Копинг-стратегия

Классификация стратегий

Самой популярной является система классификации, предложенная Ричардом Лазарусом в соавторстве с С. Фолкманом. Они выделили 2 типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированные;
  • эмоционально-ориентированные.

В первом случае люди пытаются изменить ситуацию путем ее переосмысления. Они ищут разные варианты того, как себя вести. Благодаря этому они защищают себя от необдуманных и импульсивных действий.

Во втором случае человек заполняет сознание мыслями, которые помогают ему снизить эмоциональное напряжение. Мысли существенно улучшают его состояние, но не помогают в решении сложившейся ситуации. Примером такого типа стратегий считаются юмор, отрицание ситуации. Сюда же можно отнести употребление алкогольных напитков и транквилизаторов.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

Этот вид копинг-стратегий делится на 8 подвидов. Именно их человек использует в стрессовых ситуациях:

Тщательный анализ того, что произошло, поиск решений проблемы и составление плана действий.
Конфронтационный копинг. Проблема решается путем конфронтации. Человек проявляет враждебность и упрямство. С одной стороны, это хорошо, поскольку таким образом личность отстаивает свое мнение и интересы. А с другой — сложно предсказать результаты такого поведения.
Человек оценивает свою роль в происходящем, а после берет ответственность за принятие решений на себя.
Самоконтроль. Индивид тщательно контролирует то, что делает и говорит.
Поиск положительных сторон в стрессовой ситуации.
Просьба о помощи, адресованная родными и близким людям.
Дистанцирование

Человек уменьшает важность проблемы, удаляется от нее.
Бегство.

По мнению Лазаруса, человек сам определяет, является для него ситуация стрессовой или нет. Точно так же он сам выбирает методы психологической защиты или копинг-стратегии.

Базисная стратегия и ресурсы

Все тот же Ричард Лазарус считал механизмы копинга действиями, которые человек предпринимает в неприятной или опасной для него ситуации, например, болезни, физическом насилии.

К базисной стратегии относятся:

  • решение проблемы;
  • избегание травмирующих ситуаций;
  • поиск поддержки у окружающих людей.

Базовыми ресурсами называют:

  • концепцию своего эго;
  • эмпатию;
  • аффилиацию (потребность находиться в обществе других людей);
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Все эти ресурсы помогают держать ситуацию, а также чувства и эмоции под контролем. При этом человек прислушивается к мнению собеседника, используя его во время принятия окончательного решения.

Базисная стратегия и ресурсы в целом помогают справиться со стрессом так, чтобы он не смог нанести психике вред.

Совладающее поведение

В психологии это способность человека сохранять баланс между средой и ресурсами. Главная задача поведения такого типа — помочь сохранить хорошее самочувствие, как психологическое, так и физическое.

Теория о копинг-поведении делит стратегии на непродуктивные и продуктивные. К первым относятся избегание и неспособность решить проблему с достоинством. Вторая группа: работа над сложившейся ситуацией, поддержка со стороны окружающих, оптимизм.

Диагностическая методика для определения стратегий

Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:

  1. Самостоятельное разрешение ситуации;
  2. Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
  3. Самоустранение от стресса.

Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.

Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие. Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида

Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.

Литература

на русском языке
  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
на других языках
  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Ресурсный подход к копинг-стратегиям[править | править код]

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» .

К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения . В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) . Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) .

Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение . По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды .

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом .

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные типы стратегий такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация – это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль – это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания – слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Виды копинг-стратегий

Классификация копинг-стратегий выглядит так:

  1. Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
  2. Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
  3. Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.

В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:

  • направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
  • меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
  • преобразовываются и человека, и проблему.

Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.

Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:

определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.

По успешности:

  • с применением конструктивных копинг-стратегий;
  • с использованием деструктивных стратегий.

По стилю:

концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).

По тому, как человек контролирует ситуацию:

  • составление плана действий;
  • асоциальные поступки;
  • косвенные действия;
  • активные действия.

По типу ситуации:

  • самоконтроль;
  • проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
  • использование помощи со стороны;
  • избегание ситуации или уход от реальности;
  • взгляд с другой стороны;
  • составление плана по решению проблемы.

По открытости:

  • решение проблемы мысленно;
  • исправление ситуации с помощью активных действий.

3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.

Адаптивные:

  1. Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
  2. Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
  3. Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.

Неадаптивные:

  1. Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
  2. Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
  3. Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.

Относительно адаптивные:

  1. Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
  2. Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
  3. Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.

То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.

Относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии встречаются довольно часто. Вспомните, как много людей «заливают» проблемы алкоголем. Знаю молодого человека, назовем его Александром. Пока он отсутствовал дома из-за работы, его жена изменила ему и не один раз. Узнав об этом, он ушел от нее. Но там осталась маленькая дочь, которую Александр очень любил. Чувства к жене тоже еще остались. Не в силах справиться с ними и с негативными эмоциями, он начал выпивать каждый день.

Также у меня есть подруга, который приходится справляться с множеством проблем. У нее маленький ребенок, сложные отношения в семье, задержки зарплаты и многое другое. Так вот, пытаясь уменьшить проявления стресса, она занимается творчеством: рисует, плетет различные изделия из бумаги. И знаете, это действительно помогает.

Что такое копинг-стратегии

Это последовательность или совокупность действий, направленных на снижение стрессового воздействия. В отечественной психологической практике этот адаптационный механизм называют переживанием или преодолением неблагоприятного воздействия стресса. В общем смысле копингом можно назвать любые способы защиты психоэмоционального состояния во время решения каких-либо жизненных проблем, будь то поиск работы или общение с окружающими людьми.

Адаптивные копинг-стратегии являются естественными защитными механизмами психики, то есть все люди в течение жизни используют этот способ защиты от стресса. Например, к простым методам улучшения психического состояния относят юмор, отвлечение, публичное выражение эмоций и избегание определенных ситуаций. Несознательное использование таких стратегий показывает, что копинг является продолжением рефлекторной деятельности головного мозга. Также существуют специально разработанные методы адаптации к стрессу, используемые в психотерапевтической практике.

Различные психологические защиты важны в повседневной жизни, поскольку любой человек каждый день сталкивается с трудностями. Незначительный стресс может возникать даже в привычной обстановке. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием может быть предпосылкой к возникновению последствий хронического стресса. Так, считается, что нарушение механизма психологической адаптации является причиной формирования тревожного невроза, депрессии и других расстройств.

Индикатор копинг-стратегий (д. Амирхан)

Методика Д. Амирхана, предназначена для диагностики базисных копинг стратегий поведения используемых индивидом для преодоления стрессовых ситуаций. Методика «Индикатор копинг-стратегий», разработанная на основе факторного анализа. Теоретическим основанием методики является представление, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:

  1. Стратегия разрешения проблем — это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации.
  2. Стратегия поиска социальной поддержки – это способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации.
  3. Стратегия избегания – способность человека уходить от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации. Автор методики выделял пассивный и активный способ избегания проблемной ситуации.

Стратегия избегающего поведения, по мнению автора методики, характерна для поведения дезадаптированного индивида, находящегося на более низком уровне развития.

Амирхан характеризовал совлодающее поведение, как наиболее эффективное использование комбинации из трех описанных копинг-стратегий, в зависимости от стрессовой ситуации.

Адаптация: психоневрологический научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева. Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским (1994-1995).

Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблем

Назначение теста

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Утверждения «Полностью согласен»

3 балла.

«Согласен»

2 балла.

«Не согласен»

1 балл.

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу
13. Больше времени, чем обычно, провожу один
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы
17. Обдумываю про себя план действий
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации
21. Избегаю общения с людьми
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей
26. Сплю больше обычного
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе
28. Представляю себя героем книги или кино
29. Пытаюсь решить проблему
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного
31. Принимаю помощь от друзей или родственников
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

Уважаемые коллеги и партнеры!

Наш центр — это прежде всего команда настоящих профессионалов, умело внедряющих инновационные технологии работы в учреждения социальной защиты населения Краснодарского края. Мы предлагаем актуальные темы обучающих мероприятий, на которых специалисты не только овладевают новыми знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, но и обмениваются опытом работы, расширяют круг общения. Оказавшись в стенах «Краевого методического центра», специалисты становятся частью большого профессионального сообщества – социальных работников. В результате у них появляется понимание значимости их работы, усиливается мотивация к ней, раскрывается скрытый потенциал каждого. Общение с опытными преподавателями и коллегами исключает синдром профессионального выгорания и дает импульс к позитивным изменениям в профессиональной деятельности специалистов. Основной принцип нашей работы — ориентация на потребности клиента. Ежегодно расширяется круг обучающих мероприятий и актуализируется их содержание. Успешный опыт взаимодействия с различными органами и учреждениями позволил завоевать хорошую репутацию и доверие среди них. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и сохранение сложившихся деловых и дружеских отношений.

С наилучшими пожеланиями, Наталия Ивановна Дудий, руководитель ГКУ КК «Краевой методический центр»

Актуальность копинга

Сейчас понятие «копинг» активно используется многими психологами, психоаналитиками и психиатрами. Существует множество классификаций стратегий и стилей, в которые они объединяются. Каждая личность формирует собственную систему совладания и психологической защиты от стресса.

Тема копинга очень актуальна и используется для конструктивной борьбы со стрессорами. Т. к. окружающий мир становится с каждым годом всё более агрессивным, то и обычному человеку нужно адаптироваться к этим факторам.

Особенно актуальны копинг-тренинги и работа с психологом. Не каждый может самостоятельно провести диагностику своих поведенческих моделей и скорректировать их в нужное направление.

Копинг-тренеры проводят работу над стилями поведения и путём их коррекции повышают стрессоустойчивость индивида. Это помогает людям наладить отношения в коллективе, семье, снизить количество дистресса в повседневной жизни. Такие улучшения психофизического состояния благоприятно влияют на весь организм.

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза тревоги
  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом. Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты. Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector