Переменные экспериментального исследования и их виды. контроль переменных
Содержание:
- Математика
- Статистические термины и понятия
- математика
- Эксперимент «Маленький Альберт», 1920 год
- Определение переменных
- Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год
- Области определения и значения функции
- Классификация
- Методы исследования в психологии
- Психологические методы исследования — основные приемы получения научных знаний и психической реальности.
- Примеры независимых и зависимых переменных в экспериментах
- Эксперимент с куклой Бобо, 1965 год
- Определение зависимых и независимых переменных (с примерами)
- Независимые переменные
- Общие сведения
- Понятие «причинность»
Математика
В математике функция это правило для ввода (в простейшем случае числа или набора чисел) и предоставление вывода (которое также может быть числом). Символ, обозначающий произвольный ввод, называется независимая переменная, а символ, обозначающий произвольный выход, называется зависимая переменная. Самый распространенный символ для входа — Икс, а наиболее распространенный символ вывода — у; сама функция обычно пишется у = ж(Икс).
Возможно иметь несколько независимых переменных или несколько зависимых переменных. Например, в многомерное исчисление, часто встречаются функции вида z = ж(Икс,у), куда z является зависимой переменной и Икс и у независимые переменные. Функции с несколькими выходами часто называют векторнозначные функции.
Статистика
В эксперимент, переменная, которой манипулирует экспериментатор, называется независимой переменной. Зависимая переменная — это событие, которое, как ожидается, изменится при манипулировании независимой переменной.
В сбор данных инструменты (для многомерная статистика и машинное обучение) зависимой переменной присваивается роль в качестве целевая переменная (или в некоторых инструментах как атрибут метки), а независимой переменной может быть отведена роль обычная переменная. Известные значения целевой переменной предоставляются для набора обучающих данных и данные испытаний установлен, но следует прогнозировать для других данных. Целевая переменная используется в контролируемое обучение алгоритмы, но не в обучении без учителя.
В математическое моделирование, зависимая переменная изучается, чтобы увидеть, изменяется ли она при изменении независимых переменных и насколько сильно. В простом стохастический линейная модель уя = а + бИкся + ея период, термин уя это я-ое значение зависимой переменной и Икся это я-ое значение независимой переменной. Период, термин ея известна как «ошибка» и содержит изменчивость зависимой переменной, не объясняемую независимой переменной.
Модель с несколькими независимыми переменными уя = а + бИкся,1 + bИкся,2 + … + bИксв + ея, куда п — количество независимых переменных.[нужна цитата]
Теперь обсуждается модель линейной регрессии. Для использования линейной регрессии диаграмма рассеяния данных создается с помощью Икс как независимая переменная и Y как зависимая переменная. Это также называется двумерным набором данных, (Икс1, у1)(Икс2, у2) …(Икся, уя). Простая модель линейной регрессии принимает вид Yя = а + ВИкся + Uя, за я = 1, 2, … , п. В этом случае, Uя, … ,Uп являются независимыми случайными величинами. Это происходит, когда измерения не влияют друг на друга. Пропагандируя независимость, независимость Uя подразумевает независимость Yя, хотя каждый Yя имеет другое математическое ожидание. Каждый Uя имеет математическое ожидание 0 и дисперсию σ2.
Ожидание Yя Доказательство:
- EYя=Eα+βИкся+Uя=α+βИкся+EUя=α+βИкся.{ displaystyle E = E = alpha + beta x_ {i} + E = alpha + beta x_ {i}.}
Линия наилучшего соответствия для двумерного набора данных принимает вид у = α + βx и называется линией регрессии. α и β соответствуют пересечению и наклону соответственно.
Статистические термины и понятия
В зависимости от контекста в статистике существует ряд различных терминов для обозначения «зависимых и независимых переменных», но они не всегда могут использоваться как синонимы. Так , например, термины объявленная переменная и объясняющей переменной часто используются взаимозаменяемо с зависимой переменной и независимой переменной . В других контекстах термин объясняющая переменная используется более точно только для тех переменных, которые причинно объясняют взаимосвязь или исследуемый результат ( т. Е. Не просто коррелированы ). Некоторые авторы предпочитают объявленную переменную над зависимой переменной , так как «зависимый» в термине «зависимой переменной» не относится к статистической концепции независимости между случайными величинами .
В эконометрических моделях , аналогично независимой переменной, экзогенная переменная обозначает переменную, которая определяется вне модели и представляет вход в модель. С другой стороны, эндогенные переменные определяются в пределах модели , и , таким образом , представляют собой выходные данные модели. В том смысле , более узкой, объясняющие переменные, которые не коррелировали с переменной возмущения в виде функции регрессии также называют экзогенными переменными. Более того, можно провести различие между и .
Термин ковариант (иногда также называемый ковариантой ) также используется в основном как синоним независимой переменной , хотя ковариантная переменная имеет дополнительный уровень значения. Ковариата — это переменная, которая может предсказать исследуемый результат. Он может представлять прямой интерес для расследования, может быть смешивающим фактором или модификатором эффекта. Различные ковариаты могут иметь разные значения для каждого из разных значений ответа — примером может быть возраст; эти ковариаты иногда называют зависящими от времени ковариатами ( англоязычные ковариаты, зависящие от времени ).
Термины « переменная ответа» и « управляющая переменная» также используются как синонимы для зависимой переменной и независимой переменной . Эти термины в основном используются в экспериментальных науках, где переменная x находится под контролем экспериментатора. В зависимости от возможных характеристик переменной ответа также говорят о двоичной или полиномиальной переменной ответа . Эти типы переменных используются в моделях бинарной регрессии или, например, в полиномиальной логистической регрессии . В зависимости от уровня шкалы говорят также о номинальной переменной отклика или порядковой переменной отклика .
Термины прогнозируемая переменная и прогнозирующая переменная (множественное число: прогнозирующие переменные или предикторы ) или для краткости предиктор в основном ограничены приложениями, которые все относятся к прогнозированию, а не к причинно-следственной связи. Линейная комбинация ряда предикторов также называется линейным предиктором .
Также проводится различие между релевантными и нерелевантными переменными. Здесь релевантная переменная — это переменная, которая имеет частичное (истинное) влияние на переменную отклика, отличное от нуля, то есть переменная, которая влияет на переменную отклика в истинной модели . Нерелевантная переменная или регрессор не имеет ненулевого частичного (истинного) воздействия на переменную ответа
Если одна или несколько релевантных переменных не принимаются во внимание, существует риск систематической ошибки из-за пропущенных переменных. Переменные , для которых один на самом деле хочет контролировать, но которые были опущены при оценке в регрессионной модели , называются опущены переменные .
математика
В математике функция — это связь между двумя наборами, которая присваивает каждому элементу одного набора (аргумент функции, независимая переменная, значение) ровно один элемент другого набора (значение функции, зависимая переменная, значение). Символ, обозначающий любую входную переменную, называется независимой переменной, а символ, обозначающий любую выходную переменную , называется зависимой переменной . Наиболее распространенный символ для входной переменной — , а наиболее распространенный символ для выходной переменной :; Сама функция обычно записывается как .
Икс{\ displaystyle x}y{\ displaystyle y}Икс{\ displaystyle x}y{\ displaystyle y}yзнак равнож(Икс){\ Displaystyle у = е (х)}
Можно моделировать несколько независимых переменных и несколько зависимых переменных. Например, в многомерном дифференциальном и интегральном исчислении часто встречаются функции типа, где зависимая переменная и и представляют независимые переменные. Функции с несколькими выходными переменными часто называют векторными функциями .
zзнак равнож(Икс,y){\ Displaystyle г = е (х, у)}z{\ displaystyle z}Икс{\ displaystyle x}y{\ displaystyle y}
Эксперимент «Маленький Альберт», 1920 год
Для эксперимента, проведенного доктором Джон Б. Уотсоном, был выбран девятимесячный малыш из приюта, получивший имя «Альберт Б». Он играл с белыми пушистыми предметами (мотком пряжи, белым кроликом, ручной белой крысой и т.д.), и сначала проявлял радость и привязанность к своим игрушкам.
Со временем, когда Альберт играл с этими предметами, доктор Уотсон издавал громкий шум за спиной ребенка, чтобы напугать его. После многочисленных испытаний Альберт начал бояться одного вида белых пушистых предметов.
Выводы исследования: человек может быть «запрограммирован» на страх или удовольствие от чего-либо.
Определение переменных
Перед проведением эксперимента важно дать рабочие параметры переменных — ученые определяют независимую и зависимую переменные, решают, в каких рамках они должны держаться и как они будут измерены. Например, в нашем эксперименте по влиянию нехватки сна на производительность, мы должны создать рабочие определения для переменных
Если наша гипотеза звучит как «студенты, которые испытывают нехватку сна, хуже пройдут испытания», то, во-первых, нужно определиться с тем, кого мы подразумеваем под «студентами». Далее, нам необходимо определить переменную «недостаток сна». В нашем примере это будет, скажем, менее пяти часов сна в ночь перед испытанием. И, наконец, мы должны определиться с «испытанием». Пусть это будет небольшой экзамен по теории…
Например, в нашем эксперименте по влиянию нехватки сна на производительность, мы должны создать рабочие определения для переменных. Если наша гипотеза звучит как «студенты, которые испытывают нехватку сна, хуже пройдут испытания», то, во-первых, нужно определиться с тем, кого мы подразумеваем под «студентами». Далее, нам необходимо определить переменную «недостаток сна». В нашем примере это будет, скажем, менее пяти часов сна в ночь перед испытанием. И, наконец, мы должны определиться с «испытанием». Пусть это будет небольшой экзамен по теории…
Если возникают сложности с выявлением независимых и зависимых переменных, каждый раз ставьте перед собой два вопроса:
- Что в эксперименте можно изменить? Если экспериментатор может повлиять на переменную, то ее можно считать независимой.
- Что в эксперименте измеряется? Измерить и проанализировать зависимую переменную — одна из главных целей экспериментатора. От того и стоит отталкиваться.
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год
Стэнфордский профессор Филипп Зимбардо выбрал для этого всемирно известного психологического эксперимента 24 студента, которые были назначены либо заключенными, либо охранниками.
- Заключенные содержались в импровизированной тюрьме, оборудованной в подвале факультета психологии Стэнфорда.
- Охранники «работали» восьмичасовую смену, имели деревянные дубинки и униформу.
И охранники, и заключенные довольно быстро приспособились к своим ролям; но эксперимент пришлось прервать через 6 дней, потому что он стал слишком опасным. Каждый третий «охранник» начал демонстрировать садистские наклонности, а люди, выполнявшие роль заключенных, были морально подавлены.
«Мы поняли, как простых людей можно легко превратить из доброго доктора Джекилла в злого мистера Хайда», — написал Зимбардо.
Что показал эксперимент: поведение людей будет полностью соответствовать навязанным им социальным ролям.
Области определения и значения функции
Определение
Все возможные значения независимой переменной (х) называют областью определения функции.
Все значения, которые принимает зависимая переменная (у) называют областью значений функции.
Если какая-либо функция у=f(x) задана формулой, а при этом ее область определения не указана, то считается, что она состоит из любых значений переменной, при которых выражение имеет смысл.
Области определения и значений школьных функций
1. Для линейной функции областью определения будет являться любое число.
Если у такой функции k≠0, то областью ее значений также будет являться любое число.
При k=0 область значений этой функции состоит из единственного числа b.
Например, функция задана формулой у = 7. Тогда ее область значения — это число 7, а область определения – любое число.
2. Гипербола задается формулой вида y = k/x.
Область определения такой функции – любое число, кроме нуля.
Область значений такой функции – аналогичная.
3. Функция, заданная формулой y= |x|, имеет область определения – любое число.
4. У функций у = х2 и у = х3 область определения – любое число.
Для того чтобы понимать, как находится область определения функции и рассмотреть примеры заданий на нахождение области определения функции, вспомним правила, при которых существуют ограничения и выражение не имеет смысл: нельзя делить на нуль; нельзя извлекать квадратный корень из отрицательного числа.
Пример 3. Рассмотрим, как находится область определения функций, которые заданы следующими формулами:
у = 5х + 2
у = – 8х2 – 4
у = 87/(х + 11)
В знаменателе этого выражения содержится переменная х, поэтому надо проверить, при каком значении он может быть равным нулю и исключить это значение из области определения, так как на знаменатель делят, а на нуль делить нельзя.
Итак, имеем знаменатель х + 11. Приравниваем его к нулю, получаем х + 11 = 0. Решаем простое уравнение на нахождение неизвестного слагаемого и получаем х= – 11. Это число исключаем из области определения функции.
у = √х
Ответ: (1) и (2) – множество всех чисел; (3) – любое число, кроме (-11) или х ≠ – 11; (4) х ≥0.
Нахождение области определения функции
- Если выражение целое и не содержит квадратного корня, то оно имеет смысл при любом значении независимой переменной. Следовательно, областью определения будет являться множество всех чисел.
- Если выражение дробное, то необходимо исключить те значения, которые обращают знаменатель в нуль. Для этого знаменатель дроби приравнять к нулю и решить полученное уравнение. Областью определения будут являться все числа, кроме тех, которые получились при решении уравнения.
Классификация
Опыты классифицируются по различным факторам.
Разделение зависимо от условий проведения опыта:
- Обеспечение естественных условий для проведения действий. Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
- Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать. Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.
Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:
- Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
- Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
- Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.
Зависимо от уровня осознанности:
- Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
- Подопытный не знает о целях проведения опыта.
- Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.
Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.
Методы исследования в психологии
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями
- Организационная группа:
- Сравнительный метод
- Лонгитюдный метод
- Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
- Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
- Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
- Экспериментальные методы Лабораторный эксперимент
- Естественный эксперимент
- Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
- Патопсихологический эксперимент
- Психодиагностические методы
- Социометрия
- Стандартизированные и проективные тестовые методики тест Люшера
- графология
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод беседы Интервью Клиническое интервью
- Метод опроса
- Анкеты и вопросники
- Личностные тесты
- Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)
- Хронометраж
- Циклография
- Профессиография
- Метод моделирования
- Биографический метод
- Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
- Методы математической статистики
- Методы качественной характеристики полученного материала
- Интерпретационные методы
- Генетический метод (анализ фаз развития)
- Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей) Психография
Психологические методы исследования — основные приемы получения научных знаний и психической реальности.
Основные методы эмпирических исследований (по Ананьеву):
v организационные методы (сравнительный, лангитюдный, комплексный) — группа методов, применяемых на потяжении всего исследования и представляющие различные пдходы к его организации в целом;
v эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тесты, опросники, биографический) — группа методдов непосредственного или опосредственного сбора эмпирических данных о предмете исследования;
v методы обработки данных (количественный, математическо-статистический, качественный (по группам)).
v интерпритационные методы (генетический (анализ феномена), структурный (связи феноменов).
Примеры независимых и зависимых переменных в экспериментах
Ниже приведены обзоры трех экспериментов, в каждом из которых определены свои независимые и зависимые переменные.
Эксперимент 1: Вы хотите выяснить, какая марка попкорна для микроволновой печи дает больше всего ядер, чтобы получить максимальную отдачу от своих денег. Вы тестируете разные марки попкорна, чтобы увидеть, в каком пакете больше всего ядер попкорна.
- Независимая переменная: Марка мешка для попкорна (это независимая переменная, потому что вы фактически выбираете марку мешка для попкорна)
- Зависимая переменная: Количество появившихся ядер (это зависимая переменная, потому что это то, что вы измеряете для каждой марки попкорна)
Эксперимент 2: Вы хотите узнать, какое удобрение помогает растениям расти быстрее всего, поэтому вы добавляете удобрения разных марок для каждого растения и смотрите, насколько высоки они.
- Независимая переменная: Тип удобрения, вносимого растению
- Зависимая переменная: Высота растений
Эксперимент 3: Вам интересно, как повышение температуры моря влияет на жизнь водорослей, поэтому вы планируете эксперимент, в котором измеряется количество водорослей в образце воды, взятой из определенного участка океана при различных температурах.
- Независимая переменная: Температура океана
- Зависимая переменная: Количество водорослей в пробе
Очевидно, что для каждой из независимых переменных, указанных выше, они не могут быть изменены другими переменными в эксперименте. Вы должны быть тем, кто изменит марки попкорна и удобрений в экспериментах 1 и 2, а температура океана в эксперименте 3 не может быть существенно изменена другими факторами. Изменения каждой из этих независимых переменных вызывают изменение зависимых переменных в экспериментах.
Эксперимент с куклой Бобо, 1965 год
Используя куклу Бобо, которая представляет собой игрушку в форме кегли для боулинга в натуральную величину, профессор Стэнфордского университета Альберт Бандура и его команда проверили, копируют ли дети агрессивное поведение взрослых.
Бандура и два его коллеги отобрали 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и разделили их на три группы по 24 человека.
- Одна группа наблюдала, как взрослые ведут себя агрессивно по отношению к кукле Бобо (бьют ее молотком, бросают в воздух, и т.д.)
- Другой группе показали взрослого, играющего с куклой Бобо в неагрессивной манере.
- А последней группе вообще не показали модель поведения, только куклу Бобо.
После каждого сеанса детей забирали в комнату с игрушками и изучали, как менялись их игровые модели. Экспериментаторы заметили, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, старались в играх подражать их действиям.
Результаты исследования показывают, как дети учатся поведению, наблюдая за другими людьми.
Определение зависимых и независимых переменных (с примерами)
Простое название «зависимый» или «независимый» может создать впечатление, что ему не нужно больше объяснений, чтобы понять его природу, поскольку его определения кажутся очень простыми и универсальными..
Особенно в социальных или поведенческих науках правильная идентификация учебных переменных может быть запутанной или не столь очевидной
По этой причине чрезвычайно важно управлять различиями, чтобы гарантировать, что результаты актуальны и значимы. Многие ученые не рекомендуют использовать термины «зависимый» и «независимый» для исследований, которые не являются экспериментальными или не соответствуют научному методу.
Многие ученые не рекомендуют использовать термины «зависимый» и «независимый» для исследований, которые не являются экспериментальными или не соответствуют научному методу..
Несмотря на это, они все еще являются частью методологического подхода, наиболее часто используемого в социальных исследованиях..
Следующее упражнение — быстрый способ идентифицировать или дифференцировать выбранные переменные, вставляя имена переменных исследования в предложение таким образом, чтобы это имело смысл:
The / Theнезависимая переменная] вызывает изменение в зависимая переменная], и это невозможно для него / нее может вызвать изменения в независимая переменная].
примеров
1- Используя следующие 2 переменные исследования, «положительные комментарии» и «самооценка», с предлагаемым упражнением, следует читать следующим образом: Положительные комментарии вызывают изменение самооценки, и самооценка не может вызвать изменения в положительные отзывы.
С более логичной и научной точки зрения предыдущее предложение имеет большой смысл и работает, чтобы проиллюстрировать идентификацию и различие между зависимыми и независимыми переменными..
Как указывалось в предыдущих пунктах, с гораздо более глубоким исследованием с социальной или психологической точки зрения, можно было бы обсудить случаи, когда наличие хорошей самооценки может оказать положительное влияние на людей, что может привести к положительным комментариям..
2- В «Воздействии большего количества солнечного света повышается уровень счастья у работников, которые весь день остаются в закрытых офисах», при использовании предлагаемого упражнения воздействие солнца будет как независимая переменная, а уровень счастья будет зависеть от.
Независимость может контролироваться с помощью времени воздействия (часы, дни, недели), а зависимость — с множественной шкалой, когда работников спрашивают в конце дня, как они себя чувствуют..
3-В вопросе «Каковы преимущества или ухудшение социальных сетей у детей?», Социальные сети могут быть четко определены как независимая переменная, поскольку предполагается, что она оказывает благотворное или усугубляющее влияние на детей. Этот эффект является тем, что предлагается в качестве объекта исследования, поэтому он является зависимой переменной.
4- Сколько воды течет через кран в разных отверстиях ?: Независимой переменной будет открытие водяного крана, контролируемое как закрытое, мало открытое, полуоткрытое и полностью открытое. Зависимой переменной будет поток воды, измеряемый в литрах в минуту.
5- Электродвигатель вращается быстрее за счет увеличения напряжения: напряжение электричества регулируется в вольтах, независимая переменная. Скорость вращения измеряется в оборотах в минуту, зависимая переменная.
ссылки
- Karl L. Wuensc (2004). Независимые переменные и зависимые переменные. Университет Восточной Каролины — факультет психологии. Получено из core.ecu.edu.
- Роберт В. Лабари (2017). Организация вашей исследовательской работы по общественным наукам: независимые и зависимые переменные. Университет Южной Калифорнии — Библиотеки USC — Руководства по исследованиям. Получено с libguides.usc.edu.
- Тодд Хельменстин (2017). В чем разница между независимыми и зависимыми переменными? Независимые и зависимые переменные. ThoughtCO. Получено с мысли.
- Графика Totorial Какие независимые и зависимые переменные? Восстановлено из nces.ed.gov.
- Офис Исследовательской Целостности (ORI). Пример случая для независимых и зависимых переменных. Примеры учебной программы ORI — основные концепции исследований. Получено от ori.hhs.gov.
- Наука Друзья. Переменные в вашем проекте Ярмарка науки. Получено с сайта sciencebuddies.org.
- Andale (2014). Зависимая переменная: определение и примеры / Независимая переменная (переменная обработки) Определение и использование. Статистика Как. Получено от statisticshowto.com.
Независимые переменные
-
-
-
-
-
-
-
Качествненные
– выражаются в том, что какое-либо
воздействие либо присутствует в
эксперименте, либо отсутствует.
-
-
-
-
-
-
(Например: подсказка
экспериментатора (может быть, может не
быть)).
-
-
-
-
-
-
-
Количественные
– выражается в различных степенях
(более двух) воздействия экспериментатора
на испытуемых.
-
-
-
-
-
-
Независимые
переменные
могут иметь следующие формы:
-
Проявляться в:
-
В элементах
задания; -
В элементах
экспериментальной ситуации; -
В особенностях
состояния испытуемого.
В задании
экспериментатор варьирует:
1. Характеристиками
воздействия (сильное, слабое воздействие).
2. Материалом
задания (письменное, в компьютере).
3. Типом ответа
испытуемого (словесный и несловесный).
4. Шкалой оценивания
(деньгами).
5. Инструкция (может
меняться, но не должна).
6. Цель и действие
испытуемого.
7. Средства, которые
имеет испытуемый.
8. Препятствия,
которые ему ставятся.
9. Система поощрений
и наказаний для испытуемых.
В ситуации
вкарьируются:
Общие сведения
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором
, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния нанаблюдаемое следствие , или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
релевантный стимул
(St(r) ), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R ) испытуемого, его психики (P ) на воздействие этого релевантного стимула.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы
(St(1) ) и случайные стимулы (St(2) ), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:
- Независимая переменная
- Зависимая переменная
- Дополнительные переменные (или внешние переменные)
Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R
=f(St(r) ), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).
Основная задача экспериментального исследования
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R
=f(S, P ) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае,R — реакция испытуемого,S — ситуация, аP — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Этапы эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Валидность в психологическом эксперименте
Основная статья: Валидность (психология)
Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.
Понятие «причинность»
Определение 1 Экспериментальные переменные — это те переменные, которые изменяются по желанию экспериментатора для наблюдения их влияния на зависимые переменные.
Когда необходимо найти связи между двумя явлениями, экспериментатор проверяет гипотезу о наличии причин этих связей.
«Причинность» в науке является одним из сложных понятий.
Два события или явления имеют эмпирические признаки причинной связи:
- Первый признак говорит о том, что причины и следствия разделены во времени, а причина предшествует следствию. Когда после эксперимента исследователь обнаруживает в объекте какие-либо изменения по сравнению с аналогичным объектом, но не подвергавшемуся воздействию, появляется повод считать, что именно воздействие на уровне эксперимента и есть причина изменившегося состояния объекта. Для такого вывода необходимое условие заключается в наличии воздействия и сравнении объектов. Например, осенний отлет птиц на юг, совсем не говорит о том, что на следующей неделе придет зима;
- Следующий признак заключается в наличии статистической связи между причиной и следствием, т.е. двумя переменными. При изменении величины одной переменной происходит изменение величины и другой переменной. Это означает, что между ними должна быть линейная или нелинейная корреляция, хотя наличие корреляции недостаточно для вывода о причинно-следственных связях, потому что связь может быть случайной;
- Третий признак говорит о том, что причинно-следственная связь будет регистрироваться, если в эксперименте нет других возможностей её объяснения, кроме причинной.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Экспериментальные переменные и их изменения 410 руб.
- Реферат Экспериментальные переменные и их изменения 260 руб.
- Контрольная работа Экспериментальные переменные и их изменения 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Экспериментальная гипотеза о наличии причинной связи двух явлений проверяется следующим образом – моделируется предполагаемая причина, выступающая в качестве экспериментального воздействия, а следствие регистрируется при помощи измерительного инструмента.
Изменения независимой переменной происходят в результате экспериментального воздействия, которое в свою очередь и будет причиной изменения зависимой переменной.
Экспериментатор посылает испытуемому сигналы различной громкости, изменяя, тем самым, его психическое состояние. В результате испытуемый слышит или не слышит сигнал, что приводит к различным моторным или вербальным ответам «да» — «нет», т.е. «слышу» или «не слышу».
Внешние переменные экспериментальной ситуации тоже контролируются экспериментатором. Среди них выделяют: побочные переменные – фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых и дополнительную переменную, существенную для изучаемой связи между причиной и следствием.
Например, для того, чтобы изучить связи уровня развития непосредственного и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста, который и будет дополнительной переменной.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос