Социокультурная теория льва выготского

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Предмет и фон. Восприятие пространства и времени

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. , целостное отображение предмета. Это единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Восприятие включает ощущение и основывается на нём. В процесс восприятия включаются память и мышление. В-е называют перцептивной системой человека. В процесс в-я всегда включены двигательные компоненты.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Предметность не является врождённым свойством восприятия.

Фигурой принято называть замкнутую, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а всё, что окружает фигуру, представляет собой фон. Предмет или объект восприятия то, над чем сосредоточено в данный момент восприятие., фон- задний план

Предмет или объект восприятия то, над чем сосредоточено в данный момент восприятие., фон- задний план.

Предмет и фон явление динамическое, то что было фоном может стать предметом и наоборот.

Все предметы находятся в пространстве и существуют во времени.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение.

Чем больше изображение на сетчатке, тем больше нам кажется предмет.

Воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

Воспринимаемый размер = зрительный угол × расстояние.

Контрастность предметов (особенность).

Влияние на развитие науки

В мировой психологии теория Выготского о культурно-историческом развитии личности приобрела популярность в 70-х годах, когда книги ученого начали издаваться на Западе. Появилось множество трудов, посвященных осмыслению и развитию его идей.

Американские и европейские психологи применяют находки Выготского для разработки методик изучения иностранных языков и даже исследования современных компьютерных технологий. В контексте культурно-исторической теории рассматриваются возможности новых форм обучения: дистанционного и электронного. Ученые Д. Париси и М. Миролли предложили использовать достижения советского психолога для придания роботам более «человечных» черт.

В России теории Выготского развивали и переосмысляли ученики и последователи. Среди них выдающиеся ученые П. Гальперин, А. Леонтьев, В. Давыдов, А. Лурия, Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин.

В 2007 году издательство Кембриджского университета опубликовало крупное исследование работ Л. С. Выготского. В его создании принимали участие ученые из десяти стран мира, включая Россию.

Психогенез. Критерий наличия психики. Стадии развития психики

Психогенез- Происхождение и, в более широком смысле, развитие -психики. В этом смысле термин используется в общем плане, по существу, для обозначения любого аспекта психологического функционирования. 2. происхождение и развитие определенного психологического события внутри определенного организма.

Чувствительность – это способность отражать абиотические свойства среды.

Критерии психики- чувствительность

Психика – это свойство высокоразвитой живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика – это свойство только живой материи. Главная особенность психики в способности отражать объективный мир. Живая материя способна реагировать на изменения внешней среды.

Раздражимость отличает живую материю от неживой.

Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Культурно-историческая теория. Суть

Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.

Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:

  • натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
  • культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.

Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.

Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Советуем также прочитать:

Сторителлинг
Как развивать мышление ребенка
Зона ближайшего развития
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
Критерии личности
Агностицизм как свобода познания
Метод изучения психологии Вундта
Внимание человека: что это и как оно работает
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Круг Выготского-Лурия

Выготский и Лурия неформально сотрудничали с другими психологами, педагогами, медицинскими специалистами, физиологами и неврологами. Основа интегративной науки о разуме, мозге и поведении в их биосоциальном развитии была основной работой Круга. Они включали идеи социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований и «сталинскую науку», основанную на дискурсивных практиках советской науки 1930-х годов. В исследования теории Выготского в разные периоды времени принимало участие около трех десятков человек.

В 1924 году Круг был образован в Москве после того, как Выготский переехал туда из Гомеля, Беларусь. В Институте психологии он познакомился с Занковым, Сольвьевым, Сахаровым и Варшавой, а также с Александром Луриа, с которым он и дальше будет сотрудничать.

Группа росла постепенно, и все исследования проводились в Москве, Харькове и Ленинграде, расположенных в Советском Союзе. Когда в Советский Союз вторглась Германия во время Великой Отечественной войны (1941 г.), группа распалась, и любые дальнейшие поствыготские исследования после начала Второй мировой войны проводили Лурия, Леонтьев, Занков и Эльконин.

Доказательства, которые демонстрируют теории Выготского

Лиза Фрейнд — эволюционный психолог и когнитивный нейробиолог, которая проверила теории Выготского в 1990 году. Для этого я провожу исследование, в котором группа детей должна была решить, какую мебель им поставить в определенных местах кукольного домика..

Некоторым детям разрешалось играть со своими матерями в аналогичной ситуации, прежде чем пытаться выполнить задачу самостоятельно (зона ближайшего развития), в то время как другим разрешалось работать в одиночку с самого начала..

Последний известен как «обучение на открытии», термин, введенный Пиаже для определения идеи, что дети учатся больше и лучше, активно изучая и делая что-то одно. После первой попытки обе группы детей предприняли вторую попытку в одиночку.

Фрейнд обнаружил, что те дети, которые ранее работали со своими матерями, то есть те, кто работал в зоне ближайшего развития, показали значительное улучшение, сравнивая свою первую попытку в задании со второй.

Дети, которые работали в одиночку с самого начала, получили худшие результаты по заданию. Вывод этого исследования заключается в том, что управляемое обучение в зоне ближайшего развития привело к лучшему решению задачи, чем обучение путем открытия.

Идеи Выготского о психическом развитии личности. Концепция личности Л.С.Выготского.

Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности. Она стала одним из наибо­лее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века.

С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предпо­лагает три больших класса единиц анализа: знаки и симво­лы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения.

Развитие психики человека в фи­логенезе следует рассматривать как единый процесс формиро­вания сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотноше­ний с окружающей средой — животное приспосабливается к окру­жающей среде, а человек ее приспосабливает к себе.

Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью ору­дий особого рода — психологических

Таким образом, появились высшие психические функции — про­извольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в матери­альной внешней форме (сигналы)

Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и сим­волов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и по­нятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков.

Центральным моментом разви­тия психики человека является возникновение символической деятель­ности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, ко­торое, став внутренним, кардиналь­но преобразует психическую жизнь.

Жизненный путь Льва Семёновича Выготского

Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.

Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.

Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.

После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.

В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.

С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».

Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.

Этапы созревания личности

Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.

В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.

Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.

К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.
 

— Пирамида потребностей Маслоу
— Модель развития личности Эрика Эриксона

16 марта 2020

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.

В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная
    реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
    структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как
    орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
    изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
    является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
    дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя
    все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
    компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
    существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной
    стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
    поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
    переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза

Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С

Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector