возникает своя ситуация общения, своя неповторимая микросреда, где каждый участник группы занимает особое положение, как в системе личных, так и в системе деловых отношений. Личные взаимоотношения членов группы становятся основой формирования малых групп.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКОМ ОТ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Перваяотличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркойэмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает болееили менее спокойно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, какправило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т. д.В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз большеэкспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций,чем в общении ребенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разныесостояния — от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») добурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышеннаяэмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную дляобщения детей друг с другом.

Втораяособенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детскихвысказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, дажесамый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний,общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, детииспользуют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков,фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новыеназвания знакомым предметам.

Какни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослыйдает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, тосверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявленияиндивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучшевсего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает ине тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» икогда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайноте виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала — игра,фантазирование и т. д.,— значительно чаще происходят вместе со сверстником. Нооб этом мы поговорим дальше.

Асейчас о третьей отличительной особенности общения дошкольников. Оназаключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактахсо сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушатьдругого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают другдруга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

Совсемпо-другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малышчаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого,продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы исообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чемговорить сам.

Четвертаяотличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что онозначительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка,направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы Партнером былвзрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как ненадо делать, или рассказывает что-либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценкисвоих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительнобогаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзяделать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязываниесобственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра(вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я такмогу; а ты?).

Общаясьсо сверстником, ребенок может притворяться (т. е. делать вид), выражать обиду(нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-тонеобыкновенное, нереальное). Такое разнообразие отношений детей порождаетразнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания,настроения, требования.

Изсказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуютразвитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учитсяговорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новыезнания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать вразнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенку нуженне только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник можетнаучить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.

Некоторые особенности личностного общения

Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.

В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.

Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.

Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой

Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п

Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Учим детей общаться

Если ваш ребенок не стремится к общению с другими детьми, то попытайтесь найти причину. Для начала исключите дефекты речи и психологические проблемы у вашего ребенка, или начните их устранять.

Дошкольный и младший школьный возраст являются сенситивными периодами для развития коммуникабельности. Начните прямо сейчас.

Шаг 1: Уверенно демонстрируйте навыки социального взаимодействия

Дети копируют поведение близких взрослых

Поэтому важно постоянно показывать им пример:. — будьте вежливы;

— будьте вежливы;

— проявляйте заботу об окружающих;

— показывайте свою заинтересованность в общении с другими людьми;

— не конфликтуйте.

Шаг 2: Учите детей быть культурными людьми

Изучайте правила вежливости и поведения в общественных местах. Учите детей взаимодействию с окружающими. Навыки культуры формируются в детстве, а остаются всю жизнь.

Знакомьте детей с другими людьми, посещайте новые места.

Шаг 4: Учите детей самостоятельно разрешать конфликты

Дети склонны ссориться, но должны уметь находить выход из ситуации мирным путем. Во время конфликтов не спешите становиться на сторону ребенка, разберитесь в проблеме. Поощряйте проявления дипломатичности в поведении вашего ребенка.

Шаг 5: Учите детей принимать решение

Старайтесь всегда предоставлять ребенку выбор, даже в самых мелочах

При этом он должен осознавать важность собственного решения

Все мы желаем добра своим детям. Быть успешным — значит уметь взаимодействовать с другими людьми, так как наш успех должен быть принят окружающими. Научите своих детей общаться. Этот монотонный труд принесет свои плоды очень скоро. Вы не раз порадуетесь успехам своих детей.

Фото: www.pexels.com, globallookpress.com

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой

Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п

Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств

Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными

Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами

Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.

Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся.  Применение этих знаний на практике  предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.

Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми.  От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно  со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.

Проблемы общения

И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.

Застенчивость

Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.

Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.

Интровертность

Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.

Семья

Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.

Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.

Национальные особенности общения

Национальное коммуникативное взаимодействие — это комплекс норм, канонов, традиций и обычаев общения отдельной лингвокультурной общности людей. Различные народы характеризуются наличием своих собственных культурных обычаев, традиций, национального характера. Даже народы, которые обитают по соседству и исповедуют одну религию, часто имеют существенные различия в языковых нормах и местных обычаях. Довольно несложно представить себе, сколько трудностей и недопонимания может возникнуть в ходе общения уроженца Европы с жителем Японии.

Национальные особенности общения очень важно учитывать, особенно в деловых коммуникациях. При общении с людьми другой национальности необходимо всегда помнить об основных четырех культурных отличиях: нормах общения, взаимоотношения с временем, индивидуализме и коллективизме, роли послушания и порядка

Также не рекомендуется забывать о двух феноменах. Во-первых, молодежь в большинстве стран мира больше похожа между собой, чем взрослое поколение. Так, например, культура, присущая Северной Америке, сегодня проникла практически во все уголки земного шара, а ее отличительные черты можно наблюдать у молодых людей, уроженцев различных стран. Второй феномен заключается в собственном опыте, который является наилучшим учителем общения с иностранными гражданами.

Довольно грамотным и оптимальным будет подход, который основывается на том, что перед посещением иностранного государства следует ознакомиться с народностями, которые там обитают, характерными особенностями страны, ее национальными обычаями и традициями.

Нормы коммуникативного взаимодействия представлены четырьмя аспектами: общекультурными, групповыми, ситуативными и индивидуальными.

Характерны для всего лингвокультурного единства и в большей степени отражают принятые каноны, правила этикета, нормы вежливого обращения и общения – общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия. Они имеют связь с обстоятельствами общего характера, которые возникают между субъектами, независимо от области взаимодействия, сферы общения, возрастной или половой принадлежности, статуса, социальной роли, сферы профессиональной деятельности и т.п

К таким обстоятельствам относят ситуации, когда необходимо привлечь внимание собеседника, обратиться к нему, поприветствовать, извиниться и т.д

Общекультурные нормы коммуникативного взаимодействия обусловлены национальностью. Так, например, у жителей Германии и США принято при приветствии улыбаться, а у граждан России это не обязательно.

Ситуативные нормы поведения в общении обнаруживаются в условиях, когда коммуникация обусловлена конкретными экстралингвистическими обстоятельствами.

Групповые нормы отражают национальные особенности делового общения, гендерного взаимодействия, общения возрастных и социальных групп, которые закреплены культурой. Различают особенности коммуникативного взаимодействия сильной и слабой половин человечества, юристов и врачей, детей и родителей и т.п.

Индивидуальные нормы коммуникативного взаимодействия отражают субъективную культуру и опыт общения индивида и выступают в качестве личного преломления ситуативных и общекультурных норм.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Проблемы общения

Общение у детей по-прежнему ведущий вид деятельности, просто изменилась его форма. Настала эпоха мессенджеров и соцсетей, дающая более широкие возможности взаимодействия.

Однако есть дети, которые «прячутся» в гаджетах от живого общения. И причина не в существовании смартфонов, а в их психологических потребностях. Проблемы общения детей кроются глубоко внутри них самих.

Особенности развития

Дети развиваются неодинаково. Каждый ребенок уникален и имеет собственную траекторию развития. Дошкольники очень терпимы друг к другу. Плохо развитая речь, нарушения звукопроизношения, разница в возрасте не являются помехой для взаимодействия. Но ближе к школьному возрасту начинает проявляться разница между развитием детей. Активные дети с высоким интеллектом тянутся к таким же сверстникам, так как им интереснее друг с другом. Дошкольники менее активные или отстающие в социальном, умственном и речевом развитии, часто предпочитают играть в одиночестве, чтобы не быть осмеянным сверстниками за шепелявость, заикание или неумение обращаться со смартфоном. Одиночество сначала является защитой от душевной боли, а потом перерастает в привычку и необходимость.

Застенчивость

Застенчивость – это качество человека, характеризующееся робостью, боязливостью, нерешительностью. Не стоит путать застенчивость и скромность. Застенчивому ребенку жить очень трудно: он боится идти к доске, даже если хорошо подготовился к уроку; боится задать вопрос незнакомому человеку, войти в чью-то игру. Любое взаимодействие вызывает у него страх. Даже публичная похвала вызывает у ребенка смущение и дискомфорт. Корни застенчивости в неуверенности в себе. Застенчивый ребенок нуждается в общении, но боится его, ощущая барьер.

Интровертность

Люди отличаются друг от друга по разным показателям, в том числе по психологической направленности личности. Большинство людей являются экстравертами: они нуждаются в общении, их энергия направлена на других. Но есть категория, называемая интровертами, чья энергия направлена на себя самого. Им некомфортно в коллективе, они не склонны проявлять эмоции. Такие люди вызывают недоверие окружающих, потому что не понятно, о чем они думают, что чувствуют.

Ошибки воспитания

Большинство родителей не уделяет внимания развитию навыков общения у детей, в итоге дети не знают, как правильно общаться, какие слова нужно использовать. Потребность высказать свое мнение перерастает в громкий монолог, перебивание окружающих, требования и агрессию. Как следствие – у этих детей нет друзей, а окружающие стараются избежать общения с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector