Чем отличается личность от индивидуальности?

Понятие биологического существа

Термин «человек» используется в социуме как общее понятие, характеризующее биологическое существо. Это наивысшая ступень эволюционного развития, представляющая собой результат общественно-исторических процессов, деятельности и общения. Определение применяется для отображения и характеристики всеобщих качеств и особенностей, присущих всем людям без исключения.

Используемое в психологии понятие «человек» сочетает в себе признаки как биологического, так и социального существа, которое способно в ходе своей жизнедеятельности влиять на окружающую среду. Принадлежность к классу млекопитающих и виду Homo sapiens обуславливает наличие некоторых характеристик:

  • особое физиологическое строение;
  • способность заниматься различными видами деятельности;
  • присутствие сознания и понимания происходящих процессов в окружающем мире;
  • способность создавать плоды собственного труда или орудия для их получения.

Для человека свойственно осознавать структуру собственной деятельности. Это называется целями и мотивами труда. У каждого субъекта в обществе есть свои личные побуждения, причины и намерения. Любая человеческая деятельность оценивается по степени мотивации и конкретной направленности. Кроме того, существу, представляющему высшую ступень эволюции, свойственны все мускульно-мышечные движения и осознанное применение речевого аппарата.

В отличие от других представителей класса млекопитающих, человеку свойственно приобретать способность к тем или иным движениям, а не использовать только врожденные. Кроме того, человеческие движения и действия выполняются с применением средств коммуникации: мимики, жестов, речи.

В силу развития способностей, отличных от данных при рождении, человек становится индивидом и личностью, поэтому перестает быть существом примитивным, отождествляемым с приматами. При этом следует отличать понятие «индивидуум», характеризующее выдающихся людей, проявляющих высокую степень социализации (желание выделяться и быть вне толпы).

Подходы к изучению

Индивидуальность рассматривается с точки зрения поведения, внешности и внутреннего мира человека (к нему относятся волевые установки, особенности психики, мировоззрение)

Некоторые психологи акцентируют внимание преимущественно на социализации, умении выстраивать межличностные отношения и становиться лидером. Вторые — на особенностях телосложения и лица. Третьи — на акцентуациях характера

Третьи — на акцентуациях характера.

В связи с такими расхождениями в психологии сформировались основные подходы к типологии индивидуальности:

  • объяснительная — установление психотелесных соответствий (конституциональная типология Кречмера и соматотипы Шелдона);
  • описательная — составление индивидуально-типовых портретов (методика Ганнушкина и Личко);
  • терапевтическая — выделение индивидуальных черт личности (психологические типы Юнга).

Многие специалисты считают, что индивидуальные черты нельзя типологизировать, так как у каждого человека они проявляются по-разному.

На сегодняшний день в психологии чаще всего рассматривается интегральная индивидуальность — понятие, введённое советским психологом В. С. Мерлином. Это особенности человеческой личности на разных уровнях:

  • биохимическом;
  • общесоматическом;
  • нейродинамическом;
  • психодинамическом;
  • психическом;
  • социально-психологическом;
  • социально-историческом.

В отечественной психологии также существует школа Теплова-Небылицына, которая рассматривает индивидуальные черты как проявления темперамента.

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Индивидуальность личности

Каждый из нас — Личность

Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека.

Если сравнивать это сложное понятие с термином «человек», тут психологи склонны говорить о родовом понятии, что указывает на происхождение, физиологические особенности. В этом контексте говорится, что существо стоит на высшей ступени развития эволюции, только и всего.

Когда речь заходит о личности, психология дает широкие разъяснения, касающиеся всего спектра жизни, мировоззренческих структур. Человека подразумевают как особь с определенным набором генетических качеств, но несли они особенные, речь уже может идти об индивидуальности. Впрочем, в таком смысле никакого отношения к индивидуальности личности это понятие не имеет.

Индивидуальность личности в психологии предполагает набор индивидуальных черт личности. Среди них особое милосердие и доброта, достойное поведение при любых обстоятельствах, даже компрометирующих. Соотношения же понятий личность и индивидуальность трактуется психологами, как два способа бытия одного и того же человека. В каких-то случаях он подключает все свои индивидуальные качества, в других – старается не отличаться от других, слиться с толпой.

Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и взрослыми.

По утверждению психологов, личность формируется с самого раннего возраста. Многие называют 2-3 года малыша. Другие исследователи говорят о пяти годах. Действительно, уже в раннем детстве у ребенка есть свое мировоззрение, индивидуальный взгляд на те или иные вещи, события, поступки других людей. Исходя из разных оценок увиденного, дети формируют собственную линию поведения.

Именно в детстве закладываются наиважнейшие качества личности. Способствует этому окружение ребенка, поведение родителей, воспитание. Примером становятся также сверстники, педагоги.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность?

Индивидуальность — это то, что отличает от других. Кое-что даётся от рождения, а что-то появляется позже. Можно ли формировать свою индивидуальность сознательно? Можно. Яркий пример тому – неформальные молодёжные движения. Протест в данном случае служит проявлением индивидуальности каждого из участников.

Но в группе с одинаковой одеждой, причёсками, цветом волос и аналогичным поведением индивидуальность стирается, потому что отличаться не от кого – все друг другу подобны. Если девушка Эмо появится в окружении обычных дворовых гопников – она проявит свою индивидуальность, а в своей среде это будет мало заметно. Самый яркий пример из фольклора – сравнение с белой вороной в стае чёрных птиц.

Обязательно ли индивидуальность проявляется в виде протеста и эпатажа? Вовсе нет, но это самый показательный пример. Даже самый скромный обыватель обладает своей индивидуальностью – темпераментом, характером, внешностью, манерой речи. Именно такой набор отличает одного человека от другого, да и не только человека. Звери и животные тоже обладают индивидуальными особенностями.

Даже абсолютно одинаковые на первый взгляд близнецы тоже индивидуальности с рождения, хотя это не так заметно, и относится скорее к темпераменту, здоровью и весу, а по прошествии времени они превращаются в совершенно разные личности.

Абсолютно лишёнными индивидуальности могут быть только совершенно идентичные, клонированные существа, но до этого наука ещё не дошла.

Определение индивидуальности звучит как набор определённых качеств, присущих конкретному существу, составляющих её неповторимость, делающих её уникальной.

Чем личность отличается от индивидуальности или индивида

Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Что такое индивидуальность?

Индивидуальность — это то, что отличает от других. Кое-что даётся от рождения, а что-то появляется позже. Можно ли формировать свою индивидуальность сознательно? Можно. Яркий пример тому – неформальные молодёжные движения. Протест в данном случае служит проявлением индивидуальности каждого из участников.

Но в группе с одинаковой одеждой, причёсками, цветом волос и аналогичным поведением индивидуальность стирается, потому что отличаться не от кого – все друг другу подобны. Если девушка Эмо появится в окружении обычных дворовых гопников – она проявит свою индивидуальность, а в своей среде это будет мало заметно. Самый яркий пример из фольклора – сравнение с белой вороной в стае чёрных птиц.

Обязательно ли индивидуальность проявляется в виде протеста и эпатажа? Вовсе нет, но это самый показательный пример. Даже самый скромный обыватель обладает своей индивидуальностью – темпераментом, характером, внешностью, манерой речи. Именно такой набор отличает одного человека от другого, да и не только человека. Звери и животные тоже обладают индивидуальными особенностями.

Даже абсолютно одинаковые на первый взгляд близнецы тоже индивидуальности с рождения, хотя это не так заметно, и относится скорее к темпераменту, здоровью и весу, а по прошествии времени они превращаются в совершенно разные личности.

Абсолютно лишёнными индивидуальности могут быть только совершенно идентичные, клонированные существа, но до этого наука ещё не дошла.

Определение индивидуальности звучит как набор определённых качеств, присущих конкретному существу, составляющих её неповторимость, делающих её уникальной.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

Многие авторы подчеркивают понимание индивидуальности как совокупности (симптоматический комплекс, синдром и т.д.) различных характеристик — от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения (к сожалению, почти ничего о механизмах их формирования). В то же время существуют значительные расхождения в вопросе о том, следует ли рассматривать индивидуальность как качественно новый интегральный признак, описывающий интегральные пути реализации личности в процессе жизни, или же следует говорить «только» об индивидуальных особенностях определенных психологических — в том числе личностных — процессов, свойств и состояний. В последнем случае термин «индивидуальность» используется для определения аспекта конкретной формы деятельности, выражения «не целостности, не всеобъемлющей полноты, а уникальности, своеобразия конкретного явления, его непохожести на другие явления определенного рода» (Панпурин 1990). (Панпурин, 1990).

В то же время, с анализом интегративных эффектов функционирования индивидуальности (таких как адаптивность, компенсаторная, оптимальная или продуктивная) связан основной вопрос дифференциальной психофизиологии и психологии — «чем каждый из нас отличается от других людей» (Небылицын, 1996). Эта фраза содержит в себе сущность очередной границы, которая проходит между универсальными психическими и социокультурными законами, и то, как эти общие законы нарушаются в уникальном мире субъективной реальности. Носителем этого мира (представляющим его извне) является индивидуальность как уникальное целостное явление, являющееся неотъемлемой частью всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия, включая процессы дифференциации и координации (см. главу 10). Анализ следующей границы, переход которой приводит нас к концепции «метаиндивидуальности» (Merlin 1986; Dorfman 1995), которая также включает в себя различные формы взаимодействия между субъективными мирами индивидуальности, будет рассмотрен в других главах (см. Часть VI). А пока перейдем ко второму полюсу «парадигматической дихотомии» (на данный момент оставлен вне скобки).

Индивидуальные характеристики регулирования и саморегулирования

Пройдя базовые уровни сенсорно-перцептивной, когнитивной и эмоциональной иерархии, мы сталкиваемся с еще одним удивительным феноменом мира психической реальности — управляющими и регулирующими процессами, которые принято называть регуляторными процессами. Как и два других компонента базовой психической триады — познание и эмоции, регуляторный феномен имеет сложную иерархическую структуру (см. Либин, в процессе подготовки, б)

Исследования показывают, что младенцы могут регулировать уровень своего возбуждения, отвлекая свое внимание от людей или предметов, которые являются причиной повышенного возбуждения (Rothbart, Ziaie & O’Boyle, 1992). Фактор регулирования тесно связан как с когнитивными, так и с эмоциональными процессами

Например, Р. Томпсон (Thompson, 1994) определяет регулировку эмоций как систему внутренних и внешних процессов, которые обеспечивают мониторинг, оценку и модификацию эмоциональных реакций, особенно тех, которые связаны с интенсивно-временными паттернами, обеспечивающими достижение целей.

Подчеркивается общий фактор саморегуляции человека, вытекающий из основных свойств нервной системы и проявляющийся в психомоторной и интеллектуальной сферах (Юркевич, 1972). Показано, что важнейшим параметром саморегуляции, пластичности, характеризующим скорость переключения, является (отрицательно) связанный с уровнем пространственно-временной когерентности электрофизиологических мозговых процессов (ЭЭГ-процессов) (Русалов, Кошман, 1980).

Изучение природы регуляторных процессов для выявления их механизмов, безусловно, требует включения параметров психобиологического уровня индивидуальности, в частности, темперамента.

В. П. Бояринцев (1988), изучая индивидуальные проявления саморегуляции, показал различия в компенсаторных механизмах в динамике адаптационного акта у людей с разным темпераментом. Экстравертные и пластические предметы характеризуются быстрым возникновением и более высокой степенью экспрессии состояния однообразия, что компенсируется медленным возникновением и низкой степенью экспрессии состояния усталости. Интроверты и жесткие субъекты, с другой стороны, характеризуются медленным появлением и низкой степенью монотонности, что компенсирует быстрое появление и высокую степень проявления усталости.

«Потому что разные стороны динамики монотонности и усталости могут компенсировать друг друга, — говорит автор, — создаются необходимые условия для успешной продуктивности деятельности людей разного темперамента» (там же, с. 66) и, добавим, на этой основе формируются стратегии саморегулирования.

Не менее интересным, чем изучение уровня непроизвольного регулирования, основанного на бессознательных механизмах, находящихся вне фокуса сознательно организованного контроля, является анализ добровольных действий и поступков, традиционно относящихся к сфере волеизъявления. Н.Ф. Круглова (1990) рассмотрела индивидуально-типичные особенности волевого регулирования у школьников с шестого по восьмой класс и сравнила особенности волевого регулирования с успеваемостью, особенностями мышления и степенью самостоятельности в работе. В результате были выделены три группы студентов, различающихся по уровню образования и осведомленности о регулирующих функциях. В группе А студенты проявили самостоятельность, рационально добились поставленных результатов. Группа B имела более низкую способность анализировать значимые атрибуты, студенты не были независимыми и нуждались в помощи для успешного выполнения заданий. В группе С учащиеся продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, но уменьшили способность к обобщению, неоптимистичные способы работы при отказе от прямой помощи, а также плохой самоконтроль. В то же время возрастные изменения в выявленной типологии регулирования не выявлены.

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:

  1. Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
  2. Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
  3. Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
  4. Самостоятельная корректировка поведения.
  5. Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
  6. Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.

5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.

«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:

  • сила воли;
  • целеустремленность;
  • незаурядные способности, в том числе умственные и физические.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них – личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека

Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность – это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

«Индивид» и «индивидуум» – в чем особенность

Отличие прокладывается не в зависимости от свойств человека, а в связи с ситуацией. Так представим 2 обстоятельства. В первом гражданин А, как и один из 100 предыдущих, приходит в кредитную организацию, предоставляет пакет документов, и заключает сделку. Здесь сложно оценить его индивидуальные качества, потому что они фактически не могли проявиться в максимально формализованной обстановке. Если смотреть на него, как на одного из 100, то он – индивид.

Второй пример. Гражданка В общается в компании с двумя людьми. Она отличается от них полом, возрастом, характером, социальным статусом (жена, мать, сестра) – и эти различия в данном конкретном случае, в этом обществе, являются значимыми. Здесь имеет место быть индивидуум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector