Причины возникновения конфликтов

Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуации

Семейные конфликты являются одними из наиболее встречаемых. Согласно статистике, практически каждому члену семьи приходится сталкиваться с непониманием со стороны одного из близких родственников. Причинами развития конфликтов в данной группе индивидуумов становятся:

  • Сильные различия в характере и темпераменте как у супругов, так и у детей, родственников.
  • Бытовые проблемы. В большинстве случаев у пар конфликтная ситуация назревает именно на почве нехватки денежных средств.
  • Неоправданные ожидания. Столкновение возникает в связи с неоправданными надеждами, возлагаемыми на брак одним из супругов.
  • Неудовлетворенность сексуальной жизнью.
  • Измена. В связи с неудовлетворенностью в сексе часто один из супругов (реже оба) начинает искать тепло и ласку на стороне. Как итог — развитие конфликтной ситуации, приводящей к разрыву. Однако некоторые пытаются добавить «пикантности» отношениям, тем самым спасая их.
  • Отсутствие личного пространства. Большинство пар постоянно проводят время вместе, не имея при этом возможности уединиться, что приводит к «отвоевыванию» определенных территорий дома.
  • Ревность, обостренное чувство собственности. Некоторым типам людей свойственно чрезмерно опекать своего партнера, ограничивая его общение с противоположным полом, при этом постоянно подозревая супруга в несуществующих изменах. Пример конфликта, развитие которого обусловлено ревностью: один из супругов постоянно читал личную переписку своего партнера, когда же последний увидел это, вспыхнул скандал.
  • Злоупотребление одного из партнеров алкоголем и наркотиками, курение.
  • Разные взгляды на воспитательный процесс. Если в семье есть дети, то часто конфликт может возникнуть в связи с недовольством одного из родителей по поводу их воспитания другим.

Функции конфликта в психологии

Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.

Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные функции:

  • появление понимания между конфликтующими сторонами;
  • налаживание коммуникативно-информационных связей;
  • желание социальных изменений;
  • участие в поддержании гармонии;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм;
  • проявление лояльности к членам коллизии.

Деструктивные функции:

  • недовольство и раздраженность;
  • нарушение коммуникационных связей;
  • снижение уровня сотрудничества;
  • бессмысленное соперничество;
  • виденье противостоящей стороны в качестве врага;
  • восприятие своих целей, как единственно возможных;
  • отказ от взаимодействия;
  • враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
  • неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
  • насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.

Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. Пока не разработана универсальная схема описания конфликта

Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Виды социальных конфликтов

В общих чертах конфликт можно представить в виде обычного спора либо столкновения двух индивидов или коллективов за обладание одинаково ценимым обеими противоборствующими сторонами. Участники конфронтации именуются субъектами конфликта. Среди них можно выделить: свидетелей, подстрекателей, пособников, посредников. Свидетелями являются субъекты, наблюдающие за течением конфликтной ситуации со стороны, подстрекателями – индивиды, подзадоривающие других участников к ссоре, пособниками – люди, способствующие эскалации конфликта через рекомендации, техническую помощь либо иными доступными способами, посредниками — это особы, которые своими деяниями стремятся предотвратить, разрешить либо остановить противостояние. Не все лица, участвующие в противостоянии, обязательно пребывают в непосредственной конфронтации друг с другом. Позиция, благо или вопрос, порождающий развитие противоборства называется предметом конфликта.

Повод и причина зарождения конфликтов разнятся с его предметом. Причиной конфликтной ситуации являются объективные обстоятельства, предопределяющие возникновение противостояния. Причина всегда имеет связь с потребностями противоборствующих сторон. Поводом для развития конфронтации могут служить незначительные происшествия, способствующие возникновению спорной ситуации, сам конфликтный процесс при этом может не созреть. Кроме того, повод бывает специально созданным или случайным.

Для всестороннего понимания конфликтной ситуации нужно отграничить ее от противоречия, которое означает фундаментальную несовместимость, несхожесть в каких-то принципиально важных интересах, например, политико-экономического или этнического характера.

Противоречия бывают: объективные и субъективными, основными и неосновными, внутренними и внешними, антагонистическими и неантагонистическими.

Внутренняя конфронтация возникает вследствие столкновения внутриорганизационных, внутригрупповых и иных интересов членов незначительных социальных групп. Внешние – зарождаются между двумя и больше социальными системами. Базисом конфликтных движений, в которых его участники защищают противолежащие интересы, являются антагонистические (непримиримо враждебные) разногласия. Примирить таких субъектов, преследующих полярные интересы, можно на непродолжительное время, тем самым отсрочив конфликт, не разрешив его. Разногласия, зарождающиеся между субъектами конфликтной ситуации, которые характеризуются наличием согласованных интересов, называются неантагонистическими. Другими словами эта разновидность противоречий подразумевает под собой возможность достижения компромиссов посредством взаимно направленных уступок.

Основные противоречия обуславливают зарождение и динамику конфликтного процесса, характеризуют связь между его ведущими субъектами. Неосновные расхождения – сопровождают конфликтные ситуации. Преимущественно, они взаимодействуют с второстепенными участниками конфликта. Объективные разногласия – определяются процессами и явлениями, которые не зависят от интеллекта и воли индивидов, поэтому разрешить такие противоречия без устранения непосредственно причины их возникновения невозможно. Субъективные несогласия – характеризуются зависимостью от воли и разумности субъектов. Они обусловлены особенностями характеров, отличиями в поведенческой модели, мировоззрении, морально-ценностных ориентациях.

В основе всякого конфликта обязательно лежит противоречие, проявляемое в напряжении вследствие неудовлетворенности настоящим положением и готовности изменить его. Однако разногласие может не перерасти в открытое столкновение, то есть непосредственно в конфликт. Следовательно, противоречие выказывает сокрытый и неподвижный момент явления, в свой черед, конфликт выражает открытый и динамический процесс.

Социальный конфликт является высшей точкой развития противоречий во взаимодействии индивидов, социальных коллективов и институтов, который характеризуется увеличением антагонистических тенденций, противоположных интересов социальных групп и отдельных индивидов.

Последствия

Снова следует указать на то, что последствия конфликтов напрямую зависят от его типа. В основном же последствия могут быть функциональными или дисфункциональными. Этот факт влияет на последующий этап спора и возможность его рецидива в будущем.

Функциональные последствия конфликтов приводят к тому, что противоречие разрешается так, что обе стороны удовлетворены, а значит, важная проблема решена. Также очевидно, что совместное решение приводит к тому, что результат является положительным и быстро достижимым. Последствием спора, решенного подобным способом, является приобретение положительного опыта, развеяние страхов и стереотипов.

В случае с дисфункциональными последствиями главный фактор – это возможное зарождение наиболее масштабного спора. Непродуктивные взаимоотношения, отсутствие мотивации, препятствие разрешению задач, психологическая и эмоциональная нестабильность населения — все это часто способствует перерастанию такого противостояния в вооруженные конфликты.

Понятно, что таких спорных ситуаций нужно все же стараться избегать. И знание того, что такое конфликт и каковы способы его решения, может значительно сократить неприятные ситуации в коллективе и личной жизни. Не говоря уже о противостоянии государств на политической арене.

Какими бывают конфликты?

Видов и форм напряжённых ситуаций очень много. Их классифицируют в зависимости от индивидуальных факторов и особенностей. В первую очередь, выделяют скрытые и открытые формы конфликта. В первом случае человек не будет у всех на глазах демонстрировать своё недовольство. Вместо этого он станет плести интриги, разводить сплетни, полностью прекратит общение с другой стороной, изолирует себя от коллектива, проявит полное равнодушие. Во втором случае он будет вступать в дебаты, спорить, отказываться выполнять требования, мстить, драться и так далее. При этом пассивная форма открытой вражды часто выливается в алкоголизм или наркоманию.

Также конфликты делят на группы в зависимости от таких показателей, как:

  1. Размер: личностные, локальные, региональные, государственные, мировые, а также микро-, макро- и мегаконфликты.
  2. Причины возникновения: разные интересы, ценности, мнения, желания.
  3. Последствия: удачные и неудачные, разрушительные или созидательные.
  4. Форма борьбы: мирные и агрессивные.
  5. Отношение сторон к конфликту: случайные или спланированные, подлинные или ложные.
  6. Проявление: словесная перепалка, драка, дебаты, война.

Кроме того, конфликты бывают внутренними (борьба двух «я» внутри человека) и внешними (межличностными, между отдельной личностью и организацией, индивидом и государством, группой людей и страной).

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М., Кузьменкова О. В.). Иными словами, речь идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить трансактный анализ Эрика Берна и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Признаки разногласия

Чтобы распознать конфликт, не нужно быть психологом и ученым. Итак, перед нами ситуация, которая толкуется другими участниками как конфликтная. Далее в наличии имеется некий объект, который неделим, то есть это что-то, что не может быть справедливо разделено между соперниками. Ну и, наконец, если существует безболезненный выход из ситуации, противоречий нет, а противники хотят продолжить спор, чтобы достичь цели, то, значит, конфликтная ситуация все еще присутствует.

Итак, сразу можно определить, из каких частей состоит конфликт:

  • Из участников, которые не могут что-то поделить.
  • Из объекта, который вызывает спор.
  • Из некоего инцидента.
  • Из причины, то есть того, что вызвало данную неприятность.
  • Из методов решения спора.

Конфликтная ситуация – это противоречие двух или более участников спора, каждый из которых желает достичь своей цели и не способен уступить сопернику. Часто спор рождается из-за достаточно весомой причины, но обычно происходят конфликты из-за мелочей, таких как высказывание, чужеродное мнение и т. д.

Началом инцидента можно считать осознание одним из оппонентов того, что его взгляды противоречат иному мнению. При этом соперник начинает навязывать свое мнение или стараться ликвидировать спор в свою пользу. В таких ситуация мало кто понимает, что такое конфликт.

Первостепенным признаком можно считать напряженные отношения между оппонентами, которые появились из-за недосказанности, отсутствия информации и т. п.

Основные причины

Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения

Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:

  • Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
  • Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
  • Вечным противостоянием отцов и детей;
  • Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
  • Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.

Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.


Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Межличностные конфликты

Причины межличностных конфликтовразные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).

Профессиональные

Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.

Между детьми в школе

О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).

Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане

В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.

Предмет разногласий

Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.

Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.

Примечание

Важно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников

Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.

Понятие конфликта и его признаки

Конфликт представляет собой очень сложное общественное и психологическое явление. Рассмотрению этого понятия посвящены не только разделы общей и социальной психологии. Существует целая отрасль науки — конфликтология, исследующая состояния напряжения, причины их появления, механизмы и закономерности зарождения и развития подобных ситуаций, функции, положительные и отрицательные последствия, способы и возможности их предупреждения и разрешения.

Подробное исследование тематической литературы показало, что в современном словаре существует более 100 различных определений понятия конфликта в психологии.

С обывательской точки зрения очень часто он воспринимается как резко негативное событие, пронизанное чувством враждебности, обиды, непонимания и агрессии. При такой оценке ситуации кажется естественным желание любым путем избежать участия в подобном столкновении.

В период становления науки управления многие ученые склонялись к мнению, что проблемные ситуации — это свойство неэффективной деятельности организации и результат слабого управления. Но на сегодняшний момент все отрасли психологической науки единогласно разделяют точку зрения, что определенные расхождения возможны в самых эффективных организациях, даже при условии адекватных взаимоотношений всех членов коллектива. Спорные ситуации бывают нужными для дальнейшего развития и функционирования организации. Для этого необходимо научиться грамотно управлять конфликтом.

Термин «конфликт» имеет латинское происхождение. Это слово часто переводится как «столкнувшиеся», а кратко определить само понятие можно как отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Иногда конфликт рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций сторон, проявляющихся в поступках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector