Что такое креативность, как ее развить и где применить

Содержание:

Самые креативные люди

С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину «креативность» стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.

По версии журнала Creativity самый креативный человек – это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.

Что такое креативный класс и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Что такое креатив

В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.

Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.

Где брать идеи для креативов

Рано или поздно у каждого из нас запас идей иссякает. Я расскажу, какие способы генерации новых идей используем мы в «Логомашине».

Карты ассоциаций

Если вы застряли на самом первом этапе формирования концепции, используйте mind map. Это способ визуализации мыслей, который напоминает по оформлению дерево: ствол — это главная идея, ветки — слова, образы, мысли, которые ассоциативно приходят в голову.

Представим, что вы — растущий бренд мужских часов и хотите через таргет привлечь новых пользователей на свою страницу.

Отталкивайтесь от продукта — часы, — и накидывайте в документ первые ассоциации: наручные, кварцевые, циферблат, кожаный ремешок, мужественность, деловой стиль, премиум-сегмент… На основе сочетаний этих ассоциаций начинайте искать идею для креативов. Например, создайте образ, вокруг которого они соединяться, и через него транслируйте свое УТП.

Наш топ-5 приложений, в которых удобно создавать такие карты:

Метод фокальных объектов

Это метод поиска новых идей и характеристик объекта через описание других случайных объектов.

Как это применить в креативах: определитесь с главным объектом (фокальным), который собираетесь рекламировать. Выберите от одного до пяти случайных объектов и выделите их характерные свойства. Придумайте сочетания фокального и выбранных объектов, на основе которых разработаете креатив.

Например, вы рекламируйте смартфоны (фокальный объект) и выбрали случайное слово «гепард». Можно построить сюжет и показать, что ваш смартфон, такой же мощный и быстрый, как гепард.

Dribbble, Pinterest, Unsplash

Иногда, чтобы создать что-то свое, нужно вдохновиться чужим. На таких сервисах, как Dribbble, Pinterest, Unsplash ежедневно публикуются сотни работ других авторов, на которые можно полагаться при разработке своей идеи для креатива.

Например, в Pinterest собрать мудборд из референсов, в Dribbble найти идеи для создания постов, анимаций и других креативов, а в Unsplash скачать стоковую фотографию для макета и изменить ее под свою задачу.

Brainsparker Creativity Cards

Приложение Brainsparker Creativity Cards поможет вам выйти из творческого тупика: ассоциативные карточки дают возможность взглянуть на проблему под другим углом.

У вас есть задача: разработать креативы для соцсетей школы английского языка. Вы решили снять видео с преподавателями, но не знаете, как рассказать сжато и интересно о преимуществах школы.

Откройте любую карточку в приложении: там может быть написано «Заглянуть в прошлое», «Придумать метафору» и подобное. Если попался первый вариант, можно вспомнить, как вам в школе преподавали английский язык, и на основе этого снять небольшое видео в формате «что было раньше и что есть сейчас».

Метод Уолта Диснея

Суть метода заключается в том, чтобы оценить креативы с позиции трех разных людей: мечтателя, реалиста и критика. Приём подойдет для того, чтобы проверить, как на разработанные креативы отреагирует ваша целевая аудитория.

Перед тем как запустить таргет, рассмотрите креатив с позиции мечтателя, которому всё нравится, реалиста, который мыслит конструктивно, и критика, который всё время сомневается и ищет недостатки. Совместными усилиями они втроем покажут, как отреагируют на идею другие люди.

Упражнения на каждый день

Возьмем, к примеру, ваш путь домой или на работу. Обычно он проходит по одной и той же дороге. Попробуйте изменить маршрут до остановки или пройти пешком ту часть расстояния, которую вы проезжаете на автобусе. Каждый день старайтесь менять дорогу и находить новые варианты.

Полезно все новое и неиспробованное: места, меню, действия, одежда и даже мысли. Креатив, значение которого напрямую связано с творчеством, помогут развить занятия искусством или рукоделием. Такие упражнения, как чтение наоборот (снизу вверх или справа налево), тоже весьма полезны и к тому же поднимают настроение.

Постарайтесь придумать 10 экзотических имен, например Диосфена, Гематина или Эйергестиор. Нарисуйте животное, которого не существует, дайте ему название, придумайте, где оно живет и чем питается. Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, расшифруйте ее. Все эти упражнения просты и забавны, но именно они помогут вам развить креативность.

Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных

Алена Кукушкина

«Культурные индустрии сохраняют, распространяют и создают культурное наследие. Как правило, они взаимодействуют с традиционными видами творчества. Культурные индустрии — это институции, работающие с классической музыкой, литературой, народным искусством, изобразительным искусством. Креативные индустрии — это реклама, дизайн, фэшн, интерактивные развлекательные программы, современная архитектура, СМИ.

Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.

В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.

Креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры. Само понятие „креативность“ — это умение видеть неочевидные, далекие связи. Креативность — это синергия и трансгрессия. Те, кто работает в культурных индустриях, продолжают культурное строительство, начатое задолго до них. Креатив — это создание ценности на том месте, где раньше была пустота.

Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.

Это очень демократичная индустрия. Креатив помогает творчеству преодолеть границы объекта искусства и стать частью повседневной жизни. Это можно сравнить с ситуацией, когда человеку до счастья остается один шаг, но он никак не может его сделать самостоятельно, потому что ему не хватает широты видения, парадоксальности мышления, эрудиции, а также навыков из смежных специальностей. Работники креативных индустрий помогают нам сделать этот шаг. Креаторы видят возможности там, где люди неподготовленные видят только лишь проблемы».

Максим Лозовский

«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.

Главная особенность — в результате деятельности креативных компаний возникает интеллектуальная собственность. Вторая особенность — высокая добавленная стоимость продуктов и сервисов креативных индустрий. Третья — высокая способность к масштабированию, особенно в онлайн-среде. Нельзя не отметить, что именно креативные индустрии в значительной степени подвержены пиратству».

Алексей Никишин

«Есть современная культура, а есть креативные индустрии. И эти вещи почти не связаны, кроме того что креативные индустрии заходят на территорию современной культуры. Креативные индустрии — это отрасль экономики, в которой коммерчески выгодные проекты несут в себе творческую ценность. То есть коммерция встречается с творчеством».

Что такое креативный класс и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Определение

Точной формулировки этого понятия до сих пор не существует. Даже Википедия не использует этот термин, а заменяет его «творческими способностями». Но, тем не менее, я постараюсь его сформулировать с помощью высказывания Маслоу.

Таким образом под креативностью можно понимать применение творческих способностей в повседневной жизни. Почему в повседневности, станет понятно несколько позже. А в русском языке способность находить выход из безнадежной ситуации, необычно использовать предметы и обстановку называется просто «смекалкой».

Это я к тому, что все новое, это хорошо забытое старое. И в этом смысле понятие «креативность» никакого иного содержания не имеет. Не нужно думать, что англосаксонская цивилизация может чему-то научить славян. Разве, что порабощать и грабить тех, кто послабее.

Креативность (лат. creatio – сотворение, созидание; от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий.

Что такое креативность?

Все по-разному трактуют понятие креативности.

Википедия (в моей редакции) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне понятие креативности проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Если шире – то это нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Вот как трактуют понятие креативности психологи.

Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, неотъемлемое свойство личности.

Понятие креативности включает в себя повышенную чувствительность к проблемам действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

А очень высокий уровень интеллекта даже может препятствовать креативной деятельности.

По этой причине «обычные» тесты для определения умственных способностей человека не подходят для измерения уровня креативности. Нужно использовать специальные тесты на креативность.

Однако не стоит забывать, что низкий уровень интеллектуального развития может стать препятствием при решении сложных креативных задач.  (Смотрите статью «Об образовании креативщика»).

Так что такое креативность?

В двух словах можно определить понятие креативности так– способность человека к творчеству, творческому решению проблем и созданию чего-то нового.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Креативность с точки зрения психологии[ | ]

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3828 дней

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности: беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
  • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
  • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
  • способность видеть суть проблемы.
  • способность сопротивляться стереотипам.

Мода на креативность

В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность

Креативный человек — это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода

В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.

Не креативный человек – это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.

Как развить креативность

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.

Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.

  1. «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
  2. Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
  3. Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье (это как?), групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
  4. «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

  1. Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
  2. Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
  3. Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
  4. Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Как развить креативность?

Вот несколько несложных упражнений, которые помогут развить креативность.

Упражнение 1. Ассоциации

Выберите любой предмет, который придёт вам в голову. К примеру, книга. А теперь выпишите на листе 5 прилагательных, которые подходят, чтобы описать его. В нашем случае, это книга:

  1. Интересная;
  2. Яркая;
  3. Компактная;
  4. Тяжелая;
  5. Старая;

А теперь нужно выписать 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят к выбранному предмету:

  1. Текучая
  2. Сломанная
  3. Изумрудная
  4. Растянутая
  5. Агрессивная

На первый взгляд упражнение кажется пустяковым, однако во время его проведения могут возникнуть трудности с повторением аналогичных друг другу прилагательных, относящихся к одной категории.

Если уже был назван «жёлтый», не нужно писать другие цвета. Загляните чуть глубже, ищите все возможные варианты

Не так важно, сколько времени на это будет затрачено. Большую роль играет мыслительный процесс

Он развивает креативность, заставляя наш мозг рассматривать ситуацию с разных сторон.

Упражнение 2. Иллюстратор

Еще одно упражнение, которое поможет развить креативность.

Начертите на белом листе бумаги поле из 30 кружочков, 6 в длину и 5 в высоту.

Ваша задача – за 5 минут дорисовать фигурки так, чтобы они превратились в картинки. Не бойтесь отходить от стандартных шаблонов и придумывать странные изображения.

Цель этого упражнения в том, чтобы научиться быстро находить нестандартные выходы из ситуаций. Не получилось с первого раза? Не беда. Сделайте перерыв, поменяйте лист и начните сначала. Но старайтесь не повторяться, чем больше вариантов вы сможете дорисовать, тем лучше будет работать ваша фантазия.

При повторном выполнении тренировки можно экспериментировать с геометрическими фигурами, их количеством и разными цветами.

Упражнение 3. Безумный архитектор

Думали ли вы о том, чтобы самостоятельно спроектировать дачный домик или коттедж? На самом деле, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, даже если вы абсолютно не умеете рисовать, имеете руки откуда угодно, кроме плеч, и вас трясет при одном упоминании о предмете черчения.

Для начала необходимо выписать 10 существительных, которые первыми приходят в голову. Солнце, ручка, бант, глобус, огурец, – нет никаких ограничений. Эти слова являются обязательными условиями заказчика дома.

Например, «Солнце» – покрасьте желтым занавески, «ручка» – пусть стены дома будут исписаны цитатами известных людей, «глобус» – изобразите перед домом фонтан в виде макета Земли и т.д. Не бойтесь экспериментировать, здесь нет никаких рамок – только полёт вашей фантазии.

Подойдите к выполнению задания с творческой стороны, и вы не только сделаете шаг в развитии своей личности, но и получите от этого огромное удовольствие.

Креативность открывает множество возможностей, помогает реализовывать мечты и достигать целей. Уделив развитию этого навыка всего 10 минут в день, можно заметить изменения в жизни.

Глубокое и разностороннее рассмотрение проблем и их решений, умение выходить из любой ситуации, возможность реализации новых эксклюзивных проектов – далеко не полный список бонусов творческой точки зрения.

Не имеет значения, будете вы бухгалтером или поваром, ведь в любом деле ценятся креативные люди и оригинальные идеи.

Спасибо за чтение!

Креативный человек с точки зрения психологии

В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.

Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:

  1. Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
  3. Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.

С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.

При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Креативность и творчество

Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны. Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.

Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.

Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.

Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое. Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.

Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.

Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.

Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий. Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Диагностика

Первые тесты по диагностики креативности были разработаны Гилфордом.

Они измеряли дивергентное мышление, были предназначены для взрослых и учеников старших классов.

Сейчас применяются усовершенствованные методики, например, Торренса.

Методика Вартега состоит в том, что необходимо нарисовать предметы или явления, а в качестве основы используются круги. Изучается беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Экспресс-опросник Джонсона. Выявляет восемь характеристик творческого поведения. Согласно автору методики креативность проявляется спонтанно и неожиданно.

Тест «,Креативность», Вишняковой. Сравниваются два образа: «,Я-реальный», и «,Я-идеальный»,.

Методика Торренса

П. Торренс в 1962 году предложил тест на креативность. Диагностику творческих способностей можно делать с дошкольного возраста. Для юношей и взрослых создан усложненный вариант.

Он разработал 12 тестов. Они сгруппированы в изобразительную, звуковую и вербальную батареи.

Фигурный тест предлагает нарисовать картинку на основе овала, завершить фигуры, создать неповторяющийся рисунок, используя за основу одинаковые линии.

Исследуются 5 показателей:

  • беглость,
  • оригинальность,
  • разработанность,
  • сопротивление замыканий,
  • абстрактность названий.

Значение слова

Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: «Почему я до этого не додумался?» Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.

В переводе с английского это слово скорее звучит как «творить» или «создавать», но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму


Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих способностей человека используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector