Личностно-ориентированный подход в образовании

Похожие термины:

  • обучение, где во главу угла ставится личность ученика, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

  • 1)это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей; 2) это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самор

  • образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств.

  • «способы педагогической деятельности, обеспечивающие социально-педагогическую защиту, личностно-смысловое развитие и поддержку индивидуальности личности в воспитательном процессе» //Бондарев

  • образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самос

  • роль, которую выполняет личностно-ориентированное воспитание в становлении и развитии личности, осуществлении интересов детей. Личностно-ориентированному образованию присущи чело-векообразующ

  • «общие основания, фундаментальные тенденции, выступающие как исходные условия и закономерности личностно-ориентированного воспитательного процесса. Принципы детерминируют цели, содержание, те

  • Традиционный подход в проектировании содержания профессионального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Важным концептуальным условием обеспечения личностно ориентиров

  • предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным

  • педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума,

  • способ построения воспитательно-образовательного процесса. Целевой ориентир ЛОФВ — формирование физической культуры личности через построение в физкультурно-спортивной среде элективных траек

  • альтернатива традиционному когнитивно ориентированному, особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для

  • предполагает: применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка; проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особеннос

  • предполагает: -выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса; -развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развит

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов

Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо

Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах

Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности

В современной педагогической деятельности данный подход используется очень часто, так как его эффективность доказана на практике. Действительно, дети, которых обучали по этой методике, становятся более строительными, любознательны, всесторонне развитыми. В группах с таким обучением нет двоечников, зажатости закомплексованных детей, как при классической форме обучения.

Этот подход предполагает создание комфортных условий для обучения детей или студентов. В этом случае обучающий процесс должен быть максимально интересным и разносторонним, поэтому задача учителя внести в него как можно больше педагогических приемов.

Для раскрытия личности отлично подходит работа в парах или коллективная работа. Для дошкольников и младших школьников на первом месте должна быть игра, так как самые маленькие могут воспринимать информацию исключительно в игровой форме. Задача учителя, найти сильные стороны каждого из учеников и раскрывать их, но при этом не игнорировать «слабинки» и подтягивать их.

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть
авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в
положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют
директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от
ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный
исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает.
Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать —
действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно
принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход.
Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать
правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека,
считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим
требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно
заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики
личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного
(личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему,
ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического
взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века
представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу,
В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно
только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального
«Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода
разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В.
Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного
процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и
другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного
образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на
некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется
возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из
них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от
формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий
для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного
личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных
ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет
представить личностно-ориентированное образование как деятельность по
формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в
полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных
(жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику
— он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также
признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной
деятельности педагога.

Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России

Такое обучение — метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.

Данный подход является комплексным, и выполняет ряд функций:

  1. Социализация — процесс, обеспечивающий ученику социальный опыт, который в будущем поможет ориентироваться по жизни, контактировать с людьми, вливаться в коллектив, находить выходы из любых ситуаций. Обучение и воспитание устроено так, что дети адаптируются к социуму, сохраняя при этом собственную личность и характер.
  2. Культурообразующая функция подразумевает воспитание у ребенка чувство прекрасного посредством образования. Духовное развитие является непременной частью учебного процесса.
  3. Гуманитарная функция направлена на признание своего «Я», развитие личных качеств, поднятия самооценки, возможность реализации потенциала.

Внедрение такого подхода в системе образования в России происходит посредством смены школьных программ и изменения в Федеральной Государственной Образовательной Системе. В учебниках добавилось больше заданий, направленных на воспитание личных качеств. В младших классах по базовым предметам практически нет заданий на самостоятельное обучение. Большинство из них – работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

Подход требует, чтобы педагог придерживался норм и правил поведения и следовал правилам, предусмотренным этой методикой:

запрещено критиковать, упрекать, насмехаться или повышать голос на учащихся;
важным аспектом является любовь, доверие, уважение и положительное отношение к ребенку, восприятие его как личности;
нельзя заставлять ребенка учиться, процесс нужно построить таким образом, чтобы пробудить желание, стимулировать ребенка к учебе (его не нужно заставлять, он сам должен хотеть обучаться и стремиться к новым знаниям);
важно опираться на личные потребности и интересы каждого ученика, это поможет развить в каждом из них личность. 

Данный подход только начал внедряться в систему обучения, но уже завоевал популярность, благодаря своей эффективности.

Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа

Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства. 

Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.

При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.

Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.

В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.

В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок — выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.

В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель — стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.

Ключевыми терминами в данной системе является «свобода личности», «развитие» и «творчество». Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.

Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе:

Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике

В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель — спикер, а ученики — слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.

Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание. 

Понимание

Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.

Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать

Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.

Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно. 

Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.

Принятие 

На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей

Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» — из этого ничего не выйдет.

Признание

Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться). 

В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот — помогут. 

Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания — не критиковать и не осуждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector