Что такое мораль? основные понятия, нормы и принципы

Мораль и этика: соотношение понятий

Этика – это правила, принципы, определяющие правила поведения человека в социуме. Главная задача этики – отделить правильное, приемлемое поведение от неправильного, неприемлемого. Нормы этики рождаются из принятых в обществе моральных устоев. Они являются логическим продолжением моральных установок на практике. Термин «этика» был введен Аристотелем.

Тесно связано с этикой понятие этикета. Это свод правил, описывающих, как вести себя в различных ситуациях в обществе: встреча друзей, прием гостей, поведение за столом, этикет разговора по телефону.

В заключении нужно отметить, что принципы морали разрабатывались в течение нескольких тысячелетий. Социальные и философские проблемы, стоящие за понятием морали, обсуждались философами, теологами, писателями, психологами. Мораль проникает во все сферы жизни, поэтому так широк круг специалистов по ее изучению. Велик и многогранен их вклад в разработку вопросов морали. Каждый из этих ученых, писателей, религиоведов стремился к тому, чтобы сделать жизнь людей гуманнее и лучше.

Социальные отношения

  • 10 сложных планов по блоку «Социальные отношения»
  • Основные термины по блоку «Социальная сфера»
  • Понятие, виды и функции социальных институтов
  • Всё о социальных группах и организациях

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Функции морали

Редко кто задумывается о предназначении морали и ее ценности. А зря. Мораль напрямую взаимодействует с совестью человека и защищает ее от неблаговидных поступков. Каждый человек должен четко осознавать, что за последствия своих действий он будет отвечать не только перед обществом, но и перед самим собой.

Мораль имеет ряд уникальных функций, которые помогают ей выполнять свое предназначение:

  • Оценочная. Данная функция связана с тем, как окружающие и сам человек воспринимает совершенные им поступки. Когда дело касается необходимости оценить то или иное действие, то личность зачастую склонна оправдывать свои поступки различными обстоятельствами. Но, если действия оценивать будет непосредственно общество, то можно столкнуться с неприятием социума, ведь он зачастую неумолим в своей критичности.
  • Регулятивная функция помогает определить те нормы, которые впоследствии могут перерасти в законы, предназначенные для неукоснительного соблюдения. Для того, чтобы ознакомиться и запомнить все имеющиеся в обществе правила поведения, не нужно заучивать многотомные учебные пособия, достаточно всего лишь оказаться в месте, где находится большое количество людей и, спустя какое-то время человек начинает бессознательно следовать законам, принятым в социуме.
  • Контролирующая функция выражается в проверке того, насколько личность способна следовать принятым в обществе правилам. Контроль необходим для достижения уровня максимальных высот поведения, что ведет к социальному одобрению. В случаях, когда человек не может или не хочет придерживаться общественных законов, он имеет все шансы столкнуться с осуждением со стороны окружающих.
  • Интегрирующая функция необходима для поддержания состояния внутренней гармонии человека. Когда личность совершает тот или иной поступок, то сама того не планируя, она начинает анализировать каждый свой шаг, пытаясь понять насколько порядочным и достойным он был.
  • Воспитательная функция предназначена для того, чтобы помочь человеку в осознании и принятии потребностей окружающих его людей, принимая в расчет их стремления и особенности. Если человек научится считаться с нуждами окружающих, то можно будет сказать, что он способен заботиться и нести ответственность не только за себя, но и за других. Мораль напрямую связана с чувством долга и присуща людям, которых отличает высокий уровень дисциплинированности, порядочности и ответственности.

Функции социальных норм

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе — свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Функции морали

Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

  1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
  2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
  3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.
  4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
  5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
  6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
  7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

Как формируется мораль?

Понятия «добро и зло», «плохое и хорошее» относительны. В каждом обществе они формируются исторически и несут в себе отпечатки всех значимых событий. Мораль создаётся на основе этих понятий, поэтому она также является достаточно условной, свойственной конкретному обществу или социальной группе. Помимо понятий о «добре и зле» мораль вбирает в себя многовековые традиции и обычаи, поэтому для представителей других культур может выглядеть довольно странно.

Сегодня мы прекрасно понимаем аморальность рабства, геноцида и «святых» войн. Но буквально несколько веков назад всё перечисленное поощрялось в большинстве стран мира (в том числе и образованными людьми, всерьез рассуждавшими о нравственности и всеобщем благе). Поэтому мораль – это важный признак развития человеческого общества, показывающий, насколько зрелым оно является.

Процессы формирования морали в различных этносах представляют особый интерес для ученых, которые изучают социальную эволюцию народов. В своих исследованиях они исходят из того, что поведенческие нормы формируются так, чтобы обеспечить выживание этнической группы и гарантировать продолжение рода. При этом отдельно взятый человек соблюдает нормы всеобщей морали, чувствуя ответственность перед социумом.

Понятие и формирование морали

Мораль – это установленные обществом правила поведения и представления об этом поведении, тесно переплетенные с этикой. Под определением морали принято рассматривать и нравственные ценности, порядки и устои. Если человек совершает действия, противоречащие нормам морали, то их называют аморальными.

Человеческая мораль, в первую очередь, зависит от него самого, человек сам несет ответственность за все, что происходит в его жизни. От готовности и стремления личности соответствовать установленным общественным правилам зависит то, насколько успешным человек будет и какое именно место он займет среди окружающих.

Не секретом является то, что формирование личности начинается в раннем детстве. Первые зачатки морали вкладывают также родители, именно те люди, с которые впервые начинает взаимодействовать ребенок и играют непосредственную роль в формировании морали.

Также не стоит забывать и о роли ближайшего окружения, в котором растет человек. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то у него формируется неверное представление о мире и его месте в обществе. А вот когда семья вполне благополучна, то и ценности, вкладываемые в ребенка, вполне соответствуют общественным требованиям.

Мораль и моральные принципы

Человеческая мораль базируется на моральных принципах. Вот только они непостоянны и отличаются в разное историческое время. Ранее, из-за ограниченного кругозора, у людей были другие представления о добре и зле. Поэтому поведение, которое сейчас кажется жестоким и недопустимым, ранее считалось нормальным. На моральных принципах формируется нравственное поведение человека. Примеры принципов:

  • гуманизм;
  • альтруизм;
  • свобода личности;
  • патриотизм и т.д.

Принцип гуманизма предполагает свободу каждой личности, которая даётся ему от рождения. Каждая личность имеет право на жизнь, свободу, а также свою неприкосновенность. Она может хранить в тайне свою личную, семейную жизнь и т.д.

Пример альтруизма – это родители. Они готовы не спать ночами, когда ребёнок болеет, работать не покладая рук ради развития и нормального уровня жизни собственных детей, но при этом отодвигают личные потребности на второй план.

Моральный кодекс

Моральный (этический) кодекс – это система правил, определяющая правильное поведение личности в той или иной сфере. Кодексы бывают разными: религиозные, профессиональные. Яркие примеры – Десять заповедей христианства или Клятва Гиппократа у врачей.

Моральные нормы

Конечно же, мораль имеет собственные нормы, ведь без них не работает ни одна система. Нормы морали – это то же самое, что нормы поведения человека в обществе. Они формируются из моральных принципов. Сюда можно отнести такие правила:

  • не лги;
  • не убивай;
  • не завидуй;
  • не обижай младших и помогай старшим;
  • не предавай и т.д.

То есть это было всё то, чему человека учат с самого детства. Если личность следует этим правилам, то она исполняет моральный долг и приближается к моральному идеалу.

Моральный идеал

Это апогей нравственности. Это практически всё лучшее, что можно представить о человеке. Например, Иисус Христос – это пример морального идеала в религии. Моральный идеал служит для людей ориентиром, к чему стоит стремиться.

Мораль: моральные ценности

Это не какие-то конкретные нормы поведения или черты личности. Ценности – это внутренние человеческие идеи, которые определяют его выбор, поведение. Личность по жизни ориентируется на свои ценности, принимая решения и совершая поступки. Пример моральных ценностей:

  • добро;
  • любовь;
  • совесть;
  • стыд;
  • бескорыстие;
  • ответственность и т.д.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Психология

См также: Стадии Кольберга морального развития, Жан Пиаже

Модель Лоренца Кольберга морального развития

В современной моральной психологии считается, что мораль меняется по мере развития личности. Ряд психологов предложили теории развития морали, согласно которым мораль проходит определенные стадии. Лоренц Кольберг, Жан Пиаже и Элиот Тюриель (Elliot Turiel) разработали когнитивные подходы в теории развития морали; для этих психологов мораль при своем развитии проходит серию конструктивных стадий или областей. Социальные психологи такие как Мартин Хоффман (Martin Hoffman) и Джонатан Хайдт разрабатывают биологический подход в социальном и эмоциональном развитии морали. Теоретики моральной идентичности, такие как Уильям Деймон (William Damon) и Мордехай Нисан (Mordechai Nisan), видят моральный долг возникающим из развития самоидентификация, определяемой моральными целями: эта моральная самоидентификация приводит к осознанию ответственности при преследовании этих целей. Исторический интерес для психологии представляет мнение психоаналитиков таких, как Зигмунд Фрейд, который считал, что моральное развитие представляет собой результат стремления выйти из состояния вины-стыда.

История термина «мораль»

Моральные качества — что это такое

Термин «мораль» берет начало от латинского слова «mores» – традиция, обычай, нрав. Древние римляне переводили слово как «соответствие добрым традициям». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». Таким образом, этимология слов мораль и нравственность синонимична.

Точно не установлено, когда нравственные законы прочно вошли в человеческое общество. В литературе уже в одной из притч царя Соломона описана четкая система применения норм морали. При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность. Конфуций призывал современников быть человеколюбивыми, милосердными, добропорядочными. Цицерон считал неразделимыми простые понятия права и нравственности, вывел в обиход определение «мораль». Пифагором, Сократом, Платоном и Кантом также поднимались вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводились примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

На протяжении веков многие ученые и философы занимались вопросами норм морали, высказывали свои соображения на данную тематику, формулировали новые понятия моральных норм. Кроме того, обществознание свидетельствует, что в разное время и отдельных социальных группах моральные правила и нормы были отличными.

Нравственность в современном обществе

Некоторые ученые полагают, что мораль и нравственность противоречат животной человеческой природе, чрезмерно ограничивая ее. Но на самом деле, именно они определяют нас как цивилизованное общество.

Без нравственности люди по-прежнему жили бы как животные, действуя исключительно инстинктивно. Наличие морали свидетельствует о существовании разума, который контролирует поведение человека. А наличие разума говорит о возможности развития нравственных качеств.

Камень преткновения заключается в том, что нравственные требования всегда выдвигает общество, а вот соблюдать их или нет – решает конкретная личность, но на ее решение огромное влияние оказывают коллективные убеждения. Сейчас культ свободы выбора. Все делают то, что хотят, и живут так, как хотят. Поэтому, чем младше поколение, тем ниже их нравственные идеалы, ведь от них ничего не требуют.

Нет, это не говорит, что мораль необходимо вбивать кулаками. Достаточно показывать эталон нравственности, к которому бы хотелось стремиться, не потому что надо, а потому что это хорошо, это делает счастливым самого человека и людей вокруг.

Невозможно научить ребенка уважать старших, если вы сами не уважаете старших, и если вы не уважаете ребенка. Только если вы будете запугивать его, что в итоге сломает его личность.

Если бы каждый человек задумался о нравственном воспитании самого себя, то уровень морали в обществе в целом возрос бы многократно. Но большинству это невыгодно, ведь многие люди хотят жить исключительно в угоду себе и своим желаниям.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Говорите правду

В большинстве культур это считается фундаментальным принципом.. Сказать правду — значит быть искренним, а не лгать, хотя ложь может быть для нас полезной.

Тем не менее, эта максима допускает определенные виды лжи, такие как случай преследования между жертвой и агрессором, знание того, где скрывается преследуемый человек, и ложь агрессору, чтобы избежать его обнаружения.

Существуют также другие особые ситуации, привитые с раннего возраста, которые подразумевают обязательство не говорить правду, как, например, в случае высказывания того, что на самом деле думают о ком-то в отношении его физического состояния или других аспектов.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Литература

  • Biesaga T., Norma moralności, A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 .
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.
  • Мишель Гельфанд. Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы = Michele Gelfand. Rule Makers, Rule Breakers: How Tight and Loose Cultures Wire Our World. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — ISBN 978-5-9614-6919-6.
  • https://nauka.club/obshchestvoznanie/moralnyе-normу.html
  • https://megabook.ru/article/мораль
  • https://state_law.academic.ru/249/моральные_нормы
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/мораль-признаки/
  • https://wiki2.org/ru/нормы_морали

Разница между моралью и нравственностью

В самой этимологии этих слов заложено принципиальное отличие двух понятий. Как уже о происходит от латинского «mos» и относится к обычаям, которые, как известно, создаются людьми. А «нравственность» происходит от русского «нрав», то есть «характер», и это уже сугубо внутренняя, индивидуальная, личностная категория.

Различия между моралью и нравственностью:

  1. Нравственность связана с духовной стороной существования личности, а мораль – с общественной жизнью.
  2. Нравственность неизменна по своей сути, мораль меняется на различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
  3. Нравственные принципы имеют универсальный характер, а моральные устои – крайне разнообразны, неоднородны, непостоянны и условны.
  4. Нравственность исходит из внутренних принципов личности, мораль – из правил и требований, принятых в обществе в целом.
  5. Нравственность оперирует категориями добра и зла, мораль – понятиями «правильно» или «неправильно».
  6. Нравственность конкретна, исходит из определенной, четко очерченной жизненной ситуации, мораль абстрактна и опирается на общепринятые законы, нормы и правила.
  7. Нравственность – это выбор самого человека, мораль продиктована жизнью общества, его культурно-историческими, религиозными и другими установками.

Функции морали

Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.

Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:

Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми

Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху

Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.

Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector