Как мотивировать себя: проверенные способы и советы психологов

Содержание:

Основные проблемы и понятия психологии мотивации

Мотив(от лат. movere – приводить в движение,
толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее
от субъекта побуждение (стремление,
влечение, хотение, желание) к определенным
действиям, ориентированным в конечном
счете на удовлетворение потребности
или достижение желаемого состояния
среды или собственной личности.

В психологии широко
используется также понятие мотивации.
Оно является производным от мотива и
имеет два значения.1.
Мотивация
– это процесс
формирования, функционирования,
взаимодействия и преобразования мотивов
поведения людей и животных. 2.
Мотивация
– комплекс
разнообразных мотивов, управляющих
какой-либо деятельностью на протяжении
некоторого времени.В ряде случаев
“мотивация” и “мотив” являются
синонимами.

В структуру
мотивации входят мотивирующие факторы.
По своим проявлениям и функции в регуляции
поведения эти факторы могут делиться
на три относительно самостоятельных
класса. Мотивирующие
факторы первого класса
(потребности
и инстинкты) являются источниками
активности. Их анализ дает ответ на
вопрос о том, почему организм приходит
в состояние активности. Мотивирующие
факторы второго класса
определяют
направленность активности организма,
то, ради чего избираются одни, а не другие
акты поведения. Мотивирующие
факторы третьего класса

это эмоции, субъективные переживания
(стремления, желания) и установки. Они
отвечают на вопрос о том, как осуществляется
регуляция динамики поведения.

Немецкий психологи
Хайнц Хекхаузен выделяет следующие
основные проблемы психологии мотивации1.

1. Проблема
содержательной классификации мотивов
и составления их перечня.

2 Проблема развития
и изменения мотивов.

3. Проблема измерения
мотивов

4. Проблема выявления
ситуационных условий, приводящих к
актуализации мотива.

5. Проблема смены
мотивации, возобновления или последействия
уже имевшей место мотивации.

6. Проблема мотивации
как общей целенаправленности деятельности
и проблема мотивационного конфликта
между различными целями.

7. Проблема
реконструкции мотивации, характеризующей
отдельные фазы протекания действия.

8. Проблема
многообразия влияний мотивации на
наблюдаемое поведение и его результаты.

Они не знают, как использовать своё время с умом.

Существует множество способов, как лучше управлять временем, но немотивированные люди, как правило, тратят его впустую. Они не могут эффективно составлять график и всегда откладывают дела на потом.

Время эластично. Растягивайте его, чтобы выжать из него по максимуму. Как только вы покорите проблему управления временем, то станете более мотивированными, потому что сможете похвалить себя, что достигли того, что для большинства людей очень тяжело. Хвалить себя за достижения – хороший способ сохранения мотивации.

Как быть?

Лучший способ для сохранения мотивации, в том, что касается времени, это повторять себе, что только вы сами можете контролировать своё время. Никто и ничто не может сделать это за вас.

Классификация, виды и типы

Какая бывает мотивация? Мотивация имеет сложную иерархическую и типовую структуру. Различные ученые в свое время предлагали разные классификации. Но сегодня в психологии принято выделять следующие виды мотивации:

По источнику воздействия:

  • внутренняя (зависит от самого человека и привязана к положительным эмоциям, возникающим в процессе действия),
  • внешняя (не привязана к содержанию деятельности, и возникает на почве стимулов, поступающих извне).

Внутренняя и внешняя мотивация лучше работают в совокупности, позволяя человеку эффективно и быстро закрывать потребности даже при условии наличия барьеров.

По эмоциональной окраске стимула:

  • положительная или позитивная мотивация (привязана к положительным эмоциям, которые станут результатом достижения цели),
  • отрицательная или негативная мотивация (привязана к избеганию отрицательных эмоций, являющихся потенциальным результатом какой-либо деятельности или бездействия),

По степени устойчивости:

  • устойчивая (присутствует в жизни человека на постоянной основе, так как базируется на естественных потребностях, голоде, жажде и т.д.),
  • неустойчивая (требует постоянной поддержки и легко угасает без внешнего стимула).

Тип мотивации по направленности стимула:

  • индивидуальная (направлена на обеспечение саморегуляции организма),
  • групповая (стремление защитить потомство, заслужить место в социуме, сохранить общественную структуру и т.д.),
  • познавательная (игровой тип деятельности).

Уровни

Помимо этого выделяют уровни, которые отражают стремление человека к закрытию своих потребностей или их подавлению.

Еще десятилетие назад шкала начиналась с третьего уровня, который являлся самым &#171,безмятежным&#187, и &#171,безынициативным&#187,.

Человек третьего уровня просто адаптировался к среде, не стараясь изменить ситуацию и добиться цели.

Самый высокий девятый уровень сопряжен с жертвенностью и острой потребностью удержаться в &#171,зоне победы&#187,. Люди девятого и приближенного к нему уровней предпочитают удовлетворять, а не подавлять свои желания.

Менее 10-ти лет назад к шкале был добавлен первый и второй уровень. Эти уровни отражают неспособность к удовлетворению собственных потребностей.

Т.е. человек, находящийся на 1 или 2 уровне, живет в зоне нищеты и долговых обязательств, так как его волевой импульс слишком слаб для выхода из зоны комфорта.

Частое заблуждение о мотивации

Одно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.

Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.

Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.

Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.

Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.

Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.

Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме

Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования.

Пример внутренней мотивации

Внутренняя мотивация основана на трех элементах: автономии, мастерстве и цели.

В следующем случае молодой человек, который собирается стать независимым, чтобы учиться в другом городе, решает научиться готовить, чтобы выжить. Это было бы основой автономии, поскольку он хочет зависеть от самого себя и не прибегать к еде от матери или доставке на дом.

Изучая рецепты, он обнаруживает, что блюда действительно хороши для него, и ему даже удалось подружиться, пригласив их поесть у себя дома. В этот момент молодой человек решает улучшить свои кулинарные навыки и продолжить новаторство на кухне. Это будет началом мастерства, поскольку ваша мотивация — продолжать совершенствоваться.

Со временем молодой человек задумывается о том, чтобы бросить учебу в области финансов и посвятить себя приготовлению пищи в ресторанах. Для этого учитесь у хороших поваров с помощью учебных курсов или учебных курсов. Кроме того, он занимается получением лицензий в качестве обработчика пищевых продуктов. Хотя его начало на кухне было независимым и привело к мастерству, мотивация молодого человека теперь заключается в том, чтобы работать в роскошном ресторане, поэтому это стало целью.

Мотивы человеческого стремления к переменам

Как мотивировать людей и самого себя? Кто-то хочет подняться по карьерной лестнице и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, а кто-то желает найти вторую половинку и устроить уютное гнездышко. Классификация методов мотивации по общей теме, признаку и видам позволила выявить ключевые моменты, влияющие на формирование цели. Основные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия:

  • самоутверждение;
  • идентификация;
  • власть;
  • процессуально-содержательные мотивы;
  • саморазвитие;
  • достижения;
  • аффилиация.

Каждый мотив играет важную роль и влияет на весь познавательный процесс. Рано или поздно человек получает реальную картинку, которую до этого времени мог лишь хранить в собственном воображении. Но каковы теории и концепции мотивации? Что думают об этом известные психологи и философы?

Существует 3 основные теории, которые определяют, на каком уровне находится человек. Это содержательные, процессуальные, специфические теории.

В основе содержательной базы лежат потребности человека. Они позволяют оценить состояние индивида, рассмотреть принцип его работы, проследить за ходом мысли. В такой теории особый уклон делается непосредственно на изучение структуры человеческого желания, его возможности и дальнейшие перспективы. Задача состоит в том, чтобы понять, что именно вызвало в человеке мотивацию, как функционирует данный процесс. Отличные работы на эту тему публиковали величайшие умы всех столетий. Это знаменитая теория иерархии потребностей Маслоу и теория приобретенных потребностей МакКлелланда, рассуждения и формы мотивации Альдерфера, мысли о двух факторах Герцберга.

Процессуальные теории прежде всего занимаются анализом тех усилий, которые были приложены человеком. Рассматриваются чувства, которые ощущает человек в конкретной ситуации или при выполнении какой-либо задачи. На сегодняшний день насчитывается более 50 интересных теорий, среди которых рассуждения и умозаключения Врума, Адамса, Портера-Уолтера, Локка.

Специфические концепции связаны с восприятием человеком внешнего мира, умением чувствовать и сочувствовать. За основу взята модель работника, который обладает уникальным набором мотивов, потребностей, эмоций.

Эффект домино

Выше я подробно описала каждую из психологических потребностей по отдельности. Теперь нужно сказать несколько слов о ценности интегрированной природы АПК.

Предположим, у вас есть менеджер, помешанный на контроле. Она управляет людьми и проектами на микроуровне — независимо от того, нужно им это или нет. Она или не признаёт самого факта, или не опасается последствий такого стиля руководства и его воздействия на психологические потребности тех, кем она управляет. Она кажется довольной и не собирается менять свою стратегию — в конце концов, с ней она поднялась на верхние ступени карьерной лестницы.

Вы доказываете ей свою компетентность долгие годы, особенно когда дело доходит до сбора данных для ежеквартального отчета, который нужно предоставить головному офису. Когда она взяла отпуск, вы фактически закончили отчет самостоятельно. Но все же она требует предоставлять ей все отчеты на проверку и хочет отсылать их в главный офис сама. Вам кажется, что все дополнения, которые она вносит, совершенно лишние. Ее микроуправление подрывает ваше чувство автономии — она управляет вашей работой и не позволяет вам думать самостоятельно. Вы боитесь жаловаться на нее, потому что видели, что происходит с такими искателями справедливости.

Это — начало эффекта домино. Отсутствие автономии вызывает у вас вопросы о вашей компетентности. Ваша неспособность управлять сверхучастием вашего менеджера или организационная политика компании разрушают вашу компетентность. Неэффективное руководство вашего менеджера, ее отсутствие внимания к вашим потребностям и концентрация на собственных пресекают любую возможность ощущения принадлежности. Внешние силы (ее стиль руководства и ваш страх) подрывают ваше внутреннее ощущение благополучия. Если бы у вас была возможность сменить место работы, вы бы сделали это.

Когда дело доходит до отчетов, вы составляете их только потому, что боитесь последствий. Ваш мотивационный статус — навязанный. Ведомые страхом и, быть может, небольшим чувством вины, вы выполняете работу и думаете: «Я пишу эти отчеты, потому что должен, но я ненавижу их. Я сделаю только то, что должен». Вы не относитесь к работе творчески и не стремитесь улучшить ее качество, потому что ваш менеджер, скорее всего, перечеркнет ваши старания в любом случае.

И — плохие новости. Вы обобщаете все неоптимальные состояния в один-единственный вывод: «Главная причина, по которой я каждый день поднимаюсь с постели, — заработать деньги!» У вас появляется внешний стимул — все дело только в деньгах.

Люди наслаждаются положительной энергией и благополучием, которые ощущают, когда их потребности удовлетворены. Но — и это очень большое «но» — одно зависит от другого. Эффект домино срабатывает, даже когда не удовлетворена только одна из потребностей.

Мотивы

На основе возникших потребностей формируются мотивы. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.

Когнитивная теория мотивации

Наибольшую популярность из когнитивных теорий мотивации приобрела теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1956). По мнению исследователя, каждый человек обладает особой потребностью в конгруэнтности, то есть в гармонии и консонансе, в совпадении ожиданий субъекта и реально происходящих событий. Под воздействием данной потребности любой диссонанс (несовпадение когнитивных элементов) ощущается личностью как состояние дискомфорта, которое приводит к запуску активности, направленной на его устранение (редукцию) и восстановление согласованности содержаний сознания. Стремление к когнитивному согласованию мотивационных процессов (побуждений) и представлений о ситуации запускает сложный механизм интерпретации и переинтерпретации, который позволяет постепенно снять существующие противоречия.

Виды мотивации в психологии

В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:

  • внутренняя и внешняя;
  • положительная и отрицательная;
  • устойчивая и неустойчивая.

Это основные виды мотивационных образований.

Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.

Внешняя и внутренняя мотивация

Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.

Каждой из них присущи свои особенности:

  1. Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
  2. Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
  3. Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
  4. При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.

Положительная и отрицательная

Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.

Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:

  • повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
  • рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
  • уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.

Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.

Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:

  • голод;
  • жажду;
  • сон;
  • секс;
  • общение;
  • обретение новых знаний.

Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.

Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.

Дополнительная классификация мотивации

Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:

  1. Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
  2. Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
  3. Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
  4. Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
  5. Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
  6. Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
  7. Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
  8. Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.

Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:

  • значимость достижения цели;
  • уверенность в ее достижении;
  • индивидуальное восприятие итога своей деятельности.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Различные теории мотивации по мнению авторов

Как мы уже отмечали ранее, каждый автор внес свое собственное определение и классификацию этого явления, известного как мотивация. Среди всех теорий мы можем выделить трех великих авторов:

Авраам Маслоу и иерархия потребностей

Для Авраама Маслоу мотивация может быть определена как импульс, который человек должен удовлетворить свои потребности. Эти потребности распределяются иерархически в форме пирамиды, начиная с самых основных потребностей, таких как еда и питье, для достижения более высоких потребностей в самореализации. Если вы хотите узнать больше об этой теории, вы можете обратиться к следующей статье о пирамиде Маслоу: практические примеры каждого уровня.

Мотивация по Макклелланду

Дэвид Макклелланд утверждает, что мотивация человека определяется поиском или удовлетворением трех основных потребностей:

  • Потребность в достижении
  • Потребность в силе
  • Необходимость принадлежности

Теория мотивации-гигиены Герцберга

Одной из наиболее используемых моделей в мире деловой психологии и коучинга является теория мотивации-гигиены Герцберга. Этот эксперт по мотивации труда утверждает, что факторы, которые поощряют человека и поддерживают его ориентацию на продуктивность, следующие:

  • Факторы мотивации: повысить удовлетворенность личности
  • Гигиенические факторы: держать человека от неудовлетворенности.

Чтобы лучше понять эту модель, мы прилагаем небольшой контур:

Ежедневные тренинги для себя и семьи

Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:

  1. Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
  2. Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
  • не умеет организовывать и контролировать себя;
  • не умеет правильно расставлять приоритеты;
  • не умеет систематически выполнять работу.

Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:

  1. Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
  2. Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
  3. Что мешает исправить данное положение?

На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.

Блок 3. Мотив. Иерархия.

1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.

2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.

3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.

4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.

5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».

6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.

7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.

Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают — и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно — потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность — это компетентность.

Компетентность — это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения — такие, как школы. Но, загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение — это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?» Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?»

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector