Личные качества

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Понятие способностей

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Структура личности

Чтобы лучше понять качества человека, нужно разобрать структуру личности. Она состоит из 4 частей:

  1. Темперамент — это врождённые генетические особенности, которые присущи каждому человеку. Исходя из них можно многое сказать о человеке, скорректировать направление его жизни. Выделяют 4 типа темперамента: холерики (импульсивны и обидчивы), сангвиники (коммуникабельны и открыты всему новому), флегматики (уравновешены и спокойны), меланхолики (склонны к уединению). Даже в одинаковых ситуациях представители того или иного типа темперамента ведут себя по-разному.
  2. Психические процессы — это то, как он воспринимает мир, как реагирует на непредвиденные ситуации, насколько у него развито воображение, чего он боится.
  3. Опыт и навыки, которые люди приобретают, превращаются в привычки, стиль и манеру поведения.
  4. Отношение личности к событиям вокруг неё. Это зависит от мировоззрения, уровня сознания, соблюдения общественных норм.

Качества влияют на формирование и развитие характера

Большинство элементов структуры с трудом поддаются изменениям, их резкое изменение может произойти вследствие воздействия экстремальных обстоятельств. Подвижные элементы в случае необходимости можно скорректировать путём работы со специалистом.

Для чего нужно знать личностные качества

Выявить, осознать, принять или поменять личностные особенности необходимо для:

  • самопознания и развития;
  • понимания других людей;
  • распознавания вариантов ненадлежащего отношения к себе;
  • поиска любимого человека;
  • продвижения по карьерной лестнице.

Примеры

Для девушек

Как было уже сказано, во многом наличие определенных качеств зависит от должности, на которую соискатель поступает.

Для девушек в первую очередь важно наличие скромности

В творческих коллективах могут обращать внимание на индивидуальный стиль в одежде. В деловом мире предпочтительнее использовать одежду строгую с минимумом украшений и ярких элементов. От девушек ждут исполнительности, коммуникативных навыков

От девушек ждут исполнительности, коммуникативных навыков

Важно уметь правильно подать себя в коллективе, не отделиться от него и найти общий язык с большинством его членов

Девушки чаще всего работают продавцами. Из-за развитых коммуникативных навыков, дружелюбия и обаяния им проще найти общий язык с покупателями.

Если девушка представитель педагогической специальности, то требуется терпеливость, любовь к детям, интерес к педагогической деятельности и наличие специальных знаний. Опыт не всегда важен, но имеет значение стремление работать и развиваться в конкретной должности.

По наличию лидерских качеств к девушкам предъявляют меньше требований, чем к сильному полу. Исключение — руководящие должности, а также специальности, связанные с тренерством, коучингом.

Таким образом, список основных характеристик для женщин выглядит так:

  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • коммуникативные навыки;
  • дружелюбие.

Однако нельзя сказать, что есть только мужские характеристики и только женские, во многом все зависит от должности.

Для мужчины

Мужчины, как правило, поступают на более ответственные должности.

Для строительных и инженерных специальностей важны следующие характеристики:

  • внимательность;
  • ответственность;
  • хорошая физическая подготовка;
  • опыт работы и образование.

Нелишним будет наличие лидерских качеств. Также учитывается отсутствие вредных привычек.

Для руководителя

От руководителя во многом зависит успех компании и сплоченность команды. Поэтому на серьезные должности отбор производится наиболее тщательно.

Смотрится, насколько легко и быстро претендент выстраивает коммуникацию. Нет ли у него страхов, неуверенности в себе — эти качества являются препятствием к поступлению на руководящую должность.

Руководитель должен быть требователен, но в то же время уметь в некоторые моменты проявить мягкость и поблажки ради получения определенных целей и эффективного управления коллективом.

Руководитель деспот будет держать штат в страхе, но при этом страх станет препятствием к высоким достижениям и влияет на текучесть кадров. Слишком мягкий директор также не сможет эффективно управлять персоналом и следить за их деятельностью.

Для высоких должностей имеет значение наличие высокого уровня энергии, так как работа требует большой отдачи и связана с постоянным движением и стрессами.

Важное свойство — самостоятельность. Высшему менеджеру приходится рассчитывать на себя в принятии решений. Он должен уметь брать ответственность за свои действия, не сомневаться в выборе и показывать пример другим работникам, как надо действовать

Он должен уметь брать ответственность за свои действия, не сомневаться в выборе и показывать пример другим работникам, как надо действовать.

Несамостоятельный руководитель будет пытаться перекинуть ответственность на подчиненных или менеджеров более высокого ранга, что в итоге приведет к потере денег и малоэффективной работе.

Таким образом, умение правильно составить резюме и вписать в него нужные профессиональные и личностные характеристики — важное качество соискателя. Как составить хорошее резюме:. Как составить хорошее резюме:

Как составить хорошее резюме:

Наша интересная группа Вконтакте:

Эмоциональность

Как мы отметили выше, личностные особенности — это целый комплекс характеристик, включающих в себя и эмоции. Люди привыкли разделять эмоции на хорошие и плохие. Но в психологии понятий таких не существует. Есть положительные эмоции и условно отрицательные.

К положительным относят радость, уверенность, нежность, любовь. Условно отрицательные эмоции — это гнев, тоска, тревога, отчаяние. Существуют еще и нейтральные эмоции, к ним относят изумление, любопытство и безразличие.

Чем хороши эмоции? Тем, что поддаются удалению и корректировке. Характер, как говорится, не лечится. И темперамент человека изменить невозможно, равно как и эмоции, связанные с ним. Но приобретенные эмоции вследствие мировоззрения и воспитания можно откорректировать.

Что не стоит упоминать?

Все зависит от того, на получение какой должности претендует соискатель. Если это пост руководителя или топ-менеджера, нужно перечислить соответствующие качества – уравновешенность, способность принимать решения и нести ответственность за них, способность организовывать и управлять группой людей и т. п. О креативности или любви к детям и животным упоминать ни к чему. Если работа предполагает сосредоточенность и усидчивость, спокойствие и способность обрабатывать большое количество информации будет вашим преимуществом. А вот коммуникабельность и многозадачность лучше оставить для других должностей

И наоборот – там, где требуется нестандартное мышление, креативность и внимание к деталям, лучше не упоминать исполнительность и соблюдение субординации

«Легкообучаемый» – еще одно часто встречающееся в анкетах и резюме слово. Однако лучше не употреблять его, если человек не может сходу запоминать новые термины, работать в новых для себя компьютерных программах, использовать новые методики и т. д.

«Стрессоустойчивый» – тоже «модное» слово, которое не стоит употреблять без необходимости. Устойчивость к стрессам на разных должностях означает разное. Например, оператор колл-центра должен быть готов к негативу от абонентов, а полицейский – к трупам, людям, пострадавшим от преступлений, преступникам и подобному. Поэтому стрессоустойчивость необходимо конкретизировать применительно к должности, на которую претендует соискатель.

Такие качества, как привлекательная внешность и спортивная форма, уместно упоминать лишь тогда, когда это напрямую указано в требованиях к работе – танцовщица, манекенщик, инструктор фитнес-клуба, администратор или хостес ресторана, ночного клуба. В остальных случаях работодателю достаточно приложенного к резюме личного фото, чтобы составить представление о внешних данных соискателя.

Не следует использовать слова-штампы: ответственность, исполнительность, обучаемость, пунктуальность

Такое резюме попадет в стопку ничем не отличающихся «кандидатов» и вряд ли привлечет внимание работодателя. Взгляд должен задержаться хотя бы на одной из формулировок

Вместо «коммуникабельности», которая в последнее время есть в каждом первом резюме, можно написать «нахожу подход к любому человеку» или «умею договориться с каждым». Это не означает, конечно, что нужно расписывать подобным образом все свои качества, превращая резюме в оду своих достоинств, но и предельная краткость и безликость тоже ни к чему.

Нравственные свойства личности

На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:

  • семейное воспитание;
  • влияние школы и дворовой компании;
  • общественные и личностные отношения;
  • жизненный опыт.

Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.


Нравственность закладывается в детстве

К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.

Оценка позитивных качеств

Положительные профессиональные качества для резюме также являются важным критериев при подборе сотрудников. Есть такие навыки и черты, которые подойдут для любой вакансии. Их примеры:

честность;
простота и легкость в обучение;
умение концентрироваться на важном;
стрессоустойчивость;
отсутствие вредных привычек;
инициативность и т.д.

Такие качества ценятся в сотруднике на любой должности, т.к. характеризуют его с лучшей стороны. Если соискатель подает резюме на руководящую должность, то лучше указать другие характеристики личностного характера.

HR-менеджеры и эксперты выделяют 3 категории сильных сторон:

  1. Мобильные навыки. Способности, присущие смежным профессиям или те, которые использовались кандидатом на прежнем месте работы и будут актуальными для вакантного. Это могут быть навыки налаживать контакт с разными по типу темперамента людьми, работать с основными офисными программами, быстро решать срочные вопросы или оставаться спокойным в стрессовых ситуациях.
  2. Навыки, которые базируются на знаниях. Такие способности человек получил благодаря дополнительному обучению или в процессе трудовой деятельности на прежнем месте работы. Это умение пользоваться компьютером, вести отчетность, вести деловые переписки с иностранными партнерами, свободно общаться на иностранном языке и т.д.
  3. Личные качества. Уникальные свойства человека. Позволяют понять, каким является потенциальный сотрудник в обычной жизни.

Часто соискатели сначала пишут положительные качества, которые непосредственно связаны с рабочей деятельностью. Но слишком хвалить себя не нужно. Немного самокритики не помешает.

Подтвердить наличие перечисленных характеристик потенциальный работник может с помощью аргументов. Можно привести примеры проявления таких способностей в мотивационном листе в виде структурированного и логического текста.

При составлении списка с деловыми качествами подумайте, какими чертами характера или профессиональными навыками должен обладать идеальный кандидат.

Понятие возраста в психологии

Замечание 1

Возрастные группы ‒ это большие группы людей, объединяемых по признаку возраста.

Определение 1

Возраст ‒ категория, которую используют для обозначения временных характеристик индивидуального становления человека.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

  1. Хронологический возраст, устанавливается продолжительностью человеческой жизни (по паспорту);
  2. Биологический возраст ‒ комплекс биологических характеристик, функционирование организма в целом (дыхательная, кровеносная, пищеварительная системы и т.п.);
  3. Психологический возраст ‒ определенный уровень формирования психики, который содержит: а) возраст умственного развития; б) социальную зрелость; в) эмоциональную зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, зрелость личностного характера.

В реальной жизни отдельные элементы возраста могут не всегда совпадать.

Частные классификации[ | ]

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.

Примеры:

Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).

Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона, который выделял следующие типы:

  1. нормальный, характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
  2. тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
  3. олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
  4. демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
  5. тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.

Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.

Пример:

классификация личности в зависимости от её реакции на окружающую среду А. Ф. Лазурского:

  1. Низкий уровень . а) Рассудочный тип (всё подвергает рассудочному анализу, неспособен к творческому мышлению, склонен копировать чужое поведение и действия); б) Аффективный тип (противоположен рассудочному, импульсивно реагирует на различные события, склонен к чувственности, мечтательности; в) Активный тип (характеризуется импульсивностью, зачастую, чрезмерной активностью, беспорядочными и необдуманными действиями, склонен к различного рода рискованным поступкам, азартным играм.
  2. Средний уровень . а) Непрактичные теоретики-идеалисты (это люди с научным, теоретическим мышлением, способные созерцать, обладающие творческим мышлением, часто являются учёными, художниками и т.д.); б) Практики-реалисты (условно делятся на три типа: альтруисты, у которых сильно развита эмпатия, общественники, которые склонны властвовать, обладают твёрдым характером и хозяйственные, обладающие практичностью и расчётливостью).
  3. Высший уровень . Личности данного уровня характеризуются сочетанием и эмоционального, и рассудочного мышления, обладают высокими идеалами (духовностью, альтруизмом), высокой осознанностью, сдержанностью и целесообразностью в эмоциональных порывах.

Пример:

Градацию по шкале «безликость — яркая личность» вводит для исполнительского стиля Густав Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали.

Положительные характеристики мужчин и женщин

Проявления позитивных нравственных качеств у мужского и женского пола порой сильно отличаются.

Например, что касается общительности, то женщин считают склонными к болтовне, большей открытости и доверию незнакомцам. Мужчины, напротив, общаются только с хорошо знакомыми людьми, причем по существу и по делу. Им сложнее начать разговор, но легче закончить в нужный им момент.

Что касается дисциплинированности, то женский пол еще с детства отличается этим. Девочки, как правило, легко могут соблюдать инструкции, делать все как требуется. А мальчики этим отличаются только в более зрелом возрасте, когда превращаются в мужчин.

Если говорить об аккуратности, то женщины всегда более опрятны и во внешнем виде, и в своих делах.

В вопросе траты денег девушки, как правило, считаются транжирами, а молодые люди – бережливыми. Но, при этом, щедрость у мужчины женщины относят к лучшим человеческим качествам.

И, наконец, есть положительные черты характера, к которым более склонная слабая половина. Это следующие важные душевные качества хорошего человека:

  • терпение;
  • нежность;
  • сопереживание;
  • загадочность.

А вот плюсы, присущие, как правило, мужчинам:

  • мужественность;
  • настойчивость;
  • самоотверженность, альтруизм;
  • стрессоустойчивость.

Вещи

Одежда и обувь — вот еще две особенности, выделяющие человека. Именно при помощи их люди обеспечивают себе тепло и комфорт. Это и есть замена шерстяному покрову. Никто больше в живом мире не носит ни одежду, ни обувь. Они отличительными особенностями стали лишь для человека.

Правда, на данный момент даже для животных создают специальную одежду. К счастью, подобные новшества имеют место только в отношении домашних питомцев — собак и кошек преимущественно. Но животные могут обходиться без одежки. А вот люди — нет. Поэтому не стоит пренебрегать данным пунктом. Человек самостоятельно изготавливает обувь и вещи, а затем носит их.

Волевые качества личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

Характеристика Особенности
Целеустремленность Активное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида: • стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами; • тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения
Инициативность Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
Самостоятельность Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
Выдержка Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
Решительность Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
Смелость Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
Энергичность Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
Настойчивость Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
Организованность Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
Дисциплинированность Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
Самоконтроль Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам

На пути к цели

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Модуль1.

1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.

3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.

4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.

5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.

6. Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?

7. Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.

Позитивные качества для резюме

Заполняя графу “личные качества” в резюме, многие теряются, не зная, что хорошего про себя написать. Отталкиваться в первую очередь здесь нужно от самой должности, на которую вы претендуете. Ведь где-то первостепенными качествами будут усидчивость и внимательность, а где-то важна активность и коммуникабельность.

Для удобства я разделила список на подгруппы по сферам влияния.

Качества, влияющие на отношения в коллективе:

  • Вежливость – умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность терпеливо выслушивать отличную точку зрения и искать компромиссы.
  • Коммуникабельность – общительность, умение налаживать контакты с разными людьми.
  • Красноречие – способность говорить красиво, убедительно, ярко, интересно.
  • Неконфликтность – стремление в любой ситуации решать споры мирным путем.
  • Порядочность – неспособность совершать подлые, аморальные поступки.
  • Адаптивность – способность быстро осваиваться в новых условиях, приспосабливаться в любом коллективе к любым правилам.
  • Умение слушать и слышать собеседника, с пониманием относиться к его точке зрения и возникающим противоречиям.
  • Уважительное отношение к людям, т. е. способность признавать достоинства другого человека.
  • Умение работать в команде.

Лучшие черты характера, которые ценятся в сотрудниках:

  • Амбициозность – это стремление достичь успехов в таких сферах жизни, как личная производительность, лидерство, влияние, признание социумом.
  • Бережливость – стремление сократить расходы каких-либо ресурсов, экономность.
  • Внимательность – умение концентрироваться на определенной деятельности или объекте, способность замечать детали.
  • Дисциплинированность – черта характера или выработанная привычка к самоконтролю, соблюдению норм поведения, а также правил и сроков работы.
  • Добросовестность – проявление старательности при выполнении своих обязанностей, обязательств.
  • Инициативность – форма проявления волевой активности, способность к принятию самостоятельных решений.
  • Креативность – умение мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения, генерировать творческие идеи.
  • Ответственность – способность человека контролировать свою деятельность, отвечать за свои поступки и их последствия.
  • Настойчивость – способность систематически преодолевать препятствия на пути к своей цели.
  • Обучаемость – способность к быстрому усвоению новой информации, получению знаний.
  • Пунктуальность – черта характера, которая проявляется как умение вовремя выполнять свои обязательства, например, приходить на работу, являться в назначенное для встречи время, сдавать проекты и т. п.
  • Самокритичность – это умение самостоятельно выявлять ошибки в собственных суждениях, поступках, мышлении.
  • Стрессоустойчивость – качество, позволяющее стойко и спокойно переносить внешние раздражающие факторы без эмоциональных всплесков.
  • Способность к многозадачности – умение быстро переключаться с одной задачи на другую, тем самым выполняя сразу несколько дел.
  • Скрупулезность – проявление точности и аккуратности даже в самых незначительных мелочах.
  • Трудолюбие – понятие, противоположное слову “лень”, подразумевающее любовь к работе. Это желание много и усердно трудиться.
  • Требовательность к себе – высокий уровень ожиданий от себя самого, постановка больших целей и стремление их достигать.
  • Усидчивость – способность долго и не отрываясь выполнять монотонную работу, проявлять терпение и усердие.
  • Целеустремленность – волевое качество человека, позволяющее достигать поставленных целей во что бы то ни стало.

На заметку! Заполняя резюме, не стоит себя перехваливать и приписывать все вышеперечисленные достоинства. Вполне достаточно будет указать 5-6 положительных качеств, которыми обладаете именно вы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector