Педагогические взгляды а. с. макаренко

Биография Макаренко (кратко)

Антон Семёнович Макаренко, талантливый педагог и писатель, родился 13 марта 1888 года в украинском городе Белополье (Харьковская губерния) в семье маляра. В 1904 году Макаренко окончил 4-летний техникум в Кременчуге, где и выбрал профессию учителя. Он продолжил свое обучение годичным курсом учителей.

В 1916-1917 годах Макаренко служил в армии, но из-за плохого зрения был демобилизован.

В 1917 году Антон Семёнович окончил Полтавский педагогический техникум. Его дипломная работа «Кризис современной педагогики» получила высокую оценку за необычный подход. Окончившему техникум с золотой медалью Макаренко посоветовали продолжить свои научные исследования в области педагогики, но Антон решил стать практикующим преподавателем. Он работал в колледжах Крукова и Полтавы до 1920 года, когда его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.

Антон Семёнович скончался в апреле 1939 года, вскоре после того, как был отвергнут правительством в качестве педагога на основании его якобы антисоветского воспитания.

Стадии развития коллектива по Макаренко

«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.

Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.

Этапы развития коллектива по Макаренко

По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста

В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Методика «взрыва»

Мастерство педагога должно быть абсолютным при использовании следующей любопытной методики от мастера и учителя Антона Семеновича Макаренко. Воспитание не всегда бывает систематизированным и закрытым в рамки, нередко приходится воздействовать на психологию детей неожиданными ходами. Сама техника «взрыва» подразумевает снос шаблона за счет нестандартного решения от педагога или воспитателя.

К примеру, в ожидании уже логичного наказания, ребенок неожиданно получает поддержку и похвалу от учителя, но с намеком, чтобы так больше не повторялось. Важен в методике не столько краткосрочный результат, сколько впечатление, которое закладывает в ребенке фундамент дальнейшего восприятия подобных ситуаций и подталкивает его поступить единственно верным способом.

Организация процесса выглядит слишком просто, поэтому нам даже во взрослой жизни становится скучно и неинтересно заниматься рядовыми трудовыми делами. Попробуйте внести в монотонные дела искру новых эмоций и впечатлений за счет позитивного настроя, похвалы коллегам, улыбки подчиненным или поддержки начальству. Вам станет интереснее работать, станет выше производительность труда, так и с воспитанием детей. Когда им надоедает привычный алгоритм воспитательного процесса – удивите их и заставьте развиваться и обучаться жизни на качественно новом уровне восприятия.

Характеристика педагогической системы А. С. Макаренко

Замечание 1

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) – советский писатель и педагог, крупнейший теоретик педагогического образования.

А.С. Макаренко является автором стройной педагогической системы. Методологической основой, разработанной системы, является педагогическая логика, определяющая педагогику как практически целесообразную науку. Исходя из данного определения, возникает необходимость выявления закономерности соответствия поставленной цели, подобранных средств и полученных результатов воспитания.

Творчество А.С. Макаренко противоречило сталинской педагогике, основной целью которой было воспитание человека-винтика в большой социальной машине. В то время как педагогика А.С. Макаренко, напротив, отражала идеи воспитания самостоятельного и полноценного члена общества, имеющего свое мнение и свою точку зрения.

Теоретические идеи А.С. Макаренко приобрели популярность и признание во всем мире. На сегодняшний день они также являются востребованными и актуальными.

Цели и задачи системы воспитания А.С. Макаренко заключаются в том, что основной акцент необходимо делать на традиции, нормы, ценности и обычаи того коллектива, в котором растет и развивается ребенок.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива

Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива.

Основной целью коллектива, согласно А.С. Макаренко, является совокупность целей всех входящих в него членов.

Задача образовательной организации состоит в воспитании коллективиста.

Замечание 2

Одним из основных факторов воспитания, в педагогической системе Макаренко, является труд. Именно трудовая деятельность максимально направлена на развитие и умение организовывать и планировать свою работу, бережно относится к орудиям производства и продуктам труда.

Самые известные методики Макаренко

Антон Семенович в своих трудах о воспитании ребенка делает акцент на важности роли полноценной семьи, а также поведении родителей. Даже в утробе матери начинается формирование личности. Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым

Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым.

В своих трудах Макаренко выделяет основные принципы воспитания детей. Первым делом влияние оказывает коллектив. Задача воспитателя поставить единую цель коллективу и раздать роли, при этом выровнять отношения внутри системы. Среди ее участников могут быть члены семьи, класс в обычной школе и педагоги, группа детей с воспитателями. Второй составляющей идет самоуправление, без умения организовывать внутри системы порядок самостоятельно, порядка и оперативного достижения целей не ожидается.

Также работает методика дисциплины, она соседствует с методом «кнута и пряника». В этом случае за прогулы и ошибки участник системы лишается части наград, а в случае усердия и прилежности получает аванс или рядовую похвалу. Теплые слова могут использоваться при реализации трудового воспитания, когда цель не подходит для оплаты материальными благами или ребенку мало лет.

Система воспитания детей по Макаренко

Одним из первых элементов, который выделяют поклонники Макаренко, является коллектив. Только через участие в совместных процессах ради достижения единой цели формируется личность. О воспитании ребенка в детском саду и школе немало споров. Антон Семенович категорично выделял творческую составляющую участников любого детского коллектива. Каждый в нем умеет нести ответственность за себя и других участников, побывал хотя бы раз в роли рядового и командира.

Дисциплина и режим укореняют чувство ответственности

Система Макаренко включает в себя обязательное трудовое воспитание, важно научить человека трудиться с раннего детства. Антон Семенович ставит приоритетом роль наставников в жизни детей

«Семья должна быть полной», «Взаимодействие воспитателя и детского коллектива строятся на принципах равенства, взаимного уважения, понимания своей роли в коллективе на данную минуту».

Немного истории…

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.

История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка

Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения

Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания. Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни

Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем

Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса

Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Известные лекции Макаренко о воспитании детей

Антон Семенович читал под занавес карьеры и жизни лекции на разные узкие тематики воспитательного процесса

Он старался обратить внимание родителей на успешные принципы, которые сработали у него на практике при перевоспитании трудных подростков в колонии. Если даже для них принципы авторитета, внедрения самоуправления, подхода к жизни в игровой манере подошли, то в семье и школе это можно развивать в несколько раз успешнее и динамичнее

Он разделял методы воспитания в зависимости от структуры семьи, а идеальными считал большие семьи, где участники уже становились с раннего детствами членами коллектива с определенными ролями и полномочиями. Умение стать не хозяином, а старшим по дому, желание вызвать уважение, а не авторитарное подчинение – тонкая грань в качественном воспитании и пародиям на него.

Основные принципы системы Макаренко

В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.

Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы

По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко. Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад

Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие общей цели;
  • единая деятельность;
  • тесное взаимодействие с обществом;
  • строгая дисциплина.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников.
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Макаренко педагог

Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.

Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени — активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и руководства Ленина и сильно вдохновлен верой писателя Горького в человечество.

Его целью было — как он выразился — создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать.

Уважение личности ребёнка

Уважение к личности ребенка, доброжелательное отношение к его потенциальной способности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему миру всегда были основой новаторской педагогической деятельности Макаренко. Своим студентам он адресовал горьковский призыв «как можно больше уважения к личности и как можно больше требований к ней». К коллективному в 20-е годы призыву о всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», сказал он.

Сторонники «свободного образования» выступали против любого наказания детей на том основании, что «наказание воспитывает раба». Макаренко справедливо выступил против этого, заявив, что «безнаказанность порождает тирана», и высказал мнение, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Макаренко решительно боролся против педологии. Он был одним из первых, кто выступил против сформулированного педологами «закона фаталистической обусловленности судьбы ребенка наследственностью и неизменной средой». Он доказал, что любой советский ребенок, которого обижают или портят ненормальные условия жизни, может исправиться, если ему обеспечить благоприятную среду и правильные методы воспитания.

В каждом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед и давать им радостную реалистическую перспективу. Ориентация на будущее, утверждал Макаренко, — это важнейший закон социалистического строительства, который целиком направлен в будущее; он соответствует жизненным устремлениям каждого человека.

Центральной проблемой педагогической практики и теории Макаренко является организация и воспитание детского коллектива.

Октябрьская революция выдвинула насущную задачу коммунистического воспитания коллектива, и, естественно, идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 1920-х годов.

Большой заслугой Макаренко было то, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детей и личности в коллективе и коллективом. Макаренко видел главную проблему воспитательной работы в правильной организации коллектива. Марксизм, — писал он, — учит нас, что мы не можем рассматривать человека вне общества, вне коллектива. Важнейшее качество советского человека — умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, работать и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А.С. Макаренко настойчиво искал такие формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческого целеустремленного человека. «Нам нужны, — писал он, — новые формы социальной жизни детей, способные привить им позитивные ценности в области образования. Только большие усилия педагогической мысли, только тщательный и гармоничный анализ, только изобретение и эксперимент могут привести нас к этим формам.» Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной.

Определяя педагогическую сущность коллектива, Макаренко, подчеркнул, что этот коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, должны быть органы, направляющие жизнь и работу.

Макаренко первым сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив учебного заведения, и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

По мнению Макаренко, искусство руководства коллективом заключается в том, чтобы привязать его к определенной цели, что требует совместных усилий, работы, напряжения. В этом случае достижение цели приносит огромное удовлетворение. Для детского коллектива нужна счастливая, радостная, веселая атмосфера.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе. Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.

Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду – излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем

Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами

Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи и М. Монтессори был признан ЮНЕСКО одним из четырех величайших педагогов-мыслителей XX века. Это говорит о том, что педагогическая методика Макаренко имеет широкую востребованность не только в пределах нашей необъятной родины, но и за рубежом.

Заключение

Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.

Советское правительство не поддерживало индивидуализм — людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.

Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector