Направленность личности

Содержание:

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера

Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про внимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком

Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности  во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Сохранить статью

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей, которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений.  Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению

Черты характера, свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, организованность, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки

Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью «Сила характера«). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы

Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью «Сила характера«). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Основные формы направленности личности

Те устойчивые мотивы, которыми в человеческой психологии обусловливается данная психологическая модель, не зависят от конкретных частных ситуаций. Формируются они в основном посредством воспитания. Установки, которые даются в детстве ребенку родителями, с течением времени становятся свойствами его личности. Таким образом, направленность всегда определяется той средой, в которой осуществлялось формирование личности человека. Ту систему ценностей, те приоритеты, которые родители подчеркивали для ребенка как наиболее важные, он в той или иной форме воплотит в свою жизнь уже во взрослом возрасте.

Структура направленности, утверждают психологи, является сложной и многоплановой и включает в себя несколько пластов. Схема их построения выглядит следующим образом. Наиболее примитивный из них — влечение, которое зачастую является инстинктивным, бессознательным. За ним следует желание — на этом этапе потребность уже осознается человеком как нечто определенное. Следующий этап — стремление. На этом уровне к желанию подключается волевой компонент. Человек готов прикладывать определенные усилия к тому, чтобы желаемая цель оказалась им достигнута.

Перечисляя виды направленности личности, ее познавательной формой психологи считают интерес. При подключении к интересу волевого компонента мы получаем склонность. В сумме же вся система склонностей и стремлений человека становится тем, что называют мировоззрением: четким жизнеопределяющим комплексом философских, этических взглядов и эстетических предпочтений.

По мнению специалистов, высшая форма направленности личности — это убеждение. Именно убеждения входят в мировоззренческую систему человека, соотнося ее с его взглядами, ценностями и принципами. Убеждение — это та психологическая установка, которая лежит в основе патриотического, религиозного подвига, это то незыблемое, что человек готов отстаивать и защищать практически любой ценой.

Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом.

Более значимы, конечно, осознанные мотивы, придающие направленность конкретной деятельности индивида, обеспечивая в итоге ее реализацию. Показателями целеполагающих функций мотива можно считать формирование конкретных смыслов: ответов на вопрос «зачем выполнять то или иное действие». При отсутствии осознанного ответа на такой вопрос само действие теряет осмысленность. Подобное формирование смысла становится основой для целей и задач, которые человек ставит перед собой. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром»

Найдено научных статей по теме — 15

Пец О.И.

Рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения; подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека.

Неймарк Мария Соломоновна, Толстых Наталия Николаевна

Обсуждается актуальность исследований в области направленности личности, начало которым было положено в 1960-е годы в научном коллективе, руководимом Л. И. Божович.

Целевая направленность и саморазвитие личности

Васильев Я. В., Каневский В. И.

В статье рассматриваются вопросы целевой направленности личности, и предлагается методика ее исследования.

Методика для диагностики направленности личности

Щукевич Яна Владиславовна

В статье рассматриваются проблемы диагностики направленности личности. Описана авторская методика, направленная на диагностику направленности личности.

О целевой направленности и перфекционизме личности

Лукина Наталия Борисовна

В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма

Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм.. Щербина А.И.

Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.

Щербина А.И.

Целью статьи является анализ одной из значимых личностных характеристик педагога: аксиологической направленности, которая относится к высшим регуляторам деятельности и поведения, к области личностных смыслов.

Загайнов Игорь Александрович, Блинова Мария Леонидовна

В статье раскрывается актуальный вопрос о профессиональной направленности личности студентов вузов. Выявлена ведущая роль мотивационного компонента при выборе профессии.

Антилогова Лариса Николаевна, Ражина Наталья Юрьевна

На основе тематического апперцептивного теста (ТАТ) были выделены три типа альтруистической направленности: высокоуровневый, среднеуровневый, низкоуровневый.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ханова Зоя Гаджиалиевна

В статье рассматриваются современные психологические подходы к исследованию мотивации. Выделены психологические факторы, определяющие мотивы деятельности.

Потапова Илона Ильмаровна

В статье рассмотрена система формирования ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном колледже, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности; определяют иерархию индивидуальных предпочтений, целев

Лабаева Татьяна Александровна

Цель данного исследования изучить профессиональные интересы и способности студентов. Методы. «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест Соломина И. Л.).

Кунц Любовь Ивановна

В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности.

Нравственная направленность в структуре личности человека

Мухтарова А.Х.

В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности. Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.

Что такое направленность личности?

Под термином «направленность личности» понимается мировоззрение, интересы, убеждения и желания человека. Эти качества формируются с помощью воспитания и нравственности общества. Маленький ребенок всегда смотрит на родителей, перенимая их привычки и страхи. Ориентация личности играет главную роль в самореализации и достижении целей.

Этапы формирования направленности личности:

  1. Первой ступенью в структуре направленности является влечение.
  2. После осознания индивидом влечения к нему приходит желание, а уже после — мотив, благодаря чему он понимает, какую цель преследует.
  3. Следующим этапом является создание плана, но это происходит при том условии, если помимо желаний, у индивида появляется и стремление.
  4. Когда человек имеет стремление, у него автоматически пробуждается интерес к новому делу.
  5. На помощь к интересу приходит склонность, поэтому человек начинает добиваться желаемого, рисуя в голове идеал.
  6. Идеалом является нарисованная в голове картинка, к которой стремится индивид.
  7. Следующей ступенью является мировоззрение, благодаря чему человек регулирует свое поведение в обществе и строит планы на будущее.
  8. Последним в списке является убеждение.

Направленность личности выполняет следующие функции:

  1. Направляющая помогает разобраться, куда идти, и осознать, к чему стремиться.
  2. Побуждающая функция представляет собой свойство настраивать человека на активные действия.
  3. С помощью регулирующей функции человек расставляет правильно приоритеты, отдавая себе отчет в том, что является более важным.
  4. С помощью смыслообразующей функции человек осознает, зачем он прикладывал столько усилий.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Направленность личности и правильные постановки целей определяют успешность и удовлетворенность от своей деятельности.

Цель – это обрисованный в мечтах образ, обстоятельства, в которых видит себя конкретная личность. Многие надуманные цели так и остаются несбывшимися мечтами, если человек не планирует правильные пути к их достижению. При определении личностного роста и вершины, которую планируется достичь, нужно помнить основные важные правила.

Важно в начале пути выделить для себя область деятельности, которая наиболее значима в настоящее время. Для кого-то это будет достижение успеха в науке, а кому-то важно усовершенствовать свой внешний вид.
Расчет в достижении вершины задуманного нужно делать только на себя и свои силы

Самостоятельность в данном вопросе позволит реально оценить неудачи и сделать выводы, не обвиняя никого постороннего.
Цели должны быть реальными в соответствии с наклонностями и способностями отдельной личности.
Формулировать идеи нужно правильно. Нужна конкретика: Не «хочу стать ученым», а – «защитить докторскую диссертацию»; не «похудеть», а — «сбросить 20 кг».
Психологи советую записывать свои цели, разбивать их на временные промежутки, и составлять конкретные временные планы.
Нужно всегда быть готовым к тому, что под влиянием внешних обстоятельств цели могут меняться. Человек развивается на протяжении всей жизни, также как и окружающее общество. То, что кажется очень важным сегодня, может отойти на далекий план через несколько лет. В этом нет ничего страшного. Гибкость делает человека менее уязвимым к изменению внешних обстоятельств.

Цель должна быть личной мечтой, а не сформированной под влиянием кого-либо. К примеру, старания осуществить мечту родителей видеть сына – артиста по натуре, инженером или врачом, не принесут счастья никому. Работа над достижением мечты должна вызывать удовлетворение.
Сформулировать четкую осознанную цель мало. В нее нужно верить, закрепить в подсознании уверенность в своем успехе.

Очень широким понятием в структуре личности является направленность в психологии. Для осознания своего призвания у многих уходит много времени, иногда человек годами занимается тем, что приносит ему лишь усталость и потерю уверенности в себе. Судьбы многих выдающихся людей – это пример правильной постановки целей и работы над собой на пути к успеху.

Структура

  1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
  2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
  3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
  4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
  5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
  6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
  7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
  8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Убеждение

Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

Конструкты и их типы

Конструкт, по Дж. Келли, это то же, что и понятие.

Научное понятие – это логическая констатация определенной связи. Выделяется несколько свойств научного понятия:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Новые направления в психологии личности 480 руб.
  • Реферат Новые направления в психологии личности 240 руб.
  • Контрольная работа Новые направления в психологии личности 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Обобщение явлений,
  2. Констатация связи между явлениями,
  3. Возможность прогнозирования.

Определение 1

Личностный конструкт – конструкт, в котором содержится как сходство, так и различие его от других элементов. По мнению Дж. Келли, личностные конструкты всегда являются биполярными, например, неустойчивый – стабильный.

Таким образом, современные исследования должны продолжить данную теорию. Здесь стоит остановится подробнее на концепции схемы. Схема представляет собой определенную организованную структуру знаний об объекте. Они используются для приема и переработки информации. Как можно было заметить, схемы напоминают личностные конструкты Дж. Келли.

Были проведены различные исследования, которые характеризовали переработку информации людьми. Одно из них выявило, что при анализе информации люди:

  1. Достаточно быстро принимают решения, если это относится к их Я-концепции,
  2. Также быстро подвергают реконструкции прошлые этапы своей жизни,
  3. Воспринимают других через призму собственной Я-концепции,
  4. Часто отвергают информацию, которая не соответствует их Я-концепции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  • влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  • желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  • стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  • интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  • склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  • идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  • мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  • убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Определение направленности личности

В современной психологии существует уже выработанная методика определения социальной направленности личности. Чаще всего для того, чтобы определить личностные устремления человека, специалисты используют анкету, которую впервые создал психолог Б. Брасс в 1967 году. В этой ориентационной анкете имеется 27 пунктов, для каждого из которых опрашиваемый должен выбрать 1 из 3 вариантов ответа, наиболее близкого ему по характеру суждения, и 1, напротив, наиболее далекий. «Приближенный» к размышлениям опрашиваемого ответ получает отметку в 2 балла, несхожий — 0 баллов. Для каждого типа ответов баллы суммируются отдельно. Благодаря данной методике направленность личности достаточно легко определяется специалистами, позволяя им сделать вывод о том, какой вид деятельности будет для человека более комфортным.

Вот 3 наиболее часто встречающихся типа.

  1. Эго-направленность можно счесть низшей ее формой, так как она продиктована эгоцентрическими мотивами в поведении человека. Эго-ориентация характеризуется заинтересованностью индивида в удовлетворении собственных потребностей и желаний, что зачастую допускает проявления агрессии в адрес окружающих в любой ситуации конкуренции.
  2. Направленность на общение: настроение и состояние коллектива будет для человека на 1 месте, зачастую даже в ущерб выполняемой им задаче. Качество, не всегда оптимальное для работы в крупной компании, но незаменимое в семье. Такой человек будет готов поступиться своими интересами в целях сохранения благоприятной обстановки в коллективе, потому что ему лично это также обеспечит психологический комфорт.
  3. Ориентированность на достижение цели: наиболее четко сформированная мотивная структура определяет уровень человеческой деятельности. Главной задачей для человека с такой направленностью личности станет решение деловых задач, способность отстаивать интересы, если необходимо для пользы дела. Прекрасное качество для профессионалов, готовых посвятить себя любимому делу. Ориентация на достижение цели характеризует сильного, волевого человека, способного добиться своего, но в отличие от индивида с эгоцентрической личностной позицией, цель эта не преследует личного характера — она вполне может быть продиктована убеждениями и высокими идеалами. Это поведение, которое индивиду с эго-направленностью покажется непонятным, а для человека, нацеленного на общение, не будет представлять особенной ценности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector