Космополит

История развития космополитизма

Появление и раннее развитие

Авторство концепции мирового гражданства приписывают древнегреческому философу Сократу (5 век до н. э.). Позже другой древнегреческий философ Диоген (4 век до н. э.) пошёл дальше и первым провозгласил себя «гражданином мира». Именно Диогену приписывается авторство терминов «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).

Дальнейшим развитием идей космополитизма занимались киники. Очень мощным фактором стала Пелопоннесская война, после которой восприятие людьми патриотизма заметно ухудшилось. Позже концепцию мирового гражданства развивали римские стоики, после которых о ней практически забыли на несколько веков.

Новое понимание того, что такое космополитизм, возникло в Европе в средние века. Тогдашние сторонники хотели использовать его для создания католической теократии и придали ему значительный религиозный оттенок. Разумеется, это противоречило изначальной идеологии, основным принципом которой была свобода от предрассудков.

Дальнейшее развитие и уход от религии

Принадлежность к определенной религии противоречила идеям космополитизма, поэтому в 16 веке он освободился от католического влияния и стал светской идеологией. Автором обновленной концепции считается французский философ Гийом Постель. В 1544 году он сформулировал основные идеи, согласно которым должно существовать «мировое государство», свободное от национальных, религиозных и расовых предрассудков.

В Европе того времени новое мировоззрение оказалось очень популярным, поскольку европейцы устали от бессмысленных войн. Его очередным ярким сторонником стал немецкий философ 18 века Иммануил Кант. Он много обдумывал идеи учения «Вечного мира», а в концепции космополитизма увидел кульминацию человеческой истории, которая наконец-то положит конец войнам и приведёт к процветанию человечества.

Несмотря на освобождение от религии и наличие достаточно ярких сторонников, популярность космополитизма снова угасла. На длительное время носителями его идей стали представители масонского течения, а вот в публичном поле о нём говорили мало.

Космополитен

«Cosmopolitan» — это концепция политической философии, обозначающая идеал глобального объединения экономических, политических, языковых, правовых и религиозных институтов. Разные мыслители космополитизма предлагают разные космополитические политики: одни сосредотачиваются или принимают объединяющее и универсалистское видение, в то время как другие авторы выдвигают множественность и многомерность, которую может охватить такое пространство и политическая система (см. Бек и понятие «транснациональный»).

Оказывается , как прилагательное на французском языке в издании в 1784 году из идеи для всеобщей истории с космополитической Цель в Иммануила Канта . Становится существенным заменить слово «космополизм», которое часто становилось уничижительным, и принять значение политической доктрины, которой оно обладало, когда оно было предложено Гийомом Постелем в 1560 году.

В настоящее время «космополитика» обозначает либо правовой горизонт международного права, либо ожидание культурной и социальной эмансипации, либо центральную концепцию философии универсальной истории, либо превосходство самой внешней точки зрения планирования над местными непредвиденными обстоятельствами. человечества, или, опять же, имманентности экономических законов как фактора объединения и умиротворения наций .

В чём суть космополитизма? Почему люди против него?

Большинству людей нравится жить в обществе. Ощущать себя частицей целого народа. Скорее всего, что всё началось ещё в доисторические времена. Люди собирались в племена. Строили посёлки, а позднее города. Так им было легче противостоять противнику. Принимались законы, выбиралось правительство и т.д.

В наши дни у многих имеются совершенно иные мысли по этому поводу. Не всех устраивает принадлежность к той или иной национальности. Даже появилось выражение «гражданин мира». Они требуют упразднения границ, отказ от имеющихся государств и создание мирового гражданства.

Что же это такое?

Космополитизмом называют идеологическую концепцию, согласно которой любой человек должен принадлежать общемировой культуре. Все люди братья. Никаких делений по национальному признаку. Государства и народы отменяются. Люди являются личностями, которые могут свободно перемещаться по всей планете.

Своему происхождению термин обязан древнегреческому слову «κοσμοπολίτης», которое можно перевести на русский язык, как «человек мира». В основе теории лежит полный отказ от уникальной самобытности, национальности, культуры, традиций и обычаев своего народа. Интересы личности должны находиться выше интересов государства.

В Советском Союзе этот термин имел немного другое значение. Тогда «космополитами» называли советских интеллигентов, которые преклонялись перед западными ценностями: свободой слова, печати, выражения мысли. Всех клеймили предателями и антипатриотами.

Велась особая борьба, доказывающая вредоносность подобного мышления для строителей коммунизма. Пострадало множество художников, писателей, артистов, скульпторов и пр.

Плюсы и минусы

Несомненно, здесь, впрочем, как и везде, есть свои положительные и отрицательные характеристики. Пример создания ЕС и Шенгенская зона свободного перемещения показывает нам, что существует тенденция к размытию границ. Объективной реальностью нашего времени является также диалоги культур, сближение многих наций в единое целое.

Но без уважения и любви к своему народу стране, самобытности, культуре, гордости за достижения, исторические победы — тяжело прожить. Не очень понятно, как это можно воплотить на практике. Противники считают, что он является прямой противоположностью патриотизму.

Они уверены, что всё подобное неестественно и нелогично. Дело в том, что при воспитании, с детских лет в нас закладывают гордость за свой народ и страны. А всеобщая глобализация не даёт этих ощущений. Индивидууму всё равно где он живёт, на каком языке разговаривает, кто его предки.

От чего освобождает космополитизм? В первую очередь это:

  • территориальная принадлежность;
  • национальность, язык, культурные ценности;
  • политическая принадлежность;
  • раса.

Считая подобные чувства консервативными и устаревшими, космополиты пропагандируют равенство, братство, свободу всех и каждого.

История появления

Концепция появилась очень давно. Заложение основ приписывают Сократу (древнегреческому философу V века до н.э.). Попозже её подхватил известный озорник и шалун Диоген (IV век до н.э). Именно ему приписывают авторство выражений «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).

Затем (в средние века) ему придали некий религиозный смысл. Уже в 16-ом веке француз Гийом Постель сформулировал основные идеи. Именно в них он провозгласил принципы, которые известны и в наши дни.

Среди известных почитателей можно назвать немца Иммануила Канта. В России самым ярым приверженцем по праву считают писателя Льва Толстого (род. 1828 г. — умер в 1910 году), который известен своими пацифистскими настроениями. Он считал патриотизм пережитком варварских времён. Именно его считал главной причиной появления войн и прочих форм враждебности.

В наши дни существует немало поклонников этой философии. Но и они прекрасно понимают, что всех людей нельзя стричь под одну гребёнку. Все мы разные. Людскую природу очень тяжело изменить. Неплохо жить в мире и согласии. Но увы, мы не в сказку попали. Коммунизм не смогли построить, а всеобщее равенство уж тем более не сможем.

Патриотизм и космополитизм

Некоторые приверженцы этой теории отказываются от патриотических настроений по отношению к стране, заменяя их на аналогичные в отношении ко всему миру. Главная идея, лозунг – это единство всех людей. По мнению космополитов, на данном этапе человечество вступило в фазу формирования цельной общепланетарной цивилизации. Ставя права и интересы личности выше государственных, космополиты не связывают понятие Родина с государственным устоем или политическим режимом. Согласно этой идеологии, государство как аппарат власти должно служить защите и интересам своих граждан, а не наоборот. Другими словами, население отдельно взятой страны не должно чем-то жертвовать ради интересов государства.

Происхождение

Эта идея приписывается Диогену Синопскому, но будет развита и распространена философами- стоиками . Мир виден как универсальный город , а целое — это единое целое, в котором участвует каждый человек. Это всеобщее братство, порожденное таким образом, порождает элемент доктрины и учения среди всех стоиков , считающих, что природа делает человека общительным животным и способствует почти инстинктивной симпатии. Император Марк Аврелий , философ-стоик, напоминает, что Судьба (в ее рациональном принятии, характерном для стоицизма), которому подчиняются люди, делает их разумными существами, универсальный город, членами которого они являются, навязывается им, объединяет и объединяет их. подталкивает любить друг друга по естественной склонности.

История появления космополитизма

Самые древние проявления этого течения можно увидеть в ненасильственном объединении родов, племен и сообществ. Это осуществлялось на основе религиозных, экономических, географических, идеологических признаков для выживания в агрессивной среде внешнего мира. Это было своего рода противопоставлением обманному образованию княжеств, государств и империй. Первой исторической фигурой, объявившей себя космополитом, был Диоген. Он пропагандировал идеи превалирования личностных интересов над государственными. Следует отметить, что этому способствовал упадок греческих городов, что повело за собой отрицание в обществе идей местечкового патриотизма. Люди, воспринимающиеся как граждане своего города, с утратой значения и независимости отдельно взятых городов стали относить себя к гражданам всего мира. Эта идеология была развита стоиками, но ранее озвучивалась киниками (тем же Диогеном). В стоической философии космополит – это гражданин цельного мирового государства.

Реально ощутимое выражение космополитизма было в теократической политике Папы, а также в идее создания всемирной монархии. Хотя оно было далеко несовершенным. Также в эпоху Просвещения и Ренессанса данная идеология была направлена против раздробленного феодализма и поощряла свободу индивида. Космополит (значение слова) используется как понятие начиная с 18-го века.

Плюсы и минусы космополитизма

Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:

Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам

Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.
Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей. Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
Свобода передвижения

Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.

Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.

При этом есть и отрицательные моменты:

  • многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
  • идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
  • эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).

Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно. И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.

Самые космополитичные города

Дубай

Город-космополит №1 в мире — Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). По состоянию на 2014 год поразительные 83% населения родились за пределами страны. Это большое разнообразие объясняется тем, что в стране наблюдается быстрый экономический рост, который привлекает людей, ищущих возможности трудоустройства. Дубай был назван одним из самых безопасных городов в мире. В городе находится один из самых загруженных аэропортов в мире, более 5000 ресторанов и один из крупнейших в мире торговых центров. Это все вещи, которые обращаются к международным гражданам.

Брюссель

Второй самый космополитичный город — Брюссель в Бельгии. Население здесь составляет 62% иностранцев. Этот город является штаб-квартирой администрации ЕС и НАТО, Организации Североатлантического договора. Брюссель предлагает посетителям и жителям богатую историю с множеством музеев, театров и исторических зданий. Город также обратился к нескольким многонациональным корпорациям, которые привлекают международных сотрудников.

Торонто

Номер 3 в списке — Торонто в Канаде, почти половина, 46% его населения, из других стран. Более 200 различных этнических групп называют Торонто домом, и они приносят с собой более 140 языков. Это важный промышленный, финансовый и коммерческий центр в Канаде, и благодаря этому появляется значительная возможность трудоустройства, движущая сила миграции.

Окленд, Сидней, Лос-Анджелес

За Торонто следуют три города с одинаковым процентом жителей иностранного происхождения. Это Окленд в Новой Зеландии, Сидней в Австралии и Лос-Анджелес в США. Население здесь 39% иностранцев. В Окленде и Сиднее этот высокий показатель объясняется тем, что местное правительство работает над структурой экономических возможностей с частным и государственным секторами, которая будет полезна для местных жителей и иммигрантов. В Лос-Анджелесе это большое число жителей, родившихся за границей, состоит из людей из 140 стран, и в любой день на улицах можно услышать 86 различных языков.

Другие космополитические города

Другие крупные космополитические центры в мире включают Сингапур (38%), Лондон (37%), Нью-Йорк (37%), Мельбурн (35%), Амстердам (28%), Франкфурт (27%) и Париж (25%). ).

Определения

Определения космополитизма обычно начинаются с греческой этимологии «гражданин мира». Однако, как указывает Аппиа, «мир» в первоначальном смысле означал «космос» или «вселенную», а не землю или земной шар, как предполагает нынешнее употребление. Одно определение, касающееся этой проблемы, дано в недавней книге о политической глобализации:

Китайский термин тянься (все под небесами), метоним империи, также был переосмыслен в современную эпоху как концепция космополитизма и использовался модернистами 1930-х годов в качестве названия шанхайского англоязычного журнала. мировых искусств и литературы, T’ien Hsia Monthly . Многоязычные современные китайские писатели, такие как Линь Юйтан , Вэнь Юань-нин, также переводили космополитизм, используя теперь более распространенный термин шицзе чжуи (идеология мира ).

Иногда надо вести себя сдержано Как правильно нн или н ?

ч.

мн. ч.
м
ж
с
И.Р.Д.В.
неод.
одуш.Т.П.кф

ПАДЕЖ ед. ч. мн. ч.
м ж с
И. заде́ржанный заде́ржанная заде́ржанное заде́ржанные
Р. заде́ржанного заде́ржанной заде́ржанного заде́ржанных
Д. заде́ржанному заде́ржанной заде́ржанному заде́ржанным
В. неод. заде́ржанный заде́ржанную заде́ржанное заде́ржанные
одуш. заде́ржанного заде́ржанную заде́ржанное заде́ржанных
Т. заде́ржанным заде́ржанной, заде́ржанною заде́ржанным заде́ржанными
П. заде́ржанном заде́ржанной заде́ржанном заде́ржанных
кф заде́ржан заде́ржана заде́ржано заде́ржаны

СДЕРЖАННЫЙ, СДЕРЖАННОСТЬ

Слова сдержанный, сдержанность

в современном языке крепко связаны с глаголамисдержать исдержаться , от которых они были произведены когда-то. Но в то же время им присущи такие смысловые оттенки, которыми ярко выражается их семантическое своеобразие. Словосдержанный , будучи причастием страдательным от глагола сдержать, вместе с тем выражает качественные значения: «владеющий собою, умеющий сдерживаться»; «полный выдержки, самообладания или свидетельствующий о выдержке, самообладании». Например:сдержанный человек, сдержанный характер, сдержанный тон ответа . Иногда к этому значению примешивается оттенок «тактичный, полный чувства меры» (например,сдержанный ответ ). Ср. у К. С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» (1933): «…в ”Гамлете“ явились значительные трудности. Начать с того, что в нем мы снова встретились с сверхчеловеческими страстями, которые надо было воплощать всдержанной и чрезвычайно простой форме» (Станилавский, с. 611–612).

Производное сдержанность

выражало соответствующее отвлеченно-предметное значение качества; обозначает также «способность владеть собой, уменье сдерживать порывы». Например, у Гончарова: «В лице замечалась такжесдержанность , т. е. уменье владеть собой» (см. сл. Ушакова, 4, с. 120–121). Смысловые отношения, выражаемые словамисдержанность, сдержанный , относятся к тому кругу представлений о поведении в обществе, который нашел соответствующие словесные обозначения в русском литературном языке не раньше второй половины XVIII – начала XIX в.

Известные представители

Среди тех, кто выступал за ликвидацию национальных границ, встречались как весьма достойные, так и эпатажные личности:

  1. Эразм Роттердамский. Один из виднейших деятелей эпохи Возрождения, судьба и творческая деятельность которого прошла во всех великих европейских державах того времени: Франция, Швейцария, Англия, Священная Римская империя;
  2. Одним из известнейших граждан мира был Лев Толстой, никогда не питавших особенно теплых чувств к тому месту, в котором ему пришлось обитать;
  3. Архитекторов русской революции (Ленин, Троцкий, Бухарин) царская охранка также считала пасынками Родины. Прошло время, и новая власть стала трактовать их деятельность совершенно в ином ключе;
  4. Эксцентричная Валерия Новодворская, не скупившаяся на острое словцо для своего отечества, нередко подвергалась за это критике;
  5. Из более современных примеров – Павел Дуров, который сам себя неоднократно называл космополитом. В отличие от Новодворской, Дуров в своей критике не щадит ни Россию, ни Запад. Так, после откровений Сноудена он признался, что разочаровался в правительствах развитого мира.

Место животных в мировом сообществе

Порфирий Тирский в своем « Трактате о воздержании» пишет, что все люди, а также все животные имеют одинаковую природу, потому что принципы их тел одинаковы. Согласно этому трактату, они имеют одинаковую природу, тем более что душа, находящаяся в них, не отличается (в отношении аппетитов, движений гнева, рассуждений и ощущений прежде всего). Но что касается тела, то у одних животных такая же совершенная душа, у других — в меньшей степени, поскольку все принципы по своей природе одинаковы, что также свидетельствует о родстве.

Согласно философу Теофрасту , хотя ойкиоз объединяет нас с другими людьми, мы придерживаемся мнения, что все злые люди должны быть уничтожены и наказаны, и что своего рода импульс их особой природы и их нечестия, кажется, тренирует причинять вред тем, кого они встретиться, и что подобным образом мы можем иметь право подавлять среди животных, лишенных разума, тех, кто по своей природе несправедлив и вреден и которых их природа подталкивает навредить приближающимся. Теофраст также писал среди других животных, что некоторые не совершают несправедливости, есть некоторые, что их природа не причиняет им вреда, и тех, кого он считает несправедливыми, уничтожать и убивать их, так же как несправедливо поступать так с людьми, подобными их. Это, кажется, показывает, что существует не только одна форма прав между нами и другими животными, поскольку среди последних одни вредны и вредны по своей природе, а другие нет — точно так же, как среди людей.

«До того, как стоики навяжут свою гуманистическую идеологию, свой усеченный космополитизм, Теофраст утверждает против тех, кто хочет видеть несовместимость принципов, два связанных наблюдения, которые строят единый закон универсальности: с одной стороны, « филантропия » распространяется на все человечество оставляя позади как нефилософское и неблагочестивое различие, которое делает только греков людьми, и превращает варваров в квази-животных, лишенных истинного языка, которым является греческий язык; с другой стороны, благотворительность не оставляет животных вне поля своей нежной доброжелательности и сводит их вместе, напротив, в лоно humanitas. Можно сказать , что в Теофрасте , антирасизм и анти- видовизм одно » .

19 век

Признание национальной идентичности и связанное с этим появление многочисленных национальных государств в 19 веке привело к новой принадлежности к ограниченному и более или менее однородному культурному пространству и, таким образом, к удалению от космополитических идеалов Просвещения. Ханна Арендт связывает провал идеи национального государства в катастрофе Первой мировой войны с ускоряющимся расширением колониального империализма около 1880 года , что было несовместимо с фактическими ограничениями национального государства.

Однако во второй половине столетия в растущей буржуазии как в Европе, так и в Северной Америке возникло пацифистское противодействие , которое сыграло роль в более позднем возрождении интереса к космополитизму. Как хорошо известный представитель этого нового движения, лауреат Нобелевской премии мира Берта фон Суттнер призвала к преодолению растущего потенциала национальных конфликтов посредством мирного союза всех государств и арбитражных соглашений для урегулирования конфликтов

Ваша книга Опустите руки! С переводами на 15 языков это было самое важное произведение антивоенной литературы XX века.

Это развитие не ограничилось Европой и Северной Америкой. В отмеченной региональными конфликтами и религиозным фанатизмом Персии 19 века в Вере бахаи идея гражданина мира стала центральной доктриной. Baha’ullah в спрос «Земля только одна страна , и все люди являются его гражданами» был отказ от существующих религиозных водоразделов и любого национализма. По словам Манфреда Хаттера, это «теологически оправданное космополитическое отношение членов религии» является одной из основных причин преследований бахаи в сегодняшнем Иране.

Критика

«Космополитизм» стал риторическим оружием, используемым националистами против «чужеродных» идей, противоречащих ортодоксальности. Европейских евреев часто обвиняли в том, что они «безродные космополиты». В своей речи 1946 года в Москве Иосиф Сталин подверг критике сочинения, в которых «положительный советский герой высмеивается и уступает всему иностранному, а космополитизм, с которым мы все боролись со времен Ленина, характерный для политических пережитков, многократно приветствуется».

В Германской Демократической Республике , космополитизм был охарактеризован как буржуазно — империалистическая идеология , отрицающее право наций на независимость и национальный суверенитет . Говорилось, что космополитизм способствует разрушению национальных и патриотических традиций и национальной культуры . Утверждалось, что это пропагандируется англо-американским империализмом с целью установления мировой гегемонии ( Мирового правительства ), действующей в интересах монополистического капитализма . Его противоположностью был не шовинистический буржуазный национализм , а патриотизм ; любовь к родному месту, к своей стране. Любовь к Родине считалась одним из самых глубоких чувств трудящихся, выражавшимся в борьбе с завоевателями и угнетателями. В 21 веке этот эпитет стал оружием Владимира Путина в России, националистов в Венгрии и Польше. В наше время Стивен Миллер , старший политический советник администрации Трампа , публично критиковал репортера CNN Джима Акоста за проявление «космополитической предвзятости» во время обсуждения нового плана правительства по иммиграции.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм – это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

История развития космополитизма

Ранние древние выражения космополитизма, вызванные необходимостью выживать в диких природных условиях, отмечаются в добровольном объединении племён, родов и народов по религиозному, идеологическому, экономическому признаку.

О рассматриваемой идеологии впервые заговорили в Древней Греции и первым, кто изложил мысли о мировом гражданстве, был Сократ, но Диоген его опередил и ранее успел объявить себя «космополитом».

В то время космополитизм прогрессировал в учении киников, и явным импульсом стала Пелопоннесская война, которая поспособствовала отрицательному взгляду на призыв к местному патриотизму по причине утраты независимости и важности отдельных полисов (городов-государств, объединяющих город и окружающие земли с сёлами). Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики

В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви

Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики. В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви.

С XVI века космополитизм приобретает светский характер. В 1544 году Гийом Постель в понятие «космополитизм» вкладывает не религиозный, а земной смысл, представляя себе мировое государство внерелигиозным и наднациональным братством, основанном на собственном выборе каждого. Впрочем, космополитизм пребывал тогда в стадии формирования, появляясь в тайных обществах герметистов и алхимиков. Благодаря развитой организации масонства это братство первым распространило космополитизм.

Формирование данного мировоззрения пришло на рост пацифистских настроений изнемогших от войн европейцев. В этом значимую роль сыграло учение «Вечного мира» Канта и Бентама, рекомендующее создать в Европе непрерывно действующий конгресс, который бы объединил государства в вопросах мира. Раздумывая, Кант усмотрел в рассматриваемой идеологии кульминацию истории, относя её к естественному состоянию человека.

Возобновление космополитизма случилось в XX веке на волне сильнейших социальных потрясений из-за мировых войн и революций. Для этого времени в Европе характерно развитие движения безнационализма, относящееся к радикальной ветви космополитизма.

В 1921 году Эжен Ланти создал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT). Перед ассоциацией ставилась задача содействовать исчезновению всех наций как самоуправляющихся союзов и применение эсперанто как общего языка культуры.

В 1931 году был издан документ ассоциации – «Манифест Безнационализма».

После завершения Второй мировой войны рассматриваемая идеология с успехом прогрессирует в капиталистических странах.

Принятая в декабре 1948 года «Всеобщая декларация прав человека» закрепила в мировом законодательстве права каждого жителя Земли.

В 1954 году Гарри Дэвис создаёт некоммерческую организацию «Всемирное Правительство Граждан Мира», знаменитую выдачей «Паспорта гражданина мира».

Одновременно в СССР отмечается «борьба с космополитизмом» – это мировоззренческая кампания, направленная супротив советских интеллектуалов, тяготеющих к сторонникам прозападных тенденций.

В XXI веке рассматриваемая идеология возобновляет своё развитие по причине тотальной глобализации.

В поддержку космополитизма выражал своё мнение Л. Н. Толстой, называя патриотизм пережитком варварских времён, злом, неминуемо ведущим к вражде и агрессии.

Явным адептом рассматриваемой идеологией является Стив Харвиц. Философская теория описываемого мировоззрения приобрела развитие в работах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм был описан в трудах немецкого политического философа и социолога Ульриха Бека, а именно в книге «Космополитическое мировоззрение».

Нередко рассматриваемая идеология попадает под критику за пропаганду равнодушия к национальным ценностям, безучастие к национальной культуре.

Итак, человека можно отнести к космополиту, если он лишён патриотизма, безучастен к интересам Отчизны, чужд своему народу, не причисляет себя к какой-либо национальности. Космополит нетерпим к унижениям, преследованиям, ущемлениям в правах по вероисповеданию, цвету кожи, умственным и физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям, не выказывает отрицательного насильственного давления и влияния на других личностей, не препятствует их увлечениям и традициям.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Древний и современный

Космополитическое распространение можно наблюдать как у вымерших, так и у современных видов. Например, Lystrosaurus был космополитом в раннем триасе после пермско-триасового вымирания .

В современном мире косатка , синий кит и большая белая акула имеют космополитическое распространение, простираясь по большей части океанов Земли . Другой пример — оса Copidosoma floridanum, обитающая во всем мире. Другие примеры включают людей , кошек , собак , западную медоносную пчелу , листовой лишай Parmelia sulcata и род моллюсков Mytilus . Этот термин также может относиться к некоторым заболеваниям. Это может быть результатом широкого диапазона допусков окружающей среды или быстрого распространения по сравнению со временем, необходимым для видообразования .

История[]

Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своём смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.

В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 1947—1953 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector