Теория конвергенции или теория двух факторов

Содержание

Идея соединения двух систем выдвинута впервые П. А. Сорокином в книге «Соединенные Штаты и Россия», которая написана в 1944 году. Авторы теории: Уолт Ростоу, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, Франсуа Перру и прочие.

В согласии с теорией конвергенции, обе системы экономики несовершенны с точки зрения гуманистических идеалов и передовой культуры и дальнейшее противостояние систем может вызвать острый классовый конфликт на международной арене, который способен вызвать гибель цивилизации. Учитывая данные опасности, сберечь мировую цивилизацию возможно при помощи сближения систем, образуя новые типы культурной и социально-экономической жизни, в которых бы в концентрированном виде выразилось бы лучшее, что в обеих системах имеется.

Похожие взгляды, по мнению Матич Ольги были выражены Джеймсом Бёрнхемом и Дж. К. Гэлбрейтом.

«Конвергенциями» также называются некоторые политические партии в различных странах.

Литература

  • Ernest G. Bormann, (1972). Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality. Quarterly Journal of Speech, 58, 396—407.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (1996). An expansion of the rhetorical vision concept of symbolic convergence theory: The cold war paradigm case. Communication Monographs, 63, 1-28.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (2001). Three decades of developing, grounding, and using symbolic convergence theory. In W. B. Gudykunst (Ed.), Communication Yearbook 25 (pp. 271—313). Mahwah, NJ: Erlbaum and the International Communication Association.
  • John F. Cragan, & Donald C. Shields (1995). Symbolic theories in applied communication research: Bormann, Burke, and Fisher. Cresskill, NJ: Hampton.
  • Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  • Simi, Demi and Jonathan Matusitz (2014). «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  • Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill

Структурная теория личности

Психолог из Австрии З. Фрейд создал собственную структурную теорию личности, базу которой составил конфликт таких сфер, как инстинктивная сфера душевной жизни индивида, а также требования общества. Он полагал, что любой индивид приходит в мир с врожденными сексуальными влечениями, которые затем попадают под контроль таких структур, как «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» представляет собой внутреннюю психическую инстанцию, которая под воздействием запретов выделяет из себя небольшую часть «Я». «Сверх-Я» – это инстанция, которая ограничивает людские влечения. Считается, что на «Я» оказывают давление «Оно» и «Сверх-Я». Это классическая схема двух факторов развития.

Критика

Эрнест Дж. Борман, теоретик теории символической конвергенции, в прошлом профессор коммуникации в Университете Миннесоты, утверждал, что SCT является одновременно объективной теорией и теорией интерпретации. Методы определения фэнтезийных тем, типов и видений создают гуманистический подход, допускающий интерпретацию. SCT часто хвалят и даже считают немного необычным, потому что он соответствует обоим критериям как объективности, так и толкования. Эрнест Г. Борман, Джон Ф. Краган и Дональд С. Шилдс ответили на первоначальную критику в 1994 году. Борман отметил, что один момент, которого не хватает SCT, — это возможность предикации и контроля человеческого общения в 1982 году.

Эм Гриффен выдвигает аргументы в пользу того, что теория символической конвергенции является объективной теорией. Теория символической конвергенции объективна, потому что она фокусируется на совместном использовании групповых фантазий, создающих символическую конвергенцию, которая сформулирована как универсальный принцип, справедливый для всех людей, независимо от времени, культуры и контекста общения. Ниже приведены четыре теста, которые можно объективно интерпретировать для SCT.

  1. Хорошая объективная теория объясняет, что происходит и почему это происходит. Эта теория дает прекрасное объяснение того, что имеет смысл в групповом обсуждении и как. Это может помочь нам разобраться в хаотичном групповом обсуждении, когда члены группы говорят одновременно или расходятся по вербальным связям. Однако профессор коммуникации Бостонского колледжа Джеймс Олуфовот не считает, что объяснение Бормана заходит достаточно далеко. В сочувствующей критике, направленной на улучшение теории, он утверждает, что «SCT недостаточно объясняет, почему люди в первую очередь предрасположены к драматизации реальности и обмену фантазиями. Хотя SCT покрывает большую часть этой критики, Борман говорит, что SCT не дает достаточно объяснить, почему люди в первую очередь склонны драматизировать реальность и делиться фантазиями ».
  2. Хорошая объективная теория предсказывает, что произойдет. SCT явно достигает этой части квалификации, чтобы быть объективной теорией. SCT может предсказать, что когда между участниками разразится цепочка фантазий, произойдет и символическое сближение. Без этого цепного извержения внутри группы не будет сплоченности. Хотя SCT может предсказать, что фантазии произойдут, он не может предсказать, когда драматизирующее сообщение вызовет цепную реакцию. Борман сравнил SCT с биологической теорией эволюции Дарвина в этом отношении. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не может быть сплоченности. Эволюционная теория может объяснить путь развития современного человека, но не может предсказать дальнейший путь эволюции. SCT включает групповое сознание во времени и включает описание динамических сил, которые объясняют обнаруженные модели общения, но не то, когда они произойдут.
  3. Хорошая интерпретирующая теория проясняет ценности людей. SCT подчеркивает ценности риторического сообщества, создавая точки соприкосновения, сходясь во мнениях и сопереживая общению. Эта теория не объясняет, что происходит, когда кого-то, кого игнорируют, не учитывают или исключают из группы, потому что люди плохо взаимодействуют, когда их игнорируют.
  4. Хорошая интерпретирующая теория предлагает новое понимание людей. Метод SCT отлично помогает риторическим критикам сосредоточиться на символическом языке. Аналитик по тематике фэнтези сосредотачивается на риторических взглядах в различных сообществах, таких как феминистская критика, ищущая модели мужского доминирования, и то, как сообщения в пользу расстройства пищевого поведения влияют на людей в этом сообществе.

В 2003 году Джошуа Ганн выступил с изощренной критикой того, что он считал устаревшей концепцией SCT Бормана, включающей гуманистическую конструкцию сознательных человеческих акторов, работающих с агентством. Напротив, Ганн предложил постмодернистскую конструкцию, работающую в бессознательном, и критиковал работу Бормана как уходящую эпоху до того, как Майкл МакГи начал риторическое исследование вопросов идеологии. Борман, Краган и Шилдс ответили в том же году, опровергая или отклоняя критику Ганна. Подтверждающий аргумент в пользу того, что SCT является мерой сознательной человеческой деятельности, можно увидеть в преднамеренном использовании риторики для создания искусственной конвергенции групповых восприятий религиозной защитной группой для решения конкретной проблемы.

Подобные теории

Драматизм (Берк)

Драматизм — это попытка понять мир через конструкцию драмы. Конструкция драматизма позволяет аналитику придавать смысл жизни, предоставляя людям свободу действий в качестве действующих лиц в драме, связывает события и места с восприятием мира как сцены, и, поскольку все истории имеют сюжет, драматизм дает бытию и человечеству цель. Драматизм предоставляет группам людей концептуальные инструменты, на которых они могут построить конвергентное социальное восприятие реальности.

Теория социального суждения ( Шериф, Шериф и Ховланд)

Теория самоубеждения, определяемая восприятием и оценкой идеи путем сравнения ее с текущими установками. Убеждение происходит в конце процесса, когда человек понимает позицию, а затем сравнивает позицию, которую он отстаивает, с позицией другого человека по вопросу. Чем ближе позиция другого человека к широте принятия, тем ближе эта позиция, чем она есть на самом деле.

Теория социального обмена (Тибо и Келли)

Основная сила в межличностных отношениях — это удовлетворение личных интересов обоих людей. Личный интерес не обязательно плох и действительно может улучшить отношения. Межличностные обмены аналогичны экономическим обменам, когда люди удовлетворены, когда они получают справедливую прибыль на свои расходы.

Социальное конструирование коммуникационных технологий ( Fulk)

Использование коммуникационных технологий зависит от отношения и поведения рабочих групп. Социальное влияние тем больше, когда люди более привлекательны для своей рабочей группы.

(Борман)

Эта теория представляет собой форму риторической критики. Он берет общие фантазии группы людей, возможно, аудитории для бизнес-презентации или публичного выступления, и исследует их на предмет внутренних шуток и других сигналов к общему сознанию.

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б

Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Суть опыта

Опыт состоял в следующем: пучок атомов серебра пропускали через сильно неоднородное магнитное поле, создаваемое мощным постоянным магнитом. При прохождении атомов через это поле, в силу наличия у них магнитных моментов, на них действовала зависящая от проекции спина на направление магнитного поля сила, отклонявшая летящие между магнитами атомы от их первоначального направления движения. Причём, если предположить, что магнитные моменты атомов ориентированы хаотично (непрерывно), то тогда на расположенной далее по направлению движения атомов пластинке должна была проявиться размытая полоса. Однако вместо этого на пластинке образовались две достаточно чёткие узкие полосы, что свидетельствовало в пользу того, что магнитные моменты атомов вдоль выделенного направления принимали лишь два определённых значения, что подтверждало предположение квантово-механической теории о квантовании магнитного момента атомов.

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление — это термин, созданный в противовес дивергенции мышления. Речь идет о способности правильно отвечать на вопросы, которые не требуют больших творческих способностей.

В отличие от дивергентного мышления, конвергенция — это способность находить уникальные, рациональные и устоявшиеся ответы на проблему.

Она не фокусируется на возможностях или творчестве, а на том, чтобы быстро, логично и точно прийти к наиболее подходящему решению, используя всю возможную информацию.

Конвергентное мышление особенно полезно в тех ситуациях, когда можно найти единственно правильный ответ, который может быть обнаружен в процессе принятия решения или просто путем применения логики. Благодаря своим характеристикам, ответы являются окончательными и не имеют двусмысленности.

С другой стороны, конвергентное мышление также тесно связано с существующими знаниями, так как способ их применения связан со стандартизированным использованием данных. Таким образом, в этом процессе используются такие инструменты критического мышления, как вероятности, логика и статистическая информация.

Конвергентное мышление, в отличие от других процессов, с которыми оно обычно ассоциируется, основано на поиске оптимального ответа или решения в данной ситуации.

Для этого мышление пытается следовать рациональному процессу, в рамках которого оно изучает различные альтернативы, которые существуют, и в каждый момент времени выбирает наиболее полезную.

Таким образом, в то время как дивергентное мышление в основном использует интуицию и творчество, конвергентное мышление полностью основано на логике, статистике, рефлексии и критическом мышлении. Часто процесс происходит осознанно и преднамеренно, при этом человек ищет решение наиболее объективным образом.

При использовании конвергентного мышления для оценки, фильтрации, выбора и уточнения доступных опций применяются различные рациональные критерии. В идеале выбирается объективно наилучшее решение, хотя во многих случаях это невозможно.

Однако не всегда можно прийти к непогрешимым выводам, используя конвергентное мышление. Если, например, исходная информация является ложной или неполной, или ситуация является гибкой и поэтому нет единого адекватного ответа, результат процесса может быть не самым подходящим.

С другой стороны, при применении к сложным ситуациям с более чем одним ответом, конвергентное мышление пытается найти наиболее подходящее решение, даже если оно не единственно возможное.

Поэтому этот мыслительный процесс особенно полезен для решения логических, закрытых и конкретных проблем, таких как стандартизированный тест.

Конвергенция – что это простыми словами

Когда две или более вещи имеют точки соприкосновения, происходит конвергенция , то есть слияние, сближение или концентрация.

Концепция используется по-разному в зависимости от контекста.

Например, в области технологии конвергенция известна, как возможность доступа к различным сервисам через одно и то же устройство или способность различных сетевых платформ позволять отправлять и получать похожие сигналы.

Противоположность — дивергенция или разделение.

Сравнение с дивергенцией

Слово дивергенция — это термин, который имеет несколько значений в зависимости от контекста. Например, постепенное разделение двух или более линий называется дивергенцией. Также дивергенция — это расхождение во мнениях.

Есть дивергенции, которые легче решить, чем другие, и есть люди, которые открыты к диалогу и желают достижения консенсуса, они смогут урегулировать разногласия с другими быстрее.

Есть и такие люди, которые не хотят этого делать, потому что они не могут сдать свои позиции, когда дело доходит до поиска решений.

И глядя на разногласия, надо сказать, что иногда они оказываются благоприятными, потому что разные мнения предлагают диалог, обмен идеями для достижения согласия. В этом случае естественно возникают вопросы, которые позволяют обогатить дискуссию и, наконец, синтезировать решение, содержащее в себе лучшее из противоположных взглядов.

Несогласие или непонимание не всегда должно быть плохим и предрасполагать к ссорам, которые не заканчиваются поиском решений.

В некоторых ситуациях нельзя пойти на компромисс, но все же дивергенция имеет свой положительный аспект, и очень важно, чтобы он выделялся и ценился. Другой актуальный вопрос, которого нельзя избежать, заключается в том, что перед различиями важно быть конструктивным, даже если соглашение не найдено, важно научиться уважать и терпимо относиться к тому, что у других людей есть свое мнение

Другой актуальный вопрос, которого нельзя избежать, заключается в том, что перед различиями важно быть конструктивным, даже если соглашение не найдено, важно научиться уважать и терпимо относиться к тому, что у других людей есть свое мнение

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Поделиться в социальных сетях

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector