Что такое мозговой штурм: правила
Содержание:
- Виды ММШ
- Как проводится мозговой штурм
- Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил
- Порядок проведения
- Принципы и правила мозговой атаки
- Условия эффективного мозгового штурма
- Техники мозгового штурма
- Мозговой штурм изучают в вузах
- Ловушка для идей или личный мозговой штурм
- Популярные виды мозгового штурма
Виды ММШ
Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.
- Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
- Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
- Японская методика. Этот способ мозговой атаки был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
- Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).
Как проводится мозговой штурм
Создаются множество идей, каждая из которых может служить оптимальным решением проблемы. Их записывают на доске или сначала участники группы пишут их на ватманах, а потом фиксируют на доске. На этом этапе нельзя критиковать или комментировать. Максимально на первый этап отводится 15 минут.
На следующем этапе учащиеся обсуждают коллективно идеи и высказывают предложения
Важно уметь найти в каждом из предложенных решений что-нибудь рациональное и объединить.
На заключительном этапе участники команды выбирают самые перспективные идеи из всех, имеющихся в их распоряжении. Этот этап переносится на следующий урок.
Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил
Подготовительный этап
Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.
Оцениваем, классифицируем, приоритизируем
техники приоритизацииBacklog Priority ChartHygger
- Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
- Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
- Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
- Time sinks – идеи самого последнего приоритета.
Порядок проведения
К проведению такого мероприятия необходимо подготовиться. Прежде всего, потребуется канцелярия: белые плотные листы и маркеры, а при наличии – стенд или доска для рисования
Это позволит активизировать внимание аудитории и улучшить результат
Порядок проведения мозгового штурма следующий:
- перед тем, как начать, проблема должна быть записана. Записывай ее так, чтобы она была видна каждому участнику штурма;
- участники также определяются и записываются до начала работы;
- теперь каждая группа должна выбрать лидера, который следит за соблюдением правил и записывает все предложения;
- мозговому штурму способствуют приподнятое настроение и смех. Если дело застопорится, участники могут поменяться местами, или лидер может взять за отправную точку самое безумное предложение и продолжить штурм;
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
- постобработка идей не обязательно должна происходить сразу после мозгового штурма. Следует сделать перерыв или по возможности дождаться следующей встречи;
- после получения идей, можно их оценить, проанализировать и логически поработать.
Иногда помогает разделение группы на более мелкие компоненты, что позволяет каждой компании попытаться найти хорошие идеи. В группах определяются мини-лидеры, которые помогают отбирать материал. Это позволяет избежать длительных дискуссий о защите отдельными участниками своих идей.
Советы по развитию
Для того чтобы активно применять метод «мозгового штурма» ты должна иметь:
активное мышление;
устойчивое внимание;
высокий уровень креативности.
Если ты, что метод сложен для тебя, то используй следующие советы:
- развивай креативное мышление. Например, создай схематический рисунок и придумай к нему ассоциативный ряд набор. Или возьми ряд кружочков и из каждой окружности создай какой-нибудь рисунок;
- активное мышление развивается с помощью чтения сложной литературы, решения логических задач, игр в головоломки;
Фото автора cottonbro: Pexels
устойчивость внимания тренируется с помощью специальных упражнений. Найди особые таблицы (в книжках, психологических решебниках или в Интернете) и выбери квадрат, заполненный буквами С и среди них найди одну букву В.
Помни, что существуют особенности проведения мозгового штурма: чтобы добиться максимального эффекта в компании должны присутствовать разные люди. Например, приведённая выше ситуация, когда повышение продаж определяется сотрудниками отдела продаж.
Если ввести в мозговой штурм человека с другой должности либо простого покупателя, то можно значительно повысить активность метода. При генерации идей указывай даже самые невозможные и смелые варианты. Все идеи, которые приходят в голову, записывай схематично вынесите в центр основную цель и лучами определив места основных идей.
Кстати, использование наглядности также позволяет эффективно повысить эффективность метода поскольку наше подсознание лучше запоминают схематические изображения.
Таким образом, брейнсторминг – отличный прием достижения наилучшего эффекта
Неважно, в каких ситуациях ты его используешь, важно лишь знать нюансы проведения и относиться серьезно к полученному материалу. Проведя такой психологический диспут, ты удивишься, насколько просто и эффективно можно работать в группе
Принципы и правила мозговой атаки
За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!
Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.
Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.
Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.
- Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
- Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
- Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
- Поиск идей, а не строительство планов.
- Принцип приоритета количества перед качеством идей.
- Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
- Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
- Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
- Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.
Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:
- наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
- создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
- правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
- ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
- ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
- поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
- проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
- ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
- правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
- объявление перерыва в случае снижения активности участников.
Условия эффективного мозгового штурма
- Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
- Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
- Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
- Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
- Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
- Цель — комбинаторика и совершенствование. Думайте, как можно усовершенствовать чужую идею или как две идеи могут быть объединены в одну.
- Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
- Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
- Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
- Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
- Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.
Техники мозгового штурма
Существуют десятки подходов к поиску решения поставленных задач. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При выборе техники мозгового штурма главное — полагаться на особенности участников команды и цели, которые необходимо достичь. Ниже мы рассмотрим четыре распространенных метода брейншторминга.
Генерация идей
Один из самых простых вариантов генерирования идей. Всем участникам мозгового штурма необходимо придумывать разные варианты решения поставленной задачи. При этом не допускается оценивание идей.
Такой подход позволяет найти нестандартные решения за короткий срок. Допустимое время проведения такой техники мозгового штурма составляет от 5 до 45 минут.
Техника «635»
Для проведения этого мозгового штурма собирают команду из шести человек. Каждый из участников должен написать по три идеи за пять минут. Затем карточки передают соседу, чтобы он ознакомился с идеями и детализировал их. Так делают до тех пор пока каждый участник не проработает все карточки.
Техника «635» позволяет за 30 минут получить минимум 18 проработанных идей. После этого команда обсуждает каждое из предложенных решений и выбирает наиболее подходящий вариант.
Обратный мозговой штурм
Эта техника подразумевает поиск идей, которые противоречат достижению желаемого результата. Предположим, перед группой стоит задача увеличить количество продаж определенного товара. В таком случае во время обратного мозгового штурма каждый участник будет искать способы уменьшения продаж этого продукта. Работа от обратного помогает найти неочевидные идеи, которые станут основой для принятия правильных решений.
Еще один вариант обратного мозгового штурма подразумевает поиск максимального количества недостатков товара, услуги или сложившейся ситуации. Затем для каждого пункта ищут оптимальное решение. Такой метод полезно использовать при выводе на рынок нового продукта или услуги.
Созвездие
Эта техника брейнсторминга подразумевает формулирование максимального количества вопросов, касающихся поставленной задачи. Такой подход позволяет рассмотреть задачу со всех сторон и позже найти нужные ответы. Вопросы могут быть абсолютно разными: что, где, когда, почему, как и так далее.
Существуют также и такие техники мозгового штурма как ролевая, путешествие во времени, лестница, теневая. Независимо от того, какой метод брейнсторминга вы выберете для своей команды, используйте рекомендации, приведенные ниже:
- продумайте цель мозгового штурма и четко сформулируйте задачу;
- выберите модератора;
- сформируйте команду;
- подберите технику мозгового штурма;
- продумайте тайминг, чтобы стимулировать процесс и избежать ненужных пауз;
- донесите правила и условия брейншторминга до всех участников;
- создайте атмосферу, которая будет располагать команду к активному участию в генерации идей;
- записывайте все идеи без исключения, даже если они абсурдные и нереальные;
- оцените полученные идеи и выберите наиболее подходящие.
Для оценивания идей мозгового штурма используют разные подходы. Ознакомьтесь с несколькими самыми распространенными методами.
- Анонимное голосование. Каждый член команды на листочке пишет идею, которая нравится ему больше всего. В итоге выбирают тот вариант, который наберет наибольшее количество голосов.
- Бальная система. В отличие от предыдущего метода оценивания, этот подход предполагает открытое присвоение баллов каждой идее.
- FAN. Подразумевает оценивание каждой идеи на основании таких качеств как осуществимая (Feasible), привлекательная (Attractive) , оригинальная (Novel).
Во время оценивания полученных идей помните, что выбор решения это логический, а не творческий процесс. Поэтому, тщательно продумывайте и взвешивайте все предложенные варианты. Используйте полученные знания в этой статье, чтобы провести эффективный брейнсторминг и найти решения поставленных задач.
Мозговой штурм изучают в вузах
Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:
- оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
- гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
- гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
- гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).
Ловушка для идей или личный мозговой штурм
А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.
Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример.
Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность:
Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.
Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.
freepik.com
Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:
- Идеи записываются за один раз.
- На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.
Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их всё равно нужно записывать.
К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки:
- «100 вещей, которые я люблю больше всего»
- «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо»
- «100 вариантов улучшить мою жизнь»
- «100 главных тревог моей жизни»
- «100 вещей, важных для человека»
Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.
◆Тайм-менеджмент от Google
◆Мультизадачность: когда это враг и когда – друг
◆Как быть продуктивным, работая на дому
Основы гештальтпсихологии
11 способов улучшить память
9 способов учиться эффективнее
Немнемонические правила запоминания
Кричать ли на ребёнка?
Принципы успеха Дейла Карнеги
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
Метод мозгового штурма: основные правила и требования
6 шагов, чтобы влиять на людей
Размышления о любви и браке | От чего зависит счастье и долголетие?
5 советов как перестать тревожиться
Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги
10 полезных для жизни привычек
5 ресурсов, которые помогут вам контролировать своё время
Как нас заставляют покупать
10 советов на тему личного пространства в семье и отношениях
Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: …
Как развить в себе эмпатию
View the discussion thread.
Популярные виды мозгового штурма
Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.
Брейнрайтинг
В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.
Мозговая атака на доске
Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По-японски
Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:
- На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
- Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.
Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.
Многоступенчатый
Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:
- те, кто создает идеи;
- те, кто оценивает результаты работы.
Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.
В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.
В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.
Многоступенчатый штурм выглядит так:
- Члены первой группы высказывают идеи.
- Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
- Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
- Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
- Высказанные предложения собираются в несколько принципов.
Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит
Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты