Принципы нарративного дизайна

Управлять эмоциями — управлять собой

Умение понимать собственные чувства и эмоции, управлять ими, а также правильно проявлять их зависит от уровня эмоционального интеллекта. Данное понятие включает в себя и считывание эмоций других людей

Это, в свою очередь, развивает эмпатию, что немаловажно при определении проблемы и отделении ее от личности. Чтобы повысить свой эмоциональный интеллект, нужно изучить 7 базовых эмоций и то, как они проявляются в мимике

Для этого Викиум разработал уникальный курс «Эмоциональный интеллект» совместно с российским представительством мирового эксперта в данной области — Paul Ekman International. Курс содержит наглядную видеотеорию, а также специальные тренажеры с фотографиями эмоций реальных людей. Научитесь управлять собой вместе с Викиум.

Нарративный подход

Именно тогда в 1970-1990 годах произошла трансформация в психологии, психотерапии и психиатрии. Был разработан нарративный подход. Этот подход считался и считается «волшебной таблеткой». До сих пор психологи и психиатры удивляются результатам нарративного метода. Нарративщики, задавая простые вопросы, излечивают клиентов, помогают преодолеть очень тяжелые жизненные ситуации. Вдруг дети обретают свободу от своих страхов, муж и жена снова находят вдохновение друг в друге, а у пожилых находятся силы и радость для нового дня. Возникает вопрос: в чем же секрет этого «волшебного средства»? И откуда такое название?

Narrates с латинского переводится — рассказ, повествование. Суть этого метода в акценте на рассказе клиента, его истории и как именно она рассказывается. Это говорит о восприятии человеком полученного жизненного опыта. Все люди постоянно рассказывают какие-то истории, будь то школа, выпускной, новое знакомство, университет, свадьба, рождение ребенка… Разные люди и разные истории… Эти истории складываются в последовательность событий. И в каждом из этих событий раскрывается тема. И собственно эта тема есть суть человека.

Часто люди, рассказывая истории, придают себе одни определенные черты, характеристики. Смелость, трусость, глупость, наглость, гордость…

На приеме у практикующего специалиста клиент рассказывают свою историю. И терапевт выделяет в данной ситуации не только проблемное поле, но также находит позитив, которого клиент не замечает. Эта история прорабатывается и уже в нее терапевт вписывает новую позитивную историю.

Суть подхода

1. разделении человека и его проблемы. Необходимость осознания клиентом что человек — это человек, а поступок — это поступок. Терапевт помогает понять, что человек — хороший, а вот поступок может быть плохим. И этот поступок, эта ситуация может менять самовосприятие. Человек может на какое-то время перестать видеть свои истинные ценности и цели.

2. рассмотрении проблемного поля под другим углом;

3. определении альтернативной ситуации и нового поведения.

Нарративные терапевты в отличие от специалистов других направлений в психологии и психотерапии рассматривают человека и его личностные качества в отдельности друг от друга. Если индивид считает себя ленивым, то это обрекает самого человека жить с этими качествами и не бороться. Потому что преодоление отрицательных черт требует неимоверных сил. Проще все оставить как есть, ну вот такой вот я плохой.

А нарративный подход отделяет лень и человека, помогает почувствовать себя в безопасности. Дает понять, что все хорошо, что он хороший и что эту проблему можно решить.

В нарративной практике терапевт внимательно слушает клиента и по ходу разговора задает вопросы. Его задача не решать проблему клиента, а дать возможность самому клиенту найти решение. Ведь никто другой не знает что лучше именно для этого отдельно взятого человека. Никто не вправе решать за него, что нередко делают другие специалисты.

Нарративная терапия

Отличие нарративщиков от других специалистов

Нарративщик Другие психологи, психотерапевты.
— Работают с конкретной ситуацией, а не с абстрактным мышлением.

— Разделяют человека и проблему.

— Человек — это человек. Поступок — это поступок. Человек изначально рассматривается психически здоровым, адекватным, способным решать свои проблемы.

— Специалист не осуждает и не оценивает клиента, а задает вопросы. С таким отношением человек сам воспринимает себя более спокойно. Это помогает «взять себя в руки» и посмотреть на ситуации под другим углом.

— Отталкивается не от чувств клиента, а от его действий.

— Такой подход вызывает доверие.

— Результаты решения проблемы удивляют своей быстротой. Человек переписывает свою историю наново.

— Используют уголки сознания и подсознания

— Считают, что бессознательное знает больше, чем сам человек. Работают с бессознательным.

— Рассматривают человека вместе с его проблемой.

— Человек рассматривается «больным», несостоятельным, нездоровым, неадекватным, потерявшим способность брать ответственность и решать.

— Специалист оценивает клиента, сам клиент начинает себя воспринимать в роли пациента

— Часто задают вопросы о чувствах, ощущениях клиента.

— Доверие такой подход не вызывает.

-Проблема может затянуться и даже усугубиться.

Параметр

Имя

Определение

Пример

Параметр
Сеттинг — это время и географическое положение в повествовании или художественном произведении. Литературный элемент , установка инициирует основной фон и настроение истории, часто упоминается как история мира.
Действие романа Джеймса Джойса « Улисс » происходит в Дублине , Ирландия. Действие происходит в один день, 16 июня 1904 года. Действие романа разворачивается от одной стороны Дублинского залива до другого, начиная с Сэндиков к югу от побережья. город и приближение к Хоут-Хед на север

Хотя роман параллелен истории персонажа Одиссея (латинское: Улисс из эпической поэмы Гомера « Одиссея» , роль которого исполняет Леопольд Блум , большая часть обстановки описана реалистично с большим вниманием к деталям. Одиссея

Дом Блума находится на Экклс-стрит , , и в то же время Итака , дом Одиссея. Почтовое отделение, Уэстленд-Роу и аптека Свени на Ломбард-стрит представляют собой место в Дублине для ; Национальная библиотека Ирландии параллели и так далее.

История

У истоков нарративного подхода стоят идеи, разработанные в различных областях научного знания: в психологии (Дж. Брунер, Т.Сарбин, Л. С. Выготский и др.), в этнографии (К. Гирц, Э.Брунер, В.Тернер), этнографии психологии теории литературы (В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, Н. Фрай), истории систем познания (М.Фуко, К.Герген), биологии и теории систем (Г.Бэйтсон, У.Матурана).

Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили эти идеи и на свет появилось направление, получившее название «нарративная практика»

Однако, важно заметить, что заслуга в становлении данного течения в консультировании не принадлежит исключительно М. Уайту и Д

Эпстону. Активное использование метафоры нарратива было замечено в социальных науках в 1980-х годах. Так, в 1986 году были опубликованы статьи Теодора Сарбина «Нарратив как базовая метафора для психологии» и Джерома Брунера «Жизнь как нарратив». Работы данных авторов оказали достаточно сильное влияние на развитие нарративных школ в мире.

Брунер говорил о том, что в человеческом мышлении можно выделить два модуса: логико-парадигматический (внеконтекстный) и нарративный (контекстуализированный). Последний в свою очередь является основным средством осмысления жизненных событий и переживаний людей.

Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия а в июле 2011 года в Эль-Сальвадоре, Бразилия состоялась уже десятая. Интерес к нарративной практике не ограничивается конференциями, ежегодно публикуются книги, выходят периодические издания как международного, , так и национального характера. Нарративная терапия и работа с сообществами активно развивается получила распространение во многих странах мира — за исключением стран Средней Азии, Аравийского полуострова и Северо-Африканского побережья Средиземного моря . В будни российских консультантов нарративная практика ворвалась на рубеже века, в контексте обучения семейных терапевтов. Начиная с 2004 года, семинары с зарубежным преподавателями получили характер регулярных. Ряд отечественных нарративных практиков также проводит обучение тех, кто заинтересован в освоении данного подхода.

Нарратив и рассказ

Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же — это так называемый «объясняющий рассказ», если пользоваться терминологией американского философа и искусствоведа Артура Данто (Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 194).

То есть нарратив — это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, — в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.

Элементы нарратива

На слайды нарратива можно добавить текст, изображения, видео, анимацию, ссылки. Давайте рассмотрим подробно требования к этим составляющим.

Текст

На каждый экран публикации можно добавить от 1 до 5 блоков с текстом. В разных блоках можно применять свое форматирование, задавать размер шрифта и цвет выделения.

Чтобы настроить уже созданный текстовый блок, нажимаем на него левой кнопкой мыши. Справа появляется панель, где мы:

  • выбираем стиль: полужирный, курсив, подчеркнутый при помощи стандартных значков B, I, U;
  • выравниваем текст по левому, правому краю или центру, используя пиктограммы в виде полосочек;
  • добавляем цвет выделения, нажав на букву T;
  • меняем цвет самого текста, используя цветные кружочки;
  • двигая ползунок, меняем цвет букв.

Заголовок

Отдельное внимание следует уделить заголовку. Напишите 2 – 3 емких, цепляющих фразы, которые могут заинтриговать читателей, и выберите одну из них для своей публикации

Заголовок не должен обманывать людей относительно содержания нарратива, иначе они очень быстро разочаруются в ваших презентациях и перестанут их открывать, да и дочитывать не будут, а ведь для Дзена это очень важный показатель качества контента.

Разработчики Яндекса рекомендуют составлять заголовки размером от 15 до 25 символов, но это не строгое правило

Главное – раскрыть суть публикации и привлечь внимание пользователей Дзена

Изображения

На слайде можно разместить от 1 до 3 картинок в формате JPG, GIF или PNG. Если на вашем изображении должен быть прозрачный фон, то используйте файлы с расширением PNG. В остальных случаях чаще всего применяются картинки в формате JPG.

Размеры экрана нарратива предполагают отношение сторон 9:14. Если ваша графика должна занять весь слайд, то используйте такие пропорции при подготовке изображений. В остальных случаях можно использовать другие соотношения сторон.

После добавления картинки можно:

  • изменить ее размер при помощи перетаскивания уголков рамки;
  • растянуть ее на весь слайд, для этого служит опция в виде экранчика;
  • перетащить по полю в нужное место;
  • изменить степень прозрачности при помощи ползунка в панели инструментов;
  • удалить.

Видео и анимации

На один слайд можно добавить одну GIF-анимацию или видео в формате MP4 продолжительностью до 10 секунд и весом не более 30 Мбайт. Конечно, с такими ограничениями сильно не разгонишься, поэтому если вы хотите загрузить полноценный видеоролик на 10 – 15 минут, то лучше использовать соответствующий формат публикации, а не нарратив.

После добавления видео вы можете:

  • раскрыть его на весь экран по аналогии с изображениями;
  • включить или выключить звук;
  • перетащить ролик по полю;
  • изменить его размеры при помощи мыши;
  • удалить.

Ссылки

На одном слайде нарратива может быть только 1 гиперссылка. Чтобы добавить ее, нажимаем на плюсик в меню и выбираем последний пункт.

Теперь пишем текст, как в обычном текстовом поле, а в панели инструментов указываем адрес, куда мы хотим привести читателей. Это может быть веб-ресурс вашей компании, личный блог, публикация на том же Дзене, страница в соцсети.

Предпочтительно размещать ссылки на последнем экране, тогда пользователи дочитают публикацию до конца и получат дополнительную пользу, а не бросят просматривать нарратив в его начале или середине.

Экраны

Некоторые действия мы можем осуществлять и с самими слайдами:

  • менять их местами с любыми другими, кроме первого;
  • копировать;
  • удалять.

Для этих действий служат 3 значка вокруг каждого экрана нарратива. Кликните по нужному слайду и выберите соответствующую опцию.

От еды до шоппинга

Аддиктология – наука об аддиктивном (зависимом) поведении, изучающая причины возникновения, механизмы развития и способы коррекции этого состояния, возникла как самостоятельное направление в конце 80-х годов в Америке. В СССР термин «аддиктивные расстройства», к слову, появился еще раньше: впервые его предложил в начале 70-х годов один из основоположников современной аддиктологии, профессор Короленко. В 2001 он озвучил первую в России классификацию нехимических аддикций.

На сегодняшний день понятие аддиктологии расширено и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон. В помощь современным зависимым – вся мощь технического прогресса: интернет, гаджеты и так далее. Так что зависимость может быть и химической, и физической, и моральной. Сначала будущий аддикт фиксируется на чем-то впечатляющем (включая определенные виды деятельности), а затем испытывает непреодолимое желание снова и снова пережить это измененное состояние. Мысли о реализации задуманного становятся навязчивыми, самовыражение по иным направлениям и критическое мышление замирают.

Те эмоции, которые человек переживает во время так называемых аддиктивных реализаций (как правило, сопряженные с иллюзиями контроля, комфорта и совершенства), в «мирной жизни» ему больше недоступны. Поэтому жизнь вне аддиктивной реализации становится для аддикта унылой и пресной.

Нехимические аддикции, при которых объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ, называют поведенческими. На сегодняшний день в числе таковых рассматривают гэмблинг, интернет-аддикцию, трудоголизм, созависимость, религиозную аддикцию, шоппинг, сексуальные и любовные аддикции, аддикции избегания и некоторые другие.

Аддикции к еде считаются промежуточными, поскольку в них все же задействованы биохимические механизмы. Адреналиномания (потребность в острых ощущениях), к слову, тоже относится к аддикциям.

Принято считать, что аддиктивное поведение сопряжено с некоторыми личностными особенностями – такими, как сниженная переносимость тягот повседневной жизни (при хорошей переносимости кризисных ситуаций), скрытый комплекс неполноценности (сочетающийся с внешними проявлениями превосходства), страх перед стойкими эмоциональными контактами, избегание ответственности в принятии решений. Исследователи утверждают, что аддикты также склонны врать и обвинять других, зная, что те не виновны. Кроме того, аддиктам присуща стереотипность, повторяемость поведения, зависимость и тревожность.

Доктор психологических наук, профессор Александр Смирнов отмечает: существует более двадцати концепций аддиктивного поведения. Само это поведение характеризуется как компульсивное, не имеющее ясной и рациональной мотивации, не поддающееся контролю.

«Реализация аддиктивного поведения проходит фазы, характерные для всех форм аддикции – «воздержания», «автоматических фантазий», «фрустрации», «предвосхищения и планирования», «компульсивной реализации», «отчаяния и катастрофы», «зарока», прохождение которых, после периода ремиссии, возобновляется рецидивом аддиктивного поведения», – считает Смирнов.

С чем работает нарративный подход в психологии?

Большая часть проблем, даже «неизлечимых» можно решить с помощью нарративного подхода:

— Семейные: отношение в паре, между супругами и их детьми, родственниками.

— Внутриличностные: нарушение самооценки, низкой эффективности, наличие стыда, обид, отсутствие смысла жизни.

— Организационные: создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты.

— Социальные: работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в автокатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших. Также нарративная терапия оказывается людям со смертельными заболеваниями. И результаты потрясают! Люди обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней не выживать, а жить!

Новый подход не имеет противопоказаний и ограничений. К специалистам могут обращаться люди разных возрастных категорий и конфессий, с разными профессиями и взглядами на жизнь. От подростка до пожилого. Каждый найдет решение своих проблем. Каждый из них увидит свет в конце туннеля. И уже проблемы с выбором профессии, первой любви, неуспеваемости, взаимоотношений с родителями и друзьями, страх жизни или смерти не будут проблемами.

Нарративный подход. Практическая часть

Практика в нарративной терапии местами забавная, смешная, комичная, местами очень веселая и легкая, именно поэтому проблемы клиента растворяются, лопаются ка мыльные пузыри.

Так каким же образом происходит решение сложных жизненых ситуаций? Как события переписываются? И откуда берет начало новая история? Вот пример из практики нарративного подхода.

На консультацию к нарративному терапевту пришла мама с шестилетним мальчиком. Мама жаловалась, что ребенок не хочет оставаться дома один. Она воспринимала это, как каприз, проявление своего эго. По ее словам, малыш требует слишком большого внимания к себе. По причине боязни остаться без мамы с папой, ребенок не общался не только с другими взрослыми, но даже со сверстниками.

Мама и ранее обращалась к психологам, но все в один голос утверждали, что у ребенка недостаток внимания и неумение сдерживать свои эмоции. Своими диагнозами специалисты помочь не могли.

В надежде хоть на малейшую помощь, мама обратилась к нарративному практику.

Специалист начал разговор с малышом. Он задавал простые вопросы, отделяя ребенка и его эмоции: « Похоже Нетерпение и Истерика берут верх над тобой. Тебе тяжело справиться с Ними. Особенно когда все идет не так как тебе хочется». Терапевт понимает, что эмоции доставляют дискомфорт мальчику, потому что родители недовольны им. Он не дает свою оценку и в особенности не ставит диагноз, а располагает к себе. Далее терапевт задает вопрос о том, хочет ли малыш справиться с этой ситуацией. И мальчик сказал «да». Малыш понимает, что если он научиться играть один без мамы с папой, то сможет играть с другими детьми. Мальчик даже вспомнил, что были моменты, когда он оставался в комнате один после прочтения мамой сказки на ночь, и ему становилось очень страшно, но он храбрился, убеждал себя что все хорошо. И ему удавалось заснуть.

Как же переписываются истории? Какие вопросы помогают взглянуть на ситуации по-другому?

Нарративный практик уточняет, что происходит сейчас и что человек выберет делать после. Самое первое рассматривается действие. Затем намерения, цели, ценности и добирается до важных принципов, из которых строится собственно жизнь. Задаются вопросы относительно новых убеждений: на что клиент надеется, что собирается делать в дальнейшем, какие убеждения были раньше и что изменилось.

Вопросы, которые задает нарративный практик:

— выясняется ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?

— находится ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?

— сам человек находит РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?

— поддерживает клиента, вселяет уверенность, что его НАВЫКИ И УМЕНИЯ достаточны, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?

Истории, которые создают люди

Нарратив – это связный рассказ, содержащий факты и события. В рассказе, реальном или воображаемом, живут персонажи, которые включаются автором в сюжет. Связь элементов нарратива определяется его смыслом, о котором можно судить, только осмыслив финал повествования.

Говоря проще, все элементы нарратива используются рассказчиком, чтобы подвести историю к концу, поэтому именно финал вызывает к существованию эти элементы. Этот факт говорит о том, что человек до повествования знает цель и смысл своей истории. Действительно, если бы человек не знал смысла истории, он бы не смог выбрать, что существенно для его рассказа, а что можно опустить.

Ключевые элементы и характеристики нарратива:

  • персонажи и действия истории могут быть выдуманными;
  • элементы нарратива объединены причинно-следственной связью;
  • в основе лежит цельный сюжет;
  • в нарративе должна присутствовать точка зрения автора, которая часто является «моралью рассказа».

Историки стали первыми использовать понятие нарратив. Под ним изначально понимали «интерпретацию некоторого аспекта мира с определенной позиции» в конкретном социально-культурном контексте. Но суть нарратива – сюжет – очень долго и скрупулезно изучалась филологами.

Понятие нарратива оказалось востребовано во многих областях науки и приносит пользу даже маркетингу.

Неэкспертная позиция терапевта

Нарративный подход предполагает, что у каждого человека есть и силы, и все необходимые ресурсы, чтобы решать свои проблемы. Только вы сами можете считаться экспертом в своей жизни, только вы сами знаете, что нужно именно вам, более того, где-то глубоко внутри — вы знаете и то, как обрести то, что вам нужно. Как же получить доступ к этому внутреннему ресурсу? В этом как раз и помогает психолог, работающий в нарративном подходе. Другими словами, нарративный терапевт не считает себя экспертом в вашей жизни, а значит, не осуждает, не говорит, как нужно поступать, не навязывает своего мнения. Он помогает вам осознать, как лучше для вас.

Нарратив, текст и дискурс[ | ]

Сходными по значению с нарративом являются понятия текста и дискурса. Согласно Лотману, повествование всегда описывает действие, поэтому оно всегда сюжетно. Текст же представляет знаковую систему, которая может быть статичной. Поэтому текст «составляет основу всякого повествования». Например, словарь — это текст, но не нарратив. Вместе с тем нарратив является разновидностью текста, его конкретным выражением, тогда как дискурс противоположен нарративу. Поскольку нарратив описателен (дескриптивен), то в нём помимо логической структуры существуют ещё эстетическая, эмоциональная и ассоциативная структуры.

Методы работы в нарративном подходе

В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:

Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) представляет собой представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры

При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет почему она такова. 
Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента

Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний. 
Восстановление участия (re-membering) — к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории. 
Работа с внешними свидетелями — человек обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека. 

Как это работает

Чтобы выйти из затруднительной ситуации, можно использовать эти практики самостоятельно. Это поможет провести глубокую рефлексию, при этом соблюдать критичность суждений, а значит — объективность.

Истории. Рассказывать историю жизни необязательно кому-то, в первую очередь ее стоит рассказать себе. Запишите ситуацию, которая вас беспокоит, или события, которые привели к проблеме. Посмотрите объективно — какова ваша роль в этом, выявите причинно-следственные связи произошедшего. Теперь оцените, как вы рассматривали ситуацию до этого, и как ее можно еще интерпретировать.

Самоидентификация. В рамках того же рассказа оцените, какие реакции вы проявляли. Что послужило причиной этому? Для преодоления конкретной проблемы в рамках такой практики будьте готовы признать, что вы отреагировали некорректно. Рассматривая ситуацию с такой точки зрения, вы отделяете свою сущность «я вспыльчив» от проявления реакций «я вспылил».

Дробление проблемы. Слона надо есть по кусочкам — разделите проблему на составные части, рассмотрите более простые элементы по отдельности, найдите что-то общее. Так вы поймете, как решить даже самую большую и глобальную проблему. Тот же принцип работает и с целями — маленькими шагами можно достичь даже самых грандиозных результатов.

  • Интерпретация. Мы ограничены лишь одним ходом развития событий, который описали в первом пункте. Однако мы не ограничены в возможностях интерпретации не только случившихся событий, но и их последствий. Находясь в подавленном состоянии, мы склонны видеть мир в темных тонах и даже в самых позитивных сюжетах искать негатив. Переосмысливайте эти последствия, находите позитивные моменты и пользу в любой ситуации.
  • Определение смысла. Наконец, зачем все это нужно. Определите собственные ценности, цели и мотивы, чтобы понять причину возникновения проблемы, и как следствие — решить ее.

Нарративы в научных текстах

Тем не менее не только контекстная информация, но и собственный опыт воспринимающего (наррататора) влияет на субъективное усвоение информации, привнесение оценок и эмоций. Исходя из этого, объективность рассказа снижается, и можно было бы предположить, что нарративность присуща не всем текстам, а, например, она отсутствует в сообщениях научного содержания. Однако это не совсем так. В большей или меньшей степени нарративные черты обнаружить можно в любых сообщениях, поскольку в тексте присутствует не только автор и повествователь, которые по сути своей могут являться разными действующими лицами, но также читатель или слушатель, которые по-разному воспринимают и трактуют получаемую информацию. В первую очередь, конечно, это касается художественных текстов. Однако и в научных сообщениях имеются нарративы. Они присутствуют скорее в исторических, культурных и социальных контекстах и не являются объективным отражением реальности, а больше выступают как показатель их многомерности. Однако также могут повлиять на формирование причинно-следственных связей между исторически достоверными событиями или другими фактами.

Учитывая такое многообразие нарративов и обильное присутствие их в текстах различного содержания, наука не могла более игнорировать явление нарративности и вплотную занялась его изучением. На сегодняшний день различным научным сообществам интересен такой способ познания мира, как повествование. Он имеет в ней перспективы развития, поскольку повествование позволяет систематизировать, упорядочить, распространить информацию, а также отдельным гуманитарным отраслям изучить человеческую природу.

Что же такое нарратив?

Нарратив (англ. и фр. — narrative, лат. — narrare) — это языковой акт, передача клиентом связанных между собой историй, событий из жизни. На основании этих рассказов терапевт помогает найти клиенту решение своей проблемы и посмотреть на нее под другим углом. Благодаря диалогу и правильно поставленным вопросам клиенту открываются новые возможности.

Происхождение этого термина связано со знаменитыми авторами австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Дэвидом Эпстоном. Они опубликовали книгу в 1990 году под названием «Нарративные средства достижения терапевтических целей»

В своей книге они раскрывают важность историй из жизни клиентов. Как именно они их рассказывают, чему придают огромное значение, какие события наделяются положительностью и отрицательностью…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector