Плохая память, причины. как улучшить память?

Как бороться с забывчивостью

6 простейших рекомендаций

Часто ухудшение запоминания связано с уменьшением эффективности работы мозга. «Мозги не варят». Есть несколько рекомендаций, как сделать «длиннее» память типичными, можно сказать народными методами, и они подходят любому взрослому человеку:

  • Избегать стрессов
  • Снизить тревожность
  • Не переживать по пустякам
  • Чтобы легче что-то запомнить, нужно успокоиться
  • Уменьшить информационную нагрузку при обучении. убрать все отвлекающие факторы
  • Нужно повысить физическую активность

Исследования ученых доказали, что интенсивные физические тренировки и силовые упражнения помогают улучшить память. Это связано с хорошим кровотоком в головном мозге при их выполнении. Если вы засиделись на стуле, а вам надо плодотворно поработать, можно:

  • Поднять руки вверх, потом поднимать колено, одновременно касаясь его противоположной рукой. Руки должны возвращаться в исходное положение, упражнение выполняется в высоком темпе. Это не слишком утомительно, при этом легко регулируется нагрузка и высокоэффективно.
  • Хорошо высыпаться.

Ночной сон не менее 8 часов повышает эффективность работы мозга и памяти. Убедиться в этом можно, пройдя разные тесты ДО и ПОСЛЕ хорошего сна.

Можно повысить эффективность запоминания путем правильного питания.

Для этого увеличить долю антиоксидантов, витаминов группы В, бета-каротина, жирных кислот Омега 3. Полезно есть грецкие орехи, жирную рыбу, яйца, какао, чернику, брокколи.

  • Нужно отказаться от вредных привычек, так как алкоголь и никотин ухудшают память.
  • Чаще собирать пазлы, разгадывать кроссворды, головоломки. Это поможет активировать не задействованные в повседневной работе доли головного мозга и поддерживать их в тонусе.
  • Тренировка на тренажерах по запоминанию разных видов

Эффективные упражнения для развития разных видов памяти

  • посмотреть на незнакомого человека пару секунд, потом закрыть глаза и постараться вспомнить, во что он одет, какие у него приметы; Это упражнение можно делать в любой обстановке — в транспорте, на прогулке.
  • положить на стол 10 разных предметов, смотреть на них в течение минуты, потом закрыть тканью и постараться подробно описать. Начинать можно с двух предметов. Помните фильм «Тайна двух океанов», когда на подводной лодке, после таких тренировок мальчик заметил отсутствие будильника на столе у своего учителя. Оказалось это часовая мина, а учитель — шпион и диверсант. Мину, конечно, в последний момент нашли, и шпиона тоже.
  • попросить кого-нибудь, чтобы он прочитал 10 слов или абзац из текста, а потом повторить, что запомнили. Это же можно сделать в одиночку. Взять отрывок текста и воспроизвести с помощью программы озвучивания голоса.

Рекомендации по улучшению кратковременной памяти

Кратковременную память можно и даже необходимо развивать. Это поможет не только научиться сохранять нужные воспоминания, но и избежать всевозможных расстройств памяти в старости. Существует несколько простых способов, благодаря которым можно изменить гибкость ума и скорость мышления.

  1. Тренировка внимания
  2. Использование мнемотехники
  3. Правильное питание и физическая активность

Рассмотрим каждый из этих советов подробнее.

1) Тренировка внимания

Оперативная и кратковременная память требуют полной включенности в выполняемый процесс

Произвольное внимание, направленное на объект, связанный с запоминанием, помогает лучше запомнить материал, а затем — перенести его в долгосрочную память. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие внимания, благотворно повлияют и на память

2) Использование мнемотехники

Мнемонические приёмы рекомендовано использовать тем, кто имеет ярко выраженные проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают переводить информацию в долговременную память, оказывая положительное влияние на скорость и качество запоминания. Действуют такие приёмы так: незнакомые и/или абстрактные понятия необходимо превратить в конкретные и понятные образы-ассоциации. Таким образом незнакомые данные прочно связываются с теми, которые уже хранятся в памяти, и информация максимально быстро закрепляется и не забывается.

3) Правильное питание и физическая активность.

Правильное с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как кратковременной, так и долговременной — положительно влияет употребление определённых продуктов:

  • содержащие витамины группы В (в особенности В6, В9, В12): зелёные овощи, белковые продукты, мёд.
  • витамины С, Е и бета-каротин. Они содержатся в ягодах и свежевыжатых соках.
  • жирные кислоты и Омега-3. Их источником являются морская рыба и грецкие орехи.

Необходимо помнить, что недостаточно съесть горсть орехов, чтобы моментально улучшить память. Только ежедневное систематическое потребление необходимых продуктов даст хороший эффект в долгосрочной перспективе.

Что касается физической активности, то несложные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе обеспечивают мозг кислородом и питательными веществами, что благотворно сказывается на его работе в целом и на способностях к запоминанию в частности.

Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?

Оговоримся, что под кратковременной будем принимать запоминание информации на минуты-часы-дни.

Каждый день человек сталкивается с большими объемами информации. Чтобы обработать ее и правильно использовать, нужна хорошая память. В мыслительной деятельности, процессе общения, чтения и многих других областях используется кратковременная ее разновидность. Она помогает обрабатывать разную информацию.

Но некоторые люди замечают, что им сложно принять какое-то решение, ответить на вопрос по прослушанному разговору, запомнить номер телефона или имя продавца, увиденное на бейджике в магазине. В таком случае нужно поработать над собой и улучшить свои способности к запоминанию.

Определите вид кратковременной памяти для «доработки»

В зависимости от источника информации и индивидуальных особенностей мозга есть несколько её видов:

  • зрительная;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • слуховая.

Перед тем, как улучшать запоминание и короткую память, нужно выяснить, какая разновидность работает хуже, а какая развита больше. Большинство людей чаще всего пользуются зрительной и слуховой. Но некоторым для лучшего запоминания нужно записать информацию, чтобы сработала мышечная память.

Кто-то для запоминания пользуется методом ассоциаций: связывает то, что нужно запомнить, с каким-то запахом или вкусом.

Биологическая основа

Синаптическая теория

Различные исследователи предположили, что стимулы кодируются в кратковременной памяти с использованием истощения передатчика. Согласно этой гипотезе, стимул активирует пространственный паттерн активности нейронов в определенной области мозга. Когда эти нейроны срабатывают, доступные нейротрансмиттеры в их хранилище истощаются, и этот образец истощения является иконическим, представляя информацию стимула и функционирует как след памяти. След памяти со временем затухает из-за механизмов обратного захвата нейротрансмиттеров, которые восстанавливают нейротрансмиттеры до уровней, существовавших до предъявления стимула.

Что это такое

Кратковременная память — это удержание информации на короткий срок. Специалисты утверждают, что он ограничен 20-30 секундами. Причём затухать точный образ начинает уже на 18 секунде, а к 30-й полностью исчезает. Забывание в течение указанного промежутка времени происходит при условии, что отсутствует целенаправленное кодирование и сохранение. Если же человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переводит данную информацию на следующий «этаж» памяти — долговременной.

Кратковременная память представляет собой способность удерживать ту информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и используем для выполнения повседневной, рутинной работы. Например, домохозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей сортировать тарелки на грязные и чистые (эти я уже помыла), выполнять элементарные действия (моющее средство в воду я уже добавила, сковородку я уже замочила и т. д.).

Человек даже не представляет, насколько важную роль в его жизни играют краткосрочные воспоминания. Яркий пример их нарушений — болезнь Альцгеймера. Люди, страдающие ею, по несколько раз подряд выполняют одно и то же действие, потому что не помнят, что они его только что совершили.

Так как в психологии это своеобразный комплекс познавательных способностей, специалисты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит в дальнейшем запоминать больший объём информации.

Теории памяти

  • Физиологический подход – теория нейронных моделей. Нейрон – синапс – нейрон.
  • Биохимический подход – 2 стадии запоминания:
  1. Обратимая электрохимическая реакция
  2. Необратимая биохимическая реакция

Долговременное хранилище – кора головного мозга. Гиппокампы — S – образные формирования внутри полушарий, обрабатывают новую информацию и направляют ее на постоянное хранение.

Психологический подход – ассоциативная теория: по сходству, по сложности, по контрасту. Гештальт-теория (материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов). Лицо.

Деятельностный подход (эффективность запоминания определяется значимостью материала для деятельности личности

-Декларативная — содержит сведения о мире: Пушкин-поэт, обеспечивается функционированием коры головного мозга.

-Процедурная — различные движения, действия, которые мы умеем выполнять: письмо, езда на велосипеде.

. Семантическая (факты, не относящиеся к конкретному временному контексту, общие сведения).

Эпизодическая (лично пережитые человеком события).

Имплицитная имеет место, когда мы находимся под влиянием прошлого опыта, не осознавая этого.

7.2 Эксплицитная – память, которая имеет место осознавания.

Рабочая память у человека и животных

Люди — самый интеллектуальный вид на Земле. По крайней мере так думает само человечество. Мы создаем произведения искусств, строим города и покоряем космос. Что позволяет нам так эффективно использовать свой мозг? Рабочая память?

Может быть интересно

Ученые проверили данную гипотезу, сравнив рабочую память человека и эволюционно наиболее близких к нам животных — шимпанзе.

Обученные воспроизводить числовой ряд шимпанзе при выполнении задачи, где им показывали последовательность чисел в разных местах экрана, могли воспроизвести с помощью рабочей памяти стимулы на несколько процентов точнее, чем люди, решающие ту же задачу.

Источник

Позднее ученые из Университета Макса Планка в Германии продемонстрировали сходства между рабочей памятью шимпанзе и человека: самые успешные шимпанзе запомнили как минимум четыре элемента (как и человек), одна молодая особь — более семи. Результаты были получены при выполнении задачи на поиск пищи в нескольких непрозрачных коробках. Шимпанзе сперва видели, куда экспериментаторы прячут еду. Через некоторое время они могли начать поиск, указывая на коробки в определенном порядке. Если в выбранной коробке находилась еда, обезьяна получала ее.

Люди обычно хуже справляются с тестами на рабочую память, если им нужно что-то делать параллельно (то есть присутствует задача-дистрактор). Точно так же снижалась и производительность шимпанзе, если им приходилось выполнять вторую аналогичную задачу в тот же момент времени.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Характеристики

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

Фильтрация

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

Перевод в долгосрочную

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Синдром потери кратковременной памяти

При кратковременной потере памяти периодически пропадает информация, которая записалась в головном мозге недавно. Состояние развивается чаще у людей старше 50 лет. Реже синдром обнаруживается у молодых людей. Его возникновению способствуют негативные факторы окружающей среды, например, сильный стресс, воздействие холодной воды на тело, травма. Пациент осознает кто он, где находится, его нервная ткань не повреждена. Он забывает людей, с которыми недавно общался, где оставил личные предметы (сумку или ключи).

Лечение кратковременной амнезии проводится с помощью диеты и медикаментозных средств. Некоторым категориям пациентов прописывают сеансы у психотерапевта.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Как бороться с забывчивостью

6 простейших рекомендаций

Часто ухудшение запоминания связано с уменьшением эффективности работы мозга. «Мозги не варят». Есть несколько рекомендаций, как сделать «длиннее» память типичными, можно сказать народными методами, и они подходят любому взрослому человеку:

  • Избегать стрессов
  • Снизить тревожность
  • Не переживать по пустякам
  • Чтобы легче что-то запомнить, нужно успокоиться
  • Уменьшить информационную нагрузку при обучении. убрать все отвлекающие факторы
  • Нужно повысить физическую активность

Исследования ученых доказали, что интенсивные физические тренировки и силовые упражнения помогают улучшить память. Это связано с хорошим кровотоком в головном мозге при их выполнении. Если вы засиделись на стуле, а вам надо плодотворно поработать, можно:

  • Поднять руки вверх, потом поднимать колено, одновременно касаясь его противоположной рукой. Руки должны возвращаться в исходное положение, упражнение выполняется в высоком темпе. Это не слишком утомительно, при этом легко регулируется нагрузка и высокоэффективно.
  • Хорошо высыпаться.

Ночной сон не менее 8 часов повышает эффективность работы мозга и памяти. Убедиться в этом можно, пройдя разные тесты ДО и ПОСЛЕ хорошего сна.

Можно повысить эффективность запоминания путем правильного питания.

Для этого увеличить долю антиоксидантов, витаминов группы В, бета-каротина, жирных кислот Омега 3. Полезно есть грецкие орехи, жирную рыбу, яйца, какао, чернику, брокколи.

  • Нужно отказаться от вредных привычек, так как алкоголь и никотин ухудшают память.
  • Чаще собирать пазлы, разгадывать кроссворды, головоломки. Это поможет активировать не задействованные в повседневной работе доли головного мозга и поддерживать их в тонусе.
  • Тренировка на тренажерах по запоминанию разных видов

Эффективные упражнения для развития разных видов памяти

  • посмотреть на незнакомого человека пару секунд, потом закрыть глаза и постараться вспомнить, во что он одет, какие у него приметы; Это упражнение можно делать в любой обстановке — в транспорте, на прогулке.
  • положить на стол 10 разных предметов, смотреть на них в течение минуты, потом закрыть тканью и постараться подробно описать. Начинать можно с двух предметов. Помните фильм «Тайна двух океанов», когда на подводной лодке, после таких тренировок мальчик заметил отсутствие будильника на столе у своего учителя. Оказалось это часовая мина, а учитель — шпион и диверсант. Мину, конечно, в последний момент нашли, и шпиона тоже.
  • попросить кого-нибудь, чтобы он прочитал 10 слов или абзац из текста, а потом повторить, что запомнили. Это же можно сделать в одиночку. Взять отрывок текста и воспроизвести с помощью программы озвучивания голоса.

Источники

  • Bellone ML., Puglisi A., Dal Piaz F., Hochkoeppler A. Production in Escherichia coli of recombinant COVID-19 spike protein fragments fused to CRM197. // Biochem Biophys Res Commun — 2021 — Vol558 — NNULL — p.79-85; PMID:33906110
  • Yu J., Naoi T., Sakaguchi M. Fear generalization immediately after contextual fear memory consolidation in mice. // Biochem Biophys Res Commun — 2021 — Vol558 — NNULL — p.102-106; PMID:33906108
  • Ovalle-Fresa R., Ankner S., Rothen N. Enhanced perception and memory: Insights from synesthesia and expertise. // Cortex — 2021 — Vol140 — NNULL — p.14-25; PMID:33905967
  • Tavukcuoglu E., Horzum U., Cagkan Inkaya A., Unal S., Esendagli G. Functional responsiveness of memory T cells from COVID-19 patients. // Cell Immunol — 2021 — Vol365 — NNULL — p.104363; PMID:33905951
  • Xiao S., Gaier ED., Wu HC., Angjeli E., Nuth PL., Bohra LI., Miller AM., Mazow ML., Stout AU., Morse CL., Blumenfeld LC., Glaser SR., Crouch E., Ekdawi NS., Lyon DW., Silbert DI., Hunter DG. Digital therapeutic improves visual acuity and encourages high adherence in amblyopic children in open-label pilot study. // J AAPOS — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33905837
  • Khalil HMA., Eliwa HA., El-Shiekh RA., Al-Mokaddem AK., Hassan M., Tawfek AM., El-Maadawy WH. Ashwagandha (Withania somnifera) root extract attenuates hepatic and cognitive deficits in thioacetamide-induced rat model of hepatic encephalopathy via induction of Nrf2/HO-1 and mitigation of NF-kB/MAPK signaling pathways. // J Ethnopharmacol — 2021 — Vol — NNULL — p.114141; PMID:33905819
  • Sałaciak K., Pytka K. Biased agonism in drug discovery: Is there a future for biased 5-HT1A receptor agonists in the treatment of neuropsychiatric diseases? // Pharmacol Ther — 2021 — Vol — NNULL — p.107872; PMID:33905796
  • Wilson E., Senior V., Tapper K. The effect of visualisation and mindfulness-based decentering on chocolate craving. // Appetite — 2021 — Vol — NNULL — p.105278; PMID:33905790
  • Parish G., Michelmann S., Hanslmayr S., Bowman H. The Sync-Fire/deSync Model: Modelling the reactivation of dynamic memories from cortical alpha oscillations. // Neuropsychologia — 2021 — Vol — NNULL — p.107867; PMID:33905757
  • Ponzoni L., Melzi G., Marabini L., Martini A., Petrillo G., Teh MT., Torres-Perez JV., Morara S., Gotti C., Braida D., Brennan CH., Sala M. Conservation of mechanisms regulating emotional-like responses on spontaneous nicotine withdrawal in zebrafish and mammals. // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.110334; PMID:33905756

Нейрофизиология

В 2011 году в Дюкском университете (частное исследовательское научное учреждение в США, штат Северная Каролина) в медицинском центре было сделано важное открытие. Учёные подробно расписали нейронную цепочку, которая является основой долговременной памяти

Сигнал идёт всего 10 минут, но при этом образуются крепкие соединения, которые не распадаются в течение достаточного длительного периода и могут сохраняться на протяжении всей жизни.

До этого нейробиологи не могли выяснить, как между звеньями данной цепочки устанавливался такой прочный и длительный контакт. Оказалось, что в основе долговременной памяти лежит чистая биохимия: связь между ними обусловлена сигнальными белками, которые, в свою очередь, обеспечивают устойчивый нейронный клеточный каркас из актина. Это глобулярный белок, благодаря которому звенья не провисают и не рвутся.

Данное явление было названо долговременной потенциацией. Её примерная схема включает в себя два этапа.

Этап 1. Первичный

Короткий нервный электрический импульс (новый, не известный ЦНС до этого) → Установление контактов между нейронами → Формирование прочного актинового цитоскелета (электрического столба, по которому идёт импульс) → Ответная реакция (сохранение нужной информации).

С точки зрения биохимии запуск сигнала и установление контактов между нейронами выглядит так:

Мощный поток ионов кальция в синапс → Запуск киназы, которая называется СаМКII (фермент, контролирующий с помощью фосфатов деятельность сигнальных белков) → Активация двух белков, Rho и Cdc42 → Формирование актинового цитоскелета.

Этап 2. Вторичный

Тот же самый короткий нервный электрический импульс (уже известный ЦНС) → Его проведение по тому же актиновому цитоскелету, по которому он уже проходил → Ответная реакция (воспроизведение нужной информации).

Вторая цепочка по скорости гораздо быстрее первой, потому что контакты между нейронами уже установлены ранее, как и актиновый цитоскелет тоже оказывается сформированным. Чем чаще человек вспоминает какое-то событие из прошлого (запускает тот самый импульс), тем быстрее он воспроизводит его, как бы давно оно не произошло, потому что ЦНС уже знает путь, по которому отправляется данный сигнал.

Биохимические основы долговременной памяти стали доступны учёным Дюкского университета, благодаря особому лабораторному методу микроскопии. Он позволяет видеть молекулярные трансформации в синапсе при формировании прочного нейронного цитоскелета.

Открытие американских учёных позволило сделать вывод, что в основе долговременной памяти лежат сложные биохимические процессы. Кроме того, было выявлено, что болезнь Альцгеймера, слабоумие, многие неврологические патологии, связанные с неспособностью восстанавливать воспоминания из прошлого, сопровождаются повреждением двух белков Rho и Cdc42, отвечающих за формирование актинового цитоскелета.

До этого открытия существовали две совершенно иные теории ДВП: глиальная (деятельность нейроглии) и иммунохимического механизма (синтез антигенов на синаптических мембранах и антител к ним в глиальных клетках).

Модальная память

Всего насчитывается пять видов модальной памяти:

  • слуховая
  • зрительная
  • осязательная
  • обонятельная
  • вкусовая

В жизни мы чаще всего пользуемся зрительной и слуховой памятью. У человека редко бывают хорошо развиты больше двух видов памяти. Как определить, какая именно доминирующая память у вас? Чтобы понять это, попробуйте сделать простой тест: попросите кого-то записать на диктофон набор слов или цифр, и выписать другой набор слов и цифр (равное количество) на лист бумаги. Затем прослушайте запись и попробуйте повторить всё, что услышали. Посчитайте, сколько слов или чисел вы запомнили верно. Затем прочитайте запись на листе и попробуйте повторить. Точно также посчитайте результат. Где итог окажется лучше, тот вид памяти у вас более развит

Но, независимо от того, какое направление лучше работает у конкретного человека, память и внимание поддаются корректировке. И для этого специалисты разработали множество упражнений для развития памяти

Вот некоторые из них:

Виды

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Когнитивные функции в повседневной жизни

Любое дело требует от нас включения когнитивных способностей

Работаете ли вы программистом, учителем в школе, пилотом самолета или ученым, для успешного выполнения любой деятельности необходимы внимание, восприятие, память и мышление. Однако каждая из этих когнитивных функций имеет свои особенности и подтипы

Попробуем провести научно-популярный анализ простого дела, которое выполняет каждый из нас, — похода за продуктами. Ментально мы совершим путешествие в магазин и разберем этот процесс на когнитивные составляющие.

Мы приходим в магазин. Как правило, у нас есть определенный список продуктов (или приблизительное понимание того, что мы хотим купить).

Например, мы хотим купить яблоко. Так как мы взрослые люди, у нас в памяти уже хранится его образ: что это такое, как выглядит. Именно поэтому среди множества других фруктов мы можем найти яблоко. Если бы вместо нас в магазин пошел маленький ребенок, он мог бы не найти яблоко, так как в его памяти еще нет такой категории.

Итак, мы нашли яблоко. Теперь смотрим на его цену. Внутреннее ощущение говорит нам, что яблоко продается либо по очень выгодной цене, либо по завышенной. Чтобы понять, устраивает ли нас цена, мы вспоминаем некую среднюю цену, за которую привыкли брать этот фрукт. Сравнивая две цены, мы принимаем решение: брать яблоки или нет. При этом мы запоминаем примерную стоимость продукта, который берем, чтобы потом посчитать сумму, которую должны будем заплатить.

После выбора яблока мы идем к следующему прилавку и здесь выбираем, например, молоко. Весь описанный процесс повторяется. При этом к ориентировочной цене яблока прибавляется цена молока. Если яблоко стоит примерно 30 рублей, а молоко 70, то мы ожидаем, что на кассе заплатим примерно 100 рублей. Далее процесс повторяется с другими продуктами.

Подойдя к кассе и расплатившись, мы смотрим на чек. В голове мы сравниваем цифры в чеке с предполагаемой ценой в 100 рублей за два продукта. Далее вновь принимаем решение: «Всё верно, можно идти домой» или «Обманули. Пойду выяснять». После шопинга мы приходим домой, ужинаем и забываем обо всех мыслях, которые наполняли наш мозг в магазине. Таким образом, даже самое простое дело вроде похода в магазин требует включения целого ряда когнитивных функций. Попробуем разобраться в том, каких именно.

В 1986 году два американских ученых Ричард Аткинсон и Ричард Мартин Шиффрин выделили три типа памяти в зависимости от длительности сохранения воспоминаний: долговременную, кратковременную и сенсорную (ультракороткую).

Может быть интересно

Сенсорная память — это память наших рецепторов. Она очень точная, но слишком краткая, чтобы как-то влиять на наше поведение.

Долговременная память — это вся та информация, которая хранится в нашей голове долго, возможно, . Ряд исследователей предполагают, что мы запоминаем практически все моменты нашей жизни и с помощью гипноза их можно восстановить. Однако другие ученые утверждают, что со временем мы можем терять доступ к таким воспоминаниям. К долговременной памяти относят наше знание самих себя, своей биографии, различных теорий и концепций.

Кратковременная память — это промежуточная стадия, когда информация удерживается в голове, скажем, 20–30 секунд. В фильме Кристофера Нолана Memento у героя была антероградная амнезия: он запоминал всё, что происходит, но лишь на 20–30 секунд. Затем вся информация забывалась, так и не достигнув долговременной памяти.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные

При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector