Что делать, когда все плохо, или как бороться с негативизмом

Содержание:

Патогенез

Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.

Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.

В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Анализы и диагностика

Патопсихологические исследования с использованием методик определения типа функциональных проб позволяет выявить негативные расстройства мышления

Это особенно важно для больных шизофренией, так как имеет огромное значение для диагностики патологического процесса. Наиболее показовыми становятся:

  • рисуночные тесты;
  • опросники, к примеру, для выявления враждебности — Басса-Дарки, определения эмоционального состояния – Сонди и пр.

Важно также провести оценку результатов психодиагностических исследований с учетом состояния собственных механизмов памяти, влияние мотивационных факторов, которые могут существенным образом модифицировать результаты исследований и имитировать ложнонегативное состояние

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.


Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Принципы позитивного мышления

Позитивное мышление- огромная сила! Ее мощь трудно даже представить. Это целая система, которая разрабатывалась тысячелетиями. И это очень эффективная система! Ее некоторые принципы можно сформулировать следующим образом.

— Основа жизни – это любовь;

Мир готов помочь каждому человеку;

— Человек своими собственными мыслями, эмоциями и поступками может отвергать помощь Мира и свою лучшую жизнь;

— Чтобы изменить к лучшему свою жизнь, в первую очередь надо сделать очень приятную и важную вещь: научиться любить себя. Если вы не любите себя, то подсознательно считаете себя недостойным успеха, лучшей жизни, и тогда счастье обходит вас стороной.

— Любой человек рождается для радости и духовного развития.

— Любой человек в потенциале обладает неограниченными возможностями для сотворения своей прекрасной жизни, но в большинстве случаев он использует их отнюдь не лучшим образом.

— Нет никого другого, кто создает нам проблемы, кроме нас самих. Мы сами отвечаем за все, что с нами происходит.

— Мир справедлив. Нет иных виноватых в своих проблемах, кроме себя самого.

— Каждый человек может изменить свою ситуацию к лучшему в любой момент времени. Для этого ему нужно лишь осознать, каким образом он создал себе проблемы, и изменить свое отношение к этой ситуации.

— Ситуация, в которой находится каждый из нас, является самой лучшей ситуацией, которую мы сумели создать для себя сегодня. Это результат только наших усилий.

— Радоваться Миру нужно сейчас, а не потом, когда случится что-то очень важное (появится муж, работа, деньги, жилье и др.). Причины для радости есть всегда

— Наши поступки, мысли и эмоции формируют то бытие, в котором мы живем и которым мы, может быть, недовольны. Изменив их, мы изменим свою реальность.

— Начинайте изменение со своих мыслей и эмоций, ведь именно они формируют поступки.

— Никогда не нужно концентрироваться на избавлении от чего-то, от чего вам хочется избавиться, этим вы только усугубите проблему, которую желаете решить. Для получения желаемого результата надо сосредоточиться на положительном состоянии, которое возникнет в результате избавления от нежелательной для вас ситуации.

Неужели все так просто? Неужели достаточно следовать этим несложным принципам, чтобы жизнь изменилась к лучшему? Да, достаточно им следовать. Но это совсем не просто.

Переход к позитивному мышлению обычно требует значительных усилий, так часто требует полностью изменить мировоззрение человека, включая понятия, имевшиеся у него с самого рождения. Более того, некоторые концепции позитивного мышления, и прежде всего принцип «справедливости Мира», поначалу сами кажутся несправедливыми и даже жестокими. Для того, что бы их принять, чтобы понять, что человек чаще всего сам виноват в своих проблемах, надо пройти определенный путь.

Но дело стоит того, ибо войдя в гармонию с Миром, вы будете жить по совершенно другим принципам — не в недостатке, а в изобилии, не в борьбе с внешним миром, а в наслаждении его дарами, не в борьбе с болезнями, а в радости ощущения жизни и здоровья! Вам ничего не придется просить, ибо все, что вам нужно, само придет в руки, причем наиболее приемлемым для вас образом.

Мы не можем в рамках данного сайта уделить достойное место системе Позитивного мышления. Но мы снова и снова рекомендуем вам поближе с ней познакомиться и начать действовать. Напоминаем, что это настоятельно рекомендуют Высшие. Начните с книг Свияша и Правдиной. Мы уверены, что вам они понравятся. Еще больше вам понравятся те изменения, которые начнут происходить в вашей жизни.

Детский негативизм

Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.

Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru

Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru

Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе

негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru

негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru

. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.

Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net

Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai

Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении

Детский негативизм – zdravnica.net

Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.

Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net

Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям

Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru

« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru

Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия

Причины негативизма

Психологи выделяют следующие причины возникновения негативизма:

  1. Психические заболевания.
  2. Особенности характера.
  3. Неправильное воспитание родителями.
  4. Разрушение ценностей.
  5. Кризисы возраста.
  6. Психотравмирующие ситуации.

Негативизм развивается, когда человек не уверен в себе, беспомощен, не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы решать возникающие ситуации. Это приводит к инфантильности, когда индивид не способен выходить из конфликтов, решать проблемы, аргументировать свою позицию, защищать личные границы, справляться с неудачами. Здесь возникает противоречие, где человек выбирает отказаться от необходимости достигать целей. Ему легче отказаться, нежели осознать проблему и решить ее.

Вполне нормален негативизм, который проявляется в начале возникновения конфликтной или проблемной ситуации. Человек пока еще не обладает нужными знаниями, навыками или опытом, поэтому реагирует рефлексивно. Однако по мере решения проблемы и преодоления трудностей он возвращает свое стабильное состояние.

Такое возможно в кризисные возрастные периоды, когда человек меняет свою жизнь и пока еще набирается нового опыта, который связан с изменениями. Вполне нормально проявлять негативизм по мере решения проблем. Однако если человек выбирает бегство от проблем, тогда он развивает в себе устойчивое негативное поведение в подобных ситуациях.

В детском возрасте негативизм может проявляться еще и по следующим причинам:

  1. Гиперопека родителей.
  2. Отсутствие самостоятельности у ребенка в преодолении своих жизненных проблем.

Диагностика шизофрении

Диагноз любого из видов заболевания ставится на основе осмотра пациента клиническим психологом, соцработником и, конечно, психиатром. Главную роль здесь играет анамнез, собранный со слов больного и его ближайшего окружения.

Проводят дифференциальный диагноз с другими психическими расстройствами.

К примеру, возможно проведение параллели между вялотекущей шизофренией и неврозами. При неврозоподобных состояниях нередки появления фобий и навязчивых мыслей, как и при шизофрении. Но данные страхи не носят абсурдного оттенка, они вполне объяснимы и даже могут купироваться самим человеком посредством защитных реакций.

Шизофрению также могут сравнивать с расстройствами личности. Но при этом состоянии странности в поведении прослеживаются с детского возраста и сопровождают человека постоянно. Шизофреноподобные состояния характеризуются развитием с определенного момента, когда как до этого пациент жил нормальной жизнью.

В МКБ-10 данное понятие зашифровано под кодом F20.0-F20.3. Чтобы присвоить больному такое заболевание, у него должен присутствовать один из следующих симптомов:

  • ощущение, что мысли человека слышат все окружающие;
  • бредовые идеи, отличающиеся неадекватностью и нелепостью;
  • слуховые галлюцинации, исходящие как будто из головы;
  • бредовые ощущения, действия.

Или не менее двух из перечисленных ниже:

  • любые галлюцинации, сопровождающиеся бредом;
  • разорванность мышление, создание новых слов (парвел – паровоз и велосипед);
  • кататония;
  • негативные признаки, приводящие к социальной изоляции;
  • изменения в поведении, приводящие к сужению круга интересов, уходом в себя, отстраненности от окружающих.

Данные проявления должны сопровождать человека минимум в течение месяца.

Симптомы

Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:

  • негативные эмоциональные реакции;
  • демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
  • суицидальные мысли;
  • пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
  • асоциальность;
  • агрессивность;
  • повышенный уровень тревожности;
  • выраженная дезорганизация;
  • повышение мышечного тонуса;
  • кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).

Симптомы кризиса трех лет

Кризис трех лет сопровождается определенными трудностями в поведении детей. Л.С. Выготский назвал их «семизвездием симптомов». Давайте ознакомимся с ними. 

  1. Негативизм — ребенок негативно реагирует на любые предложения только потому, что они исходят от взрослого, и поступает вопреки родительским словам, лишь бы сделать наоборот. Малыш ведет себя подобным образом из-за потребности в самоутверждении. Так он защищает свое «Я».
  2. Упрямство — ребенок стремится следовать своим желаниям, не хочет менять свое решение. Например, сказал: «не хочу идти домой» — и не идет, даже если на улице стало скучно и он сам понимает, что пора возвращаться домой.
  3. Строптивость — выражается в капризах ребенка, направленных против образа жизни, сложившегося до трех лет. Например, раньше малыш поднимался или спускался по ступенькам с мамой за ручку — теперь он больше не хочет так делать. Не желает идти рядом, не позволяет держать себя за руку при переходе через дорогу, не хочет мыть руки после улицы и т. д.
  4. Своеволие — у ребенка появляются собственные желания, и он хочет делать все сам: спускаться или подниматься по ступенькам, самостоятельно есть, одеваться и т. д. В этот период времени родители часто слышат от своего чада фразу «я сам».
  5. Протест-бунт (проявляется реже по сравнению с предыдущими симптомами и зависит от применяемых методов воспитания) — ребенок, как бы находится в состоянии войны со всеми окружающими, проявляет агрессию, постоянно вступает в конфликты. Таким образом он заставляет взрослых услышать его и увидеть, воспринимать его всерьез.
  6. Симптом обесценивания взрослых (проявляется реже вышеперечисленных симптомов и зависит от сложившихся отношений со взрослыми) — ребенок обесценивает старые нормы поведения и правила в семье, привязанность к близким людям и предметам. Так, любимая игрушка вдруг становится плохой, мама — злой. В результате малыш ломает игрушки, рвет книжки, обзывает родителей бранными словами.
  7. Деспотизм (данный симптом чаще всего встречается в семьях с единственным ребенком) — это деспотическое подавление желаний и потребностей окружающих. Ребенок заставляет родителей во что бы то ни стало выполнять свои требования. В противном случае закатывает истерики, диктует родителям, что им надо делать, а что нет. Командует ими, вводит новые правила поведения. В сущности, ведет себя как маленький деспот. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Еще раз сделаю акцент на том, что кризисные проявления — это закономерные явления, сопровождающие взросление КАЖДОГО НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА.
Кризисные проявления в поведении ребенка приводят к ломке старых взаимоотношений между взрослыми и детьми и способствуют построению новых, более качественных форм взаимодействия. В этом заключена их огромная польза для гармоничного развития.
 
Имейте в виду, что вяло протекающий кризис трех лет указывает на задержку в аффективной и волевой сферах личности (аффективная сфера — это область чувств и настроений)

Известно, что дети, не прошедшие через кризис трехлетнего возраста, в будущем отличаются от окружающих такими чертами, как безволие и безынициативность.
 
Обратите внимание на следующую фразу: ребенок, проявляющий упрямство и своеволие, тренируется в самостоятельности и инициативности. Поэтому не спешите слишком ограничивать волеизъявления своего малыша, не высмеивайте его первые попытки самостоятельности и ни в коем случае не наказывайте его за проявления инициативы!
 
По Э. Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения

В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным

Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения. В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным.

Автор Оксана Стази

Проявления негативизма

Негативизм бывает двух видов:

  • пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований;
  • активный негативизм – человек громко протестует и делает все наоборот.

Негативизм имеет возрастные особенности. Он, в основном, характерен для детей кризисных периодов: трех лет, подросткового возраста. Часто это явление наблюдается у пожилых (старых) людей также в период возрастного или профессионального (творческого) кризиса. Негативизм обостряется в период личных неудач или в стрессовых ситуациях.

Однако часто наблюдается ситуация, при которой негативизм является не возрастной, а скорее всего личной особенностью. Люди с негативизмом ведут себя протестно независимо от ситуации и возраста.

Если негативизм связан с плохим самочувствием или неважным настроением, то он проявляется сразу во всем: в поведении стиле общения, взглядах на жизнь. Иногда негативизм связан с воспитанием человека, поэтому часто негативные слова расходятся с делом. Супруги могут ругаться и скандалить, но при этом в случае проблем заботятся друг о друге. Также часто ведут себя некоторые родители по отношению к детям. Существуют и противоположные проявления. Вежливые приятные люди по своей сути могут оказаться человеконенавистниками с асоциальными установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям, а может быть направлен на весь мир. Человеку может казаться, что в обществе подавляется его исключительность. Негативщик старается сделать все не так, как делают другие, или чего ожидают от него окружающие.

Человеку с негативизмом трудно жить самому. Но ещё сложнее жить рядом с ним. Вести дела с негативным человеком очень сложно или практически невозможно. Такие люди склонны к негативному мировосприятию. Во всех деталях они склонны видеть негатив (подвох, подставу). Человек от своей деятельности ожидает ошибок, а не удач; проблем, а не возможности; недостатки, а не достоинства.

Интересным является то, что негативщики склонны дружить друг с другом. Им удобно негативно высказываться о жизни, «поливать грязью» окружающих людей. Таких людей совершенно не удивляет, что люди к ним плохо относятся, так как сами они также относятся к окружающим. Естественно, что они не ожидают добра от людей и мира, так как сами не желают добра окружающему.

Глубинный негативизм распознать очень сложно. Трудно заметить в кажущемся позитивным человеке ненавистное отношение к обществу. Такие люди не доверяют окружающим, постоянно видят умысел и вредительство, провоцируя других людей на негативные поступки.

Причины негативизма

Негативизм может быть вызван:

  • генетической обусловленностью;
  • гормональным всплеском в кризисные периоды;
  • особенности воспитания;
  • культурное окружение.

Стоит сказать, что негативизм часто является особенностью менталитета. Многие люди склонны в первую очередь замечать недостатки. Типичной ситуацией может быть то, что люди склонны ругаться, а не разговаривать.

Негативизм может отсутствовать в человеке изначально. Его могут вызвать определенные обстоятельства. Психологическими причинами могут быть:

  • беспомощность в решении проблемы, недостаток умений и знаний;
  • самоутверждение или борьба за власть;
  • желание привлечения внимания;
  • месть, неприязнь.

Иногда у негативизма могут быть причины психиатрического характера.

Борьба с негативизмом

Сложность в борьбе с негативизмом заключается в том, что человеку нельзя напрямую указывать на его проявления. Это опасно, так как люди с негативизмом агрессивно реагируют на любую активность в их сторону. Борьба с чужим негативизмом – явление сложное и неблагодарное. Она под силу только группе людей с творческим отношением к жизни.

Близкие люди негативного человека могут просто не замечать проявления негативизма, окружая родного человека теплом и вниманием. Правда это требует колоссального терпения и настоящей любви. Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей

Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей.

Выработать позитивное отношение к окружающему – вполне реально. Для этого нужно всего несколько шагов:

  • 1 шаг: снять с себя позицию жертвы: не ныть, не жаловаться, не жалеть себя.
  • 2 шаг: берем на себя роль автора: умение строить свою жизнь.
  • 3 шаг: учимся благодарить окружающих людей и жизнь в целом.

Негативизм – явление неприятное, но вполне поддающееся коррекции, если рядом есть близкие позитивные люди.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Как стать жизнерадостным с технологией модификации поведения 7Spsy

Борьба с выраженным негативизмом — сложный путь, на котором в первую очередь придется признаться самому себе в существующей проблеме и разобраться в причинах ее возникновения. Подумайте, что именно толкает вас в пучину пессимизма, — финансовые трудности, неудачи в любви, тяжелые отношения с мужем/женой? В большинстве своем глубина существующих проблем зависит от того, с каким именно настроем человек подходит к их решению.

В борьбе с признаками негативизма психологи советуют изменить свое отношение к окружающему миру. Помогут следующие рекомендации:

Начните с малого — в любой ситуации, которая вас выводит из равновесия, пытайтесь находить хоть один положительный момент. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете каждую проблему считать безысходной.

Негативисты бывают очень грубы, что отталкивает людей

Важно с каждым собеседником научиться вести «нормальный» диалог без острой критики и оскорблений — домочадцами, коллегами, друзьями

Быстро изменить стиль общения не получится. Начните с самого простого — если вы не можете сказать собеседнику ничего хорошего, продуктивного или полезного, лучше промолчите.

Попробуйте вести дневник, где вы бы стали планировать приятные дела. В списке ежедневных задач оставляйте себе время на хобби и увлечения, которые приносят удовольствие, успокаивают и расслабляют. Чем больше в вашей жизни будет позитивных моментов, тем лучше.

Негативисты совершённые ошибки воспринимают очень остро. Любая проблема им кажется «концом света».

Попробуйте под другим углом смотреть на проблемы. Дайте себе право на ошибку

Важно понять, что неудачи — это естественно, они закаляют и мотивируют

Негативизм и упрямство проявляются как черты характера или ситуативная реакция на те или иные внешние факторы. По сути, это выученная модель поведения, которая побуждает человека видеть все будто через призму темных очков. Когда самостоятельно не получается стать уверенным в себе оптимистом, не упустите момент, когда еще можно остановить деструктивную работу негативизма.

Прохождение тренинга поможет вам изменить устоявшуюся модель поведения, которая развивает негативное отношение к миру. Курс направлен на приобретение вами позитивных установок. Они помогут понять, насколько непродуктивен пессимизм, и дадут уверенность в себе при решении проблем.

  1. «Большой психологический словарь», 2005 г., Б. Мещеряков.
  2. «Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация», 2013 г., А. Ш. Гусейнов.
  3. «Детский негативизм: признаки и причины его проявления» (журнал «Научный диалог», 2013 г., №8), Т. П. Клейникова.
  4. «Психология возрастных кризисов: Учебное пособие», 2000 г., К. Н. Поливанова.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В

психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

Рекомендуем: Что такое конфликт?

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

Рекомендуем: Рационализация: метод психологической защиты

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector