Макаренко о воспитании детей — почему сработала его система?

Коллективизм

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

Методика «взрыва»

Мастерство педагога должно быть абсолютным при использовании следующей любопытной методики от мастера и учителя Антона Семеновича Макаренко. Воспитание не всегда бывает систематизированным и закрытым в рамки, нередко приходится воздействовать на психологию детей неожиданными ходами. Сама техника «взрыва» подразумевает снос шаблона за счет нестандартного решения от педагога или воспитателя.

К примеру, в ожидании уже логичного наказания, ребенок неожиданно получает поддержку и похвалу от учителя, но с намеком, чтобы так больше не повторялось. Важен в методике не столько краткосрочный результат, сколько впечатление, которое закладывает в ребенке фундамент дальнейшего восприятия подобных ситуаций и подталкивает его поступить единственно верным способом.

Организация процесса выглядит слишком просто, поэтому нам даже во взрослой жизни становится скучно и неинтересно заниматься рядовыми трудовыми делами. Попробуйте внести в монотонные дела искру новых эмоций и впечатлений за счет позитивного настроя, похвалы коллегам, улыбки подчиненным или поддержки начальству. Вам станет интереснее работать, станет выше производительность труда, так и с воспитанием детей. Когда им надоедает привычный алгоритм воспитательного процесса – удивите их и заставьте развиваться и обучаться жизни на качественно новом уровне восприятия.

Адольф Дистервег (1790 — 1866)

Немецкий педагог, создатель одного из первых педагогических журналов сформулировал принципы преподавания, которые сегодня кажутся очевидными, но двести лет назад звучали революционно. В воспитании, считал он, очень многое зависит от личности воспитателя; а цель преподавания — не передать ученику готовый набор истин, а пробудить в нем интерес и любовь к самому процессу получения знаний. 

Какими же способами привить эту любовь? Дистервег выделял три. Во-первых, учитель должен и сам искренне любить свой предмет: интерес преподавателя передается ученику

Во-вторых, процесс подачи материала должен быть увлекательным, разнообразным, живым: «Где начинается скука, там прекращается внимание, а значит, и образование». И наконец, постоянная похвала и поощрение любых, даже самых скромных, успехов: «возбуждение у ученика чувства, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед»

Этот принцип Дистервег считал даже более важным, чем первые два. 

Обучение — это отнюдь не передача знаний молчаливым слушателям: ученики должны быть активными участниками процесса. «Говорить самому, т.е. учить, гораздо легче, чем заставлять говорить другого, но ученик знает хорошо только то, что умеет правильно выразить», — писал Дистервег. Поэтому нужно научить ученика выражать свои мысли — ясно, логично, своим языком, а не казенными фразами. 

И наконец, считал Дистервег, обучение — процесс непрерывный, причем для самого педагога в первую очередь: «Лишь до тех пор ты являешься способным учить других, пока продолжаешь работать над собственным образованием». 

Принципы системы Макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

  1. Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
  2. Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
  3. Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
  4. Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
  5. Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % — преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Значение игры в воспитании

А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого деятельность, работа, служба. Он сказал, что будущего лидера воспитывают прежде всего в игре: Вся история человека как рабочего и служащего может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе его работы. Отмечая огромное влияние игры на ребенка-дошкольника, Макаренко в своих лекциях по воспитанию детей раскрыл ряд важнейших проблем, связанных с этой темой. Он рассказал о методике игры, о взаимосвязи игры и труда, о формах руководства игрой детей со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предложил не спешить отвлекать ребенка от игры и переводить его на трудовые усилия и трудовые заботы. В то же время, по его словам, не следует упускать из виду, что есть люди, которые с детства переносят игривое отношение к серьезности жизни. Поэтому необходимо организовать игру так, чтобы в процессе их ребенок воспитывал в себе качества будущих работников и граждан.

Что касается методики проведения игры, то Макаренко считал, что дети должны быть активными в игре, чтобы испытать радость творчества, эстетические переживания, почувствовать ответственность, серьезно отнестись к правилам игры. Родители и учителя должны интересоваться игрой детей. Детей не следует заставлять повторять только то, что взрослые делают с игрушками, бросая им разнообразные игрушки: «Дети … В лучшем случае они становятся коллекционерами игрушек, в худшем — переходят от игрушки к игрушке в основном без интереса, играют без энтузиазма, повреждают и ломают игрушки и нуждаются в новых. Макаренко отличает игры для дошкольников от игр для малышей.

Он также рассказал о специфике игр для старшего школьного возраста.

Говоря о руководстве играми детей, А.С

Макаренко отметил, что вначале родителям важно связать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют в большем обществе, игра организуется при участии квалифицированных педагогов

Затем она должна принять более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и дисциплины.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделяет следующие виды:

  1. сборная или механическая игрушка: куклы, лошадки, машинки и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Ребенок должен держать эти игрушки не для показухи, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2.Полуфабрикаты игрушек, такие как: Картинки с вопросами, коробки, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, решение которых требует умственной работы. В то же время у них есть и недостатки: они однообразны и поэтому могут наскучить детям.

самый плодотворный элемент игры — это различные материалы. Они наиболее близки к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны и в то же время дают простор для большого творческого воображения.

В игровой деятельности дошкольников эти три вида игрушек должны сочетаться, считает Макаренко. Он также подробно проанализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал несколько советов по их организации.

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

3113

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1791

Соображения по вакцинации

1706

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

1573

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1346

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1329

«Мир пошёл под нож?

1244

Марафон по 6 приоритетам

1234

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1158

Надо ли жалеть Авериных?

1045

Наша колея в Афганистане

1038

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1036

За кем придут из министерства правды?

878

Взращивание совести по собственной воле

872

Почему столицу переносят в Сибирь?

868

Как повторить экономический скачок 1929-1955 годов? Анализ стратегии

857

Бегущие янки и демократия у нас

852

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

838

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

806

Страна обломовых

773

Кто внушает русофобию Европе. Пламен Пасков

769

Зазнобинские чтения 2-5 сентября 2021

735

Трудовое воспитание

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство — для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем

Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало

Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину

Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества. Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Немного истории…

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.

История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.

Социально-педагогические взгляды

Теперь, когда понятие «трудовой коллектив» освящено законом и прочно вошло в повседневную жизнь, многие вещи здесь кажутся нам простыми и само собой разумеющимися. Но не будем забывать: для А.С. Макаренко все было открыто — вернее, открыто им — в 20-30-е годы.

Работа вызвала мощный воспитательный процесс. Но его педагогическая сила еще не раскрылась, когда руки молодых людей что-то делают. Работа, оторванная от идейного, интеллектуального, нравственного, эстетического, эмоционального, физического воспитания, творчества, интересов и потребностей, от многослойных отношений между учениками, становится обязанностью, которую хочется побыстрее «выполнить», оставив больше времени для более интересных дел. Работа становится основой для гармоничного развития личности еще и потому, что в труде человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что может не только заработать на хлеб насущный, но и реализовать свой дух, свое творчество. Гражданское должно быть не в звучной фразе, а в душе — это одно из самых важных правил трудового воспитания. Ощущение гражданской значимости труда, наряду с радостью познания мира, является очень мощным эмоциональным стимулом, который одухотворяет тяжелый труд, а труд воспитывает только тогда, когда он нелегок. Один из тонких секретов воспитания — уметь увидеть, найти, раскрыть гражданское, идеологическое начало труда.

Единство труда и образования достигается тем, что человек, познавая мир через труд, создает красоту и утверждает в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда — это целая область образования, которая, к сожалению, тоже относится к образовательной каменоломне.

Значительное место в жизни и деятельности педагогического коллектива Макаренко занимала плодотворная работа детей.

А.С. Макаренко писал — «Труд, — не сопровождаясь воспитанием, не сопровождаясь политическим и социальным воспитанием, не приносит никакой педагогической пользы, он оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но если при этом не воспитывать его политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то эта работа будет лишь нейтральным процессом, который не принесет никакого положительного результата.

В оценке Макаренко производительного труда в его системе воспитания прежде всего необходимо провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого «трудового воспитания и практики» и «трудовой школы». В Макаренко шла плодотворная работа детей в связи с обучением основам наук.

Практика А.С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста удивительно быстро и без чрезмерных требований овладевали сложнейшими производственными навыками, не только навыками работы на сложных станках, но и организацией производства.

Наиболее сложный, технически сложный и наиболее оснащенный производительный труд должен стать неотъемлемой частью содержания образовательной жизни детей.

Особенно важной задачей Макаренко считал обучение творчеству. Такая работа возможна там, где к труду относятся с любовью, где понимают его необходимость и полезность, где труд является основной формой проявления личности и таланта

Такое отношение к работе возможно только тогда, когда сформирована глубокая привычка к усилиям труда, когда никакая работа не кажется неприятной, когда у нее есть цель.

Самоуправление

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Педагогика

После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.

В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.

Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.

Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт

При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники

Антон Макаренко и его воспитанники

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.

Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.

На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.

Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.

Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками

В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.

После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.

В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.

Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.

Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Макаренко педагог

Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.

Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени — активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и руководства Ленина и сильно вдохновлен верой писателя Горького в человечество.

Его целью было — как он выразился — создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать.

Высказывания Макаренко о воспитании детей

Макаренко о воспитании детей через цитаты. «Любое ваше поведение моментально считывается ребенком, анализируется и дублируется им уже во взрослой жизни». Родители не имеют права ожидать от воспитанника сюрпризов при правильном подходе, большинство его решений являются залогом анализа поведения старших участников коллектива.

Технологии современного капитализма от детей следует держать подальше и применять в исключительных моментах. «Не рекомендую поощрять труд, гораздо ценнее, что дети получают удовольствие от процесса и качественную похвалу по итогу работы». «Предоставляйте ребенку самому возможность выходить из сложных ситуаций, помощь предлагайте ненавязчиво и тонко». «Ставьте разумные цели при воспитании, тогда сможете анализировать ошибки процесса и вовремя их исправлять».

Высказывания Макаренко говорят о наглядном примере для детей учителей, воспитателей, родителей. «Если вы не разбираетесь в том, чему пытаетесь обучить молодых людей, то не получите ничего в ответ, кроме презрения». Довольно жестко по отношению к нам, мамам и папам, педагогам и учителям, но это цитата открыто намекает, что процесс воспитания вещь ответственная.

Принципы педагогических идей Антона Семеновича уходят своими корнями во взаимоотношения коллектива. «Уважайте мнения друг друга и цените дела товарищей, тогда и результат будет достигнут быстрее». «Проявляйте больше уважения к детям, но и требуйте от них не меньше, учите любить и быть любимыми». «Труд должен быть общественно-полезным, в ином случае он убивает в гражданине желание заниматься им в дальнейшем». Только в случаях, когда дети получают истинное удовольствие от процесса и понимают причину задачи или ее конечный результат, труд развивает в них личность.

Кому стоит прочесть книгу?

Изначально «Школа жизни, труда и воспитания» подготовлена для специалистов в сфере педагогики, социальной психологии, культуры. Но позже ее стали рассматривать, как творение для ценителей художественной литературы, ведь рассуждать и писать отзывы о книге можно веками.

Авторская стилистика за счет документальности сохраняется оптимально, поэтому среди читателей можно увидеть деятелей культуры, образования, социологии, мировой экономики, политологии. Рядовому читателю, который воспитывает детей, или даже общается с малолетними личностями знакомых, стоит ознакомиться с эффективными аспектами методик Макаренко.

Самоуправление

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка

Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения

Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания. Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни

Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем

Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса

Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector