О видах психологического эксперимента по методу ананьева

Понятие о методах психологического исследования

Методами в науке называют способы, приемы изучения явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, то есть к адекватному (соответствующему действительности) отражению присущих им свойств и закономерностей в сознании человека . Метод — это основной способ сбора, обработки или анализа данных. Метод — это: совокупность приемов или операций практического познания; совокупность приемов или операций теоретического познания; способ решения теоретической проблемы.

Методы исследования, используемые в науке, не могут быть выбраны произвольно, без достаточного обоснования, просто по прихоти исследователя. Истинное знание достигается только тогда, когда используемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни.

При построении методов научного исследования, прежде всего, необходимо опираться на соблюдение этих законов:

  • Все явления окружающей нас действительности взаимно связаны и обусловлены;
  • Все явления окружающей действительности всегда находятся в процессе развития, изменения, поэтому соответствующие методы должны изучать исследуемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности

Эти положения применимы к любой науке, включая психологию. Давайте рассмотрим, каковы методы психологии.

Психология, как и любая другая наука, использует целую систему различных частных методов или техник. Методы психологического исследования — это те приемы и средства, с помощью которых получают факты и используют их для доказательства предложений, из которых, в свою очередь, формируется научная теория.

Сила науки во многом зависит от методов психологического исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринимать и использовать все новое, что появляется в методах других наук. Там, где это возможно, происходит прорыв в познании.

До второй половины девятнадцатого века психологические знания приобретались в основном путем непосредственного наблюдения за другими людьми и интроспекции. Анализ и разумное обобщение таких фактов жизни сыграли положительную роль в истории психологии. Они привели к построению первых научных теорий, объясняющих природу психологических явлений и человеческого поведения.

В конце 80-х годов 19 века в психологии начали создавать и использовать специальные технические приборы и устройства, которые позволяли исследователю ставить научный эксперимент и контролировать его условия, в частности, дозировать воздействие физических стимулов, на которые должен реагировать человек.

Следует отметить, что общей тенденцией, отчетливо проявившейся в совершенствовании методов исследования в различных науках за последнее столетие, является их математизация и механизация. Эта тенденция проявилась и в психологии, придав ей статус достаточно точной экспериментальной науки. Радио- и видеотехника и электронное оборудование сегодня используются в психологии.

Наряду с математизацией и механизацией методы исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор принимаются распространенные, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и интервьюирование. Существует много причин для их сохранения: явления, изучаемые психологией, уникальны и сложны, их не всегда можно идентифицировать техническими средствами и описать точными математическими формулами. Несмотря на то, что современная математика и технология сами по себе чрезвычайно сложны, они остаются довольно простыми по сравнению с явлениями, изучаемыми психологией. Для изучения тонких явлений и психологических категорий, с которыми имеет дело психология, во многих случаях они просто не подходят.

Интерпретационные методы

Наименее разработанными и чрезвычайно важными являются интерпретационные методы, которые включают различные варианты генетических и структурных методов.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный исследовательский материал в характеристиках развития, выделить этапы, стадии, критические моменты становления психических преобразований. Она устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Генетический метод может охватить все уровни развития, от нейронного до поведенческого.

Отношения между частями и целым, т.е. функциями и индивидом, объектом деятельности и личностью, определяются структурными методами (психография, типологическая классификация, психологический профиль). Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми чертами личности.

Структурный метод интерпретирует весь материал в терминах свойств систем и типов связей между ними. Конкретным выражением этого метода является психография как целостное синтетическое описание личности. Психография — это специфический метод изучения индивидуально-психологических различий между людьми. Это позволяет выявить связи между потенциальными способностями, умениями и наклонностями, направленность индивидуальности, выявить основные противоречия и сформулировать прогнозы развития.

Компьютерная диагностика используется для анализа данных, полученных генетическими и структурными методами

В компьютерной диагностике при анализе форм интерпретации данных исследования важно учитывать формы представления результатов, которые можно разделить на: числовые показатели; текстовое описание; графическое представление. Современные компьютерные программы, такие как MS Office или пакеты статистической обработки, предоставляют широкие возможности для выбора формы компьютерной диагностики анализа данных психологического исследования, и всегда можно быстро составить различные варианты в поисках наиболее удачного

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности
  2. Методы возрастной психологии — Предмет возрастной психологии
  3. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
  4. Практико-ориентированные методы в обучении
  5. Представление о душе в древнем египте и древней индии
  6. Психологическая рефлексия
  7. Профилактика и психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания офисных работников
  8. Причины детских страхов
  9. Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, профилактика
  10. Спортивная психология

Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности

7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приобрести использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения). Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния.

Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание в зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение должно стать одним из основных в методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, — в противоположность обезличению, по большей части господствующему в методике зарубежной психологической науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят за пределы только психологических явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.

Также читайте:
Социальный конфликт как один из типов конфликта
Очерк теории эмоций (Ж.-П. Сартр)
Форма альтруизма
О двух разновидностях неосознаваемого психического: подсознании и сверхсознании (П. В. Симонов)
Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии

Основные методы психологии можно разделить на две группы:

Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос) — эти методы исследования основанные на личностных ощущениях, по отношению к изучаемому объекту. После выделения психологии в отдельную науку, субъективные методы исследования, получили первоочередное развитие. В настоящее время эти методы продолжают использоваться, а некоторые даже совершенствуются. Субъективные методы имеют ряд недостатков, которые заключаются в сложности не предвзятой оценки исследуемого объекта.

Объективные методы психологии (тесты, эксперимент) — эти методы исследования отличаются от субъективных тем, что исследуемый объект оценивается сторонними наблюдателями, что позволяет получить наиболее достоверную информацию.

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Методы психологических исследований

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы.

Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования.

Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность).

Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

: Организация психологических исследований

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».

Метод наблюдения

Наблюдение – это самый популярный метод, благодаря которому происходит изучение социально-психологических явлений и процессов в разнообразных условиях без какого бы то ни было вмешательства в их естественное течение.

Наблюдение бывает житейским и научным. Житейское наблюдение обычно ограничивается простой регистрацией фактов и носит совершенно случайный, никак не организованный характер. Научное же наблюдение предполагает определенный план, постановку конкретных целей и задач, отображение результатов. В таблице 1 можно увидеть типы наблюдений, которые стоит учитывать, составляя план.

Таблица 1. Виды наблюдений и характеристики каждого из них.

Виды наблюдений Характеристики видов наблюдения

По контакту

Непосредственное (исследует сам человек), опосредованное (наблюдатель использует уже готовые данные).

По условиям деятельности

Полевое (проводится в естественных условиях), лабораторное (спланированный эксперимент).

По характеру взаимодействия с объектом

Открытое (при таком виде наблюдаемые видят наблюдателя), скрытое (наблюдателя не видят); включенное (сам исследователь принимает участие в деятельности, которую исследует), невключенное (непосредственное участие в деятельности не принимается).

По временному периоду

Кратковременное либо долговременное.

По фиксации конечных результатов

Констатирующее (результаты фиксируются, факт констатируется), оценивающее (наблюдатель интерпретирует, дает факту определенную оценку).

При использовании такого метода социально-психологического исследования как наблюдение самым трудным процессом можно назвать фиксацию исследуемых характеристик таким образом, чтобы прочтение готового протокола было абсолютно понятным и могло бы быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Ярким примером экспериментальной схемы регистрации можно назвать опыт Р. Бейлса, который наблюдал за группой детей, выполняющих определенную совместную деятельность. Он зафиксировал наблюдаемые образцы поведения с помощью таблицы (таблица 2).

Таблица 2. Виды взаимодействия по Р. Бейлсу.

Наблюдаемая сфера взаимодействия Виды взаимодействия

Сфера позитивных эмоций

Солидарность, согласие, снятие напряжения.

Сфера решения проблем

Предложение, указание, мнение, ориентация других индивидов.

Сфера постановки проблем

Просьба о какой-то информации, просьба выразить вербально свое мнение, просьба об указании.

Сфера негативных эмоций

Полное несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

Выявленные двенадцать  типов взаимодействия применялись Р. Бейлсом, в первую очередь, как тот минимум, который требуется для учета существующих видов взаимодействия, и, во вторую очередь, как максимум, который можно допустить в эксперименте.

Замечание 1

Схема, представленная Р. Бейлсом, получила обширное распространение, несмотря на то, что к ней есть несколько значимых критических замечаний, которые касаются недостаточной обоснованности используемых характеристик.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Способы психологической защиты

Если правильно реагировать на злобные выпады в свой адрес и проблемы, можно уберечь свою психику от отрицательного воздействия. Под влиянием негативного раздражителя человеку бывает тяжело правильно действовать в кризисной ситуации. Однако существуют способы, благодаря которым индивид адекватно предохраняется от любого негатива в свой адрес.

Способы психологической защиты:

  1. «Ветер перемен».

Если человека постоянно оскорбляют, ему приходится испытывать негативные эмоции. У индивида учащается пульс, повышается давление, портится настроение. Избавиться от негатива в свой адрес можно, если представить себя стоящим напротив ветра. Погрузив себя в эмоциональное состояние, наполненное личными обидами, нужно вообразить, как сильный порыв воздуха сдувает все обидные слова и болезненные симптомы. Такой приём помогает нормализовать душевное равновесие. Каждый раз, когда человек услышит что-то обидное в свой адрес, он вызовет из памяти приём «ветер перемен», который вмиг унесёт отрицательные эмоции.

  1. «Абсурдная ситуация».

Если человек видит, что кто-то намеренно его оскорбляет, нужно подыграть ситуации. Преувеличенные, перекрученные и доведенные до абсурда неприятные слова воспринимается комично. Обидчик в такой ситуации будет выглядеть клоуном, который ведёт себя как несмышленый ребёнок.

  1. «Океан».

В кризисной ситуации индивид ассоциирует себя с океаном. Этот огромный по площади водоём абсолютно спокоен, хотя в него вливаются тысячи бурлящих рек. Эмоционально уравновешенный человек, на чью голову выливаются потоки негатива, подобен океану. Он внешне спокоен, хотя вокруг него кипят страсти.

  1. «Аквариум».

Если на человека сыпется море негативных слов, необходимо представить, будто он находится в аквариуме. Можно мысленно приглушить звучание обидных слов. Ведь аквариум не пропускает звука. Хотя толстое стекло искривляет внешность обидчика. Сквозь прозрачные стенки аквариума лицо у оппонента смешное и безобразное.

Наблюдение, как метод исследования в психологии

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдениеВнутреннее наблюдение или самонаблюдениеСвободное наблюдениеСтандартизированное наблюдениевключенном наблюденииСтороннее наблюдение

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

VI. VII Этап

Вначале целесообразно писать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анке­тирования. Затем дать общую оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что — нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклони­лись с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкос­тью, какие — с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех получен­ных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюде­ний, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индек­сы и т. п.).

Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последователь­ности задач (всего исследования), которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем ко все более частным аспектам.

5

Анализ документов

Анализ документации фирмы (отчетов по продажам, о выполнении плана, внешний документооборот, региональная статистика и др.) помогают получить гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. В первую очередь, можно оценить результативность работы команды, а исходя из личных отчетов сотрудников строятся предположения касательно «слабого звена».

Документооборот служит отличной основой для разработки определенных гипотез, которые в дальнейшем можно проверить экспериментально или методом анкетирования. Однако, как единственный метод исследования он будет слишком не информативный.

Эмпирические методы

Эмпирические методы используются для прямого сбора фактов и объединяют довольно большую группу методов, а именно:

  • Наблюдение (самонаблюдение) — здесь необходим план, критерии, умение выделять наблюдаемые характеристики, группа экспертов для снижения субъективности конечного результата;
  • Экспериментирование (лабораторное и естественное): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен.
  • Тестирование (опросники, бланковое, манипулятивное, моторное, проективное): стандартная процедура, когда определены варианты результата, но неизвестно, какой вариант характерен для испытуемого;
  • Постановка вопросов (анкетирование, интервью, беседы): получение ответов на поставленные вопросы — письменных, устных и в зависимости от ответов на предыдущие вопросы;
  • Моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели;
  • Анализ продуктов деятельности: Основное преимущество этого метода заключается в том, что исследование может быть проведено косвенно, то есть без присутствия испытуемого.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Наблюдение — задача метода объективного наблюдения состоит в том, чтобы узнать о качественных характеристиках изучаемых психических процессов и выявить закономерные связи и отношения между ними. Он основан на непосредственном восприятии исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Наиболее характерной особенностью метода наблюдения является то, что он позволяет изучать исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление происходит в реальной жизни. Метод наблюдения исключает использование методов, которые могут изменить или нарушить естественный ход изучаемого явления. Таким образом, метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей его полноте и жизненной правде его качественных характеристик.

Объектом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания и их проявления в поступках и поведении человека, в его речи и деятельности.

Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:

  • Изучаемые явления наблюдаются в обычных условиях, без изменения их естественного хода. Сам факт наблюдения не должен мешать изучаемому явлению.
  • Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов, связанных со спортивной деятельностью, лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физкультуры.
  • Сбор материала путем наблюдения осуществляется по заранее составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования.
  • Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и количество наблюдаемых людей должно быть достаточным для получения значимых результатов.
  • Изучаемое явление должно наблюдаться в различных, регулярно меняющихся условиях.

Метод наблюдения

Одним из эмпирических методов является метод наблюдения. Данный метод требует тщательной подготовки и профессионализма исследователя, потому что наблюдение ведется за психическими проявлениями человека.

Этот древнейший метод познания в психологии выступает в двух формах – во-первых, как самонаблюдение или интроспекция, во-вторых – как внешнее или объективное наблюдение.

Процедура наблюдения, в общем, складывается из определенных процессов:

  • постановки целей и задач наблюдения;
  • выбора объекта, предмета и ситуации;
  • выбора способа для наблюдения, обеспечивающего сбор нужной информации;
  • выбора способа регистрации наблюдаемых явлений;
  • обработка полученной информации и её интерпретация.

Методом научного познания наблюдение становится постольку, поскольку не ограничивается только регистрацией фактов, а формулирует гипотезы, чтобы проверить их на новых наблюдениях.

Виды наблюдения могут быть разными – кратковременное наблюдение (срез), длительное наблюдение, которое по времени может продолжаться несколько лет (лонгитюдное наблюдение).

Оно может быть лабораторным, проходящим в искусственных условиях и естественным, проходящим в условиях, привычных для человека.

Есть включенные и не включенные наблюдения. При включенном наблюдении и наблюдатель, и наблюдаемые включены в деятельность, но, наблюдаемые ничего не знают о производящемся наблюдении.

Не включенное наблюдение предполагает распределение ролей – одни становятся наблюдаемыми и знают об этом, другие – наблюдателями.

Метод наблюдения может быть структурированным, когда структура наблюдаемых фактов строго подразделяется и неструктурированным – в этом случае наблюдение происходит за всей совокупностью фактов.

Сплошное и выборочное наблюдение. Все поведенческие реакции фиксируются при сплошном наблюдении, в то время как при выборочном область наблюдения ограничена.

Наблюдение также бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение проводится самим человеком, который по его результатам делает выводы.

Опосредованное наблюдение проводится другим человеком.

Любой метод имеет свои достоинства и свои недостатки. Не лишен недостатков и метод наблюдения, которые заключаются в следующем:

  • на результаты наблюдения довольно сильно влияют установки, интересы, личностные особенности, психологическое состояние наблюдателя;
  • ориентирование наблюдателя на подтверждение своей гипотезы приводит к большим искажениям восприятия событий;
  • трудность в интерпретации полученных данных;
  • наблюдение требует больших временных затрат.

Что касается самонаблюдения (интроспекция), то это первый метод психологии, позволяющий изучать душу и психику человека.

Интроспекция – это внутреннее наблюдение индивида за собственными психическими проявлениями. В психологии профессиональная интроспекция не только полезна, но, даже необходима, а чтобы личность могла отображать саму себя – этому необходимо учиться.

Метод эксперимента

Понятие «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Это метод познания, при его помощи происходит исследование явлений действительности. В современной науке используются различные виды экспериментов. Выделим два наиболее распространенных: естественный (полевой) и лабораторный.

Замечание 1

Идея организации эксперимента естественного направления принадлежит психологу А.Ф.Лазурскому. Исследование происходит в естественных условиях жизнедеятельности человека, который не подозревает, что он испытуемый.

Лабораторный эксперимент требует специальных, контролируемых условий с применением аппаратуры и приборов

Здесь важно строго соблюдать условия исследования и точность получаемых данных. Немного снижает значимость и объективность лабораторного эксперимента искусственность условий

Становится проблемой перенести, полученные в лаборатории данные, в реальные условия жизни. Можно ли смоделировать реальную жизнь экспериментально? Этот вопрос до сих пор открыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector