Кризис первого года жизни ребенка

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Кризис 3-х лет – Я Сам!

Каждый ребенок развивается индивидуально, согласно своего темпа развития. Это значит, что кризис трех лет может наступить чуть раньше или чуть позже этого срока. А в современных условиях развитие ускоряется и проявление кризиса можно наблюдать уже в 2,5 года. И чем старше будет становиться человек, тем меньше будет четких совпадений кризиса с возрастом.

Что такое кризис? Как он проявляется? И самое главное, что делать?

Кризис – это период  развития, в течение которого меняется состояние психики через расширение границ дозволенного, прохождение и преодоление препятствий. Почему преодоление? Потому что по своей воле родители эти границы не раздвигают. Считают, что ребенок еще слишком мал и многое делать не умеет. А он в ответ протестует и пытается показать, насколько он уже самостоятелен.

Если малютка воспитывается в авторитарном режиме, проявление кризиса будет более жестким.

Если родители будут подавлять предыдущий кризис крохи, то сила выражения последующего будет мощнее. В подростковом возрасте он проявит себя и компенсирует недополученное (не будет ни с чем считаться).

Когда родитель действует импульсивно, на эмоциях, либо поступает подобно маленькому ребенку – ничего хорошего не выходит. В случае, когда карапуз дерется или кусается, а вы начинаете повторять его же действия по отношению к нему (даете сдачи или кусаете его в ответ), он не перестает это делать в дальнейшем, а воспринимает как очередную игру. А взрослый, уподобляясь малютке, запускает свои собственные , не прожитые в определенном возрасте, механизмы.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Кризис 3 лет

Среди моих клиентов было много мам, которых подобная ситуация пугала, выбивала из колеи, наводила на мысли: «Все ли в порядке с моим ребенком?». Как мама, я тоже переживаю, но как психолог знаю и могу с уверенностью утверждать: все, что сейчас происходит с моим сыном ХОРОШО и ПРАВИЛЬНО, ведь именно так у него происходит формирование воли (одной из важнейших психических функций у человека). И называется этот  этап развития  – кризис 3 лет.

Давайте разберемся, что происходит с ребенком в этот период и каковы стратегии поведения родителей.

Развитие человека от рождения до смерти не происходит линейно. В определенные возрастные периоды происходят своеобразные «скачки», которые переводят человека на качественно новый уровень в развитии. Появляются новые ведущие виды деятельности и новообразования.

Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях.

  • Первая — биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой.
  • Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания.
  • Третья – социальная.

Кризис 3 лет относится к числу острых.  Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.

БИЗНЕС

Сейчас все понимают, что в текущем кризисе большой удар придется по малому и среднему бизнесу. Особенно это касается предприятий, задействованных в сфере услуг.

Если Ваш бизнес уже начал страдать от введения карантинных мер, то можно начать делать следующее:

  • затеять переговоры с арендодателем. В период кризиса арендодателю весьма непросто будет найти вам замену, если вы решите расторгнуть договор или просто перестанете платить. Поэтому высока вероятность прийти к компромиссу в виде снижения арендной платы, отсрочки или рассрочки.
  • Если вы зависите от поставок из-за рубежа, то с иностранными поставщиками можно начать вести переговоры о скидках. Свою позицию можно подкрепить данными о девальвации рубля и задержкой платежей от собственных клиентов, потерей доли рынка и т.п. Для убедительности можно использовать официальные публикации в СМИ и постановления органов власти.
  • Если у вас есть работники, с ними можно договориться об изменении графика, например с сокращением объема работ, но не стоит сразу начинать сокращения:  вам придется выплатить двухмесячное выходное пособие, а также до трех среднемесячных заработков в зависимости от того, когда работник сможет устроиться на новую работу.
  • Если ваши потери существенны для продолжения деятельности, можно обратиться за субсидиями и налоговыми послаблениями (помимо тех, что уже введены, как, например, трехмесячная отсрочка в уплате страховых взносов). Сейчас, как правило, перечень мер часто обновляется, да и конкретная помощь будет зависеть от обстоятельств по каждой отдельной ситуации. Поэтому следует подготовить подробное описание проблем, с которыми столкнулся ваш бизнес, с обоснованием того, что без помощи со стороны государства бизнес прекратит существование. Желательно сразу обозначить, например, материальная помощь в каком размере вам потребуется. Эти документы нужно направить во все профильные ведомства, даже опосредованно причастные к вашей сфере. Например, Минэкономразвития, Минфин и т.п.
  • Поскольку среди мер, предпринимаемых государством для поддержки бизнеса, есть снижение требований к обеспечению контрактов при госзакупках, есть смысл пересмотреть свои возможности по участию в тех или иных конкурсах.
  • Сейчас люди готовы делать покупки с отложенным «эффектом», поскольку все боятся будущего роста цен или дефицита. Поэтому попробуйте запустить масштабные акции для поддержки спроса – например, устроить распродажу и продавать услуги с отложенной активацией или «заморозкой. 
  • Если у рас есть кредиты, то следует рассмотреть с банками возможность их реструктуризации, если текущая ситуация с денежными потоками в Вашем бизнесе резко ухудшилась. Для этого потребуется предоставить в банк план развития бизнеса с приложением финансовой модели, которая даст представление о временном интервале, в течение которого ваш бизнес сможет преодолеть возникшие трудности. Для формирования такого плана можно обратиться к специалистам (сейчас многие финансисты и экономисты готовы предоставлять такие услуги онлайн).

 1,882 total views,  1 views today

голоса

Рейтинг статьи

Особенности проявления

Проявляется кризис у каждого ребёнка по-разному. Кто-то закатывает истерики в магазине, кто-то убегает, а некоторые дети упрямо не хотят подчиняться.

Основные особенности переходного возраста 3 лет:

  1. Диктатура. Ребёнок устойчиво пытается подчинить себе родителей. Нет другого варианта, как подчиниться. Любые другие решения малыш воспринимает с плачем.
  2. Обесценивание. Теперь любимая игрушка под диваном, песни не стоит петь, а любимый папа уже воспринимается как чужой дядя.
  3. Самостоятельность. В некоторых случаях это хорошо, в других — малыш не даёт себе помогать, а неудачи будоражат детскую психику ещё больше.
  4. Негативизм. Малыш будет отказываться от игр только потому, что их предложила мама, а не он сам стал инициатором.
  5. Настойчивость. В любой ситуации малыш настаивает на своём и не принимает никаких аргументов.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Как понять, что кризис 3 лет успешно завершен?

Есть ли какие-то маячки, на основании которых родители могут сориентироваться, что кризис 3 лет успешно завершен?

Да. Иногда родители со временем вдруг замечают, что за последние недели количество конфликтов и скандалов снизилось. Иногда ребенок как будто встал, отряхнулся, пришел в себя и вновь стал покладистым.

К 4 – 5 годам дети часто опять становятся лояльными, готовыми слушаться. Они хотят нравится взрослым, становятся добрыми и милыми. Если ребенок стал таким, не обозлился и не закрылся, значит, все прошло благополучно.

Что можно поругаться с родителями и сердиться друг на друга, испытывать разные эмоции, но при этом продолжать любить и знать, что отношения восстанавливаются.

Задача ребенка к 4 – 5 годам – освоить, что если он злится на маму или кого-то еще – это не значит, что он их не любит. И понять, что если мама злится – это не значит, что она откажется от него. Это называется амбивалентность (противоречивость) чувств.

К 5 – 6 годам должна созреть способность психики удерживать амбивалентность. «Я могу на тебя злиться, но могу тебя любить одновременно».

Трехлетка так не может. У него все отдельно: когда он злится, он готов на все, что угодно. Ему кажется, что у взрослых также.

Неблагоприятный выход из кризиса можно описать на примере такой ситуации (мы не берем совсем жесткий вариант, когда ребенка каждый раз бьют за любой протест и к концу третьего года он забит, а берем обычные более или менее благополучные семьи):

Часто взрослые в общении со своими детьми воспроизводят какие-то модели, как с ними вели себя их родители. В свою очередь, они также не проходят с ребенком эту развилку в преодолении конфликта, что отношения могут переживать конфликт. И начинается: «Пока не извинишься, не подходи!».

Что делают взрослые, когда это говорят? Они делегируют ребенку ответственность за отношения.

Получается, они говорят ребенку: «Теперь ты решаешь, когда мы снова будем вместе». То есть они невольно дают ребенку слишком много ответственности и власти, чтобы он стал доминирующей особью.

Ребенок к такой роли не готов, но если его так настойчиво просят стать доминирующим, он может и согласиться. В этом случае ребенок резко начинает «качать права» по поводу и без, постоянно нарушать все правила, не слушаться, все время отстаивать свое.

У ребенка не наступает период лояльности, желания нравиться взрослым.

Так бывает, когда взрослые своей привязанностью не перекрывают конфликт

Очень важно, чтобы после конфликта взрослые первые мирились, первые подошли и обняли, дали понять, что отношения никуда не делись

Это важнейшее умение на всю жизнь, от которого в определенной степени будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка – умение перекрывать отношениями конфликт (чтобы конфликт не разрушал отношения).

Есть люди, которые в детском возрасте не усвоили этот урок – и они при малейшем конфликте сразу рвут отношения.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Что делать в случае агрессии трехлетки?

Много родительских переживаний связано с агрессией трехлетки. Это может быть агрессия, направленная на родителей или на других детей.

Проявление твердости и воли ребенком абсолютно нормально. В это период ребенок учится отстаивать свои границы, свою территорию.

Пока детеныш маленький, он освобожден от желания отстаивать свои границы. Что он может отстоять, когда лежит в пеленках? Ничего.

В этом возрасте ребенок надеется, что его взрослые позаботиться о нем, защитят его. Сам о себе он позаботиться пока не может. Поэтому, если маленький ребенок находится в какой-то стрессовой ситуации, единственное, что он может сделать – это оставаться на месте и громко плакать, чтобы взрослые его быстро нашли и спасли. Это поведение малыша.

Без умения отстаивать свои границы даже взрослому человеку бывает сложно жить.

В период кризиса 3 лет ребенок как раз учиться отстаивать свои границы. Точно также, когда он учиться есть ложкой, то далеко не в первый раз попадает в рот. Ребенок водит ложкой туда-сюда, пока весь не перемажется.

Проходит несколько недель, когда после каждой еды ребенок весь в каше с головы до ног, и только что-то попадает в рот.

Постепенно психика созревает, «тропинки прокладываются», оттормаживаются лишние движения, и со временем вырабатывается единственно верное движение попадания в рот.

Точно также с агрессией и отстаиванием границ. Ребенок делает много лишнего и неловкого, протестует по глупым поводам. Где можно было сказать «нет», он валится на пол и кричит. Где можно было сказать «Мне не нравится», он говорит «Уходи отсюда, ты плохая».

Ребенок пытается простроить защиту своих личных границ методом ненаучного тыка. Поэтому это довольно-таки утомительно, но это очень важный период, который нужно пережить.

Если трехлетка кого-то бьет, нужно это пресекать, просто забирая или уводя ребенка. В этом возрасте вести разговоры с ребенком неэффективно. Он пока что мало что поймет.

Конечно, можно и нужно начать проговаривать ситуации, готовя ребенка к следующему периоду его развития.

Когда ребенок станет постарше (4 – 5 лет), ему будет важно все делать правильно, как хотят взрослые, быть хорошим ребенком. Вот тогда все эти разговоры будут актуальны

Трехлетке разговоры не помогут, он хочет и все, поэтому проще его остановить, забрать, отвлечь.

Когда ребенок дома проявляет агрессию, ни в коем случае не нужно уходить от него в другую комнату. Будет лучше, если вы обнимите ребенка, проговорите вслух его чувства “ты сердишься, потому что …” (и назовете чувства ребенка).

Детская истерика и как ее пережить?

Самым зрелищным, запоминающимся и стрессовым явлением считается истерика. Подобное поведение может быть очень вариабельным: от обычного плача до топотания ногами и валяния на спине. Со временем желательно научиться предвидеть надвигающийся приступ и обходить провоцирующий фактор, например, убрать предмет или заранее договориться о последующих действиях.

Если истерики избежать не удается, то родителям целесообразно придерживаться некоторых правил.

Необходимо успокоиться и перестать суетиться вокруг ребенка.
Не стоит акцентировать внимание на мнении окружающих, так как данное поведение типично для детей трех лет.
Желательно уединиться с малышом, чтобы избежать ненужных советов посторонних людей.
Следует дать возможность крохе «перегореть», а лучше отвлечь его внимание новым предметом или событием.
Когда малыш успокоится, нужно проанализировать этот неприятный эпизод и обсудить альтернативные решения на будущее.
Нельзя ругать или требовать прекращения истерики, особенно во время ее пика, это может дать обратный эффект.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать

Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 3 лет психология

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». 

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

  •  Становление нового уровня самосознания.
  •  Стремление к самостоятельности.
  •  Развитие  волевых качеств, активности.
  •  Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector